Все сайты
Не секрет, что в доходы, облагающиеся единым налогом, включаются не только суммы средств, поступившие на счет или в кассу, но и целый ряд доходов, которые с поступлением денег напрямую не связаны. Среди таких доходов отдельное место занимает кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Долгое время ее в контексте налогообложения не очень-то вспоминали. И это не удивительно, ведь уже несколько лет течение исковой давности заморожено. Но благодаря Закону № 4434* этот период подходит к концу (см. статью «Течение исковой давности возобновится осенью: что это значит?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 50). Что это означает для плательщиков единого налога?
Прежде всего отметим, что мы говорим не о всей безнадежной задолженности (п.п. 14.1.11 НКУ), а только о задолженности, по которой истекает срок исковой давности (п.п. «а» п.п. 14.1.11 НКУ). Истечение исковой давности — основной, но не единственный случай признания задолженности безнадежной. Впрочем, в теории эта классификация не должна волновать упрощенцев. Ведь из всего многообразия случаев признания задолженности безнадежной НКУ говорит об обложении единым налогом только кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности*.
* Именно в теории, т. к. на практике налоговики требуют увеличивать ЕН-доходы и во многих других случаях признания задолженности безнадежной (например, кредиторская задолженность при ликвидации юрлица-упрощенца, БЗ 108.01.02); а в отношении снимающегося с регистрации ФЛП гр. 1, 2, 3 они делают совсем другой вывод — эта задолженность не облагается ЕН, а облагается как гражданский доход (БЗ 107.01.03).
Основная норма, из-за которой задолженность может быть включена в доход единоналожника, установлена в п. 292.3 НКУ:
«В сумму дохода плательщика единого налога третьей группы, являющегося плательщиком НДС, за отчетный период также включается сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности»