Темы статей
Выбрать темы

Единый налог. Сотрудничество с единоналожниками: шаг влево, шаг вправо — расстрел

Редакция НК
Статья

ЕДИНЫЙ НАЛОГ

 

Сотрудничество с единоналожниками: шаг влево, шаг вправо — расстрел

 

Если не так давно об ограничении при сотрудничестве с плательщиками, применяющими другие системы налогообложения, приходилось думать именно единоналожникам (они должны соблюдать четкие пределы касательно размера полученной выручки для того, чтобы не потерять право применять упрощенную систему налогообложения), то со вступлением в силу

НК задумались уже их деловые партнеры из числа плательщиков налога на прибыль, НДС и предпринимателей на общей системе налогообложения. И задумались они над тем, стоит или нет продолжать сотрудничать с такими единоналожниками. В этом случае речь идет о физических лицах, применяющих упрощенную систему налогообложения, поскольку юридические лица могут сотрудничать с другими плательщиками по правилам, действовавшим до вступления в силу НК. Именно о сотрудничестве с физическими лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения, и будет идти речь далее.

 

Сотрудничество с плательщиками налога на прибыль

Все помнят об общественном резонансе, вызванном попыткой внедрения

гл. 1 разд. XIV НК, которая должна была бы регулировать правила обложения единым налогом с 01.01.2011 г. Именно из-за активных протестов со стороны предпринимателей те попытки успехом так и не увенчались. НК был принят без вышеуказанной главы, однако «под шумок» были приняты другие нормы, которые туго натянули петлю на шее тех физлиц-единоналожников, которые тесно сотрудничали с плательщиками налога на прибыль и предпринимателями на общей системе налогообложения. Уверены, все, кто с глазу на глаз столкнулся с рассматриваемыми проблемами, даже спросонья вспомнят п.п. 139.1.12 НК. Напомним его положение:

Не включаются в состав расходов:

...расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога, осуществляющего деятельность в сфере информатизации)

Как видим, из каждого правила есть свои исключения. Так и в этом случае: в расходы плательщика налога на прибыль включаются расходы, понесенные при приобретении работ, услуг у

физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог и осуществляющего деятельность в сфере информатизации.

 

Деятельность в сфере информатизации

В

НК определение деятельности в сфере информатизации не содержится, однако оно есть в ЕБНЗ:

Вопрос: Какая деятельность относится к деятельности в сфере информатизации?

Полный ответ: Действует с 01.04.2011 г. В соответствии с п.п. 139.1.12 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога, осуществляющего деятельность в сфере информатизации).

К услугам в сфере информатизации относятся услуги, определенные в разд. 72 Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97, утвержденного и введенного в действие приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.97 г. № 822 (далее — приказ № 822). Следует отметить, что с 31 декабря 2011 года Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016-97, утвержденный приказом № 822, будет отменен согласно приказу Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Об утверждении и отмене национальных классификаторов» от 11.10.2010 г. № 457 (далее — приказ № 457). Вместе с этим согласно приказу № 457 на смену ДК 016-97 утвержден Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, вступающий в силу 1 января 2011 года. Пунктом 6 приказа № 457 установлен срок одновременного действия ДК 016-97 и ДК 016:2010 с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.

Сразу отметим, что ответ из ЕБНЗ в некоторой степени уже успел устареть. Дело в том, что

приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 29.11.2010 г. № 530 внесены изменения в приказ № 457, согласно которым ни каком параллельном действии нормативных актов уже не идет речь: в 2011 г. действует ДК 016-97; с 01.01.2012 г. вступает в силу ДК 016:2010.

То есть в 2011 г. стоит ориентироваться на

ДК 016-97, а именно на гр. 72. Что же в нее включается?

Эта группа содержит 6 классов услуг:

1) консультативные услуги по конфигурации компьютерных технических средств

. В этот класс включаются:

— разработка и консультирование в сфере информационных систем по аппаратным средствам и связанному с ними программному обеспечению;

— разработка схем управления информацией;

— разработка и консультирование в сфере защиты информации;

— консультативные услуги по:

а) устройствам подготовки данных, введения данных и управления работой компьютеров;

б) процессорам;

в) запоминающим устройствам;

г) устройствам выведения и печатания данных;

д) дополнительному периферийному оборудованию, используемому совместно с компьютерами (сканеры, стримеры, принтеры, наружные и внутренние запоминающие устройства на оптических дисках, модемы и пр.);

е) подключению компьютеров к информационным сетям и работе в информационных сетях;

ё) техническим комплексам на базе компьютеров, таких как настольные редакционно-издательские системы;

ж) использованию компьютеров и связанных с ними других технических средств;

2) услуги по созданию программного обеспечения.

В этот класс включаются:

— изделия, которые на таможнях могут регистрироваться как имеющие нулевую или условную стоимость; они только обеспечивают увязку со статистикой внешней торговли. Эти изделия являются материализацией определенной услуги. Сама услуга состоит из поставки этих изделий. Это, в частности, носители информации с записью (ленты, кассеты, дискеты, диски CD-ROM), содержащие стандартное программное обеспечение или данные, используемые в рамках определенного вида издательской деятельности;

— услуги по разработке пакетных программных средств (системных программных средств и инструментальных программных средств пользователя, прикладного программного обеспечения);

— услуги консультативные по программному обеспечению и другие услуги по разработке программного обеспечения. Сюда включаются, в частности:

а) консультативные услуги по интегрированным программным комплексам;

б) услуги по вопросам развития программного обеспечения пользователей;

в) услуги по системному анализу и программированию;

г) услуги по системному сопровождению;

д) другие услуги в сфере информатизации;

3)

услуги по обработке данных. В этот класс включаются:

— услуги по управлению вычислительными средствами:

а) эксплуатация информационных центров по заказу третьих лиц (управление эксплуатацией или принятие на себя полного выполнения функций информационного обеспечения);

б) управление потоками между сетями, оптимизация парка оборудования, распределение рабочей нагрузки по заказу третьих лиц;

— услуги по обработке данных вычислительными средствами:

а) услуги по табулированию и обработке данных (обработка по заказу данных, предоставляемых клиентом, табулирование, вычисление без разработки специальных программных средств; аренда машинного времени на информационной системе третьего лица в режиме распределения времени с другими пользователями; предоставление в распоряжение информационного оборудования или сетей (например, «информационная энергия» или «информационная помощь»));

б) услуги по введению данных (специализированные работы в сфере введения данных, а также перфорации карт или лент);

в) другие услуги по обработке данных вычислительными средствами (преобразования файлов, восстановление данных, оптический сбор данных, подготовка данных для сбора);

4)

услуги, связанные с базами данных. В этот класс включаются:

— предоставление в распоряжение отдельных клиентов или широкого круга пользователей уже существующих данных (расписаний, промышленных каталогов, научных данных), организованных для консультирования или оперирования ими через информационный сервер (услуги по созданию банка данных и предоставление возможности доступа к данным);

— формирование фондов документов любого характера;

— предоставление в распоряжение микрофиш, листингов или данных, зарегистрированных иным способом, из банков данных;

— передача прав на использование или перепродажу оформленной информации (кроме адресов);

5)

услуги по техническому обслуживанию и ремонту конторских, счетных машин и компьютерной техники. В этот класс включаются:

— техническое обслуживание и ремонт конторского, фотокопирующего, воспроизводительного и офсетного оборудования;

— техническое обслуживание и ремонт печатных машинок, конторских, счетных машин, кассовых аппаратов и различного терминального оборудования;

— техническое обслуживание и ремонт специализированных конторских машин (обработка почтовых отправлений);

— услуги по техническому обслуживанию и ремонту компьютерной техники и периферийного оборудования, используемого совместно с электронно-вычислительной техникой (принтеры, сканеры, наружные запоминающие устройства на оптических дисках, модемы и т. п.);

— установление пакетов программ или дополнительного аппаратного или программного обеспечения;

6)

другие услуги в сфере информатизации.

Для возможности отнесения расходов на вышеуказанные услуги в состав расходов плательщика налога на прибыль необходимо, чтобы предметом в соответствующем договоре между плательщиком налога на прибыль и физическим лицом — единоналожником были именно описанные выше услуги. Кроме того, придется получить от такого поставщика услуг копию свидетельства о регистрации плательщика единого налога, в котором должен быть указан такой вид деятельности, как

деятельность в сфере информатизации. Также желательно дополнительно получить копии выписки и извлечения из Единого государственного реестра, в которых должен быть указан код 72 ДК 016-97.

 

Сотрудничество с предпринимателями на общей системе налогообложения

Но не только для плательщиков налога на прибыль сотрудничество с физлицами-единоналожниками поставлено в жесткие рамки. То же касается

физических лиц, работающих на общей системе налогообложения. В соответствии со ст. 174 НК, регулирующей правила налогообложения доходов, полученных физическим лицом — предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности (кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения), а именно п. 177.4, к перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, включаемые в расходы производства (оборота) согласно разд. III НК. А в разд. III НК, как вы помните, именно и содержится ограничение о том, что нельзя включать в состав расходов (п.п. 139.1.12 НК). Поэтому сотрудничество с единоналожниками одинаково нежелательно как для плательщиков налога на прибыль, так и для физических лиц — предпринимателей на общей системе налогообложения.

Кроме того, перед последними может возникнуть и другая проблема: если товары у физлица-единоналожника были приобретены в I квартале этого года, а реализованы позже или же до сих пор не реализованы, права на включение их стоимости в расходы такой плательщик не имеет (налоговики будут возражать).

 

Сотрудничество с бюджетными учреждениями

Для физических лиц — единоналожников есть все-таки некоторая альтернатива. Конечно, далеко не всем им доступна возможность сотрудничества с бюджетными учреждениями, однако хотя бы в одном из десяти случаев подобное возможно. И здесь следует обратить внимание на то, что

на бюджетные учреждения, не являющиеся плательщиками налога на прибыль предприятий, действие п.п. 139.1.12 НК не распространяется (см. письмо ГНАУ от 05.04.2011 г. № 4133/5/17-0716). Таким образом, бюджетные учреждения, не являющиеся плательщиками налога на прибыль предприятий, при определенных обстоятельствах могут сотрудничать с контрагентами — физическими лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения.

В указанном

письме также отмечено, что подтверждением предпринимателями-единоналожниками вида/видов деятельности, в пределах которого/которых они реализуют продукцию (товары, работы, услуги), исходя из положений норм ст. 2, 6 Указа № 727 и п. 4 ст. 9 Закона Украины от 15.05.2003 г. № 755 «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», являются копии свидетельства о государственной регистрации его как субъекта предпринимательской деятельности1, свидетельства об уплате единого налога.

1 Письмо датировано 05.04.2011 г., а уже 07.04.2011 г. были приняты изменения в вышеуказанный Закон, отменившие свидетельство о государственной регистрации как таковой. На смену ему пришли выписки из Единого государственного реестра, поэтому логично допустить, что именно их копии в этом случае могут служить подтверждающими документами.

 

Другие возможности

Как уже было указано,

п.п. 139.1.12 НК касается только физических лиц единоналожников (схема их сотрудничества с плательщиками налога на прибыль приведена на рис. 1).

img 1

 

2 Расходы, учитываемые при исчислении объекта обложения налогом на прибыль.

 

В то же время юридические лица могут сотрудничать как с плательщиками налога на прибыль, так и с физлицами-предпринимателями на общей системе налогообложения без подобных запретов. Исходя из этого, для оптимизации налогообложения физическим лицам при сотрудничестве с такими плательщиками целесообразно было бы включить как посредника юридическое лицо — единоналожника, использующего ставку налогообложения 10 % (такая схема сотрудничества приведена на рис. 2).

img 2

Примечание.

Для плательщика единого налога по ставке 6 % размер расходов не имеет существенного значения, кроме того, о НК по НДС также говорить не придется (поскольку плательщиком НДС он не является), потому эти компоненты на схеме не изображены.

 

Почему именно 10 %, а не, скажем, 6 %? Дело в том, что при использовании как посредника юридического лица — плательщика единого налога, использующего ставку налогообложения 6 %, последний получит дополнительную налоговую нагрузку в виде отсутствия права увеличивать НК по НДС при покупке товаров (работ, услуг) у физического лица — единоналожника (схема такого сотрудничества приведена на рис. 3).

img 3

Примечание.

Для плательщика единого налога по ставке 10 % размер расходов не имеет существенного значения, поэтому этот компонент на схеме не изображен.

Такая же проблема, как видно из рис. 1 — 3, возникнет и у плательщиков НДС, которые решатся на сотрудничество с физлицами-единоналожниками или с юридическими лицами — плательщиками единого налога, использующими ставку 10 %.

Они не будут иметь права на НК по НДС. Об этом — далее.

 

Единоналожники и ндс

Если при сотрудничестве с плательщиками налога на прибыль возможно, как видим, найти «обходные пути», то сотрудничество с плательщиками НДС с нового года стало очень проблемным. Причина банальна:

единоналожники не могут быть плательщиками НДС. Доказательством тому является п.п. «в» п. 184.1 НК, в соответствии с которым аннулирование регистрации плательщика НДС происходит, если любое лицо, зарегистрированное как плательщик НДС, регистрируется как плательщик единого налога, условие уплаты которого не предусматривает уплаты НДС. Действительно, в соответствии с абз. «в» п. 1 подразд. 8 разд. ХХ НК плательщики единого налога не являются плательщиками НДС по операциям по поставке товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины, за исключением НДС, уплачиваемого юридическими лицами, избравшими ставку налогообложения 6 %.

Обращает на себя внимание в этом случае то, что

НДС не уплачивается с операций по поставке товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины. То есть уплачивать НДС в случае импорта товаров или услуг придется, причем без регистрации плательщиком НДС.

Кроме того, плательщики единого налога, избравшие ставку налогообложения 6 % в соответствии с

абз. 2 п. 3 Указа № 727, очевидно, как и ранее, уплачивают НДС. Только при сотрудничестве с такими единоналожниками другие плательщики НДС имеют право на налоговый кредит.

Выходит,

НК значительно усложнил сотрудничество единоналожников-физлиц со своими контрагентами по 2 причинам:

— невозможности включения в состав расходов плательщика налога на прибыль и предпринимателя на общей системе расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у единоналожника;

— невозможности включения в состав НК по НДС плательщиками этого налога сумм, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) у единоналожника.

Однако в отношении первого вопроса появился свет в конце тоннеля.

 

Перспективы п.п.

139.1.12 нк

Для многих физлиц-единоналожников указанный

подпункт перечеркнул функционирование вообще, для других стал причиной существенного уменьшения размера доходов, поэтому положительных эмоций от его внедрения, конечно, просто не может быть.

На сегодняшний день ВРУ приняла в первом чтении

Проект № 8521 (постановление ВРУ от 16.06.2011 г. № 3536-VI), согласно которому предлагается исключить п.п. 139.1.12 НК. В заключении Главного научно-экспертного управления ВРУ, так же, как и в заключении ответственного комитета на Проект № 8521, не содержится ни одного замечания по такому исключению. Поэтому вполне вероятно, что вскоре (вероятно, с 01.10.2011 г.) п.п. 139.1.12 НК действительно будет исключен, что откроет перед физическими лицами — единоналожниками новые возможности (недаром говорят: новое — это хорошо забытое старое, в этом случае не так и хорошо).

Но закончить рассмотрение этого вопроса на такой мажорной ноте не удастся, поскольку, ведя разговор о возможных изменениях, следует сказать: плательщики налога на прибыль, которые будут сотрудничать с единоналожниками, вместе с соответствующей налоговой декларацией будут обязаны подавать органу государственной налоговой службы перечень доходов и расходов плательщика налога в разрезе контрагентов, уплачивающих единый налог, по форме и в порядке, которые должны быть определены Министерством финансов Украины. В перечне будут указываться контрагенты, объем операций с которыми в отчетном (налоговом) периоде превышал

50 тыс. грн.

Обращаем ваше внимание на то, что в этом случае идет речь не только о контрагентах-физлицах, но и о юрлицах-единоналожниках. Поэтому вполне возможно, что в будущем сотрудничество с единоналожниками из числа юрлиц для контрагентов — плательщиков налога на прибыль в плане расходов, учитываемых при исчислении объекта обложения этим налогом, станет не более приоритетной, нежели сотрудничество с физлицами-единоналожниками.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше