Темы статей
Выбрать темы

Спецрежим сельхоз-НДС согласно НК

Редакция НК
Статья

Спецрежим сельхоз-НДС согласно НК

В продолжение темы освещения «сельскохозяйственных» разделов Налогового кодекса (см. статью «Фиксированный сельскохозяйственный налог») проанализируем нормы по специальному режиму обложения налогом на добавленную стоимость деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства.

Анатолий БОБРО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

На смену спецрежиму

ст. 81пришел спецрежим ст. 209

 

Прежде всего обращаем внимание, что со вступлением в силу

НК (с 01.01.2011 г.) утрачивает силу целый ряд законодательных актов, в том числе и Закон об НДС. Следовательно, на смену спецрежиму обложения НДС деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства, установленному ст. 81 Закона об НДС (условимся далее называть его кратко — спецрежим ст. 81), пришел спецрежим сельхоз-НДС, установленный ст. 209 НК (кратко — спецрежим ст. 209). В историю уходят и другие тоже по сути спецрежимные «сельскохозяйственные» нормы Закона об НДС, а именно абз. 4 п. 11.21 и п. 11.46.

Сразу отметим, что изменение законодательных оснований для спецрежимного налогообложения определенных видов деятельности сельхозпредприятий масштабных новаций не несет. Нормы

ст. 209 НК, которыми установлен спецрежим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, хоть и не абсолютно тождественны, но в основном совпадают с нормами ст. 81 Закона об НДС и видами деятельности, указанными в Перечне № 23, хорошо знакомыми сельхозпредприятиям, в связи с чем останавливаться на каждом пункте или подпункте ст. 209 НК, думаем, нет необходимости.

 

Суть спецрежима остается без изменений

 

Согласно п. 209.2 НК сумма НДС, начисленная сельхозпредприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров/услуг, не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельхозпредприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога — для других производственных целей.

 

Сельхоз-доля: не менее 75 %

 

Сохраняются нормы о соблюдении сельхозпредприятиями ряда достаточно жестких условий приобретения и систематического подтверждения каждого отчетного периода статуса спецрежимного плательщика НДС, среди которых одним из определяющих является размер

сельхоз-доли не менее 75 %. Пунктом 209.6 НК установлено, что сельскохозяйственным считается предприятие, основной деятельностью которого является поставка произведенных (предоставленных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных производственных мощностях, а также на давальческих условиях, в которой удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг составляет не менее 75 процентов стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.

Кстати, под обобщающим понятием «

сельскохозяйственное предприятие», которое применяется в формулировках норм обоих спецрежимов (ст. 81и ст. 209), понимается одно и то же: резидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства.

 

Новации и нюансы

 

Двигаясь в хронологическом порядке изложения норм

ст. 209 НК и сравнивая их с нормами ст. 81 Закона об НДС и пунктами Перечня № 23, сосредоточим внимание только на существенных отличиях и отдельных нюансах. Для лучшего наглядного восприятия новаций информацию приводим в табличной форме.

 

Категории и критерии

Что установлено Законом об НДС,
Перечнем № 23 и другими актами
законодательства

Что предусмотрено НК

1

2

3

Спецсчета для аккумулирования спецрежимных сумм НДС

Законом об НДС не установлен порядок аккумулирования указанных сумм

Абз. 2 п. 209.2 НК установлено, что указанные суммы НДС аккумулируются сельскохозяйственными предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков в порядке, утвержденном КМУ

Думаем, здесь уместнее говорить не об установлении, а фактически о возвращении порядка аккумулирования, поскольку в прошлые годы (до 2009 г.) спецсчета для этих целей уже применялись.

Отметим, что на время подготовки этой статьи постановлением КМУ от 12.01.2011 г. № 11 утверждено Порядок аккумулирования в котором отмечено, что есть порядок открытия спецсчетов должен определить Нацбанк, чего еще не произошло.

Сельхозтовары

Сельскохозяйственными считаются товары:

(согласно п. 81.7 Закона об НДС)

— указанные в группах 1 — 24 УКТ ВЭД согласно Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины», если такие товары выращиваются, откармливаются, вылавливаются или собираются (заготовляются) непосредственно плательщиком налога — субъектом специального режима налогообложения (кроме приобретения таких товаров у других лиц), а также продукты обработки (переработки) таких товаров, которые поставляются указанным плательщиком налога — их производителем

(согласно п. 209.7 НК)

— указанные в группах 1 — 24, 4101, 4102, 4103, 4301 УКТ ВЭД, если такие товары выращиваются, откармливаются, вылавливаются или собираются (заготовляются) непосредственно плательщиком налога — субъектом специального режима налогообложения (кроме приобретения таких товаров у других лиц), которые поставляются указанным плательщиком налога — их производителем

Таким образом, с одной стороны, можно говорить о сужении понятия сельхозтоваров (как видим, в этом пункте НК не упоминаются продукты переработки (обработки), а с другой — о расширении его, учитывая отнесение к сельхозтоварам товаров, указанных в группах 4101, 4102, 4103, 4301 УКТ ВЭД, в которых, напомним, речь идет о необработанных шкурах крупного рогатого скота (включая буйволов) или животных семейства лошадиных, овец или шкурах ягнят, других необработанных шкурах, а также о сырье меховом (включая головы, хвосты, лапы и другие обрезки, пригодные для использования в производстве меховых изделий).

Впрочем, неупоминание в определении понятия сельхозтоваров о продуктах переработки (обработки) вовсе не означает нераспространения на них спецрежима сельхоз-НДС. Ведь согласно п. 209.16 НК и абсолютно идентичного ему п.п. 209.17.17 НК (об этом дублировании норм поговорим далее) обработка или переработка продукции, полученной в результате деятельности плательщика налога в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства, считается деятельностью в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства при условии, если такая продукция выращивается, откармливается, вылавливается или собирается (заготавливается) непосредственно плательщиком налога (кроме их приобретения у других лиц)

О последствиях несоблюдения необходимого размера сельхоз-доли и нюансов, связанных с наступлением форс-мажорных обстоятельств

Пунктом 209.11 НК сохраняются аналогичные нормы п. 81.11 Закона об НДС, которыми установлено, что если субъект спецрежима поставляет в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно несельскохозяйственные товары/услуги, удельный вес которых превышает 25 % стоимости всех поставленных товаров/услуг, то:

— на такое предприятие спецрежим не распространяется и оно обязано определить налоговое обязательство по итогам отчетного налогового периода, в котором было допущено такое превышение, и уплатить налог в бюджет в общем порядке;

— предприятие исключается из реестра субъектов спецрежима, возврат на который может быть (при наличии оснований) после окончания следующих 12 последовательных отчетных налоговых периодов;

— предприятие считается плательщиком НДС на общих основаниях с первого числа месяца, в котором было допущено такое превышение.

Что касается применения этой нормы при наступлении форс-мажорных обстоятельств, то далее в указанных актах законодательства говорится так:

(п. 81.11 Закона об НДС)

В случае введения в установленном порядке правового режима чрезвычайной экологической ситуации, чрезвычайного или военного положения нормы этого пункта начинают применяться после окончания действия соответствующего правового режима.

Если субъекты спецрежима налогообложения не могут самостоятельно покрыть убытки, возникшие в результате действия правового режима чрезвычайной экологической ситуации, чрезвычайного или военного положения в сроки, указанные в предыдущем абзаце, то по представлению хотя бы двух из таких субъектов Кабинет Министров Украины имеет право продлить срок применения специального режима налогообложения для всех сельскохозяйственных предприятий, находящихся в зонах такой чрезвычайной экологической ситуации, чрезвычайного или военного положения, без соблюдения размера удельного веса, установленного этим пунктом. Это правило не применяется, если риски потери товаров (запасов) были надлежащим образом застрахованы

(п. 209.11 НК)

Если субъекты спецрежима налогообложения не могут самостоятельно покрыть убытки, возникшие в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, такие субъекты имеют право продлить срок применения спецрежима налогообложения без соблюдения размера удельного веса, установленного этим пунктом.

Это правило не применяется, если риски потери товаров (запасов) были надлежащим образом застрахованы. В таком случае суммы полученных страховых выплат учитываются при определении удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг в общем объеме поставки за соответствующий отчетный период.

Решение о наличии обстоятельств непреодолимой силы, перечень субъектов, пострадавших в результате таких обстоятельств, и сроки применения специального режима налогообложения без соблюдения размера удельного веса, установленного этим пунктом, определяются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными советами.

Нормы этого пункта начинают применяться после окончания срока, определенного Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными советами

Обращаем внимание: полномочия по принятию решения о наличии обстоятельств непреодолимой силы, определению перечня субъектов, пострадавших вследствие таких обстоятельств, и срока применения спецрежима без соблюдения размера сельхоз-доли предоставляются Верховной Раде АР Крым, областным советам

О понятии термина «производственные факторы»

Редакция п.п. 209.15.1 НК по сравнению с редакцией п.п. 81.15.1 Закона об НДС, которыми дается определение термина «производственные факторы», имеет практически только два отличия, которые, на наш взгляд, существенно уточняют сферу его применения.

Согласно п.п. 209.15.1 НК о производственных факторах говорится:

— во-первых, с таким уточняющим дополнением: «за счет которых сформирован налоговый кредит»;

— во-вторых, под ними (производственными факторами) понимается, в частности:

получение услуг по использованию сельхозтехники, кроме получения ее в финансовую аренду (лизинг);

получение услуг, сопутствующих ведению сельхоздеятельности, а именно по вопросам налогообложения, бухгалтерской отчетности и учета, организации внутреннего производственного управления (74.14.0 КВЭД).

Акцентируем внимание: именно получение услуг, а не их предоставление (как это указано в п.п. 81.15.1 Закона об НДС).

Таким образом, редакция п.п. 209.15.1 НК более конкретная: термин «производственные факторы» уместно употреблять только к так называемым «входящим» услугам, за счет которых может быть сформирован налоговый кредит по НДС.

Этот термин не должен применяться по отношению к так называемым исходящим услугам, т. е. услугам, предоставленным предприятием другим предприятиям, иначе говоря, на сторону. Такая, на наш взгляд, неуместная (относительно сути операции) трактовка п.п. 81.15.1 Закона об НДС наблюдалась ранее в отдельных консультациях специалистов налоговой службы («Вестник налоговой службы Украины», 2010 г., № 12, с. 70; 2009 г., № 22, с. 32; № 39, с. 32) и в письме Минагрополитики от 23.04.2009 г. № 37-21-1-15/6802

Сельхозуслуги — это сельхоздеятельность

Подпункт 209.15.2 НК, которым дается определение термина «деятельность в сфере сельского хозяйства» при сохранении идентичных норм подпунктов «а» и «б» п.п. 81.15.2 Закона об НДС, согласно которым под сельхоздеятельностью понимается соответственно:

производство продукции растениеводства, а именно растительных культур, а также выращивание фруктов и овощей, цветов и декоративных растений (в открытых или закрытых почвах), грибов, семян, пряностей, саженцев и водорослей, а также их обработка, переработка
и/или консервирование;

производство продукции животноводства, а именно домашних сельскохозяйственных животных, птицеводства, кролиководства, пчеловодства, а также разведение шелкопрядов, змей и других пресмыкающихся или слизней и других наземных млекопитающих, беспозвоночных и насекомых; а также их обработка, переработка и/или консервирование,

кроме того, имеется еще и подпункт «в» о предоставлении услуг

Аналогичной нормы в п.п. 81.15.2 Закона об НДС нет

Согласно п.п. «в» п.п. 209.15.2 НК под сельхоздеятельностью понимается также предоставление услуг другим сельскохозяйственным предприятиям с использованием сельскохозяйственной техники, кроме предоставления ее в финансовую аренду (лизинг)

Таким образом, эта прямая норма п.п. «в» п.п. 209.15.2 НК вместе с другими прямыми нормами ст. 209 НК однозначно указывает на распространение спецрежимного порядка налогообложения «выходных» сельхозуслуг предприятия на сторону.

Наличие ее в редакции ст. 209 НК, как мы понимаем, окончательно снимает искусственно надуманную налоговиками так называемую «услужную» проблему, озвученную ими в их консультациях (указанных выше) и письме ГНАУ от 19.10.2010 г. № 22219/7/16-1417. Напомним, что в нем фискальный вывод ГНАУ как раз и мотивировала отсутствием упоминания об услугах в определении понятия сельхоздеятельности, игнорируя при этом двадцать (!) прямых упоминаний услуг в других пунктах и подпунктах спецрежимной ст. 81 Закона об НДС

Виды деятельности, на которые распространяется спецрежим НДС

Согласно п.п. 81.15.7 Закона об НДС перечень видов деятельности, на которые распространяются нормы ст. 81, утвержден постановлением

Кабинета Министров Украины от 21.01.2009 г. № 23 (Перечень № 23), и определен согласно Национальному классификатору Украины ДК 009:2005 «Классификация видов экономической деятельности», утвержденному приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 26.12.2005 г. № 375

Виды деятельности, на которые распространяется спецрежим НДС статьи 209 НК, указаны в самом НК

К сожалению, в этом вопросе НК несет неприятный сюрприз, но обо всем по порядку. Сравнивая прошлый и новый перечни видов деятельности, на которые распространяется спецрежим НДС, обращаем внимание на следующее. Виды деятельности, указанные в Перечне № 23:

— в пунктах 1 — 8, 81, 9 — 15, нашли свое идентичное отражение соответственно в подпунктах 209.17.1 — 209.17.16 НК;

пункт 17 (касательно обработки или переработки продукции), — также полностью сохранен в подпункте 209.17.17 НК.

Здесь впору высказаться по поводу указанного ранее факта идентичности (дублирования) норм п. 209.16 НК и п.п. 209.17.17 НК. Вероятно, это результат механического «слияния» законодателями соответствующих норм двух законодательных актов — Закона об НДС и Перечня № 23 в один — НК. Судя по структурному построению ст. 209 НК, логично думать, что первый раз отражение в ней (п. 209.16 НК) обработки или переработки продукции стало следствием, скорее всего, сохранения норм п.п. 81.15.6 Закона об НДС, который, в свою очередь, был основанием для формулировки Кабмином п. 17 Перечня № 23.

Другими словами, речь идет об одной и той же норме, поэтому ее повторное внесение в ст. 209 НК, так сказать, «копирование» из «копии» ее в п. 17 Перечня № 23, на наш взгляд, неоправданно. Впрочем, указанное двойное отражение не влечет негативных последствий, поэтому оставим без дальнейших комментариев.

Проблемные вопросы связаны с п. 16 Перечня № 23, хотя он, кстати, и не отражен в ст. 209 НК отдельным пунктом или подпунктом. Указанные в п. 16 Перечня № 23 такие виды деятельности в сфере рыболовства, как:

— разведение и ловля пресноводной (лиманной) рыбы либо других пресноводных (лиманных);

— разведение и ловля морской или океанической рыбы или беспозвоночных

уже нашли свое отражение в аналогичных нормах подпунктов «а» и «б» п.п. 209.15.4 НК, поэтому по поводу их спецрежимности сомнений не возникает.

Что касается еще двух указанных в п. 16 Перечня № 23 видов деятельности, а именно:

— упаковка и подготовка к продаже, в том числе сушка, очистка, размол, дезинфекция и силосование сельскохозяйственной продукции;

— предоставление услуг, сопутствующих ведению сельскохозяйственной деятельности, а именно по вопросам налогообложения, бухгалтерской отчетности и учета, организации внутреннего производственного управления,

то в отношении спецрежимности таких предоставленных на сторону услуг возникает вопрос.

Дело в том, что эти трансформированные в НК нормы теперь имеют другое смысловое значение, поскольку они приведены:

— во-первых, в п.п. 209.15.1, в котором, еще раз обращаем внимание, дается объяснение термина «производственные факторы, за счет которых сформирован налоговый кредит»;

— и более того, в отношении указанных выше сопутствующих услуг, обращаем внимание, что в п.п. 209.15.1 говорится об их получении, а не о предоставлении, как сказано в п. 16 Перечня № 23. Это во-вторых.

Выводы из такой ситуации неутешительные. Выходит, что спецрежимный порядок налогообложения может распространяться только на «входящие» указанные сопутствующие услуги в понятии производственных факторов, за счет которых формируется налоговый кредит. Как мы уже сказали, п.п. 209.15.1 НК к «исходящим» таких же услуг применять неуместно. Одно хорошо, что спецрежимность предоставления услуг в растениеводстве по подготовке продукции к первичной реализации: очистке, сушке, дезинфекции, упаковке и т. д., можно аргументировать нормами п.п. 209.17.14 НК

Спецрежим для животноводов

Со спецрежимом для животноводов совсем не понятно

(абз. 4 п. 11.21 Закона об НДС)

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет сельхозпредприятиями всех форм собственности, не избравшими специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства, предусмотренный статьей 81 данного Закона, и на общих основаниях считаются плательщиком налога на добавленную стоимость за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также за молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, полностью остается в распоряжении этих сельхозпредприятий и направляется на поддержку собственного производства животноводческой продукции

(абз. 1 п. 209.18 НК)

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет сельхозпредприятиями всех форм собственности, которые соответствуют критериям, определенным статьей 209 этого Кодекса, но не избрали специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства, предусмотренного статьей 209 этого Кодекса, и на общих основаниях считаются плательщиком налога на добавленную стоимость, за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также за молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, полностью остается в распоряжении этих сельхозпредприятий и направляется на поддержку собственного производства животноводческой продукции

Не трудно заметить, что нормы Закона об НДС, установленные для сельхозпредприятий, «не избравших специальный режим», в НК звучат иначе, а именно как для сельхозпредприятий «которые соответствуют критериям <...>, но не избрали специальный режим».

При всей созвучности и поверхностном подобии формулировок наглядно видно кардинальное отличие в принципах определения круга спецрежимных плательщиков с установлением дополнительного условия соответствия критериям.

По правде говоря, нормы абз. 1 п. 209.18 НК не такая уже и новация. Напомним, что аналогичное говорилось ранее в приказе ГНАУ от 12.05.2010 г. № 313 (далее — приказ № 313).

Однако не в этом главная проблема п. 209.18 НК. Мы уже обращали внимание, что механическое объединение в НК соответствующих норм Закона об НДС и Перечня № 23 привело к погрешностям в редактировании ст. 209 НК в виде повторения норм. В случае с абз. 4 п. 11.21 Закона об НДС трансформация его в НК вылилась вообще в абсурдность норм п. 209.18 НК. Объясним почему.

Если в период действия одновременно двух спецрежимов (ст. 81и абз. 4 п. 11.21 Закона об НДС, даже с учетом требований приказа № 313), установление пропуска на спецрежим п. 11.21 из-за соответствия требованиям спецрежима ст. 81и отказ от него еще как-то можно понять, то сведение (объединение) норм этих спецрежимов в один спецрежим ст. 209 привело к парадоксу.

Как можно животноводам, которые «соответствуют критериям <...> ст. 209 НК», реально применять абз. 1 п. 209.18 НК, если вторым необходимым условием определяется неизбрание ими спецрежима, установленного в целом

ст. 209 НК (?!). Иными словами, если невозможно применять всю ст. 209 НК в целом, то как возможно применять ее часть, а именно п. 209.18 НК?

Возможно ли полностью соответствовать критериям, определенным ст. 209, в частности ее п. 209.10, которым регламентирован порядок получения свидетельства о регистрации как субъекта спецрежима, и при этом считаться, как это указано в п. 209.18 НК, плательщиком НДС на общих основаниях?

Не понятна вообще целесообразность в НК пункта 209.18. Ведь если сельхозпредприятие соответствует критериям, определенным ст. 209, то для сохранения сумм НДС в своем распоряжении оно может воспользоваться другими нормами этой спецрежимной ст. 209. При несоответствии критериям разговор короткий — спецрежима не будет.

Впрочем, предугадать рациональное зерно в мнении законодателей, ища его между строками неудачно выписанной нормы п. 209.18 НК, не будем, дождемся реакции соответствующих госорганов

О налогообложении субъектами спецрежима операций по ввозу на таможенную территорию Украины племенных чистопородных животных крупного рогатого скота или генетического материала

(п. 11.46 Закона об НДС)

Освобождаются от налогообложения операции по ввозу на таможенную территорию Украины племенных чистопородных животных крупного рогатого скота или генетического материала (кодов УКТ ВЭД 0102 10 10 00, 0102 10 30 00, 0102 10 90 00, 0511 10 00 00, 0511 99 90 10), осуществляемые субъектами специального режима налогообложения, установленного статьей 81данного Закона. Операции по последующей поставке указанных племенных чистопородных животных крупного рогатого скота или генетического материала облагаются налогом в общем порядке

Аналогичная норма в НК не предусмотрена

Ограничение периода действия спецрежима

Законом об НДС не установлено

Спецрежим сельхоз-НДС действует по 31 декабря 2017 года включительно. Согласно п.п. 4 п. 2 разд. XIX Заключительных положений НК, ст. 209 НК, которой установлен указанный спецрежим, утратит силу с 01.01.2018 г.

 

Вот такие основные новации и нюансы установленного

ст. 209 НК спецрежима обложения сельхоз-НДС. Но точку ставить пока рано.

 

Об отражении результатов налогового учета спецрежимного сельхоз-НДС в порядке налогообложения прибыли предприятия

 

Уместно осветить порядок отражения сельхозпредприятиями на общей системе налогообложения результатов налогового учета спецрежимного сельхоз-НДС в порядке налогообложения прибыли предприятия. Конечно, для плательщиков ФСН (фиксированного сельхозналога) как неплательщиков налога на прибыль это не актуально.

Для наглядности новаций и отличий опять же воспользуемся табличной формой доведения информации.

 

Категории и критерии

Что установлено Законом о налоге на прибыль

Что предусмотрено НК

Валовые
доходы
(доходы)

(абз. 2 п.п. 4.2.1 Закона о налоге на прибыль)
К валовым доходам плательщика, зарегистрированного как субъект спецрежима налогообложения согласно ст. 81 Закона об НДС, включается положительная разница между суммами НДС, начисленными таким сельхозпредприятием на цену поставленных им сельхозтоваров в течение отчетного или предыдущих отчетных периодов, и суммами НДС, уплаченными (начисленными) им в течение отчетного периода на цену производственных факторов, определенных п. 81.15 указанного Закона

(абз. 2 п.п. 136.1.2 НК )
К доходам плательщика налога, зарегистрированного как субъект спецрежима налогообложения согласно ст. 209 этого Кодекса, включается положительная разница между суммами НДС, начисленными таким сельхозпредприятием на цену поставленных им сельхозтоваров в течение отчетного или предыдущих отчетных периодов, и суммами НДС, уплаченными (начисленными) им в течение отчетного периода на цену производственных факторов, определенных ст. 209 этого Кодекса

Валовые
расходы

(абз. 4 п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль)
К валовым расходам плательщика, зарегистрированного как субъект спецрежима налогообложения согласно ст. 81 Закона об НДС, включается отрицательная разница, рассчитанная по правилам абз. 2 п.п. 4.2.1 данного Закона

Аналогичная норма в НК не предусмотрена

 

Как видим, здесь тоже не обошлось без «сюрпризов» законодателей с негативными для сельхозпредприятий последствиями. Установлено только одностороннее отнесение результатов налогового учета спецрежимного сельхоз-НДС — только

что касается увеличения доходов предприятия как объекта обложения их налогом на прибыль.

НК предусмотрено только одностороннее отнесение результатов

налогового учета спецрежимного сельхоз-НДС — только что касается положительной разницы увеличения доходов предприятия — объекта обложения их налогом на прибыль

Акцентируем авше внимание,

перенос отрицательного значения — результат налогового учета спецрежимного сельхоз-НДС на расходы предприятия, которые привели бы в конечном итоге к уменьшению платежей в бюджет налога на прибыль, НК не предусмотрен. И это несмотря на то, что строка 18.2 декларации по НДС (сокращенная) своим названием прямо указывает на включение суммы НДС в валовые расходы плательщика.

Причем это касается не только результатов учета за

текущий отчетный период. Обращаем внимание, что форма декларации по НДС (сокращенной) не предусматривает уменьшения суммы НДС, подлежащей отражению в составе валовых доходов плательщика налога на прибыль, на сумму отрицательного значения строки 18 декларации. Иными словами, на превышение суммы налогового кредита над суммой налогового обязательства прошлого отчетного периода положительное значение НДС в текущем отчетном периоде не уменьшается.

Странно и то, что

п.п. 136.1.2 НК является составляющей п. 136.1, который, обращаем внимание, предусматривает по сути противоположное действие: «Для определения объекта налогообложения не учитываются доходы» и соответственно ст. 136 с названием «Доходы, не учитываемые для определения объекта налогообложения».

Вот такие выкрутасы. Поэтому утверждение, что сумма спецрежимного НДС не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении сельхозпредприятия, для сельхозпредприятий на общей системе налогообложения справедливо только относительно.

Только на первый взгляд можно сказать, что сельхоз-предприятие не досчитается лишь почти четвертой части спецрежимных сумм НДС в результате

уплаты налога на прибыль (ставка налога на прибыль составляет на данный момент, как известно, 25 %, а с 1 апреля 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно будет 23 %). С учетом того, что в декларации по налогу на прибыль не учитывается отрицательное значение спецрежимной НДС-отчетности (как за текущий, так и за прошлые периоды), потеря средств фактически еще больше.

Ведь вполне понятно, что если за текущий отчетный месяц было

положительное значение (например, 1000 грн.) в строке 18.1 декларации по НДС (сокращенной), а за прошлый месяц (или месяцы) — отрицательное в строке 18.2 на такую же сумму, то это только возмещение суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов. В итоге никаких сумм НДС не остается. Поэтому обложение налогом на прибыль как доходов сельхозпредприятия таких сумм НДС (только налоговых обязательств), по сути, является еще большей дополнительной налоговой нагрузкой, т. е. налогообложением без реальных доходов.

Впрочем, оставим без дальнейших комментариев, подождем реакции налоговиков

Ни для кого не секрет, что в силу специфики сельхозпроизводства возникновение отрицательного значения, особенно в первой половине календарного года, скорее правило, чем исключение. С учетом этого досадно признавать, что появление для сельхозпредприятий таких негативных последствий является вероятным.

Остается только надеяться, что новая форма декларации по НДС, которую, думаем, должна установить налоговая служба в соответствии с положениями

НК, будет предусматривать порядок переноса отрицательных результатов налогового учета спецрежимного сельхоз-НДС. Хотя бы так, как это было предусмотрено вряд ли кому нужной в практике ведения хозяйства сельхозпредприятий декларацией по НДС (специальной), установленной в соответствии с абз. 4 п. 11.21 Закона об НДС.

В первом квартале 2011 года еще действуют старые правила налогового учета валовых доходов и валовых расходов, установленные Законом о налоге на прибыль

Новации

в порядке отражения результатов налогового учета спецрежимного сельхоз-НДС в декларации по налогу на прибыль вводятся со второго квартала 2011 года. Согласно п.п. 2 п. 2 разд. XIX Заключительных положений НК с 1 апреля 2011 года Закон о налоге на прибыль (кроме пункта 1.20 статьи 1 данного Закона, действующего до 1 января 2013 года), утратит силу. Поэтому в первом квартале 2011 года еще действуют старые правила налогового учета и отчетности, установленные Законом о налоге на прибыль . То есть в первом квартале еще правомерен учет как положительного, так и отрицательного значения спецрежимной НДС-отчетности в составе соответственно валовых доходов и валовых расходов сельхозпредприятия в этом квартале.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

НК —

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР

Перечень № 23 — Перечень видов деятельности, на которые распространяются нормы статьи 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», утвержденный постановлением КМУ от 21.01.2009 г. № 23.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше