Темы статей
Выбрать темы

Оформление результатов налоговых проверок

Редакция НК
Статья

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ налоговых проверок

Нина Шульгина, юрист, консультант

В прошлых номерах мы рассматривали отдельные особенности организации и проведения налоговых проверок. Пришла очередь обстоятельно поговорить о том, как должны оформляться их результаты.

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Предписания по оформлению результатов налоговых проверок мы можем найти в ст. 86 НК. Вот, собственно, и все общее между результатами оформления разных видов проверок. Далее будем говорить о каждом из них отдельно.

 

КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ

 

Результаты камеральных проверок оформляются по-особому. Согласно п. 86.2. НК по результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, подписываемый должностными лицами органа, проводившими проверку, и после регистрации в органе Государственной налоговой службы* вручается или направляется для подписания в течение 3 рабочих дней плательщику налогов в порядке, определенном ст. 42 НК.

* Далее по тексту — ГНС.

Согласно п. 42.2 НК такой акт считается надлежащим образом врученным, если он направлен по адресу (местонахождению, налоговому адресу) плательщика налогов заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручен плательщику налогов либо его законному или уполномоченному представителю.

Напоминаем, что в случае изменения юридического адреса вы должны в 10-дневный срок со дня государственной регистрации соответствующих изменений уведомить об этом налоговую. В том случае, если акт «заблудится», вы будете освобождены от ответственности за невыполнение его предписаний (или сможете возобновить срок для обжалования).

Если вы настолько «продвинуты», что переписываетесь с налоговой по электронной почте, акт может быть направлен этим средством связи, но не забывайте, что он будет действительным, только если будет соответствовать требованиям к электронному цифровому документу и будет иметь электронную подпись. В любом случае в придачу к электронному экземпляру вы можете требовать и бумажный, который налоговики должны оформить, как это предусмотрено законом (срок для изготовления и предоставления такого «бумажного» акта — 3 дня с момента получения налоговой соответствующего требования от плательщика налогов).

 

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ

 

Механизм составления актов документальных проверок зависит от того, кого проверяют — юридическое лицо или физическое. Указания об оформлении проверок последних можно найти в Порядке № 1003, а в отношении юридических лиц — в Порядке № 984.

Кстати, Порядок № 1003 применяется и при оформлении результатов проверок не только плательщиков налогов — физических лиц (резидентов, нерезидентов), но и в отношении самозанятых лиц, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения согласно НК или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов в соответствии с НК.

Результаты документальных проверок оформляются в форме акта или справки. Если нарушений не выявлено — составляется справка, есть замечания — ждите акта. Оба порядка содержат идентичное определение понятий «акт» и «справка».

 

Акт

служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки деятельности плательщика налогов и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС

Справка

служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки деятельности плательщика налогов и является носителем доказательной информации о неустановлении фактов нарушений требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, плательщиками налогов

 

Согласно п. 10 разд. I Порядка № 1003 информация, содержащаяся в акте (справке) документальной проверки, не подлежит разглашению должностными (служебными) лицами органа ГНС, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных законом. Аналогичное предписание мы можем найти и в п. 9 разд. I Порядка № 984.

В соответствии со ст. 1728 Кодекса Украины об административных правонарушениях незаконное разглашение или использование другим способом лицом в своих интересах информации, которая стала ему известна в связи с выполнением служебных полномочий, является коррупционным правонарушением, которое влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 грн.), а также в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона Украины от 07.04.11 г. № 3206 «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» предусматривает увольнение виновного лица от должности в трехдневный срок с момента вступления в силу решения суда о привлечении лица к ответственности за совершение этого правонарушения.

Порядки составления актов (справок) по результатам проверок физических лиц и по результатам проверок юридических лиц очень похожи, из-за чего там, где предписания одинаковы, мы будем писать о порядке оформления результатов совместно, а там, где будут отличия в составлении документов, — мы будем указывать отдельно.

Составление акта. Согласно предписаниям п. 86.3 и п. 86.4 НК акты (справки) по результатам документальных проверок оставляются в двух экземплярах, подписываются должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, и регистрируются в органе ГНС в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для плательщиков налогов, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней). Это требование является одинаковым для всех типов документальных проверок: плановых и внеплановых, выездных и невыездных.

Внимание! Срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки.

То есть акт должен быть составлен и зарегистрирован в органе ГНС не позднее чем через 5 рабочих дней с момента окончания проверки (или 10 рабочих дней — если у вас есть филиалы).

Форма акта и требования к его содержанию. Согласно п. 8 разд. I Порядка № 1003 акт (справка) документальной проверки должен быть составлен на бумажном носителе на государственном языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

Титульный лист акта (справки) печатается на номерном бланке органа ГНС для составления актов документальных проверок.

В случае необходимости использования в содержании акта (справки) сокращенных названий и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание указывается полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного названия или аббревиатуры, которые будут использоваться далее в тексте.

В акте (справке), расчетах и других материалах не допускаются различного рода исправления цифровых показателей, дат и других данных.

Стоимостные показатели отражаются в национальной валюте Украины, а показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте (справке) с одновременным указанием их эквивалента в национальной валюте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на дату проведения операции, если иное не установлено законом (п. 9 разд. I Порядка).

Для физических лиц. Акт (справка) документальной проверки состоит из трех частей: вступительной, описательной и вывода. К акту (справке) прилагаются информативные приложения.

В соответствии с п. 2 разд. ІІ Порядка № 1003 вступительная часть акта (справки) документальной проверки физического лица должна содержать следующие данные:

— местожительство плательщика налогов;

— фамилию, имя, отчество плательщика налогов;

— основания для проведения проверки в соответствии с НК и другими законодательными актами;

— дату выдачи и номер направления на проведение документальной проверки, наименование органа ГНС, выписавшего его. Даты и номера приказов руководителя органа ГНС на проведение проверки, продление или перенос сроков проведения проверки (Внимание! Если документальная проверка в соответствующих случаях осуществляется по постановлению (определению) суда о назначении проверки или постановлению органа дознания, следователя, прокурора, вынесенным ими в соответствии с законом в уголовных делах, находящихся в их производстве, указываются соответствующие обязательные реквизиты указанных постановлений (определений).);

— должности, название структурного подразделения, наименование органа ГНС, звания, фамилии, имена, отчества должностных (служебных) лиц, проводивших проверку;

— вид проверки (документальная плановая или внеплановая; выездная или невыездная проверка);

— период, за который проводилась документальная проверка деятельности плательщика налога;

— информацию о направлении (вручении) плательщику налогов уведомления о проведении документальной проверки, если таковое предусмотрено законом;

— информацию о наличии журнала регистрации проверок плательщика налогов и совершение в нем записи о проведении проверки.

Как предусмотрено п. 3 разд. ІІ Порядка № 1003, описательная часть акта (справки) состоит из общих положений и результатов проверки деятельности плательщика налогов.

 

Общие положения акта (справки) документальной плановой проверки (или соответствующие приложения
к общим положениям) должны содержать следующие данные:

1

срок проведения документальной проверки (дата начала и дата окончания проверки) с указанием срока продолжения или переноса сроков проведения проверки (при наличии)

2

информацию о плательщике налогов (регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или номер и серия паспорта для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера) или его законных представителей, ответственных за деятельность за проверяемый период, их присутствии при проведении проверки с указанием оснований осуществления такого представительства (доверенность, другие законные основания)

3

данные о регистрации (перерегистрации) самозанятых лиц (название документа, наименование органа, дата и регистрационный номер), данные о постановке на учет плательщика налогов в органах ГНС (наименование органа, дата постановки на учет и номер справки), если самозанятое лицо зарегистрировано плательщиком НДС, указываются регистрационные данные плательщика НДС (индивидуальный налоговый номер, дата регистрации плательщиком НДС, номер и дата начала действия свидетельства о регистрации плательщика НДС)

4

информацию о том, является ли плательщик налогов учредителем (участником), акционером юридических лиц

5

перечень объектов, где осуществляется деятельность, с указанием принадлежащих плательщику налогов на праве частной собственности, и арендованных, складских, а также других помещений, где находятся товарно-материальные ценности (готовые изделия, полуфабрикаты, сырье и т. п.)

6

информацию о видах деятельности, которые осуществлял плательщик налогов за проверявшийся период, с указанием видов деятельности, подлежащих патентованию и лицензированию (номер и дата выдачи патента, лицензии, наименование органа, выдавшего патент, лицензию, срок действия патента, лицензии), а также осуществление которых предусматривает наличие соответствующего свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право такого плательщика на осуществление этой деятельности

7

данные о наличии счетов в банках и других финансовых учреждениях с указанием информации о предоставлении уведомления об их открытии (закрытии); о лицензиях НБУ, если их получение предусмотрено законом

8

информацию о предыдущей документальной плановой проверке (документальной внеплановой проверке по всем вопросам) с указанием наименования органа ГНС, проводившего проверку, даты и номера акта проверки, периода проверки (установленные нарушения и принятые меры по устранению выявленных недостатков)

9

информацию о документах, использованных при проверке, сгруппированных по типам (указать период охвата их проверкой и метод — сплошной, выборочный)

10

перечень компьютерных автоматизированных информационных систем, информация которых использована во время проверки (при необходимости)

11

информацию о встречных сверках

12

информацию об анализе деятельности плательщика налогов (анализ деятельности во время документальных проверок может проводиться, а может и не проводиться — это уже как посчитает нужным налоговая)

13

информацию о наличии у плательщика налогов средств производства и транспортных средств, которые используются (находятся у плательщика налогов с целью использования) в процессе осуществления деятельности, в том числе арендованных, товарно-материальных ценностей, средств на расчетных счетах (при наличии)

14

информацию о проведенных обследованиях помещений, территорий (кроме жилья граждан), используемых для получения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения, в том числе снятии остатков товарно-материальных ценностей, наличности (в случае их проведения)

Общие положения описательной части акта (справки) документальной внеплановой проверки должны содержать:

1

те же данные, что и при плановых проверках, но избирательно — в зависимости от вопросов, подлежавших проверке

Внимание! Согласно п.п. 3.2.4 п. 3 разд. ІІ Порядка № 1003 в описательной части акта также указывается об отсутствии ведения учета плательщиком налогов, если такой факт имеет место.

В соответствии с п.п. 3.2 п. 3 разд. ІІ Порядка № 1003 результаты документальной проверки деятельности плательщика налогов составляются следующим образом:

1

результаты проверки группируются по отдельным видам налогов и сборов и в разрезе налоговых периодов.

В этой части акта (справки) проверки отражаются задекларированные плательщиком налогов в налоговой и другой отчетности показатели, результаты проверки этих показателей и делается соответствующая запись об установлении или неустановлении нарушений. При этом к акту (справке) проверки прилагаются соответствующие аналитические таблицы. Кроме того, приводятся данные о наличии и результатах проверки льгот, предоставленных в соответствии с законами (код льготы, на какую сумму и на какой налог получены льготы с разбивкой по годам в пределах проверяемых отчетных периодов)

2

при установлении нарушений по каждому отраженному в акте факту нарушения необходимо:

— четко изложить содержание нарушения со ссылкой на конкретные пункты и статьи законодательных актов, нарушенные плательщиком налогов, указать период (месяц, квартал, год) деятельности плательщика налогов и операцию, в результате которой осуществлено это нарушение, при этом приложить к акту письменные пояснения плательщика налогов или его законных представителей об установленных нарушениях;

— указать первичные документы, на основании которых совершены записи по учету, и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, и доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

— в случае отсутствия первичных документов или непредоставления их или других документов, подтверждающих факт нарушения, указать другие доказательства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения;

— в случае отказа плательщика налогов или его законных представителей предоставить копии документов должностному (служебному) лицу органа государственной налоговой службы такое лицо составляет акт в произвольной форме, удостоверяющий факт отказа, с указанием фамилии, имени, отчества плательщика налогов (его законного представителя) и перечня документов, которые ему предложено подать, факт о составлении такого акта отражается в акте документальной проверки;

— в случае предоставления плательщиком налогов или его законными представителями должностным (служебным) лицам органа государственной налоговой службы письменных пояснений об установленных нарушениях налогового законодательства и/или причинах непредоставления первичных и других документов, подтверждающих установленные нарушения, или их копий, факты о предоставлении таких пояснений необходимо отразить в акте

3

выявленные факты однотипных нарушений и повторяющихся нарушений группируются в ведомости или таблице, прилагаемых к акту.

Указанные сведения или таблицы должны содержать полный перечень однотипных нарушений налогового законодательства с указанием отчетного периода, к которому они относятся (название, дату и номер документа, в соответствии с которым осуществлена операция, суть операции, а также ссылка на нормативно-правовые акты, их пункты и статьи, положения которых нарушены). Указанные приложения должны быть подписаны должностным (служебным) лицом органа ГНС, а также плательщиком налогов или его законными представителями.

В заключении акта (справки) документальной проверки в соответствии с п. 4 разд. ІІ Порядка № 1003 указываются:

1

обобщенное описание выявленных проверкой нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, со ссылкой на подпункты, пункты, статьи законодательных актов или общее заключение об отсутствии таких нарушений

2

выявленные нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, отражаются в гривнях в разрезе налогов и сборов с разбивкой по годам и налоговым периодам в рамках проверяемого периода

3

в случае получения при проверке копий документов, подтверждающих факт выявленного нарушения, об этом делается запись с отражением оснований для получения

4

отражается количество составленных экземпляров акта (справки) проверки и отметка о вручении одного экземпляра плательщику налогов или его законному представителю

Внимание! Согласно п.п. 4.3 п. 4 разд. ІІ Порядка в акте не допускается определение вида и размера штрафных (финансовых) санкций за установленные нарушения.

Приложения к акту. Как это предусмотрено разд. ІІІ Порядка, информативные приложения к акту (справке) документальной проверки делятся на несколько групп и к таким приложениям могут относиться следующие документы (перечень приложений зависит от того, чем занимается плательщик налогов):

1

утвержденный руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС и подписанный начальником отдела (управления) работника, возглавляющим проверку, план проверки плательщика налогов

2

ведомости или таблицы, в которых сгруппированы факты однотипных нарушений и повторяющихся нарушений

3

расчеты доначисленных (уменьшенных) сумм налогов и сборов, а также расчеты уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на доходы физических лиц, уменьшения (увеличения) заявленной к возмещению из бюджета суммы НДС, уменьшения отрицательного значения суммы НДС в разрезе налоговых периодов

4

пояснения, замечания либо возражения плательщика налогов или его законных представителей по поводу выявленных нарушений или по другим вопросам, возникшим во время проверки

5

другие материалы, подтверждающие наличие фактов нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы

6

копии материалов (описи, ведомости, протоколы и т. п.) о результатах проведенных обследований

7

материалы встречных сверок, реестры, в которых указывается информация о направленных запросах на их проведение в другие органы государственной налоговой службы и полученные ответы

8

заверенные в установленном законодательством порядке копии документов, подтверждающих наличие фактов нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, в случае их получения

9

опись полученных копий документов

10

данные о выполнении внешнеэкономических договоров (контрактов) (экспортных, импортных, бартерных, по переработке давальческого сырья на территории Украины и за ее пределами и т. п.)

11

другие материалы, имеющие значение для принятия налогового уведомления-решения по результатам проверки и принятия других мер

Внимание! Как это предусмотрено п. 2 раздела ІІІ Порядка № 1003, все приложения, содержащие информацию о деятельности плательщика налогов (кроме приложений, содержащих информацию служебного характера), и ведомости или таблицы, в которых сгруппированы факты однотипных нарушений и повторяющихся нарушений, подписываются должностными (служебными) лицами органа ГНС, осуществившими проверку, и плательщиком налогов или его законными представителями.

В акты документальных плановых проверок, конечно, все эти приложения могут и не войти, ведь во время этого вида проверки проверяются только отдельные вопросы, а потому и приложения должны быть только те, которые отвечают на вопросы (или касаются вопросов), подлежавшие проверке.

Для юридических лиц. Как предусмотрено п. 3 разд. ІІ Порядка № 984 общие положения акта (справки) документальной плановой проверки (соответствующие приложения к общим положениям) должны содержать следующие данные:

Общие положения акта (справки) документальной плановой проверки
(или соответствующие приложения к общим положениям) должны содержать следующие данные:

1

срок проведения документальной проверки (дата начала и дата окончания проверки) с указанием срока продления или переноса сроков проведения проверки (в случае наличия)

2

информация о должностных лицах плательщика налогов или его законных представителях, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность за проверяемый период с указанием приказов о назначении и увольнении с занимаемой должности

3

данные о регистрации (перерегистрации) плательщика налогов (название документа, наименование органа, дата и регистрационный номер), данные о постановке на учет в органах государственной налоговой службы (наименование органа, дата постановки на учет и номер справки), регистрационные данные НДС (индивидуальный налоговый номер, дата регистрации плательщиком НДС, номер и дата начала действия свидетельства о регистрации плательщика НДС)

4

данные о размере уставного капитала, учредителях, размере их взносов в уставный капитал, форме внесения (в случае необходимости), а также код по ЕГРПОУ (для юридических лиц) и/или регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (номер и серия паспорта для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте)

5

информацию о том, является ли плательщик налогов учредителем (участником), акционером юридических лиц

6

подчиненность (при наличии)

7

перечень филиалов, отделений и других обособленных подразделений, а также объектов, связанных с налогообложением

8

информация о видах деятельности, которые осуществлял плательщик налогов за проверявшийся период, и видах деятельности, подлежащих лицензированию (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, срок (время) действия лицензии)

9

данные о наличии счетов в банках и других финансовых учреждениях с указанием информации о предоставлении уведомления об их открытии (закрытии); о лицензиях НБУ, если их получение предусмотрено законом

10

информацию о предыдущей документальной плановой проверке (документальной внеплановой проверке по всем вопросам) с указанием наименования органа ГНС, проводившего проверку, даты и номера акта проверки, периода проверки (установленные нарушения и принятые меры по устранению выявленных недостатков)

11

информацию о документах, использованных при проверке, сгруппированных по типам (указать период охвата их проверкой и метод — сплошной, выборочный)

12

перечень компьютерных автоматизированных информационных систем, информация которых использована во время проверки (при необходимости)

13

информацию о встречных сверках

14

информацию об анализе деятельности плательщика налогов (анализ деятельности во время документальных проверок может проводиться, а может и не проводиться — это уже как посчитает нужным налоговая)

15

информацию о проведенных плательщиком налогов инвентаризациях его основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств, в том числе снятии остатков товарно-материальных ценностей, наличности, а также информацию об инвентаризации документов, расчетов (в случае ее проведения)

Общие положения акта (справки) документальной внеплановой проверки должны содержать:

1

те же данные, что и при плановых проверках, но выборочно — в зависимости от вопросов, подлежавших проверке

В соответствии с п. 5 разд. ІІ Порядка № 984 описательная часть акта (справки) документальной проверки составляется следующим образом:

1

результаты проверки группируются по отдельным видам налогов и сборов и в разрезе налоговых периодов

В этой части акта (справки) проверки отражаются задекларированные плательщиком налогов в налоговой и другой отчетности показатели, результаты проверки этих показателей и делается соответствующая запись об установлении или неустановлении нарушений. При этом к акту (справке) проверки прилагаются соответствующие аналитические таблицы. Кроме того, приводятся данные о наличии и результатах проверки льгот, предоставленных в соответствии с законами (код льготы, на какую сумму и на какой налог получены льготы с разбивкой по годам в рамках проверяемых отчетных периодов)

2

в случае установления нарушений по каждому отраженному в акте факту нарушения необходимо:

четко изложить содержание нарушения со ссылкой на конкретные пункты и статьи законодательных актов, нарушенные плательщиком налогов, указать период (месяц, квартал, год) финансово-хозяйственной деятельности плательщика налогов и хозяйственную операцию, в результате которой осуществлено это нарушение, при этом приложить к акту письменные пояснения должностных лиц плательщика налогов или его законных представителей по установленным нарушениям;

указать первичные документы, на основании которых совершены записи в налоговом и бухгалтерском учете, привести регистры бухгалтерского учета, корреспонденцию счетов операций и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, и доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

в случае отсутствия первичных документов или непредоставления для проверки первичных и других документов, подтверждающих факт нарушения, указать перечень этих документов;

в случае отказа должностных лиц плательщика налогов или его законных представителей предоставить копии документов должностному (служебному) лицу органа ГНС такое лицо составляет акт в произвольной форме, удостоверяющий факт отказа, с указанием должности, фамилии, имени, отчества плательщика налогов (его законного представителя) и перечня документов, которые ему предложено подать, факт о составлении такого акта отражается в акте документальной проверки;

в случае подачи должностными лицами плательщика налогов или его законными представителями должностным (служебным) лицам органа ГНС письменных пояснений по установленным нарушениям налогового законодательства и/или причин непредоставления первичных и других документов, подтверждающих установленные нарушения, или их копий, факты о предоставлении таких объяснений необходимо отразить в акте

3

выявленные факты однотипных нарушений и повторяющихся нарушений группируются в ведомости или таблицы, прилагаемые к акту

Указанные ведомости или таблицы должны содержать полный перечень однотипных нарушений налогового законодательства с указанием отчетного периода, к которому они относятся (название, дату и номер документа, в соответствии с которым осуществлена операция, суть операции, а также ссылку на нормативно-правовые акты, их пункты и статьи, положения которых нарушены). Указанные приложения должны быть подписаны должностным (служебным) лицом органа ГНС, а также плательщиком налогов или его законными представителями.

4

при отсутствии налогового и/или бухгалтерского учета данный факт фиксируется в описательной части акта

 

Внимание! В соответствии с п.п. 5.5 п. 5 разд. ІІ Порядка № 984 (для юридических лиц) и п.п. 3.2.5 п. 3 разд. ІІ Порядка № 1003 (для физических лиц) результаты документальной проверки по вопросам соблюдения требований валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, оформляются аналогично оформлению результатов проверки по вопросам соблюдения требований налогового законодательства. При этом в случае установления нарушения в сфере ВЭД необходимо отразить следующие сведения: номер, дату внешнеэкономического договора (контракта) и его сумму; в случае необходимости регистрации договора (контракта) в центральном органе исполнительной власти по вопросам экономической политики: номер и дату его регистрации, страну нерезидента, являющегося стороной внешнеэкономического договора (контракта), наименование финансового учреждения нерезидента, через которое осуществляются расчеты по договору (контракту), наименование финансового учреждения резидента, через которое осуществляются расчеты по договору (контракту), номенклатуру товаров договора (контракта) согласно кодам УКТВЭД, сумму просроченной задолженности, возникшей при исполнении договора (контракта).

Вручение акта плательщику. Один экземпляр акта (справки) о результатах документальной проверки с соответствующими приложениями в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется плательщику налогов или его законному представителю.

Акт (справка), составленный по результатам выездной документальной проверки в день его подписания или отказа от подписания, вручается или направляется плательщику налогов или его законному представителю (абз. 2 п. 86.3 НК).

Акт (справка) документальной невыездной проверки после его регистрации вручается лично плательщику налогов или его законным представителям. В случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от подписания акта (справки) проверки должностными лицами органа ГНС составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

Как видим, для выездных проверок, не важно, плановых или внеплановых, допускается и направление по почте, и личное вручение, а вот для невыездных — только личное вручение.

Если плательщик отказывается от получения акта? В случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) о результатах проверки или невозможности его вручения и подписания в связи с отсутствием плательщика налогов или его законных представителей по местонахождению, документ направляется плательщику налогов в порядке, определенном ст. 58 НК для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Что это означает? Согласно п. 58.3 НК налоговое уведомление-решение (далее будем говорить «Акт», ведь мы рассматриваем эти указания НК в применении к вручению актов проверок) считается направленным (врученным) юридическому лицу, если оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении.

Акт считается направленным (врученным) физическому лицу, если он вручен ему лично или его законному представителю или направлен по адресу по месту жительства или последнему известному местонахождению физического лица с уведомлением о вручении.

Если почта не может вручить плательщику налогов Акт ввиду отсутствия по местонахождению должностных лиц, их отказа принять Акт, ненахождения фактического места расположения (местонахождения) плательщика налогов или по другим причинам, Акт считается врученным плательщику налогов в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

Внимание! Случаи, когда вручить Акт невозможно из-за ошибки, допущенной контролирующим органом, Акт считается не врученным плательщику налогов. Следовательно, если Акт возвращается в налоговую, потому что работниками органа ГНС допущена ошибка в адресе, негативные последствия в связи с отказом от получения или подписания Акта для плательщика налогов не наступают.

Если уже идти по аналогии до конца, то можно, пользуясь Порядком № 985, говорить о следующем. Ответственность за правильное указание наименования, реквизитов и адреса плательщика налогов в Акте должно нести структурное подразделение органа ГНС, составившее Акт. После составления не позднее следующего рабочего дня Акт передается структурному подразделению, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС. Один экземпляр Акта направляется (вручается) плательщику налогов. В структурном подразделении, составившем Акт, остается второй экземпляр, который приобщается к материалам проверки или непосредственно к делу плательщика налогов.

Структурное подразделение, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС, или ответственное лицо, определенное руководителем органа ГНС для выполнения таких функций, в день получения Акта от составившего его структурного подразделения направляет (вручает) Акт плательщику налогов.

Подписание Акта. Согласно предписаниям п. 86.1 НК акт (справка) подписываются плательщиками налогов или их законными представителями (в случае наличия). Плательщик налогов, не согласный с заключениями Акта, обязан подписать такой Акт с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром Акта или отдельно.

В соответствии с абз. 2 — 3 п. 86.3 НК в случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от подписания акта (справки) должностными лицами органа ГНС составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

При этом в акте отказа от подписи указывается об ознакомлении (или отказе от ознакомления) плательщика налогов или его законных представителей с содержанием акта (справки) документальной проверки, обязанностями, правами и ответственностью плательщика налогов. Акт отказа от подписи в день его составления регистрируется в отдельном едином Специальном журнале регистрации актов органа ГНС так, как это определено п. 5 разд. ІІІ Порядка № 1003 и п. 5 разд. IV Порядка № 984.

Внимание! Отказ плательщика налогов или его законных представителей от подписания акта проверки или получение его экземпляра не освобождает плательщика налогов от обязанности уплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства. Поэтому, если у вас возникают замечания, не забывайте это отметить в Акте. Впрочем, если вы по любым причинам не указали на наличие замечаний при подписании Акта (скажем, бегло его прочли и не увидели что-то во время подписания), это не лишает вас права направить органу ГНС свои замечания. Главное — сделать это в сроки, разрешенные НК.

Регистрация Акта. Как мы уже говорили, Акт (справка) документальной проверки составляется в 2 экземплярах, подписывается должностными (служебными) лицами органа ГНС, проводившими проверку, и регистрируется в органе ГНС в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока.

Регистрация актов (справок) документальных проверок осуществляется в едином Журнале регистрации актов (справок) проверок, который ведется структурным подразделением, к функциям которого отнесена регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС. Такой журнал прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью органа ГНС.

При этом в Акте проверки на первом листе в верхнем левом углу указываются дата регистрации акта (справки) проверки и номер акта (справки) проверки, состоящий из порядкового номера единого Журнала регистрации актов (справок) проверок, кода структурного подразделения, ответственного за проведение проверки, регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов или номера и серии паспорта для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера.

Акты об отказе от подписи, об отказе плательщика налогов или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) о результатах документальной проверки или невозможности его (ее) вручения и подписания в связи с отсутствием плательщика налогов или его законных представителей по местонахождению и другие Акты (кроме актов и справок документальных проверок), составление которых предусмотрено порядками, регистрируются в едином Специальном журнале регистрации актов.

Подача возражений. Возражения на Акт в случае их подачи являются неотъемлемой частью (приложением) к акту (справке) проверки.

Возражения должны быть поданы лицом в течение 5 рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются органом ГНС в течение 5 рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и плательщику налогов вручается лично или направляется по адресу с уведомлением о вручении ответ на его возражение.

Внимание! Плательщик налога (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такой плательщик налога отмечает в возражениях. Поэтому не забудьте уведомить орган ГНС о своем желании принять участие в слушаниях. Если плательщик налогов изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки, орган ГНС обязан уведомить такого плательщика налогов о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление направляется плательщику налогов не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.

Возражения могут быть внесены на рассмотрение постоянных комиссий при соответствующих органах ГНС (п. 6 разд. IV Порядка № 1003, п. 5 разд. IV Порядка № 984).

Участие руководителя соответствующего органа ГНС (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений плательщика налогов к акту проверки является обязательным. Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Решение об определении денежных обязательств принимается руководителем органа ГНС (или его заместителем) с учетом результатов рассмотрения возражений плательщика налогов (в случае их наличия). Плательщик налогов или его законный представитель может присутствовать при принятии такого решения (п. 86.7 НК).

По результатам рассмотрения возражений составляется заключение произвольной формы, в котором указываются приведенные в акте (справке) проверки заключения, факты и данные, по которым подано возражение плательщиком налогов, краткое содержание возражений, приводится обоснование позиции органа ГНС по каждому вопросу, затронутому в возражениях, и подводится итог относительно обоснованности возражений. Заключение подписывается должностными (служебными) лицами органа ГНС, проводившими проверку, их непосредственными руководителями, а также другими должностными (служебными) лицами органа ГНС, которые были привлечены к рассмотрению возражений, и утверждается руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС, должностные (служебные) лица которого проводили проверку. Заключение в день его утверждения регистрируется в едином Специальном журнале регистрации заключений органа ГНС, который ведется структурным подразделением, к функциям которого отнесена регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС. Такой журнал прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью органа ГНС. Номер заключения состоит из порядкового номера в Специальном журнале регистрации заключений, номера акта (справки) проверки и кода структурного подразделения, ответственного за рассмотрение возражений (абз. 5 — 7 п. 6 разд. IV Порядка № 1003).

Указанное заключение является составной частью (приложением) материалов проверки, остается в органе ГНС и учитывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы при их рассмотрении и принятии налогового уведомления-решения.

На основании заключения составляется обоснованный письменный ответ по результатам рассмотрения возражений, который подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС и направляется плательщику налогов письмом с уведомлением или вручается под подпись.

Что дальше? По результатам рассмотрения руководителем органа ГНС (его заместителем) акта проверки, возражений плательщика налогов или его законных представителей и других материалов проверки в сроки и порядке, установленные НК, принимаются налоговые уведомления-решения.

Внимание! В соответствии с абз. 2 п. 7 разд. IV обоих порядков, если денежное обязательство рассчитывается органом ГНС по результатам проверки, назначенной в соответствии с уголовно-процессуальным законом или законом об оперативно-розыскной деятельности, налоговое уведомление-решение по результатам такой проверки не принимается до дня вступления в законную силу соответствующим решением суда. Материалы проверки вместе с заключениями органа ГНС передаются правоохранительному органу, назначившему проверку. Статус таких материалов проверки и заключений органа ГНС определяется уголовно-процессуальным законом или законом об оперативно-розыскной деятельности.

Если должностное (служебное) лицо органа ГНС, осуществляющего проверку, отказывается по каким-либо причинам от учета документов, предоставленных плательщиком налогов при проведении проверки, плательщик имеет право до окончания проверки направить письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения или подать непосредственно в орган ГНС, назначивший проведение проверки, копии таких документов (удостоверенные печатью плательщика налогов (при наличии печати) и подписью плательщика налогов или его законных представителей.

Внимание! Основываясь на личном опыте, советуем — не пытайтесь вручить документы проверяющему — если он не хочет их брать, он их не возьмет, и ничего вы не докажете. Отсылайте бумаги сразу по почте, причем не просто письмом, а письмом с описью вложения, чтобы были указаны реквизиты каждого документа, который вы подаете. Если отправить документы без описи, вы не сможете доказать, какие именно бумаги вы подавали. Кстати, такой способ отправления позволяет зафиксировать не только день, но и время отправления, которое иногда может быть принципиально важным. Напоминаю также, что согласно действующему законодательству, последним мгновением вручения документов является момент окончания работы соответствующего органа (если документы подаются через канцелярию или похожий орган — последний момент приема документов этим подразделением). А вот при подаче документов через почту — вы можете подавать документы в последний день, когда истекает срок подачи соответствующего документа, даже после окончания рабочего дня или времени приема документов в органе ГНС — чтобы только почта работала.

Внимание! Не стоит забывать и о предписаниях абз. 2 п. 8 раздела IV порядков, согласно которым в случае подачи плательщиком документов менее чем за 3 дня до дня ее завершения или когда направленные документы поступили в орган ГНС менее чем за три дня до дня завершения проверки, проведения проверки продлевается на срок, определенный ст. 82 раздела II НК.

Еще о получении документов. В течение 3 рабочих дней со дня получения акта документальной проверки плательщик налогов имеет право подать в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие. Такие документы подаются плательщиком налогов в орган ГНС вместе с сопроводительным письмом и соответствующей описью, в которой указываются: названия, номера и даты, количество листов поданных документов. Такая опись удостоверяется (скрепляется) подписями плательщика налогов или его законных представителей и печатью плательщика налога (при наличии).

Если плательщик налогов после окончания проверки и до принятия органом ГНС налогового уведомления-решения по результатам такой проверки подает документы, подтверждающие показатели, отраженные им в налоговой отчетности, но не предоставленные во время проверки (кроме документов, определенных в Акте как отсутствующие, абз. 2 п. 44.7 НК), такие документы должны быть учтены органом ГНС при рассмотрении им вопроса о принятии решения.

Внимание! Если направленные плательщиком налогов документы поступят (будут вручены лично представителю) в орган ГНС после завершения проверки, орган ГНС имеет право не принимать решение по результатам проведенной проверки и назначить внеплановую документальную проверку такого плательщика налогов (абз. 5 п. 8 раздела IV обоих порядков).

Срок хранения актов (справок) и других материалов документальных проверок в органах ГНС составляет 5 лет.

Напоминаем, что согласно п. 3 Порядка № 1003 после окончания проверки должностное лицо, ответственное за проведение проверки, должно вернуть плательщику налогов все полученные у него документы по описи. Плательщик налогов на первом экземпляре описи, прилагаемом к акту проверки, делает следующую запись: «Документы после завершения проведения проверки получены в полном объеме», указывает дату их получения и ставит личную подпись. Поэтому не поленитесь, просмотрите хотя бы бегло, все ли документы вам вернули, ведь подпишетесь не убедившись в этом — потом в жизни не докажете, что «мальчик был».

 

ФАКТИЧЕСКИЕ ПРОВЕРКИ

 

Согласно п. 86.5 НК акт (справка) о результатах фактических проверок составляется в 2 экземплярах, подписывается должностными лицами органов ГНС, проводившими проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах проверки подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, плательщиком налогов и его законными представителями (в случае наличия).

Подписание акта (справки) таких проверок лицом, осуществлявшим расчетные операции, плательщиком налогов и его законными представителями (в случае наличия) и должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, осуществляется по месту проведения проверки или в помещении органа ГНС.

В случае отказа плательщика налогов, его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта (справки), должностными лицами органа ГНС составляется акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта (справки) о результатах проверки не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов налогового органа и не позднее следующего дня после его регистрации вручается или направляется плательщику налогов, его законному представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции.

В случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) проверки или невозможности его вручения плательщику налогов или его законным представителям или лицу, осуществлявшему расчетные операции по любым причинам, такой акт или справка направляется плательщику налогов в порядке, о котором мы уже говорили. В указанных в этом абзаце случаях орган ГНС составляется соответствующий акт или делается отметка в акте или справке о результатах проверки.

Как и в предыдущих случаях, отказ плательщика налогов или его уполномоченное лицо от подписания Акта не освобождает плательщика от обязанности уплачивать налоги или определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства.

В актах проверки указываются как факты занижения, так и факты завышения налоговых обязательств плательщика (п. 86.10 НК).

 

Перечень использованных документов

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок № 1003 — Порядок оформления результатов документальных проверок по соблюдению налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками

налогов — физическими лицами, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1003.

Порядок № 984 — Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984.

Порядок № 985 — Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 985.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше