Темы статей
Выбрать темы

Единый налог. Перспективы работы на едином налоге: чего ждать, чего бояться

Редакция НК
Статья

ЕДИНЫЙ НАЛОГ

 

Перспективы работы на едином налоге: чего ждать, чего бояться

 

Одной из наиболее дискуссионных тем еще при введении

НК было то, каким образом в дальнейшем будет реформироваться упрощенная система налогообложения. В конечном итоге сошлись на том, что в том виде, в котором такие изменения были предложены авторами НК, принимать их просто недопустимо, поэтому временно решили оставить в силе Указ № 727, который теперь действует до внесения изменений в раздел XIV НК.

Когда состоится это внесение и чего от него ожидать? Этот вопрос вот уже почти восемь месяцев беспокоит как собственно ФЛП и юридических лиц, работающих на едином налоге, так и представителей законодательной власти, желающих найти с ними компромисс, результатом которого было бы максимальное упрощение работы единоналожников с одновременным наполнением бюджета, что станет возможным только в случае выведения малого бизнеса из тени.

За это время ВРУ рассмотрела несколько законопроектов, которые должны были бы внести изменения в

НК касательно упрощенной системы налогообложения, однако пройти все круги ада пока еще не удалось ни одному из них.

Дальше всех зашел

Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)» от 16.05.2011 г. № 8521 (далее — Проект № 8521). Теперь он принят ВРУ за основу в первом чтении. Народные избранники обещали «довести до ума» этот документ до начала летних каникул, однако руки до этого так и не дошли.

Мы уже упоминали указанный

Проект на страницах издания («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 11 (11), с. 2) наряду с другими законопроектами, которые были получены ВРУ сразу после получения от КМУ Проекта № 8521. Однако как Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 18.05.2011 г. № 8521-1, так и Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства и введении права временного приостановления подачи отчетности)» от 18.05.2011 г. № 8521-2 были отклонены. Причиной этому послужило то, что на рассмотрении в ВРУ находилось несколько законопроектов, предусматривающих внесение изменений в НК о налогообложении малого предпринимательства, а поэтому Главное научно-экспертное управление ВРУ решило, что наиболее логично все эти проекты рассматривать одновременно и учесть конструктивные предложения каждого из них в одном законопроекте, при этом за основу взят именно Проект № 8521.

Именно на него и будем ориентироваться в дальнейшем.

Категории плательщиков, предлагаемые

Проектом № 8521, а также их основные характеристики рассмотрим в следующей таблице.

 

Категория
плательщиков

Первая категория
физических лиц

Вторая категория
физических лиц

Третья категория физических лиц

Юридические лица

Характерные особенности

Осуществляют исключительно ремесленную деятельность, розничную продажу товаров с торговых мест на рынках
и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению

Осуществляют производство товаров, продажу товаров, хозяйственную деятельность по предоставлению услуг плательщикам налогов, применяющим упрощенную систему налогообложения,
и/или населению1, деятельность в сфере ресторанного хозяйства

Дополнительные ограничения не установлены

Любая организационно-правовая форма

Количество лиц,
состоящих в трудовых отношениях

Не используют труд наемных лиц

10

10

50

Объем дохода,

МЗП2

150

1000

2000

5000

грн.3

141150

941000

1882000

4705000

Ставки налога

Устанавливаются ежегодно сельскими, поселковыми и городскими советами в зависимости от вида хозяйственной деятельности

3 % базы налогообложения в случае уплаты НДС4

1 — 10 % МЗП5

2 — 20 % МЗП5

5 % базы налогообложения в случае включения НДС в состав единого налога4

Сроки уплаты

До 20 числа (включительно) до начала месяца, за который осуществляется уплата

До 20 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется уплата

Налоговый (отчетный) период

Календарный год

Календарный квартал

Ведение учета

Книга учета доходов с ежедневным, по итогам рабочего дня, отражением полученных доходов. Это же правило касается и тех плательщиков 3 категории, которые не являются плательщиками НДС

Учет доходов и расходов, связанных с определением НО по НДС и единому налогу и НК по НДС по форме и в порядке, которые должны быть определены Минфином

Бухгалтерский учет

Налоговая отчетность

Декларация субъекта малого предпринимательства — плательщика налога, форма которой утверждается в порядке, предусмотренном ст. 46 НК

Сроки подачи налоговой отчетности

В течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года

В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала

1 Кроме посреднических услуг по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества, предоставлению услуг в сфере страхования.

2 В отношении объема дохода берется размер МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

3 Взят размер МЗП на 1 января 2011 года — 941 грн.

4 Для производителей, реализующих исключительно продукцию собственного производства, устанавливаются в два раза меньшие ставки налога, т. е. 1,5 и 2,5 % соответственно. Таким образом, для подобных плательщиков ставки налога могут снизить не в 2 раза, а в целых 4, оттого и подобные изменения кажутся маловероятными. Кроме того, в Проекте № 8521 не определен четкий порядок и условия предоставления такой налоговой льготы, что может вызывать определенные сложности с практическим применением этих положений (в случае их одобрения ВРУ). Например, в случае реализации плательщиком налога собственной продукции в таре, которая им не изготовляется, формально применять указанную налоговую льготу вряд ли удастся.

5 В этом случае берется размер МЗП, действующий в конкретный момент времени, т. е. в случае вступления в силу Закона на основании Проекта № 8521 в октябре 2011 года (размер МЗП в этом месяце — 985 грн.) соответствующие ставки будут составлять от 9,85 грн. до 98,5 грн. для первой категории и от 19,7 грн. до 197 грн. — для второй категории плательщиков соответственно. Логическим является установление ставок для второй категории плательщиков в пределах от 10 % МЗП (т. е. 98,5 грн. в октябре), поскольку максимальная ставка для предыдущей категории плательщиков единого налога — физических лиц составляет именно 10 %.

 

Привязка размера дохода, дающего право работать на едином налоге, а также ставок налогообложения к размеру МЗП (для некоторых категорий плательщиков), скорее всего, состоятся, поскольку последний постоянно изменяется, а поэтому регулярно вносить соответствующие изменения в

НК не придется. А вот устанавливать ставки для первой и второй категорий плательщиков сельским, поселковым или городским советам, скорее всего, не поручат. Дело в том, что ежегодное изменение ставок единого налога не будет способствовать стабильности работы предпринимателей, будет делать невозможным прогнозирование их работы на ближайшие годы. Кроме того, существует вероятность ежегодного увеличения ставок налога соответствующими местными советами.

Пока еще детальный анализ изменений в системе упрощенной системы налогообложения выглядит не более чем гаданием на кофейной гуще, однако в придачу к предложенной таблице отметим следующее.

Важнейшим нововведением, которое может состояться, является отмена

п.п. 139.1.12 НК, предусматривающего невозможность отнесения в состав расходов плательщика налога на прибыль расходов, понесенных в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога, осуществляющего деятельность в сфере информатизации).

Однако теперь на смену такому ограничению может прийти дополнительная головная боль для плательщиков налога на прибыль в виде подачи вместе с соответствующей налоговой декларацией перечня доходов и расходов плательщика налога в разрезе контрагентов, уплачивающих единый налог, по форме и в порядке, которые должны быть определены Минфином.

Некоторым послаблением может стать только то, что в таком перечне будут указываться лишь те контрагенты, объем операций с которыми в отчетном (налоговом) периоде превышает 50 тыс. грн.

Очень важной, ввиду структуры расходов плательщика единого налога, выглядит и вероятная отмена доплаты за наемных работников в размере 50 %.

Проектом № 8521

предлагается и отмена штрафов и пени, а также административных взысканий и принудительных взысканий органами исполнительной службы за неуплату физическими лицами — единоналожниками обязательной доплаты в Пенсионный фонд Украины к минимальному страховому взносу.

Еще одним возможным нововведением является освобождение от уплаты ЕСВ для пенсионеров и инвалидов, получающих пенсию или социальную помощь, с возможностью добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Кроме того, анонсируется возможность освобождения на месяц (на период отпуска или болезни в случае, если она продолжается месяц и более) от уплаты единого налога для плательщиков 1 и 2 категорий в случае отсутствия наемных работников.

Также

Проектом № 8521 предоставляется право физическим лицам, осуществляющим несистематическую продажу товаров, облагать налогом свои доходы по краткосрочному свидетельству. Фактически предложенный порядок налогообложения является новым видом налога, поэтому внедрить его «одним махом» вряд ли получится. Для этого придется продумать ряд моментов, связанных с его введением.

Кроме того, физические лица — предприниматели, которые до изменения правил работы на упрощенной системе налогообложения были зарегистрированы плательщиками единого налога, а в случае принятия ВРУ нового порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства теряют право находиться на упрощенной системе налогообложения, могут облагать налогом свои доходы по ставке 50 % от закрепленной в

НК ставки налога на доходы физических лиц. Вот только в случае введения подобной нормы нарушили бы принцип налогового законодательства, предусматривающий «равенство» всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем плательщикам налогов независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала.

Согласно

Проекту № 8521 в случае предоставления услуг, выполнения работ по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является только сумма вознаграждения поверенного (агента).

Революционным, но достаточно логическим, шагом может стать выдача свидетельств плательщикам единого налога

бессрочно.

Также заслугой авторов

Проекта № 8521 является определение оснований для аннулирования свидетельства плательщика единого налога и установление финансовой ответственности за нарушение условий применения упрощенной системы налогообложения.

Чему из всего вышеописанного суждено было сбыться, а чему — так и остаться сладким сном единоналожника (

Проект № 8521, как видите, весьма лояльный к субъектам хозяйствования), станет понятно немного позже, поэтому не воспринимайте изложенное слишком близко к сердцу. Как свидетельствует практика рассмотрения законопроектов по наиболее резонансным вопросам, от принятия в первом чтении до окончательного принятия и подписания Президентом Украины довольно длинный и тернистый путь, на котором законопроект может измениться до неузнаваемости. Поэтому надеемся на лучшее, при этом готовясь к худшему...
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше