Темы статей
Выбрать темы

Администрирование налогов

Редакция НК
Статья

Администрирование налогов

Многие положения идущего на смену Закону № 2181 Налогового кодекса покажутся читателям знакомыми. Но есть и множество новых правил администрирования, причем подчас более жестких.

Яна Кавторева, главный редактор
Дмитрий Михайленко, член редакционной коллегии

 

Изменения, достойные особого внимания, сведены в таблицу.

 

Вопрос администрирования

До вступления в силу НК

После вступления в силу НК

1

2

3

Нормативное регулирование

Закон № 2181
Закон о ГНС

раздел II НК

Контролирующие органы

— таможенные органы;

— органы ПФ;

— органы фондов социального страхования;

— налоговые органы

— таможенные органы;

— органы государственной налоговой службы.

Другие государственные органы не имеют права проводить проверки (ст. 41 НК)

Предоставление налоговой декларации

— принятие налоговой декларации

Принятие налоговой отчетности является обязанностью контролирующего органа.

Декларация должна быть принята без предварительной проверки.

Если работник налоговой службы под каким-либо предлогом неправомерно отказывает налогоплательщику в принятии декларации, такой налогоплательщик обязан до окончания предельного срока направить декларацию по почте, при этом предельный 10-дневный срок для отправки по почте не применяется

При принятии декларации осуществляется предварительная проверка наличия и достоверности заполнения всех ее обязательных реквизитов.

Другие показатели декларации проверке не подлежат (п. 49.8 НК).

НК не содержит оговорки о неприменении 10-дневного срока

при отправке по почте в случае неправомерного отказа в принятии декларации

— когда налоговая отчетность может быть не признана налоговой отчетностью

Налоговая отчетность может быть не признана налоговой отчетностью, если:

— в ней не указаны обязательные реквизиты;

— она не подписана соответствующими должностными лицами;

— она не скреплена печатью налогоплательщика.

Контролирующий орган обращается к налогоплательщику с письменным предложением предоставить новую декларацию

Налоговая отчетность может быть не признана налоговой отчетностью, если (ст. 48 НК):

— она составлена не по установленной форме;

— она не содержит обязательные реквизиты, перечисленные в пп. 48.3 и 48. 4 НК;

— она не соответствует нормам и содержанию соответствующего налога и сбора;

— она не подписана соответствующими должностными и уполномоченными лицами.

В случае подачи плательщиком налогов в орган государственной налоговой службы налоговой декларации, заполненной с нарушением требований пп. 48.3 и 48.4 НК, такой орган государственной налоговой службы обязан направить такому плательщику налогов (в определенные НК сроки) письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин такого отказа (п. 49.11 НК)

Предоставление налоговой декларации

— способ предоставления

Выбор способа предоставления отчетности не зависит от категории предприятия

Налоговая отчетность плательщиков налогов, которые относятся к крупным и средним предприятиям, должна будет подаваться обязательно в электронном виде с соблюдением условия регистрации электронной подписи.

Плательщики налогов, не относящиеся к крупным и средним, выбирают форму предоставления отчетности произвольно, а именно на бумажных носителях (собственноручно или по почте с уведомлением о вручении) либо же в электронном виде

— сроки предоставления

Для плательщиков налога на доходы физических лиц — предпринимателей — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного налогового года (п.п. 49.18.5 НК).

Для плательщиков налога на доходы физических лиц — до 1 мая года, следующего за отчетным (п.п. 49.18.4).

Сроки предоставления отчетности в других случаях остались без изменений.

Исключение составляет отчетность по плате за землю и по налогу на транспортные средства (подробности описаны в статьях «Плата за землю» и «Сбор за первую регистрацию транспортного средства»)

— самостоятельное исправление ошибок по истечении предельного срока подачи декларации

5-процентный штраф в любом случае самостоятельного исправления ошибки

При предоставлении уточняющего расчета — уплата суммы недоплаты и 3-процентный «самоштраф». При отражении суммы недоплаты в налоговой декларации за ближайший налоговый период — 5-процентный штраф (п. 50.1 НК).

При этом НК прямо устанавливает, что налогоплательщик не имеет права подавать уточняющий расчет к налоговой декларации, поданной за период, который на дату подачи уточняющего расчета проверяется соответствующим контролирующим органом (п. 50.2 НК).

В случае если плательщик налогов подает уточняющий расчет к налоговой декларации, поданной за проверявшийся период, соответствующий контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки плательщика налогов за соответствующий период (п. 50.3 НК)

Плательщик налога на прибыль подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации (п. 46.2 НК)

Начисление налогового обязательства налоговым органом

Перечень оснований для начисления пополнился такими пунктами:

— если решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов (п.п. 54.3.4 НК);

— если данные проверок, касающихся удержания налогов у источника выплаты (в том числе налогового агента), свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, в том числе налога на доходы физлиц таким налоговым агентом (п.п. 54.3.5 НК);

— если результаты таможенного контроля, полученные после окончания процедуры таможенного оформления и выпуска товаров, свидетельствуют о занижении или завышении налоговых обязательств, определенных плательщиком налогов в таможенных декларациях (п.п. 54.3.6 НК)

Уплата налогового обязательства

Общие подходы к определению сроков уплаты не изменились, но в отношении некоторых налогов Кодекс предусматривает специальные правила. Например, срок уплаты НДФЛ — до 1 августа следующего за отчетным года.

Не предусмотрено правило переноса дня уплаты, приходящегося на выходной или праздничный день

Проверки

Виды
проверок

— плановые, внеплановые и внеочередные выездные;

— документальные невыездные (камеральные)

— камеральные;

— документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные);

— фактические.

НК вводит новый для контролирующих органов вид проверки — фактическая.

Фактической считается проверка, осуществляемая по месту фактического осуществления плательщиком налогов деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.

Такая проверка осуществляется органом государственной налоговой службы по соблюдению порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличию лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производству и обороту подакцизных товаров, соблюдению работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Тем самым, в частности, органам налоговой службы предоставляется право проводить контрольные расчетные операции (контрольные закупки) перед проверками относительно соблюдения налогоплательщиками порядка проведения наличных расчетов и применения РРО

Основания для проведения документальной выездной внеплановой проверки

Новые (дополнительные) основания для проведения таких проверок (п. 78.1 НК):

— если налогоплательщик предоставил в орган ГНС уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом налоговой службы;

— если налогоплательщик подал возражения на акт проверки;

— если относительно налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении им налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной, и при этом такой налогоплательщик не предоставил пояснений и документального подтверждения на письменный запрос органа ГНС в течение 5 рабочих дней со дня его получения;

— если получена информация об уклонении налоговым агентом от налогообложения заработной платы и прочих выплат, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения трудовых договоров, а также осуществления хозяйственной деятельности без госрегистрации.

НК не предусматривает «встречную» внеплановую проверку (но введена встречная сверка согласно п. 73.5, проверкой не являющаяся)

Сроки проведения проверки

— для плановых выездных проверок — 30 рабочих дней (для субъектов малого предпринимательства — 20 рабочих дней). Продление возможно на 15 и 10 дней соответственно;

для выездных внеплановых — 15 и 10 рабочих дней соответственно. Продление возможно на 10 дней

Продолжительность проведения проверок (ст. 82) варьируется в зависимости от величины проверяемого предприятия и типа проверки от 5 до 30 дней. Аналогичным образом дифференцировано продление срока проверки: на 2 — 15 дней.

Основаниями для продления срока проверки являются:

— заявление субъекта хозяйствования (при необходимости подачи им документов, касающихся вопросов проверки) (п.п. 82.3.1);

— посменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов (п.п. 82.3.2).

Для крупных плательщиков налогов предусматривается возможность приостановления проверки на общий срок не более 30 дней (п. 82.4)

Периодичность проведения плановых проверок

В соответствии с НК зависит от степени риска в деятельности налогоплательщика и проводится (ст. 77):

— при высокой степени риска — не чаще одного раза в год;

— при средней степени риска — не чаще одного раза в два года;

— при незначительной степени риска — не чаще одного раза в три года

Права налоговых органов

Право налоговиков проникать в помещения

В соответствии с п.п. 20.1.11 НК органы государственной налоговой службы имеют право доступа при проведении проверок на территории, в помещения (кроме жилья граждан) и к другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или которые являются объектами налогообложения либо используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения, и/или могут быть источником погашения налогового долга.

То есть налоговикам вернули утраченное ими в далеком 2005 г. право проникать в любые помещения и на любые территории субъектов хозяйствования в ходе проведения проверок. Жилье граждан осталось под запретом

Права налоговых органов

Обращение в суд о признании сделок недействительными

Налоговые органы лишены НК права обращаться в суд о признании ничтожными (недействительными) сделок (договоров), исполнение которых связано с налогообложением

Обращения с иском в суд о взыскании налоговой задолженности

П.п. 20.1.18 НК предусмотрено право налоговых органов обращаться в суд о взыскании средств плательщика налогов, имеющего налоговый долг, со счетов в банках, обслуживающих такого плательщика, на сумму налогового долга или его части

Штрафные санкции (финансовые санкции, штрафы)

Штрафные санкции ужесточились: расширился список нарушений, существенно изменились размеры штрафов, введены повышенные санкции за повторные нарушения.

Правила и условия начисления пени не изменились.

Сроки давности остались прежними.

В связи со вступлением в силу НК штрафные санкции, которые могут быть наложены на плательщиков налогов за нарушение нормативных актов КМУ, центрального налогового органа, положений, прямо предусмотренных НК, начинают применяться к таким плательщикам налогов по результатам налогового периода, следующего за налоговым периодом, в течение которого такие акты были введены в действие (п. 5 подр. 10 Заключительных положений НК).

Не применяются финансовые санкции к плательщикам налога на прибыль предприятий и плательщикам налогов, перешедшим на общую систему налогообложения, за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во втором и третьем календарных кварталах 2011 года (п. 6 подр. 10 Заключительных положений НК).

Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, предусмотренные НК, будут применяться только со II полугодия 2011 года, а в I полугодии такие санкции должны применяться в размере не более 1 грн. за каждое нарушение (п. 6 подр. 10 Заключительных положений НК)

Обжалование решений контролирующих органов

Первая жалоба подается в ту же налоговую инспекцию, которая и приняла оспариваемое решение, а повторные — в вышестоящий налоговый орган и в ГНАУ

НК вводит двухуровневую систему обжалования решений контролирующих органов. Жалобы подаются (минуя налоговые инспекции):

на решения государственных налоговых инспекций — в государственные налоговые администрации в Автономной Республики Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

на решения государственных налоговых администраций — в Государственную налоговую администрацию Украины.

Сохранилось судебное обжалование решений, в процессе которого решение налогового органа считается несогласованным до вступления решения суда в законную силу (п. 56.18)

Утрата документов

НК предписывает (до НК речь об этом шла только в Законе о налоге на прибыль) действия предприятия в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения документов (первичных, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов) (п. 44.5 НК).

В случае невозможности проведения проверки налогоплательщика в связи с утратой документов сроки проведения проверок переносятся до даты восстановления и предоставления документов (в пределах 90 дней).

Пункт 44.6 НК регулирует ситуацию непредставления налогоплательщиком до окончания налоговой проверки необходимых документов, подтверждающих показатели налоговой отчетности (независимо от причин такого непредоставления, кроме случаев выемки документов или другого изъятия правоохранительными органами).

Пункт 44.7 НК, в частности, предписывает порядок действий налогоплательщика в случае, если должностное лицо контролирующего органа, осуществляющее проверку, отказывается принять во внимание документы, предоставленные плательщиком налогов во время проведения проверки

Налоговый адрес

НК (п. 45.2) вводит понятие налогового адреса юридического лицаместонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины.

При этом параллельно с НК вступили в силу изменения к ГК, где в ст. 93 дано уточненное определение местонахождения юридического лица — фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого производится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.

Достаточно расплывчатое определение (в частности, использование указания на то, что по местонахождению должно преимущественно находиться руководство) по-прежнему создает предпосылки для несовпадения фактического и юридического местонахождения

Переписка с контролирующими органами

Согласно п. 42.1 НК налоговые уведомления-решения, налоговые требования или другие документы, адресованные контролирующим органом плательщику налогов, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны и заверены печатью соответствующих органов.

В период действия Закона № 2181 далеко не всегда документы, адресованные налогоплательщикам, заверялись печатью. Теперь же это обязательное условие.

Согласно п. 42.2 НК документы считаются надлежащим образом врученными, если они направлены по адресу (местонахождению, налоговому адресу) плательщика налогов заказным письмом с уведомлением о вручении либо лично вручены плательщику налогов или его законному либо уполномоченному представителю.

НК не предусматривает размещение текста налоговых уведомлений и решений на доске налоговых объявлений в случае невозможности вручения (п. 58.3 НК).

Согласно п. 42.3 НК, если плательщик налогов в течение четырех дней со дня направления ему контролирующим органом соответствующего документа не уведомил такой контролирующий орган об изменении налогового адреса, возврат документов как не нашедших адресата не освобождает плательщика налога от их исполнения.

При этом уведомления-решения, налоговые требования и решения о результатах рассмотрения жалоб считаются врученными плательщику налогов в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения (п. 58.3 НК)

Налоговые разъяснения (разъяснения налогового законодательства)

НК не предусматривает утверждение налоговыми органами обобщающих налоговых разъяснений.

Вместо индивидуальных налоговых разъяснений будут предоставляться на запрос плательщиков налоговые консультации, в том числе письменные.

Сохранена гарантия в виде освобождения плательщика от ответственности в случае следования консультации

 

Использованные нормативные документы

 

НК

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГК —

Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 2181 —

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон о ГНС —

Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше