Размер предприятия — на что влияет?
От того, к какой категории (микро-, малых, средних или крупных) относится предприятие,
непосредственно зависит формат финансовой отчетности, которая им подается
Так, для микро- и малых предприятий (кроме тех, которые обязаны составлять финотчетность по международным стандартам) установлена сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах (ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете*, п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», п. 2 разд. І НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность»). Все остальные предприятия, которые применяют национальные стандарты бухгалтерского учета, составляют и подают полный комплект финансовой отчетности по нормам НП(С)БУ 1.
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
Хотя по желанию «малыши» — микро- и малые предприятия — также могут составлять полнокомплектную финотчетность. Свой выбор закрепляют в приказе об учетной политике предприятия. И если решено отчитываться по полной форме, тогда во всем придется подчиняться требованиям НП(С)БУ 1. То есть составлять годовую финансовую отчетность в составе пяти форм и ежеквартально подавать промежуточную финотчетность в составе двух форм (п. 2 разд. II НП(С)БУ 1, п. 2 Порядка № 419*). А микропредприятиям тогда вести бухучет по общим правилам и забыть об упрощениях, определенных п. 7 разд. I НП(С)БУ 25.
* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.
Размерность предприятия влияет также на:
1) МСФО-обязанность — крупные предприятия обязаны составлять финансовую отчетность по международным стандартам (ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете);
2) обязанность обнародовать финотчетность и в какие сроки — крупные и средние предприятия, а также финансовые учреждения и негосударственные пенсионные фонды, которые относятся к микро- и малым предприятиям, и малые предприятия, которые являются субъектами госсектора, обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом на своей веб-странице или своем веб-сайте (в полном объеме) (ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете, см. статью «Годовая финотчетность: обнародование» // «Налоги & бухучет», 2024, № 11);
3) подачу электронных налоговых деклараций — крупные и средние предприятия подают фискалам налоговые декларации исключительно в электронной форме (п. 49.4 НКУ). Это требование распространяется и на финансовую отчетность, которую прибыльщики подают в составе декларации по налогу на прибыль. Но если, например, малое предприятие подает прибыльную декларацию в электронном виде, то и финансовую отчетность — ее неотъемлемое приложение — тоже подают в электронной форме (п. 49.4 НКУ).
Размерную группу для целей подачи налоговой отчетности в электронной форме определяют именно по бухучетным критериям, установленным ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете (см. БЗ 129.03)
4) периодичность подачи финотчетности — по требованиям п. 2 Порядка № 419 микропредприятия и непредпринимательские общества (кроме МСФО-обязанных) подают исключительно годовую финансовую отчетность. Правда, если предприятие по бухучетным меркам — микро-, но с налоговой точки зрения — высокодоходник, то ему придется подавать налоговикам промежуточную финотчетность в составе прибыльной декларации за отчетный квартал (пп. 46.2, 137.4, 137.5 НКУ, письмо Минфина от 21.02.2017 № 11130-02-2/4779);
5) подачу Отчета об управлении — микро- и малые предприятия вообще освобождаются от подачи Отчета об управлении вместе с годовой финотчетностью. А средние предприятия имеют право не отражать в Отчете об управлении нефинансовую информацию (ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете, п. 2 Порядка № 419);
6) способ ведения бухучета — микропредприятия, которые не представляют общественный интерес и не являются НДС-плательщиками, могут вести бухучет без применения двойной записи (ч. 3 ст. 3 Закона о бухучете).
Критерии оценки размера предприятия
Критерии, по которым определяют принадлежность предприятия (кроме бюджетных учреждений) к той или иной категории, установлены ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. При этом ориентируются на три показателя за предыдущий год (в нашем случае за 2024 год):
1) балансовую стоимость активов — стр. 1300 гр. 4 Баланса по ф. № 1, № 1-м, № 1-мс;
2) чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — стр. 2000 гр. 3 Отчета о финансовых результатах по ф. № 2, № 2-м, № 2-мс;
3) среднее количество работников — рассчитывают согласно Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госстата от 28.09.2005 № 286 (см. статью «Расчет численности работников предприятия» // «Налоги & бухучет», 2020, № 77).
Размерные группы предприятий и критерии оценки, которые им отвечают, приведены в табл. 1.
Таблица 1. Классификация предприятий по Закону о бухучете
Категория предприятия | Критерии оценки за год, предшествующий отчетному | ||
Балансовая стоимость активов, евро* | Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро* | Среднее количество работников, человек | |
Микро- | До 350 тыс. включительно | До 700 тыс. включительно | До 10 включительно |
Малые | До 4 млн включительно | До 8 млн включительно | До 50 включительно |
Средние | До 20 млн включительно | До 40 млн включительно | До 250 включительно |
Крупные | Свыше 20 млн | Свыше 40 млн | Свыше 250 |
Критерии, указаны в евро, пересчитывают по среднему за период курсу НБУ (см. bank.gov.ua/ua/markets/exchangerate-chart).
Среднегодовые курсы евро за прошлые годы представлены в табл. 2. Именно их используют для расчета гривневого эквивалента балансовой стоимости активов и чистого дохода от реализации.
Таблица 2. Средние за год курсы НБУ
Годы, предшествующие отчетному | Среднегодовые курсы евро, грн/€ |
2017 («старт») | 30,0042 |
2018 | 32,1429 |
2019 | 28,9518 |
2020 | 30,79 |
2021 | 32,31 |
2022 | 33,98 |
2023 | 39,56 |
2024 | 43,45 |
Вновь образованные предприятия для установления своего статуса применяют показатели на дату составления первой годовой финотчетности. То есть те, кто создан в 2024 году, берут данные финотчетности за 2024 год, а кто будет создан в текущем отчетном 2025 году — возьмут показатели из годовой финотчетности за 2025 год.
Соответствие двум критериям оценки
Для отнесения предприятия к определенной категории показатели финотчетности за предыдущий год должны отвечать одновременно по меньшей мере двум критериям (в любой комбинации). Попадать сразу под все три классификационных признака вовсе не обязательно. То есть когда два параметра из трех отвечают определенной размерной группе, то этого хватает, чтобы ее достоверно установить. Если же совпадают сразу все три показателя принадлежности к соответствующей группе — сомнений вообще никаких.
А если по трем критериям предприятие попадает в три разных категории?
Тогда выбирают золотую середину (см. информационное сообщение Минфина об определении категории предприятия от 11.12.2018). Например, юрлицо по показателям финансовой отчетности предыдущего отчетного 2024 года по среднему количеству работников (43 человека) подпадает под критерий малого предприятия, по балансовой стоимости активов (300 млн грн) отвечает условиям среднего предприятия, а по размеру чистого дохода от реализации продукции (1900 млн грн) является крупным предприятием. Тогда такое предприятие признается средним (см. статью «Градация предприятий по версии Минфина» // «Налоги & бухучет», 2018, № 103).
Приведем примеры определения категории, к которой относится предприятие, по данным годовой финотчетности за 2024 год.
Таблица 3. Примеры определения категории, к которой относится предприятие
Критерии оценки размера предприятия | |||||
Балансовая стоимость активов | Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | Среднее количество работников | |||
млн грн | категория, к которой может относиться предприятие | млн грн | категория, к которой может относиться предприятие | человек | категория, к которой может относиться предприятие |
Входит в группу микропредприятий | |||||
9,1 | микро- | 21,8 | микро- | 38 | малое |
Входит в группу малых предприятий | |||||
9,4 | микро- | 41,6 | малое | 254 | крупное |
9,5 | микро- | 371,2 | среднее | 14 | малое |
119,1 | малое | 29,8 | микро- | 51 | среднее |
113,2 | малое | 19,8 | микро- | 261 | крупное |
119,3 | малое | 294,9 | среднее | 6 | микро- |
51,6 | малое | 1739,5 | крупное | 5 | микро- |
298,7 | среднее | 27,6 | микро- | 38 | малое |
364,9 | среднее | 196,1 | малое | 4 | микро- |
2461,4 | крупное | 28,2 | микро- | 27 | малое |
1473,2 | крупное | 112,2 | малое | 8 | микро- |
Входит в группу средних предприятий | |||||
117,5 | малое | 397,8 | среднее | 267 | крупное |
545,4 | среднее | 236,1 | малое | 254 | крупное |
356,0 | среднее | 1892,6 | крупное | 7 | микро- |
372,1 | среднее | 2405,2 | крупное | 44 | малое |
1754,8 | крупное | 30,1 | микро- | 63 | среднее |
1515,2 | крупное | 262,0 | малое | 149 | среднее |
873,9 | крупное | 901,9 | среднее | 8 | микро- |
1173,9 | крупное | 1372,2 | среднее | 43 | малое |
Входит в группу крупных предприятий | |||||
1258,7 | крупное | 2515,2 | крупное | 235 | среднее |
347,6 | среднее | 1776,4 | крупное | 651 | крупное |
942,3 | крупное | 355,8 | среднее | 271 | крупное |
Впервые свой калибр предприятия определили в начале 2018 года — по данным годовой финансовой отчетности за 2017 год.
А в дальнейшем предприятие должно было ежегодно тестировать, вписывается ли оно в рамки своей категории. И если соответствие не соблюдено, то переходить в другую группу. Но не как попало, а по четко определенным правилам.
Когда и как изменять группу пребывания?
Для предприятий, которые работают не один год, порядок перехода из одной классификационной категории в другую определяет ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Основное правило:
покидают группу пребывания только в том случае, когда два года подряд не вписываются в критерии присвоенной категории
Иначе категорию, к которой относится предприятие, не изменяют. Например, с начала 2023 года предприятие изменило статус и попало в категорию малых. Соответственно за 2023 и 2024 годы оно подавало финансовую отчетность малого предприятия. Но поскольку с момента приобретения статуса малого предприятия прошло 2 года (2023-й и 2024-й), то для финотчетности за 2025 год ему нужно пройти тест на соответствие критериям группы пребывания.
И только при двухгодичном несоответствии следует изменить свою категорию. Тогда срабатывает второе правило:
группу перехода определяют по показателям годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному
Скажем, если наше предприятие в течение двух лет подряд не отвечает статусу малого предприятия (в 2023 году было микро-, а в 2024 — среднее), то с 2025 года оно должно перейти в среднюю группу — категорию второго года несоответствия. То есть в рассматриваемом случае следует ориентироваться на показатели финотчетности за 2024 год.
А вот если бы за какой-то один год из двух (или 2023-й, или 2024-й) показатели финотчетности предприятия отвечали категории малого, тогда оснований для ее пересмотра не возникает. Ведь Закон о бухучете прямо требует покинуть группу пребывания только в случае, если показатели годовой финотчетности в течение двух лет подряд не отвечают определенным критериям соответствующей категории предприятий. Например, по данным финотчетности за 2023 год наше предприятие все еще было малым, в 2024 — микро-, а в 2025 — станет средним. При таких обстоятельствах за 2025 год предприятие должно отчитываться как малое. Поскольку нет два года подряд несоответствия категории малого предприятия (есть только один 2024 год несоответствия). И только с начала 2026 года предприятие потеряет свой малый статус. Поскольку два года подряд (2024 и 2025 годы) предприятие не будет отвечать критериям малой группы. Поэтому с отчетных периодов 2026 года такое предприятие должно отчитываться как среднее.
Те предприятия, которые созданы в 2023 и 2024 годах, в 2025 году сохраняют первоначально установленную размерность. Пересматривать ее для финотчетности-2025 не нужно.
Определить категорию принадлежности предприятия, если два года подряд имеет место несоответствие критериям конкретной группы пребывания, вам поможет табл. 4.
Таблица 4. Статус предприятия для финотчетности-2025
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год (изменение статуса) | Каким предприятие является в 2025 году и будет в 2026 году |
Отвечает критериям | Финотчетность подает как малое, но отвечает критериям | Финотчетность подает как | ||
малого | микро- | микро- | микро- | С 2025 года переходит в категорию микропредприятий. Поскольку два года подряд не отвечает критериям малой группы. Финотчетность за 2025 год подает как микро- в составе форм № 1-мс и № 2-мс. Может выбрать полноформатную финотчетность. Микро- остается и в 2026 году |
малого | микро- | малого | малое | За 2025 год отчитывается как малое предприятие по формам № 1-м и № 2-м. Поскольку нет два года подряд несоответствия категории малого. Может выбрать полноформатную финотчетность. Если по данным годовой финотчетности за 2025 год будет отвечать критериям микро-, среднего или крупного предприятия, то за 2026 год все равно будет отчитываться как малое |
малого | микро- | среднего | среднее | С 2025 года — переходит в группу средних предприятий. Поскольку два года подряд не отвечает категории малого. В какую категорию переходить, определяем по данным годовой финотчетности за 2024 год. За 2025 год отчитывается как среднее по полным формам. Средним остается и в 2026 году |
малого | микро- | крупного | крупное | С 2025 года — переходит в группу крупных предприятий. Поскольку два года подряд не отвечает категории малого. В какую категорию переходить, определяем по данным годовой финотчетности за 2024 год. За 2025 год отчитывается как МСФО-обязанное. Крупным остается и в 2026 году |
малого | малого | микро- | малое | За 2025 год отчитывается как малое предприятие по формам № 1-м и № 2-м. Поскольку нет два года подряд несоответствия категории малого. Может выбрать полноформатную финотчетность. Если по данным годовой финотчетности за 2025 год будет отвечать критериям микро-, среднего или крупного предприятия, то за 2026 год должно перейти в соответствующую категорию, ориентируясь на показатели финотчетности за 2025 год |
малого | малого | среднего | малое | |
малого | малого | крупного | малое | |
малого | среднего | микро- | микро- | С 2025 года переходит в категорию микропредприятий. Поскольку два года подряд не отвечает критериям малой группы. Финотчетность за 2025 год подает как микро- в составе форм № 1-мс и № 2-мс. Может выбрать полноформатную финотчетность. Микро- остается и в 2026 году |
малого | среднего | малого | малое | За 2025 год отчитывается как малое предприятие по формам № 1-м и № 2-м. Поскольку нет два года подряд несоответствия категории малого. Может выбрать полноформатную финотчетность. Если по данным годовой финотчетности за 2025 год будет отвечать критериям микро-, среднего или крупного предприятия, то за 2026 год все равно будет отчитываться как малое |
малого | среднего | среднего | среднее | За 2025 год должно отчитываться как среднее предприятие. Поскольку два года подряд не отвечает критериям малой группы. То есть должно изменить свою группу, перейти из малых в середняки и подавать полноформатную финотчетность. В 2026 году отчитывается как среднее предприятие |
малого | среднего | крупного | крупное | С 2025 года — переходит в группу крупных предприятий. Поскольку два года подряд не отвечает категории малого. В какую категорию переходить, определяем по данным годовой финотчетности за 2024 год. За 2025 год отчитывается как МСФО-обязанное. Крупным остается и в 2026 году |
малого | крупного | микро- | микро- | С 2025 года переходит в категорию микропредприятий. Поскольку два года подряд не отвечает критериям малой группы. Финотчетность за 2025 год подает как микро- в составе форм № 1-мс и № 2-мс. Может выбрать полноформатную финотчетность. Микро- остается и в 2026 году |
малого | крупного | малого | малое | За 2025 год отчитывается как малое предприятие по формам № 1-м и № 2-м. Поскольку нет два года подряд несоответствия категории малого. Может выбрать полноформатную финотчетность. Если по данным годовой финотчетности за 2025 год будет отвечать критериям микро-, среднего или крупного предприятия, то за 2026 год все равно будет отчитываться как малое |
малого | крупного | среднего | среднее | За 2025 год должно отчитываться как среднее предприятие. Поскольку два года подряд не отвечает критериям малой группы. То есть должно изменить свою группу, перейти из малых в середняки и подавать полноформатную финотчетность. В 2026 году отчитывается как среднее предприятие |
малого | крупного | крупного | крупное | С 2025 года — переходит в группу крупных предприятий. Поскольку два года подряд не отвечает категории малого. В какую категорию переходить, определяем по данным годовой финотчетности за 2024 год. За 2025 год отчитывается как МСФО-обязанное. Крупным остается и в 2026 году |
Выводы
- Для того, чтобы отнести предприятие к той или иной классификационной категории (микро-, малых, средних или крупных), показатели его финотчетности за предыдущий год должны одновременно отвечать как минимум двум оценочным критериям из трех, определенных ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете.
- Если в течение двух лет подряд предприятие не вписывается в критерии своей группы пребывания, оно должно перейти в одну из трех других категорий второго года несоответствия. То есть изменяют группу только в случае двухгодичного несоответствия определенным критериям соответствующей категории, к которой относится предприятие.