Темы статей
Выбрать темы

Регистрация плательщиков НДС по новым правилам

Редакция НК
Статья

Регистрация плательщиков НДС по новым правилам

НК достаточно существенно изменил основания для обязательной и добровольной регистрации плательщиков НДС, а также саму процедуру регистрации. Во исполнение норм НК ГНАУ утвердила новое Положение о регистрации плательщиков НДС. О новшествах, которые произошли в процедуре НДС-регистрации, мы и расскажем в этой статье.

Марина Казанова, экономист-аналитик

 

Прежде всего отметим, что согласно требованиям

п. 4 приказа ГНАУ от 22.12.2010 р. № 978 плательщики НДС, которые были внесены в реестр плательщиков НДС до его вступления в силу (до 14.01.2011 г.), не подлежат обязательной перерегистрации. Не подлежат обязательной замене и выданные до момента вступления в силу нового Положения о регистрации Свидетельства о регистрации плательщиков НДС.

А теперь перейдем собственно к порядку регистрации плательщиков НДС, при этом в первую очередь остановимся на том, кто является плательщиком НДС в понимании

НК.

 

Плательщики НДС

 

Плательщиками НДС согласно п. 180.1 НК являются следующие категории лиц:

1) лицо, которое осуществляет хозяйственную деятельность и регистрируется плательщиком НДС по своему добровольному решению;

2) лицо, которое зарегистрировано плательщиком НДС на момент вступления в силу НК или подлежит регистрации в качестве плательщика НДС;

3) лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которое возлагается ответственность за уплату налогов при перемещении товара через таможенную территорию Украины, а также лицо, нарушающее условия льготных таможенных режимов или условия предоставления налоговых льгот;

4) лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юридического лица;

5) лицо — управитель имущества, которое ведет отдельный учет по налогу на добавленную стоимость относительно хозяйственных операций, связанных с использованием имущества, полученного в управление по договору управления имуществом;

6) лицо, которое осуществляет операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;

7) лицо, уполномоченное вносить НДС по поставкам услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности.

При этом важно отметить, что лицом для целей р. V НК согласно п. 14.1.139 НК является:

— субъект хозяйствования — юридическое лицо, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения таких инвестиций;

— другое юридическое лицо, не являющееся субъектом хозяйствования;

— физическое лицо (гражданин Украины, иностранец и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, относящуюся согласно законодательству к предпринимательской (кроме физических лиц, находящихся на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в соответствии с законодательством), и/или ввозит товары на таможенную территорию Украины;

— представительство нерезидента, не имеющее статуса юридического лица;

— лицо в пределах осуществления совместной деятельности без создания юридического лица двумя и более лицами, учет результатов которой ведется уполномоченным на то сторонами участником-налогоплательщиком.

Обратите внимание: под определение «лицо» не подпадают предприниматели на едином налоге, поэтому зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС они не смогут. Такой же вывод содержится и в письме ГНАУ от 12.01.2011 г. № 674/7/16-1417.

Плательщиками НДС лица, названные в

п. 180.1 НК, могут быть только в случае их регистрации в качестве плательщиков НДС (п. 2 р. III Положения о регистрации). При этом регистрации они подлежат, если имеются основания для обязательной или добровольной регистрации.

Важно отметить, что

НК выделяет также лиц, которые являются плательщиками НДС без регистрации. Таковыми являются:

1) лица, которые ввозят товары на таможенную территорию Украины. Согласно

п. 181.2 если лицо, которое не зарегистрировано плательщиком НДС, ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, то такие лица уплачивают налог во время таможенного оформления товаров без регистрации в качестве плательщика налога;

2) лица — получатели нерезидентских услуг с местом поставки их на таможенной территории Украины. Если они не зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, то они все равно согласно

п. 180.2 НК должны уплатить налог. При этом согласно ст. 208 НК, если получатель услуг не зарегистрирован в качестве плательщика НДС, то он должен подать расчет налоговых обязательств по специальной форме, утвержденной ГНСУ.

 

Основания для обязательной регистрации плательщиком НДС

 

НК

прямо предусматривает только одно основание для обязательной регистрации плательщиком НДС. Так, согласно п. 181.1 НК лицо обязано зарегистрироваться плательщиком НДС, в случае когда «общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению <…>, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу , совокупно (без учета налога на добавленную стоимость) <…> кроме лица, являющегося плательщиком единого налога».

Таким образом, лица, названные в

п. 180.1 НК, подлежат обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС только в том случае, если объем налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг в течение последних 12 календарных месяцев превысил 300 тыс. грн.

Несколько слов скажем о том, как рассчитывается 300-тысячный предел. В этом вопросе налоговики настаивают на своей прежней позиции (материалы Единой базы налоговых знаний, размещенной на сайте ГНАУ): при определении общего объема налогооблагаемых операций для регистрации плательщиком НДС учитываются объемы операций:

1) подлежащих налогообложению по ставке 20 % (

ст. 194 НК) и ставке 0 % (ст. 195 НК);

2) операции, освобожденные от налогообложения и временно освобожденные от налогообложения.

Важно отметить, что требования об обязательной регистрации в случае превышения 300-тысячного предела не распространяются

на плательщиков единого налога. Предприниматели на едином налоге, напомним, вообще не могут быть плательщиками НДС (не подпадают под определение «лицо»). Юридические лица, избравшие ставку 10 %, согласно п. 1 подр. 8 р. XX НК также не являются плательщиками НДС, а значит, не должны регистрироваться плательщиками НДС даже после превышения 300-тысячного предела. При этом отметим, что такие лица не освобождаются от уплаты НДС в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины, получения услуг от нерезидентов, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, уплата НДС при которых осуществляется без НДС-регистрации.

А вот с плательщиками единого налога на ставке 6 % ситуация не совсем ясна. Согласно

ст. 3 и 6 Указа № 727 (а именно им плательщики единого налога должны руководствоваться до момента внесения изменений в р. XIV НК) ставку единого налога 6 % юридическое лицо может избрать только при условии уплаты НДС. То есть, избрав ставку единого налога 6 %, юрлицо обязано зарегистрироваться плательщиком НДС.

Это прямо указано и в

абз. 1 п. 6.3 р. III Положения о регистрации: не зарегистрированное плательщиком единого налога юридическое лицо, которое согласно Указу № 727 переходит на ставку единого налога 6 %, подлежит обязательной регистрации как плательщик НДС, начиная с 1-го числа того отчетного периода (квартала), с которого осуществлен переход на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 %.

При этом в

абз. 2 п. 6.3 р. III Положения о регистрации указано, что если лицо, избравшее ставку единого налога 6 %, не подпадает под определение плательщика НДС согласно п. 180.1 НК и п. 5 р. I Положения о регистрации, то налоговый орган отказывает такому лицу в регистрации плательщиком НДС и применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по ставке единого налога 6 %.

Означает ли эта формулировка, что налоговики имеют право отказать плательщику единого налога избрать ставку 6 %, если объемы налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев не достигли 300-тысячного предела? Вполне возможно, что налоговики примут такую позицию и избрать ставку 6 % можно будет только после того, как плательщик проработает определенное время на ставке 10 % или на общей системе налогообложения.

Достаточно интересно также складывается ситуация с необходимостью регистрации лиц, занимающихся

поставкой конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в том числе имущества, определенного в ст. 172 ТКУ). В п.п. 6 п. 180.1 НК указано, что такие лица являются плательщиками НДС независимо от того, достигают они общей суммы операций по поставке товаров/услуг в 300 тысяч или нет и независимо от того, какой режим налогообложения они используют. При этом сам НК не предусматривает ни механизма уплаты такими плательщиками НДС, ни требований относительно их обязательной регистрации. Важно отметить, что никаких оговорок на этот счет не содержит и Положение о регистрации. При этом по разъяснениям налоговиков (материалы Единой базы налоговых знаний, размещенной на сайте ГНАУ*) такие лица все же подлежат обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС независимо от достижения 300-тысячного предела.

* http://www.sta.gov.ua/control/uk/taxqabase/.

 

Основания для добровольной регистрации плательщиком НДС

 

Лица, у которых объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше 300 тыс. грн., могут зарегистрироваться плательщиками НДС добровольно. При этом НК выдвигает к таким лицам ряд требований. Прежде всего, обратим внимание на формулировку «добровольных» плательщиков, приведенную в п.п. 1 п. 180.1 НК. В нем указано, что плательщиком налога является «любое лицо, которое и регистрируется по своему добровольному решению в качестве плательщика налога <…>». То есть сразу можем сделать вывод: для того чтобы зарегистрироваться добровольно плательщиком НДС, лицо должно проработать определенный период. Вновь зарегистрированный субъект хозяйственной деятельности, который только планирует осуществлять хозяйственную деятельность, зарегистрироваться «добровольцем» сразу (как это было ранее) не сможет, даже если изначально планирует осуществлять крупные поставки.

Более конкретные требования к «добровольным» плательщикам содержит ст. 182 НК. В ней указано, что добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС лицо сможет только при условии, что объемы поставок товаров/услуг другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев составляют не менее 50 % общего объема поставок. Если более 50 % поставок осуществляется неплательщикам НДС, то зарегистрироваться добровольно плательщиком НДС нельзя. Обратите внимание, объем поставок рассчитывается за последние 12 календарных месяцев, поэтому для того, чтобы зарегистрироваться добровольно, лицо должно проработать минимум 12 календарных месяцев.

Важно отметить, что если в дальнейшем условие о 50 % поставок другим плательщикам НДС не будет соблюдаться, налоговый орган может аннулировать НДС-регистрацию (п.п. «и» п. 184.1 НК).

 

Процедура обязательной регистрации

 

Согласно требованиям

ст. 183.2 НК и абз. «а» п. 7 р. III Положения о регистрации лица, которые подлежат обязательной регистрации, должны подать в налоговый орган по местонахождению (местопроживанию) регистрационное заявление не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций в 300 тысяч. Регистрационное заявление подается по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению о регистрации). При этом используется правило переноса рабочих дней: в случае, когда последний день срока подачи заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день (п.п. 183.6 НК).

Важно отметить, что, в отличие от ранее действовавшего порядка, регистрационное заявление должно подаваться

лично физическим лицом — предпринимателем либо непосредственно руководителем юридического лица с подтверждением полномочий (п. 183.7 НК, п.п. 5.1 р. III Положения о регистрации). Ранее, напомним, такое заявление можно было отправить по почте либо поручить процедуру регистрации любому представителю предприятия. Сейчас такие действия невозможны.

Свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (форма № 2-ПДВ) орган ГНС обязан выдать заявителю или отправить почтой (с уведомлением о вручении) в

течение 10 рабочих дней со дня поступления регистрационного заявления (п. 183.9 НК).

Способ получения Свидетельства (почтой или непосредственно в налоговом органе) должен быть указан в разделе 19 Регистрационного заявления.

При этом важно обратить внимание на следующее. Плательщиком НДС согласно

п. 183.10 НК лицо, подлежащее обязательной регистрации, становится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут 300-тысячный предел без права на отнесения сумм налога в налоговый кредит и получение бюджетного возмещения до момента регистрации (то есть получения Свидетельства) плательщиком НДС. Таким образом, если, к примеру, предельный объем в 300 тыс. грн. достигнут 18 февраля, то плательщиком НДС лицо становится уже с 1 марта, хотя заявление о регистрации он может подавать еще до 10 марта. Учитывая то, что для регистрации налоговому органу отводится еще 10 дней и до момента получения свидетельства лицо не имеет права на налоговый кредит и, более того, не сможет и выдавать налоговые накладные, то с подачей регистрационного заявления лучше не медлить. Более того, по разъяснениям налоговых органов («Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 2, стр. 27), подать регистрационное заявление можно сразу же после достижения 300-тысячного предела, не дожидаясь предельных сроков подачи заявления.

 

Процедура добровольной регистрации

 

При добровольной регистрации заявление на регистрацию должно быть подано

не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НК, п.п. «б» п. 7 р. III Положения о регистрации). Заявление должно подаваться лично физическим лицом (предпринимателем) или непосредственно руководителем юридического лица — плательщика (в обоих случаях с документальным подтверждением лица и полномочий) (п. 183.7 НК).

Важно отметить, что лица, которые регистрируются добровольно, могут указать в регистрационном заявлении желаемый день регистрации (то есть день, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС и будет иметь право на выписку налоговых накладных), который согласно

п. 183.5 НК должен соответствовать либо дате начала проведения операций, либо дате начала налогового периода (то есть 1-му числу календарного месяца).

Свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (ф. № 2-ПДВ), в случае отсутствия оснований для отказа в регистрации, налоговый орган должен выдать заявителю или направить почтой не позднее следующего рабочего дня после желаемого дня регистрации, указанного в заявлении,

или в течение 10 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления, если желаемый день регистрации в заявлении не указан или такой день наступает ранее даты, приходящейся на последний день срока, установленного для регистрации плательщика НДС (п. 183.9 НК, п. 12 р. III Положения о регистрации).

 

Регистрация лиц, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую

 

Согласно п. 183.4 НК лица, которые переходят с упрощенной системы налогообложения на общую, регистрируются плательщиками НДС, если они:

— подпадают под критерии обязательной регистрации плательщиков НДС;

— решили уплачивать НДС в добровольном порядке.

При этом сам НК содержит две на первый взгляд весьма противоречивые нормы по поводу того, с какого периода отсчитывать объемы налогооблагаемых операций для регистрации плательщиком НДС в этом случае. Так, согласно п. 183.4 НК регистрационное заявление лицами, переходящими с упрощенной системы на общую, подается одновременно с подачей заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения. Датой перехода указанных лиц на общую систему налогообложения считается дата их регистрации в качестве плательщиков НДС. При этом в п. 18 подразд. 2 р. XX «Переходные положения» указано, что объем налогооблагаемых операций лицам, перешедшим с упрощенной системы налогообложения на общую, нужно считать начиная с периода перехода на общую систему налогообложения.

Как понимать эти нормы НК, разъясняет Положение о регистрации. Так, порядок регистрации лиц, переходящих с упрощенной системы на общую, зависит от того, по какой причине осуществляется такой переход.

Если переход связан с превышением ограничения по выручке.

Согласно п.п. 6.2 р. III Положения о регистрации, если единоналожник — неплательщик НДС (физическое или юридическое лицо) превышает ограничение по объему выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), ему нужно подать заявление на НДС-регистрацию. Причем регистрационное заявление должно быть подано в следующие сроки:

физическим лицом — предпринимателемне позднее 20 календарного дня с момента превышения;

юридическим лицом не позднее:

а) чем за 15 дней до начала следующего отчетного квартала, если превышение произошло в первом или во втором месяце отчетного квартала;

б) или не позже 20 календарного дня после окончания отчетного квартала, если превышение произошло в третьем месяце отчетного квартала.

Если лицо переходит с единого налога без НДС на общую систему налогообложения не по причине превышения предела по выручке.

Если лицо переходит на общую систему налогообложения по любой другой причине (в том числе по поводу превышения среднеучетной численности работников, установленной Указом, или по собственному желанию), то для целей регистрации плательщиком НДС объем налогооблагаемых операций для сопоставления с критерием, установленным п. 181.1 НК, определяется начиная с периода перехода на общую систему налогообложения (т. е. объемы операций в целях НДС-регистрации будут определяться как бы с нуля с даты перехода на общую систему). Во всяком случае, именно в таком ключе на сегодняшний день разъясняют ситуацию контролирующие органы.

 

Аннулирование регистрации

 

Перечень случаев аннулирования НДС-регистрации приведен в п. 184.1 НК и продублирован в п. 1 р. V Положения о регистрации. В частности, регистрация плательщика НДС может быть аннулирована в случаях:

1) добровольной подачи заявления об аннулировании, если объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев стал меньше, чем 300 тыс. грн. (п.п. «а» п. 184.1 НК). При этом аннулировать НДС-регистрацию на этом основании плательщик сможет только при условии, что он (одновременно):

— был зарегистрирован плательщиком НДС в течение предыдущих 12 календарных месяцев;

— имел за последние 12 календарных месяцев объем налогооблагаемых операций менее 300 тыс. грн.;

— уплатил все налоговые обязательства.

Аннулирование регистрации в таком случае согласно п.п. 1.1 р. V Положения о регистрации возможно начиная со дня, следующего за днем, который соответствует числу и месяцу регистрации лица плательщиком НДС. Например, если предприятие зарегистрировано плательщиком НДС 15.02.2011 г. — последний день 12-месячного периода истекает 15.02.2012 г. Подать заявление об аннулировании регистрации предприятие сможет начиная с 16.02.2012 г.;

2) принятия плательщиком решения о прекращении предпринимательской деятельности (п.п. «б» п. 184.1 НК);

3) принятия плательщиком решения о переходе на единый налог без уплаты НДС (п.п. «в» п. 184.1 НК);

4) если в течение 12 последовательных налоговых месяцев налогоплательщик не подает декларации по НДС и/или подает «нулевую» отчетность по НДС (п.п. «г» п. 184.1 НК). При этом важно отметить, что если ранее по Закону об НДС плательщик лишался своего статуса, если он не осуществлял в течение года налогооблагаемых поставок, то есть не принимались во внимание остальные налогооблагаемые операции, например приобретение товаров или основных фондов, то теперь НК говорит об отсутствии «поставки/приобретения товаров, осуществленных с целью формирования налогового обязательства или налогового кредита»;

5) признания судом недействительности учредительных документов плательщика НДС (п.п. «ґ» п. 184.1 НК);

6) вынесения судом решения о ликвидации юридического лица — банкрота (

п.п. «д» п. 184.1 НК);

7) ликвидации плательщика по решению суда либо лицо освобождено от уплаты налога или его налоговая регистрация аннулирована по решению суда (

п.п. «е» п. 184.1 НК);

8) если физическое лицо — плательщик НДС умерло, объявлено умершим, признано недееспособным или без вести отсутствующим, либо ограничена его гражданская дееспособность (

п.п. «є» п. 184.1 НК);

9) если в ЕГРПОУ присутствует запись об отсутствии лица по его местонахождению (месту жительства) либо запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице (

п.п. «ж» п. 184.1 НК);

10) закончился срок действия свидетельства о регистрации лица как плательщика НДС (

п.п. «з» п. 184.1 НК);

11) если объем поставок товаров или услуг плательщика-«добровольца» другим плательщикам НДС составляет менее 50 % общих объемов поставок (

п.п. «и» п. 184.1 НК).

Аннулирование НДС-регистрации на основаниях, определенных в

пп. «б» — «и» ст. 184.1, может осуществляться как по инициативе налогоплательщика, так и по самостоятельному решению налогового органа.

Аннулирование НДС-регистрации по инициативе налогоплательщика.

Плательщик НДС, который хочет аннулировать НДС-регистрацию по своей инициативе, должен подать в налоговый орган по месту пребывания на учете заявление об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 3-ПДВ (приложение 5 к Положению о регистрации).

Вместе с заявлением плательщик должен вернуть налоговому органу Свидетельство о регистрации плательщика НДС и все его заверенные копии. Если такие документы отсутствуют, то налоговый орган не принимает к рассмотрению заявление об аннулировании регистрации.

Если в заявлении об аннулировании регистрации не указаны обязательные реквизиты, приведены недостоверные или неполные сведения, оно не скреплено печатью или не подписано заявителем, в таком случае налоговый орган в 10-дневный срок со дня получения заявления обращается к лицу с письменным предложением подать новое заявлении об аннулировании регистрации.

Решение об аннулировании регистрации принимается налоговым органом в

течение 10 календарных дней. Регистрация подлежит аннулированию, только если соблюдаются условия аннулирования. Если же основания для аннулирования отсутствуют либо регистрация плательщика НДС является обязательной, в таком случае налоговый орган в течение 10 календарных дней после поступления заявления предоставляет письменный мотивированный отказ (п.п. 3.2.3 р. V Положения о регистрации, п. 18.4 НК).

Аннулирование НДС-регистрации по инициативе налогового органа.

В случае наличия соответствующих оснований налоговый орган может самостоятельно аннулировать НДС-регистрацию. Решение об аннулировании принимается только при наличии соответствующих подтверждающих документов (они определены п. 5.2 р. V Положения о регистрации).

Решение налогового органа об аннулировании регистрации плательщика НДС оформляется по форме № 6-РПДВ (приложение 6). Решение составляется в двух экземплярах комиссией, созданной по распоряжению руководителя налогового органа, и подписывается руководителем налогового органа. В решении об аннулировании регистрации плательщика НДС обязательно указывается основание для такого аннулирования со ссылкой на соответствующие нормы

НК (см. п.п. 5.4 р. V Положения о регистрации).

Дата подписания решения об аннулировании регистрации плательщика НДС считается днем принятия такого решения (то есть днем аннулирования).

В течение 3 рабочих дней после дня аннулирования налоговый орган обязан письменно уведомить плательщика об аннулировании НДС-регистрации (п. 184.10 НК, п.п. 5.4.3 р. V Положения о регистрации). Экземпляр решения об аннулировании регистрации плательщика НДС считается направленным (врученным) налогоплательщику, если он направлен письмом с уведомлением о вручении либо передан под роспись самому налогоплательщику либо его представителю.

В течение

20 календарных дней со дня принятия налоговым органом решения об аннулировании, налогоплательщик должен вернуть в налоговый орган Свидетельство плательщика НДС и все его заверенные копии вместе с сопроводительным письмом.

Дата аннулирования.

Согласно п. 7 р. V Положения о регистрации налоговый орган аннулирует НДС-регистрацию:

на дату подачи плательщиком заявления или подписания решения об аннулировании регистрации, если не определены предельный срок действия Свидетельства или дата, на которую субъект хозяйствования утрачивает статус плательщика НДС (это касается, в частности, лиц, переходящих на уплату единого налога по ставке 10 %), либо имеются основания для аннулирования до истечения срока действия Свидетельства;

на дату истечения срока действия Свидетельства, за день до даты, на которую плательщик НДС утрачивает этот статус;

на дату принятия решения или события в других случаях.

Важно отметить, что если у плательщика налога, который подал заявление об аннулировании регистрации на основаниях, определенных

п.п. «а», «б» п. 184.1 НК, не произведены расчеты с бюджетом по налоговым обязательствам последнего отчетного периода, налоговый орган в течение 10 календарных дней после поступления заявления плательщика об аннулировании регистрации обращается к лицу с письменным предложением подать новое заявление об аннулировании регистрации после проведения расчетов с бюджетом. Аннулирование регистрации в таком случае происходит в день, следующий за днем проведения расчетов с бюджетом по налоговым обязательствам последнего отчетного (налогового) периода (п.п. 3.2.4 р. V Положения о регистрации, п. 184.8 НК).

 

Последствия аннулирования.

Независимо от того, по чьей инициативе происходит аннулирование регистрации, следует помнить, что:

1.

Последним отчетным (налоговым) периодом считается период, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем аннулирования регистрации. То есть плательщик НДС, который исключается из Реестра в последний день календарного месяца, должен подавать декларацию за этот месяц. Если же исключение из Реестра приходится на более раннюю дату, чем последний день месяца, то плательщик НДС должен отчитаться только за эту часть месяца. Например, если исключение из Реестра происходит 25 июня, это означает, что плательщик НДС в последний раз должен отчитаться за период с 1 по 25 июня.

Что касается сроков предоставления декларации за такой нестандартный период, то они такие же, как и за месячный отчетный период — в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем исключения плательщика НДС из Реестра.

2. Если в учете на день аннулирования регистрации остаются товарные остатки и необоротные активы, при приобретении которых был отражен налоговый кредит, то налогоплательщик обязан

признать условную поставку таких товаров и необоротных активов и начислить налоговые обязательства исходя из обычных цен. Причем сделать это он должен не позднее даты подачи заявления об аннулировании НДС-регистрации (п. 184.7 НК). Условную продажу не нужно признавать в том случае, если аннулирование происходит по причине реорганизации налогоплательщика путем присоединения, слияния, преобразования, разделения и выделения.

3.

С момента аннулирования НДС-регистрации лицо лишается права на отнесение сумм НДС в налоговый кредит и выписку налоговых накладных (п. 184.5 НК).

4. По результатам последнего налогового периода можно претендовать на получение бюджетного возмещения (

п. 184.9 НК).

5. В случае если на дату подачи заявления об аннулировании регистрации плательщик имеет налоговые обязательства по результатам последнего отчетного (налогового) периода, то такая сумма учитывается в уменьшение бюджетного возмещения, а при его отсутствии уплачивается в бюджет (

п. 184.8 НК).

В заключение отметим, что для информирования плательщиков НДС ГНАУ ежедекадно (не позднее 2, 12 и 22 числа каждого месяца) размещает на своем веб-сайте (www.sta.gov.ua):

— информацию о лицах, зарегистрированных плательщиками НДС;

— информацию об аннулированных Свидетельствах с указанием индивидуальных налоговых номеров, дат аннулирования, причин и оснований для аннулирования.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК —

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ТКУ —

Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Положение о регистрации —

Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 978.

Указ № 727 —

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше