Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методических рекомендаций

Редакция НК
Письмо от 27.04.2011 г. № 11892/7/23-4017/345

НОВЫЕ МЕТОДРЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАЛОГОВЫМ ПРОВЕРКАМ

Письмо Государственной налоговой администрации Украиныот 27.04.2011 г. № 11892/7/23-4017/345

«Об утверждении Методических рекомендаций»

 

Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что с целью обеспечения единого подхода при организации и проведении проверок плательщиков налогов в условиях действия Налогового кодекса Украины приказом ГНА Украины от 14.04.2011 № 213 утверждены Методические рекомендации о порядке организации и проведения проверок плательщиков налогов (далее — Методические рекомендации № 213). Эти Методические рекомендации применяются при организации как документальных, так и фактических проверок (за исключением проверок, проводимых подразделениями САТ).

Указанными Методическими рекомендациями в связи со вступлением в силу Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) несколько изменен действовавший ранее порядок организации и проведения проверок плательщиков налогов, в частности:

1. В соответствии со статьей 81 раздела II Кодекса введен единый порядок оформления направлений на проведение документальных выездных и фактических проверок и их регистрацию в едином журнале учета выдачи направлений на проверку должностным органам ГНС (примерные образцы формы направления и журнала приведены в приложениях 1 и 2 к Методическим рекомендациям).

Следует обратить внимание, что в соответствии с Методическими рекомендациями № 213 направления на проведение проверки выписываются отдельно на каждое должностное лицо, направляемое на проверку, и при выходе на проверку не вручаются, а предъявляются под роспись плательщику налогов, в связи с чем продление сроков проведения проверки не требует выписки новых направлений.

Что касается продления сроков проверок, которые были начаты до вступления в силу Методических рекомендаций № 213 на основании направлений, выписанных в соответствии с примерными образцами, предусмотренными Методическими рекомендациями о порядке взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы при организации и проведении проверок плательщиков налогов, утвержденными приказом ГНА Украины от 27.05.2008 № 355 (далее — Методические рекомендации № 355), то в данном случае возможно оформление новых направлений в соответствии с Методическими рекомендациями № 213.

2. Согласно статье 79 Кодекса введено уведомление плательщиков налогов о времени и месте проведения невыездных документальных проверок, в связи с чем Методическими рекомендациями № 213 предусмотрен образец уведомления о таких проверках (приложение 7).

3. С целью качественного и эффективного проведения документальных и фактических проверок осуществлению таких проверок обязательно должно предшествовать проведение качественного допроверочного анализа, в ходе которого устанавливаются риски в деятельности такого субъекта и вопросы, подлежащие первоочередной (в том числе уже до начала проверки) проработке.

4. В соответствии с Кодексом документальные плановые и внеплановые, а также фактические проверки проводятся на основании приказа, в котором указываются основания для проведения проверки, дата ее начала и продолжительность.

5. Методическими рекомендациями № 213, как и ранее, определено, что проводить или возглавлять документальную или фактическую проверку может налоговый орган любого уровня, в том числе ГНА Украины, ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе (далее — вышестоящий орган ГНС), а не только орган, на учете в котором состоит плательщик налогов. Так, по решению (приказу) руководителя соответствующего вышестоящего органа ГНС может быть проведена (организована) проверка плательщика налога с привлечением в состав бригады должностных лиц подчиненных налоговых органов (пункт 1.1 раздела I).

Однако несколько упрощена процедура привлечения работников органов ГНС соответствующего региона к проверке, которая проводится по приказу руководителя органа ГНС по основному месту учета плательщика. Такое привлечение возможно по письменному разрешению (согласованию), а не приказу председателя ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе.

При этом, если документальную плановую или внеплановую проверку плательщика налогов возглавляет (проводит) вышестоящий орган ГНС, а не орган ГНС по основному месту, на учете в котором состоит плательщик налогов, следует учесть следующее:

5.1. Вышестоящий орган ГНС, возглавляющий (проводящий) документальную проверку, обязан обеспечить в установленных Кодексом случаях и порядке направление плательщику налогов уведомления о проведении проверки (с указанием в нем названия органа ГНС, который будет ее возглавлять), а также информирование других контролирующих органов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года № 1234 «Об утверждении Порядка координирования проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов». При этом с целью соблюдения предусмотренных законодательством прав плательщика налогов, если плательщик налогов, который будет подлежать проверке, и вышестоящий орган ГНС расположены в разных населенных пунктах, необходимо обеспечить заблаговременное (более чем за десять календарных дней) направление уведомления такому плательщику налогов.

5.2. В случае принятия вышестоящим органом ГНС решения о возглавлении (проведении) документальной проверки, такой орган ГНС обязан обеспечить заблаговременное, не позднее чем за 15 календарных дней до начала месяца, в котором запланировано проведение проверки (для внеплановых — не позднее чем за 10 календарных дней до начала проверки), информирование органа ГНС, на учете в котором состоит плательщик налогов, а также соответствующей ГНА в АР Крым, области, гг. Киеве и Севастополе (если проверку возглавляет ГНА Украины) о проведении им проверки для:

— предоставления ими в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления обобщенных материалов о результатах проведенного на районном (областном) уровне допроверочного анализа, а также предложений об участии его работников в проведении проверки;

— обеспечения осуществления организационных мероприятий по проведению такой проверки.

При этом вышестоящий орган ГНС, возглавляющий (проводящий) документальную проверку, до ее начала обеспечивает проведение допроверочного анализа деятельности плательщика налогов на основании имеющейся в органе ГНС информации, баз данных и обобщенных материалов о результатах проведенного на районном (областном) уровне допроверочного анализа, а также осуществление предусмотренных Методическими рекомендациями № 355 мероприятий по организации такой проверки.

5.3. Вышестоящий орган ГНС, работники которого возглавляют (проводят) проверку, обязан обеспечить составление и вручение плательщику налогов направлений на проведение проверки, оформленных с соблюдением требований Кодекса и Методических рекомендаций № 213. При этом направления выписываются на бланке вышестоящего органа ГНС и регистрируются в соответствующем журнале этого органа ГНС.

5.4. Если при организации документальной выездной плановой или внеплановой проверки установлено отсутствие плательщика налогов (его должностных лиц) по местонахождению, или если плательщик отказывается от проведения проверки при наличии законных оснований для ее проведения, или если невозможно начать проверку, работниками, возглавляющим проверку, на бланке вышестоящего органа ГНС составляются соответствующие акты, регистрируемые в Специальном журнале регистрации актов этого органа.

Копии указанных актов, а также запросы (уведомления) и материалы передаются соответствующим подразделениям органа ГНС, на учете в котором состоит плательщик налогов, для принятия ими необходимых мер по установлению местонахождения плательщика налогов, принятию решения о применении административного ареста активов такого плательщика налогов и других мер, а также информированию об их результатах работников вышестоящего органа ГНС, возглавляющих проверку.

5.5. В случае возникновения спорных вопросов в пределах сроков проверки, возглавляемой работниками ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, такие вопросы вносятся на рассмотрение постоянных комиссий при этой государственной налоговой администрации. Если спорные вопросы возникли при проведении проверки, возглавляемой работниками ГНА Украины, такие спорные вопросы рассматриваются ГНА Украины.

5.6. По результатам проверки на бланке вышестоящего органа ГНС, возглавляющего проверку, в предусмотренные Кодексом порядке и сроки составляется акт проверки, регистрируемый в соответствующем журнале регистрации актов этого налогового органа. В случае поступления возражений к акту проверки орган ГНС высшего уровня обеспечивает их рассмотрение и своевременное информирование плательщика налога и также органа ГНС, на учете в котором он состоит.

5.7. Налоговые уведомления-решения направляются органом ГНС по основному месту учета, в котором находится проверенный плательщик налогов. Кроме того, этот орган ГНС обеспечивает принятие мер по согласованию определенных по результатам проверки денежных обязательств, их уплату в бюджет, а также внесение соответствующих данных и информации в информационные базы данных органов ГНС.

Если документальную проверку плательщика налогов возглавляет орган ГНС, на учете в котором находится такой плательщик налогов, а представители вышестоящего органа принимают участие в ее проведении, уведомлении плательщика налогов и других контролирующих органов о проведении проверки, оформлении направлений на проведение проверки, а также принятии других предусмотренных актами ГНА Украины мер по вопросам, связанным с проведением этой проверки, осуществляются органом ГНС, на учете в котором состоит плательщик налогов.

Следует также обратить внимание, что приказом ГНА Украины от 14.04.2011 № 213 с учетом разработки Методических рекомендаций № 213 внесены соответствующие изменения в Методические рекомендации № 355 и приведены они в соответствие с нормами Кодекса (мониторинг прилагается).

Государственная налоговая администрация Украины направляет настоящее письмо для использования в практической работе при организации и проведении проверок плательщиков налогов и обязывает управление налогового контроля юридических лиц ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе обеспечить выполнение ими и подчиненными подразделениями требований Кодекса и актов ГНА Украины о качественном оформлении документов при организации и проведении проверок, ведении соответствующих журналов, а также обеспечении надлежащего взаимодействия структурных подразделений при осуществлении контрольно-проверочной работы.

Приложение: мониторинг приказа ГНА Украины от 27.05.2008 № 355.

 

Заместитель председателя Комиссии по проведению реорганизации
ГНА Украины, заместитель председателя
ГНА Украины О. Матвеев

 

Комментарий редакции

Итак, 14.04.2011 г.

приказом № 213 ГНАУ (далее — приказ № 213) утвердила новые Методические рекомендации о порядке организации и проведения проверок плательщиков налогов (далее — новые Методрекомендации). Порядок организации и проведения проверок изменен с целью приведения подзаконных актов, регулировавших вопрос контроля за деятельностью плательщиков налогов, в соответствие с предписаниями НК*. Также приказом № 213 внесены существенные изменения в Методические рекомендации о порядке взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов, утвержденных приказом ГНАУ от 27.05.2008 г. № 355 (далее — Методрекомендации № 355).

* Более обстоятельно о видах, сроках и особенностях проведения проверок плательщиков налогов органами ГНС мы писали в № 1 за январь 2011 года (см. с. 11 — 13).

Казалось бы, замечательная новость! Благодаря

приказу № 213 мы получаем рекомендации, касающиеся действий налоговиков, которые не будут противоречить ни одному закону! Если бы не одно «но»: приказ № 213 и полный текст новых Методрекомендаций не опубликованы. Поэтому пока еще большую часть информации о том, как будут проводиться проверки плательщиков налогов, можно получить только из письма ГНАУ.

И все же не исключено, что проверяющие пожалуют к вам до того, как будет обнародован новый порядок. Поэтому давайте попробуем разобраться с методами проверок плательщиков налогов исходя из того, что имеем на сегодня.

Перед тем как начнем углубляться в суть изменений, хотим привлечь внимание читателей к тому, что действие

приказа № 213, а соответственно и новых Методрекомендаций, распространяется только на организацию документальных и фактических проверок и не распространяется на проверки, проводимые подразделениями САТ (это подразделения, подчиненные Департаменту контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ).

 

Как было?

Ранее основные правила организации и проведения проверок были установлены

Методрекомендациями № 335 (в предыдущей редакции). Эти правила имели свои особенности в зависимости от вида проверки, которую осуществляли органы государственной налоговой службы:

 

Первые

касались плановых и внеплановых выездных проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), определялись разделом 1 Методрекомендаций № 355

Вторые

касались невыездных документальных проверок (определялись разделом 2 Методрекомендаций № 355 соответственно)

Третьи

касались проведения проверок по контролю за осуществлением субъектами хозяйствования расчетных операций в наличной и/или безналичной форме, а также операций купли-продажи иностранной валюты и кассовых операций, наличием свидетельств о государственной регистрации, патентов и лицензий (были в разделе 3 Методрекомендаций № 355)

 

Информация для размышлений

 

Для плательщиков налогов, которые считают необходимым строго придерживаться «буквы закона» при любых обстоятельствах, будет полезно знать, что приказ ГНАУ, которым были утверждены

Методрекомендации № 355, внесенные письмом Минюста Украины от 30.06.2010 г. в Перечень незарегистрированных нормативно-правовых актов, писем и методических рекомендаций, которые направлены к исполнению с нарушением законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов, выявленных во время проверок, проведенных за 5 месяцев 2010 года.

Что это значит? Согласно

Положению о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденному постановлением КМУ от 28.12.92 г. № 731, нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти, которые содержат нормы права, имеют неперсонифицированный характер и рассчитаны на неоднократное применение, касаются прав, свобод и законных интересов граждан или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре нормативных актов. Сейчас такую регистрацию осуществляет Минюст. Согласно абз. 4 п. 2 постановления КМУ органы исполнительной власти обязаны не допускать случаев направления на исполнение нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном законодательством порядке. Проще говоря, приказы ГНАУ, затрагивающие права плательщиков налогов, не зарегистрированные в Минюсте... не совсем законны.

Однако предупреждаем плательщиков налогов, решивших пойти тернистым путем опротестования действий налоговой, ссылаясь на незаконность незарегистрированных приказов, что выиграть подобный иск не так просто. Однозначной судебной практики по решению подобных споров в Украине нет, потому выиграть дело по таким мотивам, даже если вам будут помогать хорошие юристы, будет сложно. Без квалифицированной помощи вообще не советуем прибегать к подобным методам, потому что последствия могут быть крайне неприятными для истца.

 

Как стало?

Уведомление

В

п. 2 письма ГНАУ указано, что орган ГНС должен уведомить плательщика налогов о времени и месте проведения документальной невыездной проверки (форма уведомления утверждена приложением 7 к новым Методическим рекомендациям).

В

НК указано, что орган ГНС, руководитель которого принял решение о проведении такой проверки, должен сообщить плательщику налогов об этом заказным письмом с уведомлением о вручении или вручении ему или его уполномоченному представителю под распись копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Как указано в

п. 5 письма ГНАУ, в случаях, когда налоговую проверку возглавляет или проводит вышестоящий орган ГНС, а не орган ГНС, на учете которого состоит плательщик налогов, именно вышестоящий орган ГНС должен обеспечить сообщение плательщику налогов о проведении такой проверки. Причем, если плательщик налогов и вышестоящий орган ГНС находятся в разных населенных пунктах, такой орган ГНС должен обеспечить заблаговременное информирование плательщика налога о проверке (такое обеспечение прав плательщика налогов должно заключаться в том, что сообщение о проведении проверки должно быть направлено плательщику не позже чем за 10 дней до начала проверки).

 

Направление на проверки

Но поскольку

НК утвержден Единый порядок оформления и регистрации направлений на проведение документальных выездных и фактических проверок, предписания Методрекомендаций № 355 относительно особенностей осуществления таких проверок утратили актуальность. С апреля этого года направления на проверку будут иметь единую форму. Согласно комментируемому письму ГНАУ примерные формы направления на проверку и журнала учета выдачи направлений на проверку должностным лицам ГНС утверждены приложениями 1 и 2 к новым Методрекомендациям.

И хотя новую форму направления мы пока еще не нашли, предлагаем рассмотреть, какие именно сведения должны содержаться в этом документе, исходя из предписаний

НК .

Напомню, что согласно

п. 81.1 ст. 81 НК должностные лица органов ГНС могут приступить к проведению документальной выездной проверки и выездной проверки только при наличии оснований для ее проведения, определенных НК, и при условии предъявления направления на проведение такой проверки.

В направлении должны быть указаны:

 

1

дата выдачи

2

наименование органа ГНС, издавшего приказ о проведении проверки

3

реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки

4

наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица — плательщика налога)

5

цель проверки

6

вид (плановая или внеплановая)

7

основания для проведения проверки

8

дата начала и продолжительность проверки

9

должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку

 

Как указано в

абз. 1 п. 81.1 ст. 81 НК, направление на проверку является действительным при наличии подписи руководителя органа ГНС или его заместителя, скрепленной печатью органа ГНС.

Следовательно, если в направлении, которое будут предоставлять плательщику налогов проверяющие, не будет хотя бы одного из перечисленных выше реквизитов, плательщик имеет полное право не допускать должностных лиц ГНС к проверке. Все перечисленные данные должны содержаться в направлении независимо от того, предусмотрено ли это в новых

Методрекомендациях, ведь НК имеет более высокую юридическую силу, чем любой подзаконный акт, а потому положения приказов ГНАУ, противоречащие нормам НК, применяться не должны.

Новеллами

Методрекомендаций, утвержденных приказом № 213, стали предписания о том, что направления на проведение проверки выписываются отдельно на каждое должностное лицо, направляющееся на проверку, и при выходе на проверку не вручаются, а предъявляются под роспись плательщику налогов, в связи с чем продление сроков проведения проверки не требует выписки новых направлений. Как видим, в одном пункте письма плательщикам налогов сообщили сразу о трех новых правилах. Предлагаем рассмотреть их подробнее.

 

Новелла первая

Как вы помните, согласно

п. 1.13 Методрекомендаций № 355 (в предыдущей редакции), для проведения выездной плановой и внеплановой проверок выписывалось единое направление на всех проверяющих, в том числе и на представителей других органов ГНС, если их привлекал к проверке руководитель органа ГНС, на учете которого состоял плательщик налогов, или председатель ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе.

Как указано в письме ГНАУ, для привлечения представителя органов ГНС соответствующего региона к проверке, которую проводят по приказу руководителя органа ГНС по основному месту учета плательщика налогов, привлечение специалистов других органов осуществляется по письменному разрешению (согласованию) председателя соответствующего органа ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе. Следовательно, если в направлениях привлеченных из других подразделений должностных лиц ГНС будет содержаться ссылка не на приказ о направлении на проверку, а на письмо — это нельзя считать ошибкой в оформлении направления. И отказать такому должностному лицу в допуске к проверке по мотивам несоответствия направления предписаниям законодательства в таком случае нельзя. Однако письмо-согласование (разрешение) должно иметь все необходимые реквизиты — номер, наименование выдавшего его органа, дату выдачи и пр.

Внимание!

Как указано в письме ГНАУ, если проверку проводит (возглавляет) орган ГНС высшего уровня, именно он должен обеспечить получение плательщиком налогов направления на проверку. При этом направление должно быть распечатано на бланке именно органа ГНС высшего уровня.

Если документальную проверку проводит орган ГНС, в котором зарегистрирован плательщик налога, а должностные лица вышестоящего органа ГНС просто принимают участие в этой проверке, за оформление, регистрацию и вручение плательщику налогов уведомлений и направлений отвечает орган ГНС, на учете в котором состоит плательщик.

 

Перечисленные изменения кажутся вполне логичными. Ранее, если в направлении допускалась ошибка или неточность, даже если она касалась только одного из должностных лиц органов ГНС (например, неправильно указывались должность или фамилия должностного лица), плательщик налогов имел формальные основания не допустить к проверке

всех лиц, указанных в этом направлении. Кроме того, в случае выбытия или замены одного или нескольких представителей ГНС возникала необходимость внесения изменений или замены направления. Теперь эти вопросы не будут возникать.

Напомним, что согласно

Порядку ведения Журнала регистрации проверок, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18 (далее — приказ № 18), если субъект предпринимательской деятельности (плательщик налогов — в нашем случае) ведет журнал регистрации проверок, представитель контролирующего органа перед началом проверки должен обязательно сделать запись в Журнале, заполняя все предусмотренные графы, и поставить свою подпись. Отказ лица, осуществляющего проверку, от подписи в Журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. В связи с внесенными приказом № 213 изменениями плательщик налогов должен внести сведения о каждом проверяющем с указанием сведений из каждого направления на проверку. Не допустить к проверке можно только тех должностных лиц органов ГНС, направления которых оформлены с нарушениями, либо отказавшихся предъявить направление плательщику налогов.

 

Новелла вторая

Мы плавно переходим ко второй «новинке»

приказа № 213, по предписаниям которого отныне направления на проверку при выходе на проверку плательщику налогов не вручаются, а предъявляются под роспись.

Согласно

п. 1.13 Методрекомендаций № 355 (в предыдущей редакции) первый экземпляр направления (для внеплановых выездных проверок — вместе с копией приказа на проведение проверки) вручался плательщику налога под роспись. Теперь же для допуска к проверке представители ГНС должны просто предъявить направление плательщику. Причем плательщик должен расписаться на направлениях на проверку, подтвердив таким образом, что он эти направления видел.

Что это значит? Если плательщик налога вдруг выявит, что направления оформлены не так, как это предусмотрено законом, и не допустит проверяющих к проверке, он не будет иметь на руках беспрекословных доказательств своей правоты, ведь документа, который бы мог подтвердить его слова, у него не будет. А что может помешать недобросовестному должностному лицу исправить «первую редакцию» направления с учетом замечаний плательщика налогов и утверждать, что «все было законно с самого начала»?..

Как защититься? Внимательно и спокойно прочитать тексты всех направлений. Можно сделать себе памятку с перечнем реквизитов, которые должно иметь направление, и сверяться при вычитке с ней. Напомню, что согласно

п. 8 приказа № 18 субъект предпринимательской деятельности имеет право проверить наличие соответствующих полномочий лица, осуществляющего проверку, до начала проверки, в том числе позвонив по телефону в соответствующий контролирующий орган. Если вы усмотрели какие-либо неточности в тексте направления — напишите об этом в документах органов ГНС (возможно, на самом тексте направления). Помните: если вы подпишете, что направление вам предъявлялось, и не укажете каких-либо замечаний к его тексту, доказать после этого, что направление было выписано с нарушениями, будет крайне сложно, можно даже сказать, невозможно.

Кроме того, замечания к тексту направлений вы можете зафиксировать в графе «Примечания» своего Журнала регистрации проверок. Однако если вы напишете об этих замечаниях только в Журнале, а в документах представителей органов ГНС распишетесь об ознакомлении с направлениями без замечаний, в случае возникновения спора вам придется досказывать, что записи в Журнале появились именно во время предъявления проверяющими неправильно оформленных направлений, а не были «вымышлены» плательщиком налогов, чтобы «очернить» должностных лиц органов ГНС и не допустить их к проверке.

Внимание!

Если плательщик налогов и/или должностные (служебные) лица плательщика налогов (его представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) отказываются расписаться в направлении на проведение проверки, представители органов ГНС составляют соответствующий акт. Акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения проверки. То есть не нужно «прятать голову в песок», отказываясь подписывать какие-либо документы. Если вы видите, что направление составлено с нарушениями — сообщите об этом проверяющим, сделав соответствующую запись на направлении(ях), если нарушений нет — допускайте проверяющих к проверке, не выдумывая себе оснований для лишних хлопот. Иных вариантов действий НК не предусматривает.

 

Новелла третья

Хотя в направлении должны быть указаны сроки проведения проверки, орган ГНС имеет право продлить срок проверки своим приказом. При этом направления не требуют дополнительных изменений. То есть вы не можете не допустить к проверке должностное лицо с просроченным направлением, если есть приказ о продлении сроков проверки, оформленный надлежащим образом.

Логика ГНАУ в данном случае также понятна: зачем дублировать «лишние» бумаги?

Однако допущение к проверке должностных лиц органов ГНС в таком случае возможно, только если они докажут наличие законных оснований для работы с плательщиком налогов, т. е. предъявят приказ о продлении сроков проверки.

 

В случае отказа в допуске

Правило о том, что должностное лицо (служебное лицо) органа ГНС, не предъявившее плательщику налогов (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направление на проверку, не допускается к проверке, закреплено не только в

приказе № 18, но и в абз. 2 п. 81.1 ст. 81 НК.

В случае отказа плательщика налогов и/или должностных (служебных) лиц плательщика налогов (его представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) в допуске должностных (служебных) лиц органа государственной налоговой службы к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа. Форма акта также должна содержаться в

приказе № 213, надеемся, что сможем в ближайшее время ознакомить вас с этим документом.

Напоминаем, что оформление результатов:

 

Документальных проверок

осуществляется согласно Порядку оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденному приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 984, зарегистрированному в Минюсте 12.01.11 г. под № 34/18772

Камеральных
проверок

осуществляются согласно приказу ГНАУ «Об утверждении формы Акта о результатах камеральной проверки налоговой декларации (расчета) в отношении отдельных общегосударственных и местных налогов и сборов» от 17.07.06 г. № 416, зарегистрированному в Минюсте 26.07.06 г. под № 872/12746, и приказу ГНАУ «Об утверждении Примерного порядка проведения камеральной проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль» от 05.12.08 г. № 761*

* Оба приказа были приняты еще до вступления в силу НК, потому могут применяться только в части, не противоречащей Кодексу. Следите за информацией, возможно, данные нормативные акты будут в ближайшее время приведены ГНАУ в соответствие с действующим законодательством!

Фактических
проверок

осуществляется согласно приказу ГНАУ от 11.09.08 г. № 584 «Об утверждении образцов форм актов проверок и Методических рекомендаций по их оформлению» (с изменениями и дополнениями)**

** Указанные Методрекомендации устарели, поэтому могут быть изменены в ближайшее время. Кроме того, приказ, которым они утверждены, также попал в Перечень не зарегистрированных Минюстом актов, который мы уже упоминали выше.

 

Напоследок заметим, что

Методрекомендации № 355 после принятия приказа № 213 значительно «похудели» — теперь они состоят только из одного раздела и, собственно, касаются действительно только организации взаимодействия подразделений ГНС при организации и проведении проверок. Поэтому обращайте внимание на текст этих Рекомендаций, если будете работать с ними — действующими являются Методрекомендации, изложенные в редакции приказа № 213.

 

Нина Шульгина

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше