zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=42030
Вывод документа
Розничную торговлю через интернет-магазин алко-напитками, табачными изделиями и жидкостями, которые используются в электронных сигаретах (далее — ЖЭС), можно осуществлять при наличии соответствующих лицензий, места осуществления розничной торговли, которое оборудовано РРО/ПРРО (или где есть КУРО), а также в случае соблюдения требований ст. 71 Закона № 3817*
Появление этой консультации в первую очередь связано со вступлением с 27.07.2024 в силу Закона № 3817 и некоторым изменением правил игры в торговле упомянутыми товарами, в частности через интернет.
Торговая площадь не менее 20 кв. м. Отметим, что согласно термину «место торговли» размер площади (не менее 20 кв. м) места реализации алко-напитков формально имеет значение и при торговле алко-напитками (кроме пива), которая осуществляется и через интернет-магазин! Ведь каких-то исключений нормативы не предусматривают. На этом фискалы настаивали раньше и сейчас — так же. И это на практике обычно — достаточно серьезная проблема для тех, кто желает торговать алко-напитками через интернет... ☹
А вот для торговли табачными изделиями и ЖЭС, в частности через интернет, размер площади торгового места значения не имел и по Закону № 3817 тоже не имеет.
Розничная лицензия. Дальше фискалы, опираясь на ч. 7 ст. 16 Закона № 3817, отметили, что розничная торговля алко-напитками, в том числе через сеть «Интернет», может осуществляться хозсубъектами, в том числе их производителями, при наличии у них лицензии на право розничной торговли алко-напитками. А также — что
розничная торговля табачными изделиями и/или ЖЭС может осуществляться при наличии одной (!) из следующих лицензий: на право розничной торговли табачными изделиями, на право розничной торговли ЖЭС (ч. 1 ст. 23 Закона № 3817)
То есть с 27.07.2024, кто имеет розничную лицензию на торговлю ЖЭС, может торговать также и табачными изделиями!
Соблюдение требований ст. 71. Потом фискалы в консультации отмечают необходимость и при торговле через интернет обеспечения требований ст. 71 Закона № 3817.
Напомним, что эта статья содержит нормы, похожие на изложенные в ст. 152 и 153 Закона № 481. И мы недавно в материале «Старые-новые ограничения по продаже алкоголя, табачных и ЖЭС» // «Налоги & бухучет», 2024, № 82 анализировали эти обновленные ст. 71 Закона № 3817 ограничения в отношении продажи (и потребления) алко-напитков, табачных изделий и ЖЭС по сравнению со старыми.
Здесь фискалы особый акцент делают на запрете продажи упомянутых товаров лицам, которые не достигли 18-летнего возраста (ч. 1 ст. 71), и упоминают о способах подтверждения возраста покупателя (ч. 5 ст. 71). В то же время на практике пока это сводится к тому, что для допуска на «алкогольно-табачные» страницы потенциальные покупатели должны указать, есть ли им 18 лет. А вот с 26.01.2026 интернет-торговцы уже должны обязательно проверять возраст каждого заказчика таких товаров с использованием электронных ресурсов и других средств идентификации (п. 1 ч. 9 ст. 71)...
Расчеты. По неведомым нам причинам фискалы в этой консультации не упомянули последний абзац ч. 10 ст. 71 Закона № 3817, который действует с 27.07.2024 (!). Но он содержит еще ограничение в отношении формы расчетов:
«Лица, которые осуществляют продажу алкогольных напитков, табачных изделий, электронных сигарет, заправочных контейнеров, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, устройствах для потребления табачных изделий без их сгорания путем электронной торговли, обязаны обеспечить осуществление расчетов по таким операциям исключительно через счета, открытые у предоставителей платежных услуг в Украине».
Поэтому расчеты не через упомянутые счета, а, например, напрямую наличностью формально исключаются. Разве что покупатель будет вносить наличность на счет интернет-магазина через кассу банка. Невозможность в настоящее время расчетов наличностью отмечают и фискалы — см. письмо ГНСУ от 23.09.2024 № 4560/ІПК/99-00-09-04-03 ІПК.
За нарушение формы расчетов при интернет-торговле отдельного штрафа нет, но будет общий штраф за нарушение ст. 71 (3 размера МЗП, установленной законом на 1 января отчетного года — в 2024 году эта сумма составляет 21300 грн).
Итог. В конце налоговики делают общий вывод, что осуществлять розничную торговлю такими товарами через интернет-магазин возможно: при наличии места осуществления розничной торговли (для алко-напитков дополнительное требование — помещение торговой площадью не менее 20 кв. м*), которое оборудовано РРО и/или ПРРО (независимо от их количества) или где есть КУРО, лицензий на соответствующие виды деятельности и обеспечении соблюдения требований ст. 71 Закона № 3817.
* Здесь они снова «забыли» упомянуть, что это не касается тех, кто торгует через интернет из алко-напитков только: пивом, а также/или — столовым вином.
Будущее. Об изменениях, которые ожидают торговлю вышеупомянутыми товарами через интернет в не слишком близком будущем (с 26.01.2026), мы уже писали в разделе «Электронная торговля (через интернет)» в упомянутом материале «Старые-новые ограничения по продаже алкоголя, табачных и ЖЭС» // «Налоги & бухучет», 2024, № 82.
Поэтому в 2025 году особых «торговых» изменений здесь не ожидается. Преимущественно изменения будут касаться лицензирования, поскольку заработают нормы разд. VІІ «Лицензирование» Закона № 3817. Но они существенно не повлияют на возможность торговать через интернет.
Появятся отдельные, дешевые, лицензии на продажу сидра и перри. Но у кого есть старые (будут ли новые) «общие» лицензии на продажу алко-напитков, то по ним можно и дальше торговать сидром, перри и т. п. Поэтому если вы торгуете только сидром и перри и т. п., то с нового года стоит задуматься о замене старой «общей» лицензии на дешевую «сидро-перриевую»...
А вот в сфере «администрирования» фискалами торговли такими товарами через интернет грядут серьезные изменения! Поэтому рекомендуем обратить особое внимание на ч. 10 ст. 71 Закона № 3817, которая формально действует
Эти нормы касаются мониторинга и контроля фискалов за веб-сайтами, через которые осуществляется продажа таких (алко/табачно/ЖЭС) товаров. В частности, у фискалов появятся рычаги для ограничения доступа к веб-сайтам при нарушении требований Закона № 3817. А в отношении «почвы» к этим изменениям, напоминаем, что согласно п. 7 разд. ХІІ Закона № 3817 где-то до конца января 2025 года:
— Минфин должен издать порядок подачи лицензиатами, которые торгуют упомянутыми товарами (продукцией) путем электронной торговли (с использованием средств дистанционной связи или через интернет-магазины), информации об адресах веб-сайтов, на которых осуществляется предложение их к продаже;
— ГНСУ должен обеспечить формирование и ведение реестра адресов веб-сайтов продавцов упомянутых товаров (продукции) через интернет и разместить его в свободном доступе на своем официальном веб-сайте!
Поэтому, думаем, со следующего года торговать упомянутыми алко/табачно/ЖЭС-товарами через интернет станет «веселее», а с 27.01.2026 — и совсем «весело»...