Темы статей
Выбрать темы

Упрощенная лицензия на хранение горючего: вопрос получения

Павленко Алексей, налоговый эксперт
К нам обращаются читатели с рядом разных вопросов о получении по новым правилам лицензии на хранение горючего для собственных нужд. В частности: можно/нужно ли получать лицензию в бумажной форме или же достаточно электронной? Как ее получить в автоматическом режиме, когда заканчивается срок действия такой «старой» лицензии? Какие сведения приводить об имеющихся емкостях? И другие вопросы... Ответы предоставляем, опираясь на информацию, которую имеем по состоянию на сейчас.

Новые правила, но пока без нормативов

Как известно, с 1 января этого года начали действовать новые нормы Закона № 3817* по вопросам лицензирования, в частности и в отношении деятельности по хранению горючего. Этим новостям были посвящены наши публикации «Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года. Части І и ІІ» // «Налоги & бухучет», 2024, № 104.

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 18.06.2024 № 3817-IX.

На практике вопросы и проблемы по большей части возникают из-за того, что и до сих пор не издан ряд нормативов, которые должны обеспечить функционирование этих «лицензионных» норм Закона № 3817. В частности, до сих пор так и не вышло постановление КМУ «Некоторые вопросы ведения единых реестров лицензиатов по производству и обращению спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, лицензиатов и мест обращения горючего», которым определены новые формы «лицензионных» заявлений, порядки их заполнения и ряд других важных документов. Проект этого постановления с рядом документов еще в ноябре прошлого года изложен на сайте Минфина.

Форма заявления и кое-что о заполнении

«Произвольные» рекомендованные формы заявлений. Пока нормативом не утверждены формы заявлений, определенные Законом № 3817, последний абзац п. 3 разд. ХІІІ данного Закона регламентирует, что такие заявления подаются в произвольной форме с указанием всех сведений, предусмотренных данным Законом. То же разъяснили налоговики в БЗ 113.04, а также в сообщении на своем сайте.

Там же налоговики рекомендуют использовать формы заявлений, размещенные на веб-портале ГНС. «Стащить» рекомендованные формы заявлений вы можете здесь, а для удобства читателям

форму Заявления о лицензии на право хранения горючего (далее — Заявление) мы приводим в приложении к этой публикации

Отметим, что эти формы фискалы взяли из упомянутого проекта кабминовского постановления.

Мы уже сообщали читателям об этом в материале «Алко-табачно-горючие лицензии: формы заявлений, уплата, сроки действия» // «Налоги & бухучет», 2025, № 5.

Универсальность формы Заявления и кое-что о ее заполнении. Форма этого Заявления универсальна. Она предусмотрена и для подачи в случае получения «полноценной» лицензии на право хранения горючего, и в случае получения лицензии на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки (так называемой «упрощенной» лицензии).

Также по этой форме можно подать Заявление на получение упрощенной лицензии как в обычном, там и в автоматическом режиме

Если во времена Закона № 481* в заявлении на получение упрощенной лицензии на хранение горючего, кроме общих сведений о заявителе, достаточно было указать только общий объем емкостей для хранения горючего и адрес их местонахождения, то Закон № 3817 требует указания большего количества разных сведений. И, в частности, — о емкостях, которые используются для хранения горючего (см. следующий раздел).

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

Заполнение пп. 1 — 6 Заявления (в частности и п. 4 «Реквізити заявника / ліцензіата») на практике особых проблем не вызывает.

Что касается заполнения п. 7 «Адреса місця провадження господарської діяльності заявника / ліцензіата», а именно — места, где хранится горючее и на которое выдается лицензия, то здесь обратите внимание, что о таком месте (такой объект) вы должны были заблаговременно сообщить ГНС по форме № 20-ОПП. Поэтому

все реквизиты места хранения горючего, которые указываются в таблице п. 7, а также идентификатор объекта налогообложения должны полностью отвечать тем, которые вы указывали в форме № 20-ОПП. Иначе в предоставлении лицензии могут отказать

Если хранение горючего осуществляется на территории единого (целостного) имущественного комплекса, расположенного больше чем по одному адресу, в п. 7 Заявления о получении упрощенной лицензии указываются все адреса, по которым расположен такой единый (целостный) имущественный комплекс и где хранится горючее.

Внимание: информация о емкостях!

Разные нормы — о том же самом. Отдельно остановимся на вопросах заполнения этих частей Заявления, ведь теперь для получения упрощенной лицензии в Заявлении надо указывать больше информации о емкостях для хранения. И здесь без «поллитровой» емкости разобраться сложно. ☹ Сейчас вы сами в этом убедитесь.

В отношении указания таких сведений в Заявлении на получение лицензии в обычном режиме есть две «конкурирующих» нормы: см. в пп. 14 — 17 ч. 3, а кроме того, — и в ч. 5 ст. 43 Закона № 3817. А для получения в автоматическом режиме — тоже отдельные требования — в пп. 8 — 10 ч. 3 ст. 47 Закона № 3817.

Требования упомянутых норм — яркий пример того, как можно на ровном месте создать путаницу в простых вопросах. Такое впечатление, что эти нормы писали разные люди. Не рисуя таблицу, попробуем объяснить отличия этих трех норм «на пальцах».

Требования ч. 3 ст. 43. В пп. 14 — 17 ч. 3 ст. 43 Закона № 3817 в Заявлении на получение именно упрощенной лицензии требуется приводить следующие четыре вида сведений:

1) общую вместимость стационарных резервуаров (п. 14 ч. 3);

2) общую вместимость емкостей — для емкостей вместимостью свыше 250 л каждая (п. 15 ч. 3);

3) о наличии емкостей и/или потребительской тары (кроме потребительской тары, тары потребителя и возвратной тары (газовые баллоны) каждая объемом до 60 литров включительно) — для емкостей вместимостью до 250 литров каждая и общей вместимостью емкостей и/или потребительской тары до 500 литров включительно (п. 16 ч. 3);

4) о наличии емкостей и/или потребительской тары (кроме потребительской тары, тары потребителя и возвратной тары (газовые баллоны) каждая объемом до 60 литров включительно) — для емкостей вместимостью до 250 литров каждая и общей вместимостью емкостей и/или потребительской тары свыше 500 литров включительно (п. 17 ч. 3).

Другие требования ч. 5 ст. 43. Однако в ч. 5 ст. 43 Закона № 3817 в отдельной норме тоже указано, какие сведения о емкостях должно содержать Заявление на получение. Но там уже есть отличия?!

Там уже добавлено, что по стационарным резервуарам (см. выше п. 1) надо указать не только их общую вместимость, но и их фактическое местонахождение!

В отношении нестационарных емкостей и/или потребительской тары (пп. 2, 3 и 4 выше):

— для емкостей свыше 250 л (п. 2 выше), кроме общей вместимости емкостей, добавилось еще требование указывать и вместимость каждой (!) из таких больших емкостей;

— для емкостей, которые от 60 л и до 250 л, если их общая вместимость не превышает 500 л (п. 3 выше) — указывается о наличии (и уточнено: без указания общего количества таких емкостей и об их фактическом местонахождении!).

А вот упоминание о емкостях от 60 л и до 250 л, если их общая вместимость превышает 500 л (п. 4 выше) в ч. 5 ст. 43 вообще исчезло, что не отвечает требованиям п. 17 ч. 3 ст. 43 Закона № 3817!.. Но причина этого вроде бы понятна: ведь упрощенная лицензия на хранение горючего в емкостях и/или потребительской таре (кроме потребительской тары, тары потребителя и возвратной тары (газовые баллоны) каждая объемом до 60 литров включительно), при условии что вместимость каждой такой емкости не превышает 250 л и общая вместимость не превышает 500 л включительно, является бесплатной (ч. 2 ст. 53 Закона № 3817)...

Требования для «автомата». Добавляет своих «интересностей» и ч. 3 ст. 47 Закона № 3817, где в пп. 8 — 10 также указано, какие сведения о емкостях нужно указывать в Заявлении на получение упрощенной лицензии в автоматическом режиме. Там фактически дублируются нормы пп. 14, 15 и 16 ч. 3 ст. 43 Закона № 3817 (см. выше пп. 1, 2, 3 соответственно), но упоминания о емкостях до 250 л, если их общая вместимость превышает 500 л, там тоже нет!.. Поэтому формально получается, что для получения лицензии в автоматическом режиме не нужно указывать в Заявлении: фактическое местонахождение стационарных резервуаров, а также вместимость каждой из больших (превышающих 250 л) емкостей! Хотя мы бы здесь формальничать не советовали, потому что фискалы могут взять и отказать в «автоматическом» предоставлении лицензиям. Подробнее об этом — дальше.

Мнение фискалов. И чтобы как-то разобраться в этом «емкостном» беспорядке, давайте посмотрим, что здесь советуют фискалы. В консультации в БЗ 113.04 они разъясняют, какие документы и в какой орган надо подать для получения лицензии на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки с 01.01.2025.

И в этой консультации в отношении сведений о емкостях они буквально цитируют фрагмент именно из ч. 5 (!) ст. 43 Закона № 3817!

Там же они упоминают, что такую лицензию можно получить и в автоматическом режиме «в случае соблюдения субъектом хозяйствования условий, определенных ст. 47 Закона № 3817». В то же время и в Заявлении на получение лицензии в автоматическом режиме мы бы тоже советовали указать все сведения, которые упомянуты в ч. 5 ст. 43 (а не в ст. 47) Закона № 3817. То есть привести сведения и о фактическом местонахождении стационарных резервуаров, и о вместимости каждой из емкостей, которые превышают 250 л!

Проблема «250 л». Еще один «смешной» нюанс:

по таким «качественным» нормам Закона не понятно, что делать с емкостями «ровно 250 л». Ведь их законодатели просто «потеряли»

Здесь, конечно, каждый может делать по своему собственному усмотрению, но, думаем, безопаснее отнести 250-литровые емкости к когорте больших (и указывать их вместимость отдельно). И — при наличии одной такой (или двух) не претендовать на бесплатную лицензию...

Заполнение Заявления о емкостях. Теперь давайте «в фокусе» заполнения Заявления как-то подытожим весь этот законодательный бред с емкостями, ориентируясь на рекомендованную форму Заявления и на проект Порядке ее заполнения.

Обращаем внимание, что п. 8 в Заявлении, которое подается на упрощенную лицензию, заполнять не надо!

В п. 9 Заявления, по нашему мнению, должна указываться только общая вместимость стационарных резервуаров. А вот их фактическое местонахождение (на которое, собственно, и предоставляется лицензия) и так указывается в п. 7 Заявления. А несколько адресов там может быть, только когда хранение горючего для собственных нужд осуществляется на территории единого (целостного) имущественного комплекса (см. выше). В иных случаях лицензии надо приобретать по каждому разному адресу фактического местонахождения резервуаров.

В п. 10 надо указывать не только общую вместимость емкостей, которые превышают 250 л (каждая), но и вместимость каждой из таких емкостей. И хотя в форме Заявления и проекте Порядка об этом не указано, но этого требует ч. 5 ст. 43 Закона № 3817, как и фискалы в упомянутой БЗ. Поэтому, думаем, до конечного решения вопроса здесь лучше перестраховаться.

В проекте Порядка заполнения Заявления указано, что вместимость емкостей в пп. 9 и 10 Заявления указывается в литрах (с округлением до двух знаков после запятой).

В п. 11 при необходимости ставится отметка о том, что общая вместимость емкостей от 60 л и до 250 л — превышает 500 л.

А в п. 12 отметка ставится тогда, когда общая вместимость емкостей от 60 л и до 250 л не превышает 500 л.

Отметку (галочку и т. п.) в соответствующем пункте 11 или 12 Заявления лучше проставить. Потому что если не будет галочки нигде (или кто-то «умный» проставит две...), то Заявление, скорее всего, не примут...

Внимание! Почему мы так тщательно мусолим эти пустяки? Потому что, во-первых, заполненное «не по форме» Заявление могут не принять, а во-вторых, фискалы, выявив на проверке несоответствие этих сведений Заявления фактическим, вообще могут прекратить действие лицензии (п. 5 ч. 2 ст. 46 Закона № 3817)!

Бесплатный и платный варианты. В случае наличия отметки в п. 12 Заявления (и если пп. 9 и 10 Заявления не заполнено, и, конечно, отсутствует отметка в п. 11, — то есть нет стационарных резервуаров и/или емкостей больше 250 л) лицензия должна предоставляться без оплаты, и при этом п. 13 «Інформація про внесення платежу за ліцензію» Заявления не заполняется. То есть

когда горюче для собственных нужд хранится только в емкостях вместимостью менее 250 л, общий объем которых (за вычетом «до 60-литровых») не превышает 500 л, то плату за упрощенную лицензию вносить не надо

Поэтому имейте в виду, что в случае наличия отметки в п. 12 и заполненного п. 13 могут возникнуть проблемы с приемом Заявления...

Но в иных случаях, когда такая лицензия платная, в п. 13 указываются: код классификации доходов бюджета, сумма внесенного платежа, номер и дата платежной инструкции, которая подтверждает внесение годовой платы за соответствующую лицензию.

Хранение в бензовозе. Напоминаем, что иногда фискалы требуют получать лицензию на хранение горючего в бензовозе (см. БЗ 113.04 ).

Мы с этим не согласны, и неоднократно писали об этом. См., в частности: «Верховный Суд: хранение горючего в бензовозе/заправщике — без лицензии!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 98, «Хранение горючего перевозчиками и оптовыми продавцами с лицензиями «без места» // «Налоги & бухучет», 2024, № 68.

В то же время если вы не готовы «драться» с фискалами в судах и решили приобрести упрощенную лицензию на хранение горючего в бензовозе, то, думаем, вместимость емкости такого бензовоза должна указываться в п. 10 Заявления там, где сведения о больших (больше 250 л) нестационарных емкостях, а в п. 7, наверное, должно указываться место постоянной (или самой частой) стоянки бензовоза, о котором должно быть заблаговременно сообщено в форме № 20-ОПП...

Подача Заявления

В обычном режиме. Заявление на получение лицензии обычным путем подается в бумажной или электронной форме (в электронной — через меню «Переписка с ГНС» частной части Электронного кабинета в порядке, определенном ст. 42 НКУ) в территориальный орган ГНС (соответствующей области или в городе Киеве). Заявление, которое подается в бумажной форме, подписывается заявителем и скрепляется печатью (при наличии), а Заявление, поданное в электронной форме, — с наложением квалифицированной электронной подписи и печати заявителя (при наличии).

Здесь обращаем внимание, что Заявление подается в территориальный орган ГНС именно по месту хранения горючего (которое может и не совпадать с местонахождением заявителя)! См. об этом БЗ 113.04.

В автоматическом. На получение лицензии в автоматическом режиме Заявление можно подать только в электронном виде. Такое Заявление подается только в ГНСУ, через Единый государственный веб-портал электронных услуг или в электронной форме через Электронный кабинет (см. выше).

О подаче заявлений также см. в упомянутой БЗ 113.04.

Идентификация. Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 42 Закона № 3817 лицензии предоставляются при условии прохождения электронной идентификации онлайн в Электронном кабинете с соблюдением требований Закона Украины «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» и осуществления переписки с контролирующим органом через электронный кабинет в соответствии с принятым контролирующим органом заявлением о желании получать документы через Электронный кабинет. Если вы такого заявления не подавали, то лучше его подать, чтобы вдруг не возникло «проблем с идентификацией»...

Форма лицензии. Поскольку еще и до сих пор поступают вопросы от читателей, напоминаем:

по Закону № 3817 любые лицензии выдаются бессрочно — исключительно в форме электронного извлечения из соответствующего Единого реестра. В бумажной форме лицензии сейчас не выдают

А вот Заявление (и копии необходимых документов) можно подавать и на бумаге — при получении лицензий в обычном режиме.

Обычный и автоматический режимы: какой лучше?

Обычный режим. В обычном режиме допускается подача Заявления в бумажной форме. Но областные или Киевская ГНС должны принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии Заявления не позже 10 рабочих дней (!) со дня получения от заявителя Заявления о получении лицензии. В случае непредоставления ГНС в течение этого срока заявителю извлечения о внесении лицензии в Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего или решения об отказе в предоставлении лицензии, на следующий рабочий день после истечения указанного срока налоговики обязаны внести сведения о предоставленной лицензии в Единый реестр, без принятия решения о предоставлении лицензии на право осуществления соответствующего вида хоздеятельности. Поэтому если вовремя не пришло извлечение (или отказ), тогда стоит подать через Электронный кабинет в произвольной форме запрос на его получение.

Автоматический режим. Об особенностях предоставления лицензий в автоматическом (и в обычном) режиме мы подробно писали в статье «Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года. Часть І» // «Налоги & бухучет», 2024, № 104 (ср. ). Здесь лишь напомним, что в ч. 1 ст. 47 Закона № 3817 есть семь условий для предоставления лицензий в автоматическом режиме, которым должен отвечать хозсубъект. Сведения (информация) Заявления обрабатываются/проверяются программным обеспечением ГНСУ не позже следующего рабочего дня за днем получения Заявления. По результату этой обработки/проверки: предоставляется в автоматическом режиме лицензия (вносятся сведения в соответствующий Реестр и направляется извлечение из него заявителю); или — уведомление об отказе в предоставлении лицензии (или отказ в предоставлении в автоматическом режиме и применяется процедура предоставления лицензии в общем порядке).

Основания для отказа, изложенные в ч. 7 ст. 47, почти аналогичны предусмотренным для получения в обычном порядке (в ст. 45). Но там есть, в частности: несоответствие условиям, определенным для автоматического получения лицензии, и еще п. 4 ч. 7 ст. 47) вот такое оригинальное:

«наличие у заявителя, по состоянию на дату получения от него заявления о получении в автоматическом режиме лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности, действующей лицензии на право осуществления того же (по идентификатору объекта налогообложения) вида хозяйственной деятельности»

Поэтому, например, если у вас есть старая лицензия, полученная во времена Закона № 481, срок действия которой заканчивается, то новую лицензию в автоматическом режиме могут не выдать, пока не истечет срок действия старой лицензии. Но, думаем, здесь все будет зависеть от того, как фискалы настроят проверочную программу.

Читатели сообщают, что лицензии в автоматическом режиме ГНСУ уже начала выдавать, поэтому посмотрим, что в таких случаях будет происходить на практике...

Итог. Отметим, что Заявление на получение лицензии в этих режимах заполняются подобно. Отличаться будет лишь отметка в п. 5 «Спосіб отримання ліцензії», а также адресаты («автоматическое» Заявление посылается в ГНСУ).

Лицензию в автоматическом режиме можно получить уже на следующий день и при этом еще и избежать возможного общения с местными фискалами (в обычном это может растянуться на 10 рабочих дней). Но — во-первых, надо отвечать требованиям (ч. 1 ст. 47), хотя это не слишком сложно, а во-вторых, этот режим четко пройдет, когда у вас нет на это же место (еще) действующей упрощенной лицензии на хранение горючего.

То есть «автомат» четко сработает, когда вы получаете такую лицензию впервые. А если вам надо заменять старую лицензию на новую, то лучше подавать Заявление в обычном режиме — и не позже чем дней за 10 — 15 до окончания срока действия старой. Потому что Заявление на «автомат», скорее всего, не примут, если срок старой лицензии еще не истек, а рисковать — работать некоторое время без лицензии, по-видимому, не стоит...

Выводы

  • С 01.01.2025 начали действовать новые нормы Закона № 3817 о лицензировании, в частности деятельности по хранению горючего. Но новые формы «лицензионных» заявлений, порядки их заполнения и т. п. до сих пор не утверждены, и заявления пока подаются преимущественно по рекомендованной ГНСУ форме.
  • При заполнении п. 7 (адрес места хоздеятельности) рекомендованной формы Заявления о лицензии на право хранения горючего реквизиты места хранения горючего, а также идентификатор объекта налогообложения должны полностью отвечать тем, которые вы указывали в форме № 20-ОПП.
  • Для получения упрощенной лицензии теперь в Заявлении надо указывать больше информации о емкостях для хранения горючего. С этим есть проблемы из-за нестыковок норм в Законе.
  • В Заявлении на получение упрощенной лицензии на хранение в отношении имеющихся емкостей указывается:
    — по стационарным резервуарам — их общая вместимость;
    — по нестационарным — для емкостей свыше 250 л— общая вместимость и вместимость каждой емкости, для емкостей от 60 л и до 250 л — превышает или нет их общая вместимость 500 л.
  • Когда горючее для собственных нужд хранится только в емкостях вместимостью менее 250 л, общий объем которых (за вычетом «до 60-литровых») не превышает 500 л, плата за упрощенную лицензию не взимается!
  • Лицензию в автоматическом режиме можно получить уже на следующий день, в обычном режиме это может растянуться на 10 рабочих дней. Однако если вам надо заменять старую лицензию на новую, то Заявление заблаговременно лучше подать в обычном режиме.
  • Сейчас любые лицензии выдаются исключительно в электронной форме — в виде извлечения из соответствующего Единого реестра лицензиатов. В бумажной форме лицензии сейчас не выдают.

Приложение:
рекомендованная форма Заявления о лицензии на право хранения горючего

img 1

img 2

img 3

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше