Темы статей
Выбрать темы

Алко-табачно-горючие лицензии: формы заявлений, уплата, сроки действия

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее интересных «лицензионных» разъяснений фискалов, связанных с алко-табачно-горючим Законом № 3817*. Ведь с 2025 года заработало еще много норм данного Закона, в частности в отношении новых правил лицензирования**, и полностью «почил в бозе» старый аналогичный Закон № 481***. И очередные разъяснения еще оживленнее посыпались из «рога изобилия» ГНС. Поэтому вместе держим руку на пульсе!

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 18.06.2024 № 3817-IX.

** Подробно о «лицензионных» нормах Закона № 3817, которые заработали с 2025 года, читайте в материалах: «Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года» часть І и часть ІІ // «Налоги & бухучет», 2024, № 104.

*** Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

Формы новых «лицензионных» заявлений!

Формы утверждает КМУ. Нормы Закона № 3817, которые вступили в силу с 1 января в отношении лицензирования, обновленных Единых реестров лицензиатов и другие, не были заблаговременно обеспечены соответствующими нормативами. В материале «Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года. Часть І» // «Налоги & бухучет», 2024, № 104 мы сообщали вам, что изменен/увеличен перечень сведений, которые должны содержать заявления на получение соответствующих лицензий, а также — о внесении изменений в сведения, которые содержатся в Едином реестре лицензиатов... и о прекращении действия лицензии. А также отмечали, что формы таких заявлений и порядок их заполнения утверждаются КМУ (ч. 7 ст. 34 и ч. 7 ст. 35 Закона № 3817). По проекту это постановление имеет название: «Некоторые вопросы ведения единых реестров лицензиатов по производству и обращению спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, лицензиатов и мест обращения горючего». См. здесь.

А пока формы не утверждены. Поэтому поскольку КМУ до 1 января с этим не справился, то ГНСУ сообщила заинтересованным хозсубъектам о следующем. До вступления в силу соответствующего постановления КМУ, которое утвердит формы заявлений и порядок их заполнения, определенные Законом № 3817, в частности, в отношении:

— получения лицензии;

— внесения изменений в сведения, которые содержатся в Едином реестре лицензиатов;

— внесения очередного платежа за полученную лицензию;

— прекращения действия лицензии;

— получения извлечения из Единого реестра лицензиатов,

эти заявления подаются в произвольной форме с указанием всех сведений (!), предусмотренных Законом № 3817

Такие «фривольные» формы позволяет подавать последний абзац п. 3 разд. ХІІІ Закона № 3817.

Эта информация размещена на сайте ГНСУ. Там же можно стянуть папку с рекомендованными формами соответствующих заявлений, размещенную на веб-портале ГНСУ! (Отметим, что эти формы ГНС «своровала» из кабминовского проекта (см. сноску 3), который, надеемся, впоследствии станет нормативом...)

Аналогичного содержания консультация изложена и в БЗ 113.04.

Квартальные уплаты за годовые лицензии, полученные в 2024-м (2025-м)

По «старым» лицензиям. Налоговики в БЗ-консультации разъяснили, что

квартальные платежи за «годовые» лицензии: на право розничной торговли алконапитками / табачными изделиями / ЖЭС, которые получены в 2024 году, осуществляются исходя из старых ставок, то есть в размерах, которые были определены ст. 15 Закона № 481 (которые действовали в прошлом году на дату получения лицензии)

Полностью согласны с таким подходом.

Однако он не сработает в отношении лицензий, которые выдавались на срок больше года (например, в отношении разных «горючих» лицензий, которые до 2025-го выдавались на 5 лет), ведь их стоимость тогда тоже определялась на год, а не на весь срок действия лицензии. Поэтому очередной годовой платеж по ним, считаем, надо будет делать по ставке, которая будет действовать на предельную дату уплаты очередного годового платежа.

Так же и по «новым» лицензиям? Считаем, что аналогичный подход должен быть и к квартальным платежам по лицензиям, которые получаются начиная с 01.01.2025. То есть годовая стоимость (и размер квартальных платежей) за лицензии в следующем году должна оставаться неизменной, но когда очередной годовой срок окончится, то следующая годовая стоимость (и квартальная) уже должна считаться от МЗП, установленной на начало текущего года...

Упомянутая консультация размещена в БЗ 113.03.

Бессрочные — только все новейшие лицензии!

В статье «Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года. Часть І» // «Налоги & бухучет», 2024, № 104 мы уже сообщали нашим читателям, что

по Закону № 3817 все виды лицензий выдаются бессрочно

Но по Закону № 481 такого не было: бессрочно выдавали только некоторые лицензии на производство, а остальные — с ограниченным сроком действия (на год, на пять лет).

Поэтому в ГНС начали поступать вопросы наподобие: будет ли считаться бессрочной соответствующая лицензия, выданная до 01.01.2025 с ограниченным сроком действия (1 год — на розничную торговлю алкоголем / табачными изделиями / ЖЭС или 5 лет — на операции с горючим)?

Отрицательный ответ на такие вопросы предугадать было не трудно. Фискалы отметили, что Законом № 3817 установлено бессрочное действие всех лицензий, которые выдаются с 1 января 2025 года. А п. 3 разд. ХІІІ Закона № 3817 установлено, что

лицензии, выданные по Закону № 481 до 01.01.2025, считаются действующими и подтверждают право на осуществление соответствующего вида (видов) хоздеятельности до завершения срока, на который они были выданы (для лицензий, выданных на определенный срок), или до дня прекращения их действия в порядке, определенном Законом № 3817

То есть лицензии, выданные до 01.01.2025 на определенный срок, придется накануне завершения срока их действия заменять на новые по новейшим правилам, определенным Законом № 3817 и выданными под него нормативами.

Ответы на упомянутые вопросы в отношении алко-, табачных или ЖЭС «розничных» лицензий, а также в отношении «горючих» лицензий разных видов см. соответственно в консультациях: БЗ 113.03 и БЗ 113.04.

Выводы

  • До утверждения КМУ форм заявлений на получение лицензии, внесение изменений в сведения, внесение очередного платежа за лицензию и т. п. эти заявления подаются в произвольной форме с указанием всех предусмотренных Законом № 3817 сведений.
  • Рекомендованные формы заявлений размещены на веб-портале ГНСУ!
  • Квартальные платежи за «годовые» лицензии (на розничную торговлю алконапитками / табачными изделиями / ЖЭС), полученные в 2024 году, осуществляются в старых размерах, которые действовали на дату получения лицензий (определены ст. 15 Закона № 481).
  • Лицензии, выданные до 01.01.2025 с ограниченным сроком действия, не будут считаться бессрочными. И при окончании (прекращении) срока действия таких лицензий придется оформлять новые.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше