Об уплате экологического налога за размещение отходов

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Декабрь, 2011/№ 23
Письмо от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11

Эконалог за размещение отходов

Письмо Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11 «Об уплате экологического налога за размещение отходов»

 

Министерство экологии и природных ресурсов рассмотрело запрос газеты «Частный предприниматель» относительно разъяснения по уплате экологического налога за размещение отходов и в пределах компетенции предоставляет ответы на поставленные вопросы.

1. Размещение бытовых отходов осуществляется на полигонах бытовых отходов, Правила эксплуатации которых утверждены приказом Минжилкоммунхоза от 01.12.2010 № 435, зарегистрированным в Минюсте 22.12.2010 под № 1307/18602.

В соответствии с пунктом 2.2 указанных Правил на каждом полигоне бытовых отходов должен быть контрольно-пропускной пункт (далее — КПП) и должны быть установлены автомобильные весы для учета количества всех видов отходов, поступающих на полигон бытовых отходов.

Таким образом, организации, которые эксплуатируют полигоны твердых бытовых отходов, ведут учет соответствующей массы бытовых и других отходов, поступающих на полигоны ТБО.

Для пересчета бытовых отходов из объемных единиц в единицы массы можно использовать приказ Минжилкоммунхоза от 22.03.2010 № 75 «Об утверждении Рекомендованных норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов» или получить путем расчета из Правил предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2008 № 1070.

2. Процедура определения класса опасности для отходов предназначена в первую очередь для промышленных отходов, имеющих стабильный химический состав, и осуществляется в соответствии с ГСанПиН 2.2.7.029-99 «Гигиенические требования по обращению с промышленными отходами и определению их класса опасности для здоровья населения».

В большинстве случаев бытовые отходы для задач учета и статистики в Украине обычно относятся к отходам четвертого класса опасности. В соответствии с пунктом 2.4.6 вышеприведенного ГСанПиНа твердые промышленные отходы IV класса опасности могут использоваться на полигоне твердых бытовых отходов как изолирующий материал в средней и верхней частях полигона.

При операциях обращения с бытовыми отходами следует учитывать необходимость выполнения требований по обращению с опасными отходами в составе бытовых, изложенных в статье 351 Закона Украины «Об отходах».

Статья 351. Требования по обращению с бытовыми отходами

Опасные отходы в составе бытовых отходов собираются отдельно от других видов бытовых отходов, а также должны отделяться на этапе сбора или сортировки и передаваться специализированным предприятиям, получившим лицензии на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.

Если игнорировать вышеуказанные требования и не изымать опасные отходы в составе бытовых, указанные отходы могут быть отнесены к другим классам опасности.

 

Заместитель Министра — руководитель аппарата Д. Мормуль

 

Комментарий редакции

 

ГНАУ по-прежнему продолжает настаивать на том, что все субъекты хозяйствования, в деятельности которых образуются отходы (в том числе бытовые), если такие отходы находились на их территории в течение какого-то, даже незначительно времени, обязаны уплачивать эконалог за размещение отходов. Причем факт заключения договора со специализированным предприятием на вывоз отходов роли не играет.

Основной аргумент, используемый налоговыми органами, — понятие «размещение отходов», приведенное в п.п. 14.1.223 НК, в котором указано, что размещение отходов — это хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Исходя из этого ГНАУ считает, что хранение отходов до момента передачи специализированному предприятию является временным размещением отходов и соответственно подпадает под термин «размещение отходов». А значит, субъекты, которые осуществляют такое временное размещение отходов (в том числе бытовых), обязаны уплачивать эконалог.

По нашему мнению, такие доводы налоговиков безосновательны (наши аргументы по этому поводу см. в тематическом номере «Экологический налог. Акцизный налог» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 18, с. 8).

Поддерживает нашу позицию и Министерство экологии. Так, в своих письмах от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11, от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11 госорган разъясняет, что под размещением отходов следует понимать их хранение и захоронение в специально отведенных для этого местах или на объектах. Основное назначение специально отведенных мест или объектов — удаление отходов путем захоронения или обезвреживания. Основываясь на этом, в письме сделан вывод, что контейнеры (контейнерные площадки) для бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам и объектам.

Правда, в конце письма Минэкологии в отношении необходимости уплаты эконалога предложило обратиться за разъяснениями по этому вопросу к налоговикам, аргументируя это тем, что определение термина «размещение отходов», приведенное в п.п. 14.1.223 НК, существенно отличается от аналогичного термина, приведенного в Законе об отходах. Хотя, по нашему мнению, эти понятия являются тождественными.

Учитывая то, что ГНАУ настаивает на необходимости уплаты «бытового» эконалога, советуем тем плательщикам, которые не хотят доводить дело с налоговиками до суда, подавать отчетность по эконалогу за размещение бытовых отходов. При этом отметим, что первая судебная практика свидетельствует о незаконности требований налоговиков. Так, постановлением Донецкого окружного суда от 13.10.2011 г. по делу № 2а/0570/16902/2011 суд удовлетворил требования налогоплательщика и признал налоговую консультацию, ставшую предметом спора, недействительной, указав на то, что субъект хозяйствования, который не размещает отходы в специально отведенных местах и не имеет разрешения на использование таких мест, не является плательщиком экологического налога.

Однако не все субъекты готовы спорить с налоговиками. Тем более, что вышеназванное постановление было вынесено судом первой инстанции и может быть обжаловано. Поэтому для плательщиков актуальным остается вопрос, как рассчитать сумму экологического налога.

В письме от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11 Минэкологии дало свою официальную позицию в отношении того, как можно определить объем бытовых отходов и ставку эконалога для бытовых отходов.

Так, объем образованных бытовых отходов Минэкологии рекомендует определять, ориентируясь:

либо на Минимальные нормы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, приведенные в приложении 2 к Правилам предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные постановлением КМУ от 10.12.2008 г. № 1070 (далее — постановление № 1070);

либо на Рекомендуемые нормы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные приказом МинЖКХ от 22.03.2010 г. № 75 (далее — приказ № 75)

При этом отметим, что согласно приказу Министерства региональной политики от 01.11.2011 г. № 271 нормы, утвержденные приказом № 75, утратили свою силу.

Поэтому при определении объема образования бытовых отходов остается ориентироваться на постановление № 1070. Приведем извлечение из него.

 

Наименование объекта

Минимальная суточная норма предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, килограммов (литров)

1

2

Твердые бытовые отходы

Предприятия, учреждения и организации

4. Гостиница, на одно место

0,5 (2,74)

Общежитие, на одно место

0,35 (1,65)

Санаторий, пансионат, дом отдыха, на одно место

0,7 (3,84)

Лечебно-профилактические заведения:

 

больница, на одну койку

0,35 (2,19)

поликлиника, на одно посещение

0,01 (0,06)

Склад, на 1 кв. метр площади

0,1 (0,22)

Административные и общественные учреждения и организации, на одно рабочее место

0,3 (1,3)

Учебные заведения:

 

высшее и среднее специальное, на одного студента

0,09 (0,48)

школа, на одного учащегося

0,08 (0,4)

школа-интернат, на одного учащегося

0,45 (2,2)

профтехучилище, на одного учащегося

0,4 (2)

детское дошкольное заведение, на одно место

0,28 (1,4)

Предприятия торговли, на 1 кв. метр торговой площади:

 

промтоварный магазин

0,15 (0,82)

продовольственный магазин

0,3 (1,5)

рынок

0,31 (1,1)

Заведения культуры и искусства, на одно место

0,08 (0,7)

Предприятия бытового обслуживания, на одно рабочее место

0,75 (3,4)

Вокзал, аэропорт, на 1 кв. метр площади зала ожидания

0,37 (1,7)

Кемпинг, автостоянка, на 1 кв. метр площади

0,03 (0,11)

Пляж (курортный сезон), на 1 кв. метр территории

0,04 (0,25)

Предприятия общественного питания, на одно место:

 

1) ресторан:

 

с отбором пищевых отходов

1 (5)

без отбора пищевых отходов

1,4 (6)

2) кафе, столовая:

 

с отбором пищевых отходов

0,43 (2,2)

без отбора пищевых отходов

0,5 (2,6)

Крупногабаритные отходы, на одного человека

0,08 (0,4)

Ремонтные отходы, на одного человека

0,11 (0,15)

Жидкие отходы, на одного человека

25 литров

Опасные отходы, на одного человека

0,01 (0,05)

 

Расчет объема образованных бытовых отходов осуществляется следующим образом:

Количество работников (чел.) х
х Минимальную норму образования отходов для учреждения и организации (кг, л) х
х Количество календарных дней : 1000.

Что касается ставок экологического налога за бытовые отходы, то, по мнению Минэкологии, бытовые отходы относятся к малоопасным, т. е. отходам IV класса опасности. Исходя из этого в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. ставка налога будет составлять 1,25 грн. за 1 тонну (ст. 246 НК, п. 2 подразд. 5 разд. XX НК).

 

Марина Казанова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить