Порядок оформления документальных и фактических проверок (часть 1)

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Август, 2011/№ 15
Статья

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯдокументальных и фактических проверок (часть 1)

В июне мы говорили о приказе ГНАУ, которым были утверждены новые рекомендации относительно проведения налоговых проверок*. В то время приказ еще не был опубликован, и мы в своих комментариях пользовались лишь нормами НК и письмом ГНАУ от 27.04.2011 г. № 11892/7/23-4017/345 «Об утверждении Методических рекомендаций» (далее — письмо ГНАУ). Сегодня мы более детально рассмотрим отдельные особенности организации и порядка проведения документальных и фактических проверок плательщиков налогов.

Нина Шульгина, консультант

 

* См. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011 №, 11, с. 10 – 17.

 

Таким образом,

приказом № 213 ГНАУ утвердила новые Методические рекомендации о порядке организации и проведения проверок плательщиков налогов (далее — Методрекомендации № 213). Порядок организации и проведения проверок изменен с целью приведения подзаконных актов, регулирующих вопросы контроля за деятельностью плательщиков налогов, в соответствие предписаниям НК. Также приказом № 213 внесены существенные изменения в Методрекомендации № 355.

Перед тем как начнем углубляться в суть изменений, хотим обратить ваше внимание на то, что действие

приказа № 213, а, соответственно, и новых Методрекомендаций распространяется только на организацию документальных и фактических проверок и не распространяется на проверки, проводимые подразделениями САТ (это подразделения, подчиненные Департаменту контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ).

Методрекомендации № 213

разработаны для применения должностными (служебными) лицами органов ГНС при организации документальных проверок плательщиков налогов по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, а также фактических проверок относительно соблюдения порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

 

ОФОРМЛЕНИЕ ПРИКАЗОВ

 

Как предусмотрено п. 1.1 Методрекомендаций № 213, о проведении документальной плановой, внеплановой и фактической проверки соответствующим руководителем органа ГНС принимается решение (с указанием оснований для проведения проверки, даты ее начала и продолжительности). Данное решение оформляется приказом:

 

Председателя ГНС Украины

для проведения документальных плановых и внеплановых проверок плательщиков налогов с привлечением работников органов ГНС любого уровня

Председателя ГНА в АР Крым, областях, гг. Киев и Севастополь

для проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок плательщиков налогов с привлечением работников органов ГНС данного региона

Руководителя органа ГНС, на учете в котором находятся плательщики налогов

для проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок плательщиков налогов с привлечением работников данного органа ГНС (при условии отсутствия решений руководителей вышестоящих органов ГНС относительно проведения проверки такого плательщика налогов по данным вопросам)

 

Внимание!

Если плановая или внеплановая документальная проверка проводится по решению руководителей других органов ГНС, работники органов ГНС любого уровня могут привлекаться к участию в проверках на основании письменного разрешения заместителя Председателя ГНС Украины, который обеспечивает координацию работы подразделений, осуществляющих документальные проверки плательщиков налогов.

Внимание!

До проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок плательщиков налогов, проводящихся на основании решения руководителя органа ГНС, на учете в котором находятся плательщики налогов, работники органов ГНС данного региона могут привлекаться по письменному разрешению (согласованию) Председателя ГНА в АР Крым, областях, гг. Киев и Севастополь.

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕРКЕ

 

Хочу напомнить плательщикам налогов следующее.

Право на проведение документальной плановой проверки плательщика налогов предоставляется лишь в случае, когда ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под роспись или направлена заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки (п. 77.4 НК).

Право на проведение документальной внеплановой проверки плательщика налогов предоставляется лишь в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручена под роспись копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки (п. 78.4 НК).

Право на проведение документальной внеплановой невыездной проверки возникает лишь при условии направления плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении или вручении ему или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о проведении такой проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки (п. 79.2 НК). Форма уведомления утверждена приложением 7 к Методрекомендациям № 213 (см. с. ___).

Право на проведение фактической проверки возникает после того, как копия приказа о проведении проверки вручается плательщику налогов или его уполномоченному представителю под роспись до начала проведения проверки (п. 80.2 НК).

Как указано в п. 5 письма ГНАУ, в случаях, когда налоговую проверку возглавляет или проводит вышестоящий орган ГНС, а не орган ГНС, на учете которого находится плательщик налогов, именно вышестоящий орган ГНС должен обеспечить уведомление плательщика налогов о проведении такой проверки. Причем, если плательщик налогов и вышестоящий орган ГНС находятся в разных населенных пунктах, такой орган ГНС должен обеспечить заблаговременное информирование плательщика налога о проверке (такое обеспечение прав плательщика налога должно заключаться в том, что уведомление о проведении проверки должно быть направлено плательщику не позднее чем за 10 дней до начала проверки).

Внимание!

Несоблюдение налоговиками перечисленных требований НК является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверок.

 

О ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВЫХ И НЕВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРКАХ

 

Подразделение органа ГНС, возглавляющее документальную плановую проверку согласно плану-графику, направляет заказным письмом с уведомлением о вручении (или вручает под роспись) плательщику налогов (должностному лицу плательщика налогов или его законному (уполномоченному) представителю) не позднее чем за 10 календарных дней до начала документальной плановой проверки:

— копию приказа о проведении документальной плановой проверки;

— письменное уведомление о проведении проверки (с оставлением копии в органе ГНС).

В уведомлении о проведении документальной плановой проверки в обязательном порядке указываются: основание для проведения проверки и дата начала (напоминаю, что образец формы уведомления вы можете найти на с. ___).

Уведомление подписывается руководителем (или заместителем руководителя) органа ГНС, заверяется гербовой печатью данного органа и регистрируется в едином Журнале регистрации уведомлений о проведении проверок плательщиков налогов, который ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС.

Факсимильное воспроизведение подписи руководителя (заместителя руководителя) на уведомлении о проведении документальной проверки не допускается.

Подразделение органа ГНС, который возглавляет документальную плановую проверку, за 10 календарных дней до начала проверки обеспечивает информирование других контролирующих органов в соответствии с

Порядком № 1234, который вступил в действие с 01.01.2011 г.

Напомним, что в соответствии с

Порядком № 1234 формирование планов плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, проводящихся для обеспечения своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов и ревизий государственного финансового контроля, осуществляется ежеквартально самостоятельно каждым органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов, проводящим плановые выездные проверки, а также другим органом исполнительной власти, проводящим ревизии государственного финансового контроля, по местонахождению субъекта хозяйствования или по месту расположения объекта права собственности, в отношении которого проводится проверка.

Органы, запланировавшие проведение в отчетном периоде проверки одного и того же субъекта хозяйствования, должны провести такую проверку одновременно (см.

абз. 1 п. 3 Порядка № 1234 и п. 2.2 Методрекомендаций № 213). Аналогичное предписание содержится и в п. 77.5 НК.

Планы проверок согласовываются до 20 числа последнего месяца текущего квартала с соответствующим органом государственной налоговой службы. Изменения, которые вносятся в планы проверок, в случае одновременного их проведения согласовываются с соответствующим органом финансового контроля.

Документальная невыездная

проверка осуществляется в случае принятия руководителем органа ГНС решения о ее проведении и при наличии оснований для проведения документальной проверки, определенных ст. 77 и 78 НК.

Документальная невыездная проверка осуществляется на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом государственной налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других плательщиков налогов.

Как предусмотрено

п. 79.2 НК, документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа ГНС исключительно на основании решения руководителя органа ГНС, оформленного приказом, и при условии направления плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении или вручении ему или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о проведении проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Представленные (полученные) органом ГНС документы могут быть проверены и без участия плательщика налогов (его представителя), поскольку согласно

п. 79.3 НК присутствие плательщиков налогов во время проведения документальных невыездных проверок не обязательно.

Теперь предлагаем перейти к проверкам более интересным — незапланированным.

 

КАК ИНИЦИИРУЮТСЯ ВНЕПЛАНОВАЯ И ФАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКИ?

 

Если существует информация, которая может быть основанием для проведения указанных видов проверок, руководитель структурного подразделения органа ГНС, имеющий соответствующую информацию, представляет руководителю органа ГНС докладную записку (заключение) с обоснованием необходимости проведения проверки. На основании данной записки руководитель органа ГНС принимает решение о целесообразности проведения проверки и определяет подразделение, которое будет проводить (возглавлять) проверку, отвечать за ее организацию и координацию действий привлеченных работников других структурных подразделений, а также реализацию материалов.

Мы уже говорили в предыдущих номерах о том, что в соответствии с п. 61.3 НК органы СБУ, внутренних дел, налоговой милиции, прокуратуры и их служебные (должностные) лица не могут принимать непосредственное участие в проведении проверок, осуществляемых контролирующими органами, и проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности по вопросам налогообложения. Поэтому проверки, необходимость в проведении которых возникает в рамках проведения оперативно-розыскных или следственных действий, осуществляются по решению руководителя органа ГНС на основании постановления (определения) суда о назначении проверки или постановления органа дознания, следователя, прокурора.

 

НАПРАВЛЕНИЕ

 

Для проведения документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки плательщика налогов выписывается направление на проверку

в 1 экземпляре отдельно на каждое должностное (служебное) лицо, которое будет проводить проверку (образец формы направления см. на с. ___).

Направление на проведение документальной плановой или внеплановой выездной или фактической проверки подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС, возглавляющего такую проверку и принявшего решение (приказ) о проведении, и скрепляется гербовой печатью данного органа (в том числе в случае привлечения к проверке работников других органов ГНС).

Как указано в

письме ГНАУ, если проверку проводит (возглавляет) вышестоящий орган ГНС, именно он должен обеспечить получение плательщиком налогов направления на проверку. При этом направление должно быть распечатано на бланке именно вышестоящего органа ГНС.

Если документальную проверку проводит орган ГНС, в котором зарегистрирован плательщик налогов, а должностные лица вышестоящего органа ГНС просто принимают участие в этой проверке, за оформление, регистрацию и вручение плательщику налогов уведомлений и направлений отвечает орган ГНС, на учете в котором находится плательщик.

Факсимильное воспроизведение подписи руководителя (заместителя руководителя) на направлении на проведение документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки

не допускается.

Направление на проведение проверки регистрируется в органе ГНС, который его выписал, в специально заведенном для этих целей едином прошнурованном, пронумерованном и скрепленном печатью органа ГНС Журнале учета выдачи направлений на проверку должностным лицам органа ГНС. В журнале в обязательном порядке указываются тип проверки, основания для проведения (соответствующий подпункт, пункт и статья

НК), дата начала и продолжительность (количество рабочих дней или суток (для фактической проверки)). Журнал ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС, а вот информационные данные о проверках вносятся работниками структурного подразделения органа ГНС, осуществляющего (возглавляющего) проверку.

Обращаем внимание, что с момента вступления в действие

приказа № 213 уведомление имеет единую форму независимо от вида проверки (ранее было несколько вариантов форм).

В соответствии с

п. 81.1 НК должностные лица органа ГНС вправе приступить к проведению документальной выездной и фактической проверки при условии предъявления направления на проведение такой проверки.

В направлении должны быть определены:

 

1

2

1

дата выдачи

2

наименование органа ГНС, который издал приказ о проведении проверки

3

реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки

4

наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица — плательщика проверяемого налога)

5

цель проверки

6

вид (плановая или внеплановая)

7

основания для проведения проверки

8

дата начала и продолжительность проверки

9

должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку

 

Направление на проверку является действительным при наличии подписи руководителя органа ГНС или его заместителя, скрепленной печатью органа ГНС.

Внимание!

Непредъявление плательщику налогов (его должностным (служебным) лицам или лицам, фактически проводящим расчетные операции) направления на проведение проверки или предъявление направления, оформленного с нарушением требований, установленных данным пунктом, является основанием для недопуска должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению проверки.

Следовательно, если в направлении не будет хотя бы одного из вышеперечисленных реквизитов или должностные лица (служебные лица) органа ГНС появятся без направлений, плательщик налогов имеет полное право не допускать их к проверке.

Новеллой

ст. 81 НК, закрепленной также в п. 1.5 Методрекомендаций № 213, стало предписание о том, что направления на проведение проверки не вручаются, а предъявляются под роспись плательщику налогов. Напомним, что ранее в соответствии с п. 1.13 Методрекомендаций № 355 (в предыдущей редакции) первый экземпляр направления (для внеплановых выездных проверок — вместе с копией приказа на проведение проверки) вручался плательщику налога под роспись. Теперь же для допуска к проверке представители ГНС должны просто продемонстрировать направление плательщику.

Внимание!

Ознакомившись с направлениями, плательщик должен расписаться на них с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления (абз. 4 п. 81.1 НК). Подпись плательщика налогов (его представителя) подтверждает, что он направление на проверку видел.

Что это значит?

В случае, если плательщик налога обнаружит, что направления оформлены не так, как это предусмотрено законом, и не допустит проверяющих к проверке, он не будет иметь на руках беспрекословных доказательств своей правоты, ведь документу, который бы мог подтвердить его слова, у него не будет. А что может помешать недобросовестному должностному лицу исправить «первую редакцию» направления с учетом замечаний плательщика налогов, и утверждать, что «все было законно с самого начала»?..

Как защититься?

Во-первых, внимательно и спокойно прочитать тексты всех направлений. Можно сделать себе памятку с перечнем реквизитов, которые должно иметь направление, и сверяться во время вычитки текстов направлений с ней.

Напомним, что в соответствии с

п. 8 приказа № 18 субъект предпринимательской деятельности имеет право проверить наличие соответствующих полномочий лица, осуществляющего проверку, до начала проверки, в том числе позвонив по телефону в соответствующий контролирующий орган.

 


ВАЖНО

В соответствии с

Порядком ведения Журнала регистрации проверок, утвержденным приказом № 18, если субъект предпринимательской деятельности (плательщик налогов — в нашем случае) ведет Журнал регистрации проверок, представитель контролирующего органа перед началом проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполняя все предусмотренные графы, и поставить свою подпись. Отказ лица, осуществляющего проверку, от подписи в журнале является основанием для недопуска его к проведению проверки. В связи с изменениями, внесенными Методрекомендациями № 213, в Журнал плательщика налогов должны быть внесены сведения о каждом проверяющем с указанием данных из каждого направления на проверку.

 

Если вы увидели какие-то неточности в тексте направления — напишите об этом в документах органов ГНС (возможно, на самом тексте направления). Помните: если вы подпишете, что направление вам предъявлялось, и не укажете никаких замечаний к его тексту, доказать потом, что направление было выписано с нарушениями, будет крайне сложно, мы бы даже сказали — невозможно. Кроме того, замечания к тексту направлений вы можете зафиксировать в графе «Примечания» своего Журнала регистрации проверок. Однако если вы напишете об этих замечаниях только в Журнале, а в документах представителей органов ГНС распишетесь об ознакомлении с направлениями без замечаний, в случае возникновения спора, вам придется досказывать, что записи в Журнале появились именно во время предъявления проверяющими неверно оформленных направлений, а не были «вымышлены» плательщиком налогов, чтобы «очернить» должностных лиц органов ГНС и не допустить их к проверке.

Отказ плательщика налогов и/или должностных (служебных) лиц плательщика налогов (его представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) от допуска к проверке на других основаниях, чем вышеперечисленные, не разрешается.

 

О «СТРАУСИНОЙ» ПОЛИТИКЕ

 

Возможно, первой реакцией на вышеизложенную информацию станет желание плательщика налогов, который найдет ошибки в оформлении приказов, уведомлений или направлений на проверку, вообще отказаться от подписания «неправильных» документов и таким образом не допустить проверяющих к проверке. Однако хотим вас разочаровать — методы по «прятанью головы в песок» в данном случае не сработают.

Дело в том, что в соответствии с абз. 5 п. 81.1 НК, в случае отказа плательщика налогов и/или должностных (служебных) лиц плательщика налогов (его представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) расписаться в направлении на проверку должностными (служебными) лицами органа ГНС, составляется акт, свидетельствующий о факте отказа. В таком случае акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения проверки.

Следовательно, если вы видите допущенные проверяющими ошибки — не отказывайтесь от подписи на направлении, а обоснованно изложите свои замечания к тексту направлений или других документов налоговиков и укажите причины, по которым вы отказываете проверяющим в допуске к проверке. В таком случае оснований для составления акта об отказе в подписи, а соответственно и начала проверки до момента исправления неверно оформленных документов у должностных лиц органов ГНС не будет.

Однако акт все же будет составлен. Но это уже будет акт об отказе в допуске должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению проверки (п. 81.2 ПК). Составление подобного акта не является основанием для начала проверки. Настоящий акт лишь будет фиксировать факт отказа в допуске. Поэтому советуем принять активное участие в его составлении и проследить, чтобы в настоящем документе были зафиксированы все нарушения, которые, по вашему мнению, препятствуют началу проверки.

 

О ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОТКАЗА В ДОПУСКЕ

 

Существует еще один «подводный камень», из-за которого советуем очень осторожно относиться к вопросу об отказе в допуске налоговиков к проведению проверок.

Пунктом 1.9 Методрекомендаций № 213

предусмотрено, что когда плательщик налогов отказывается при наличии определенных НК оснований от проведения проверки (не допускает к проверке), должностными (служебными) лицами органа ГНС применяются меры, предусмотренные п. 81.2 и ст. 94 НК. С предписаниями п. 81.2 НК мы разобрались — речь идет о составлении акта об отказе в допуске к проверкам. А вот ст. 94 НК регламентирует особенности административного ареста имущества плательщиков налогов. То есть, если вы решите не допускать налоговиков к проверке по мотивам несоответствующего оформления последними документов, дающих право на проведение проверок, будьте готовы, по крайней мере, к «предупреждению» о том, что сегодня же на ваше имущество будет наложен административный арест. В худшем случае будьте готовые к тому, что арест все же будет наложен и вам придется потрудиться для того, чтобы его снять.

Сразу заметим, что наложение административного ареста на имущество плательщика налога, если последний

обоснованно отказал налоговикам в допуске к проверке, является противоправным, ведь в соответствии с п.п. 94.2.3 НК административный арест может быть применен лишь в случае, если плательщик налогов отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц органа ГНС. То есть, если у плательщика налогов существуют законные основания для отказа в допуске должностных лиц органа ГНС к проверке, административный арест налагаться не должен.

Но, думаем, все мы хорошо понимаем, что возмущенные отказом налоговики могут применить это средство обеспечения, не слишком погружаясь в подробности того, справедливы отрицания плательщика налогов или нет.

Арест имущества согласно

пп. 94.3 и 94.5 НК бывает полным и условным. Полный арест заключается в запрещении плательщику налогов совершать касательно своего имущества действия по распоряжению или пользованию таким имуществом.

Однако и в данном случае не все так драматично.

Во-первых, орган, принявший решение о таком запрете, берет на себя все риски, связанные с потерей функциональных или потребительских качеств такого имущества, на период действия запрета. Об этом необходимо будет напомнить лицу, которое будет принимать решение о наложении ареста.

Во-вторых, наложить арест на средства на счете плательщика налогов можно исключительно на основании решения суда путем обращения органа ГНС в суд.

Поэтому, как правило, в подобных случаях налоговики ограничиваются условным арестом — то есть ограничением относительно реализации плательщиком налогов прав собственности на имущество (кроме средств на счетах). Это ограничение заключается в том, что плательщик налогов будет вынужден получать разрешение от руководителя органа ГНС на осуществление операций, связанных с отчуждением своего имущества.

Конечно, в применении подобных мер для плательщика налогов радости мало, и мысль о том, что административный арест наложен противозаконно, вряд ли станет утешением тому, кому придется побегать с бумагами, чтобы его снять. Но здесь, как говорят, варианты на любителя. Поэтому хорошо подумайте о возможных последствиях и своей готовности им сопротивляться перед тем, как принимать решение об отказе в допуске налоговиков к проверке.

 

О ПРОДЛЕНИИ СРОКОВ И ЗАМЕНЕ ПРОВЕРЯЮЩИХ

 

Как уже отмечалось выше, направление на проверку выписывается на каждого проверяющего отдельно в 1 экземпляре. В связи с этим, в случае продления сроков проведения проверки в соответствии с абз. 3 п. 1.13 Методрекомендаций № 213 выписывать новое направление не нужно, достаточно лишь издать приказ о продлении сроков проверки и сделать соответствующую отметку на направлении на проверку.

Приказ о продлении сроков проверки принимает руководитель органа ГНС, который назначил такую проверку. Решение (приказ) о продлении сроков проведения проверки принимается на основании докладной записки руководителя подразделения органа ГНС, осуществлявшего (возглавлявшего) такую проверку, с изложением оснований и объективных причин необходимости такого продолжения.

Количество решений (приказов) о продлении сроков проверки не ограничивается при условии соблюдения определенных НК общих сроков длительности проверки. То есть приказов о продлении сроков проверки может быть несколько, главное, чтобы общая продолжительность проверки не превышала срок, предусмотренный НК для определенного вида проверок. Плательщику налогов (его должностному лицу или его законному (уполномоченному) представителю) сообщается о решении относительно продления сроков проверки путем предоставления ему копии указанного приказа и предъявления направления с отметкой о продлении проверки.

В направлении делается отметка, где указываются основные реквизиты приказа и количество рабочих дней (суток), на которое продлена проверка.

В случае продления сроков проведения документальной проверки, назначенной в соответствии с постановлениями (определениями) суда или постановлением органа дознания, следователя, прокурора, вынесенных ими в соответствии с законом в уголовных делах, находящихся в их производстве, о таком продлении орган ГНС, осуществляющий (возглавляющий) проверку, не позднее следующего рабочего дня со дня принятия решения (приказа) сообщает органу (лицу), назначившему проверку.

 

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ФИЛИАЛ...

 

В завершение скажем несколько слов об особенностях организации и проведения документальных и фактических проверок плательщиков налогов, имеющих филиалы (обособленные подразделения).

В соответствии с

п. 3.1.1 Методрекомендаций № 213 при организации проверок таких плательщиков налогов органы ГНС должны принять меры относительно одновременного проведения проверки плательщика налогов — юридического лица и его неснятых с учета обособленных подразделений.

Если юридическое лицо и его обособленные подразделения находятся на учете в разных органах ГНС (основное место учета) или это лицо (его подразделения) находится на учете в других органах ГНС по месту расположения (регистрации) его подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, организацию взаимодействия соответствующих органов при проведении проверки осуществляет тот орган ГНС, который проводит (возглавляет) проверку юридического лица.

Как координируется в таком случае деятельность разных органов ГНС? Ответственность за выполнение этого предписания возлагается на орган ГНС, возглавляющий проверку плательщика — юридического лица. Данный орган должен не позднее чем за 12 рабочих дней до начала проведения проверки проинформировать средствами электронной связи органы ГНС:

 

1

по основному месту учета, в котором находится данный плательщик налогов (в случае проведения проверки другим органом ГНС)

2

по основному месту учета, в котором находятся филиалы (обособленные подразделения) такого плательщика налогов

3

по неосновному месту учета, в котором такой плательщик налогов находится по месту расположения (регистрации) подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность

 

В

Методрекомендациях № 213 сказано, что при этом подразделения органа ГНС, возглавляющие проверку плательщика — юридического лица, обеспечивают его уведомление в порядке, предусмотренном главой 2 Методрекомендаций № 213 (как во время проведения документальных плановых и документальных невыездных проверок), а также направление (вручение) копии приказа.

Органы ГНС, в которых по основному и неосновному месту учета находятся филиалы и обособленные подразделения плательщика налогов, обеспечивают их уведомление (независимо от формы уплаты налога на прибыль и НДС) о начале документальной плановой проверки, соблюдение других требований НК по организации документальных проверок, а также информирование органа ГНС, осуществляющего проверку плательщика — юридического лица, о начале проверки филиалов.

В случае проведения проверки плательщика налогов, который имеет филиалы (обособленные подразделения) и платит налог на прибыль и/или НДС консолидированно, орган ГНС, осуществляющий проверку плательщика — юридического лица, не позднее 3 рабочих дней со дня начала проверки направляет органам ГНС, в которых находятся на учете филиалы (обособленные подразделения), информацию о данных показателей отчетности по НДС и налогу на прибыль каждого отчетного периода, а также информацию об основных вопросах и возможных нарушениях, обнаруженных допроверочным анализом или во время проверки и подлежащих исследованию при проведении проверки обособленного подразделения.

Органы ГНС, на учете в которых находятся филиалы и обособленные подразделения плательщика налогов, не позднее 3 рабочих дней со дня начала их проверки направляют органу ГНС, осуществляющему проверку плательщика — юридического лица:

 

1

информацию о показателях отчетности по НДС и по налогу на прибыль каждого отчетного периода (в случае, если плательщик находится на консолидированной уплате налогов)

2

информацию об установленных или возможных нарушениях, обнаруженных допроверочным анализом или во время проверки филиала и подлежащих исследованию при проведении проверки юридического лица или других обособленных подразделений (независимо от формы уплаты налогов)

 

Органы ГНС, на учете в которых находятся филиалы и обособленные подразделения (независимо от формы уплаты налогов) или в которых юридическое лицо находится по неосновному месту учета (по месту расположения движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность), обеспечивают проведение проверок обособленных подразделений такого плательщика или проверки по вопросам соблюдения этим плательщиком налогов требований налогового законодательства. Эти же органы ГНС обеспечивают своевременное информирование и предоставление материалов такой проверки до окончания проверки плательщика — юридического лица органу ГНС, проводящему его проверку, в определенный этим органом срок, но

не позднее чем за 3 дня до завершения проверки.

Остановка проверки филиала (обособленного подразделения) или продление срока проведения проверки, в случае возникновения такой необходимости, осуществляется по обязательному письменному согласованию с органом ГНС, проводящим проверку юридического лица. В случае остановки проверки плательщика — юридического лица или продления срока орган ГНС, осуществляющий такую проверку, в день принятия соответствующих решений обеспечивает уведомление об этом органам ГНС, осуществляющим проверки филиалов (обособленных подразделений) такого плательщика налогов.

Орган ГНС, который проводит (возглавляет) фактическую проверку плательщика налогов, может инициировать организацию проведения проверки его филиалов (обособленных подразделений) или других объектов, где осуществляется деятельность, по их фактическому местонахождению.

В таком случае подразделение органа ГНС, возглавляющего проверку, не позднее чем за 10 рабочих дней до начала проведения проверки средствами электронной связи предоставляет в орган ГНС, на территории которого осуществляют деятельность филиал (обособленное подразделение) или другой объект, запрос относительно проведения проверки хозяйственного объекта такого плательщика налогов вместе с перечнем вопросов, которые необходимо отразить в акте проверки, и обстоятельств для проведения проверки.

Если плательщик (его обособленные подразделения) осуществляет деятельность не по месту, указанному в свидетельстве о государственной регистрации такого субъекта, орган ГНС, на территории которого осуществляет деятельность такой плательщик (его обособленные подразделения), может инициировать проведение проверки такого плательщика налогов (его обособленных подразделений), при этом предоставляет запрос в орган ГНС, на учете в котором находится такой плательщик, по вопросам предоставления наличия обстоятельств для проведения проверки.

В следующих номерах газеты мы поговорим об особенностях оформления результатов налоговых проверок.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Приказ № 213

— приказ ГНАУ «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке организации и проведения проверок плательщиков налогов и внесению изменений в приказ ГНА Украины от 27.05.2008 г. № 355» от 14.04.2011 г. № 213.

Методрекомендации № 355 —

Методические рекомендации о порядке взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 27.05.2008 г. № 355.

Порядок № 1234

— постановление КМУ от 27.12.2010 г. № 1234 «Об утверждении Порядка координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов».

Приказ № 18 —

приказ Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18 «Об утверждении формы и Порядка ведения Журнала посещения субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами».

Письмо ГНАУ

— письмо ГНАУ «Об утверждении Методических рекомендаций» от 27.04.2011 г. № 11892/7/23-4017/345.

 

Приложение 1
к Методических рекомендациям о порядке организации
и проведення проверок плательщиков налогов

 

Приложение 7
к Методических рекомендациям о порядке организации
и проведення проверок плательщиков налогов

 

Приложение 9
к Методических рекомендациям о порядке организации
и проведення проверок плательщиков налогов

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить