В последнее время в сети завирусились ☺ письма, которые являются сборником ответов ГНСУ на запросы Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики и Минфина. В них главное налоговое ведомство излагает свою официальную позицию в отношении применения отдельных норм налогового законодательства. А с учетом того, что эти письма адресованы «наверх», можно допустить, что каждое слово в них взвешено и проверено на соответствие законодательству. И в ближайшем будущем вся эта триада (Комитет, Минфин и ГНСУ) единодушно будет держаться на заявленных в письмах позициях.
Сейчас будем комментировать один вопрос из этого письма под номером 18. Потому что ответ на него не лезет ни в какие ворота — и вы, уважаемые читатели, должны об этом знать.
Ситуация. Она достаточно простая, поэтому давайте попробуем разобраться с ней самостоятельно. ФЛП отправляет товар «Новой почтой» 30.12.2024 и 31.12.2024. Выбивает фискальные чеки покупателям с видом оплаты «післяплата». Часть заказов покупатели еще не забрали. Частично средства поступают на текущий счет 02.01.2025. В задачке спрашивается:
по какой дате ФЛП определять доход: по дате фискального чека или по дате зачисления средств на текущий счет?
Поскольку система налогообложения, на которой находится ФЛП, не указана, ответим на этот вопрос для обоих: общей и упрощенной.
ФЛП-общесистемщик. Как определяется дата получения дохода таким ФЛП, узнаем из консультации тех же главных налоговиков в БЗ 104.05 (наш комментарий к ней см. в статье «Дата возникновения доходов у ФЛП-общесистемщика» // «Налоги & бухучет», 2024, № 44). Там сказано, что датой получения дохода является, в частности, дата фактического поступления средств на текущий счет в формате ІВАN, в кассу.
Все, ответ на вопрос в рамочке готов: в рассматриваемой ситуации, доход ФЛП-общесистемщика возникнет 02.01.2025 в сумме полученных средств как наложенный платеж за отгруженный товар.
ФЛП-единоналожник. Здесь все еще проще. Потому что есть прямая норма — п. 292.6 НКУ, согласно которому датой получения дохода плательщика единого налога (ЕН) является дата поступления средств плательщику ЕН в денежной (наличной или безналичной) форме. Поэтому над этим и задумываться не стоит, отвечаем досрочно: в рассматриваемой ситуации доход ФЛП на ЕН возникнет 02.01.2025 в сумме полученных средств как наложенный платеж за отгруженный товар.
Как видите, система налогообложения, на которой находится наш ФЛП, значения не имеет. Поэтому если обобщить, наш ответ будет следующим:
сам факт отгрузки товара «Новой почте» 30.12.2024 и 31.12.2024 для ФЛП на любой системе налогообложения не приводит к увеличению дохода
Доход такого ФЛП определяется на дату поступления средств (02.01.2025). Причем если часть товара покупатели так и не оплатят (в силу разных причин), то он просто вернется продавцу обратно, и это не вызовет никаких изменений в доходе ФЛП ни на дату отгрузки, ни на дату возврата.
А теперь откроем учебник, простите, комментируемое письмо на нужной странице и проверим наш ответ.
ВЫВОД ДОКУМЕНТА
В случае осуществления ФЛП — плательщиками ЕН расчетов с помощью POS-терминалов с выдачей фискального (кассового) чека датой получения дохода с целью его налогообложения является дата, указанная в фискальном (кассовом) чеке
Увы! Написано совсем не так, как мы с вами рассуждали. ☹ Да и совсем не о том. Какая-то в огороде бузина, а в Киеве дядька. Ну вот откуда здесь взялись POS-терминалы, если ФЛП, который отгружает товар «Новой почте», не имеет дела с POS-терминалами и близко. Ведь расчеты с покупателем при торговле с наложенным платежом проводит не он, а «Новая почта». Точнее, ее финансовый партнер NovaPay.
И, как мы припоминаем, после выхода постановления Правления НБУ от 23.08.2024 № 101 (наш комментарий к нему читайте в статье «Наложенный платеж через «Новую почту»: что изменилось для ФЛП?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 72), чем бы в отделении NovaPay не оплатил покупатель сумму наложенного платежа — хоть наличностью, хоть картой — она все равно поступит нашему ФЛП исключительно в безналичной форме на счет, открытый в NovaPay.
То есть ФЛП вообще не имеет никакой связи ни с наличностью, ни с приемом карт или их реквизитов. А раз так, то
при торговле исключительно с наложенным платежом нет никаких расчетных операций. Значит, не должно быть ни РРО или ПРРО, ни тем более POS-терминала
Неужели ГНСУ что-то напутала?
Погодите-погодите! А откуда вообще в вопросе взялось упоминание о каком-то фискальном чеке? Неужели наш ФЛП сам повесил себе на шею иго в виде РРО/ПРРО и начал пробивать чеки направо и налево, хотя и освобожден от применения кассового аппарата из-за отсутствия расчетных операций?..
Хорошо, прекратим иронизировать, хватит. Настоящие мотивы такого ответа ГНСУ на вопрос № 18 настолько очевидны, что их все равно ей не скрыть. Они, эти мотивы, лезут из всех щелей, в том числе из каждого слова этого ответа да и самого вопроса тоже. Потому что все давно знают о той ожесточенной борьбе, которую главные фискалы почти два года ведут с ФЛП, которые торгуют с наложенным платежом через «Новую почту». Они вынуждают таких ФЛП:
— пробивать фискальный кассовый чек (будем называть такой чек пустым чеком) в момент передачи товара «Новой почте», то есть еще задолго до получения продавцом оплаты за этот товар (подробности ищите в статьях «Наложенный платеж через «Новую почту»: ГНСУ настаивает на РРО/ПРРО для продавца» // «Налоги & бухучет», 2023, № 68 и «Наложенный платеж через «Новую почту» на счет продавца: фискалы требуют РРО» // «Налоги & бухучет», 2024, № 86);
— при обратном получении от «Новой почты» товара, который не принят и не оплачен покупателем, тоже провести такую операцию через РРО/ПРРО (см. статью «Служба доставки вернула товар из-за неявки покупателя: бьем через РРО/ПРРО?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 74, ср. ).
К сожалению, практика свидетельствует, что многие интернет-торговцы соглашаются с такими незаконными требованиями, не желая лишний раз спорить с фискалами. А это, по нашему мнению, очень губительная позиция. Потому что, как говорят, коготок увяз — всей птичке пропасть. Об этом и свидетельствует комментируемое письмо в той части, которую мы обсуждаем.
Ну очень уж хотелось фискалам, чтобы тот пустой (потому что пробит до получения денег) и незаконный (потому что отгрузка товара вообще не РРОшится из-за отсутствия расчетной операции) чек ассоциировался еще и с доходом ФЛП. Тогда уже свой доход такой ФЛП точно никак не скроет.
Но как заставить ФЛП отражать доход по дате такого чека, если закон черным по белому гласит: доход по деньгам — и никак иначе. Вот и выдумали притянуть за уши дату отражения дохода при использовании POS-терминала, которого здесь нет. Ну и что, что нет? Подумаешь. Ведь перед этим удалось притянуть за уши определение терминального дохода по дате фискального чека (см. статьи «Дата дохода на едином налоге при расчетах через POS-терминал: налоговики передумали!» // «Налоги & бухучет», 2025, № 5 и «Дата дохода ФЛП на ЕН при расчетах через POS-терминал: таки по чеку» // «Налоги & бухучет», 2025, № 15). А этого в законе тоже нет.
Так и тянется вереница передергиваний и откровенных манипуляций — от пробития пустого чека до отражения по нему дохода ФЛП. Причем о неуместном упоминании в этом контексте POS-терминалов может все скоро забудут. Останется в памяти лишь вывод ГНСУ о доходе при торговле с наложенным платежом через «Новую почту» по дате пустого чека. К тому же этот вывод будет освящен высокими адресатами комментируемого письма.
Последствия. То одно-единственное предложение, которое является ответом ГНСУ на вопрос, который мы здесь обсуждаем, нельзя расценивать как категорическое требование ставить доход по пустому чеку. Ведь всегда можно подать все так, что это предложение сюда попало случайно, а письмо большое, и из-за этого, мол, не досмотрели, извиняйте. Если именно такую трактовку этой части письма мы вскоре услышим от налоговой, то только утешимся тем, что она может признавать свои промашки.
Однако, пока этого не случилось, вполне вероятно и такое развитие событий. ФЛП, который отгрузил 30.12.2024 и 31.12.2024 товар и по привычке выбил на эти отгрузки пустые чеки, может расценить ответ налоговиков именно как требование включить всю сумму таких чеков в доход 2024 года или IV квартала этого года (хотя ГНСУ прямо на этом и не настаивает). Тогда для второгруппника это может привести к превышению годового ЕН-лимита. А для ФЛП-третьегруппника, кроме того, еще и к необходимости уплатить с этой суммы единый налог.
Если в 2025 году определенный процент этих товаров вернется продавцу обратно без оплаты, ему придется подавать уточненку, чтобы откорректировать завышенный доход. Как у него это получится, еще как знать, а налог с этой суммы уже уплачен заранее, что, собственно, фискалам только на руку.
Вместо этого ФЛП, который всегда действовал по закону и никогда пустых чеков по требованию ГНСУ не выбивал, в доход 2024 года или IV квартала этого года точно не включит ничего! Ведь у него и мысли не возникнет, что по факту отгрузки товаров можно выбивать пустые чеки, а потом еще и включать их в единоналожный доход до получения денег. И это будет абсолютно правильно, ведь ни копейки до конца 2024 года он за этот товар не получил. В 2025 году в доход пойдут только реальные суммы, полученные на текущий счет. При этом в случае отказа покупателей от части товара никаких манипуляций ни с РРО (как при отгрузке такого товара, так и при его возврате), ни с уточнением прошлогодней декларации делать не придется.
Так или иначе, независимо от того, как именно ФЛП выбивает чеки (то есть даже если он выбивает пустые чеки без оплаты товара покупателем), до факта получения денег облагать единым налогом такие продажи не нужно.