Темы статей
Выбрать темы

Новости и события

Редакция НК
Новости

Работу упрощенцев будет регулировать Налоговый кодекс

 

16.05.2011 г. КМУ подал на рассмотрение ВРУ

проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)». Он был зарегистрирован под номером 8521 (далее будем называть этот документ Проектом № 8521).

Основной задачей

проекта является комплексное усовершенствование упрощенной системы налогообложения с учетом изменений в налоговом законодательстве и предпринимательской среде, обеспечение ее соответствия современным направлениям налоговой политики государства и предотвращение уклонения от налогообложения.

Проект № 8521

, в частности, предусматривает:

— отмену ограничения отнесения на расходы плательщика налога на прибыль расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц — плательщиков единого налога;

— представление плательщиками налога на прибыль перечня доходов и расходов в разрезе контрагентов, являющихся плательщиками единого налога (по контрагентам, объем операций с которыми в отчетном (налоговом) периоде превышал 50 тыс. грн.);

— установление обязанности регистрации плательщиком НДС в случае предоставления услуг плательщикам НДС;

— определение положений по налогообложению доходов физических лиц, осуществляющих несистематическую продажу товаров, в виде краткосрочного свидетельства (с целью чего предлагается внесение правок в

раздел ІV НК);

— увеличение объемов годового дохода, позволяющих плательщику находиться на упрощенной системе налогообложения, и их привязка к размеру минимальной заработной платы (далее — МЗП);

привязку ставок единого налога для физических лиц к размеру МЗП:

а) для доходов

до 150 МЗП (144000 грн.*) максимальная ставка 10 % МЗП (96 грн.);

б) для доходов

до 1000 МЗП (960000 грн.) максимальная ставка 20 % МЗП (192 грн.);

— для физических лиц с объемом дохода

до 2000 МЗП (1920000 грн.) установление процентной ставки налога (3 % от дохода при условии уплаты НДС, 5 % от доходабез уплаты НДС), а для производителей, реализующих исключительно продукцию собственного производства, — 1,5 и 2,5 % соответствен-но;

— отмену 50 % надбавки, применяемой к фиксированным ставкам налога за каждого наемного работника физического лица;

— ограничение сферы применения упрощенной системы налогообложения для отдельных видов хозяйственной деятельности (высокорентабельных, доходы от которых являются пассивными или которые по своей сути не требуют государственной поддержки в виде уплаты единого налога);

— возможность освобождения от уплаты единого налога на календарный месяц (на период отпуска) для плательщика, не использующего труд наемных работников. Также освобождение возможно в случае болезни плательщика, продолжающейся 1 календарный месяц и более;

— исключение из состава единого налога ресурсных платежей с целью содействия рациональному использованию природных ресурсов;

— возврат физическим лицам — плательщикам единого налога права регистрироваться плательщиками НДС;

— ведение книги учета только доходов, ведение упрощенного учета доходов и расходов плательщиками единого налога, зарегистрированными как плательщики НДС;

— ведение юридическими лицами упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов по методике, определенной Минфином;

— установление годового отчетного периода для физических лиц с объемом годового дохода до 150 размеров МЗП (144000 грн.), для других плательщиков — сохранение представления квартальной отчетности;

— получение свидетельства плательщика единого налога без ограничения срока его действия;

— определение оснований для аннулирования свидетельства плательщика единого налога;

— установление финансовой ответственности за нарушение условий применения упрощенной системы налогообложения.

* Здесь и далее для расчетов взят размер МЗП по состоянию на 01.07.2011 г. — 960 грн.

Проект № 8521

его разработчики хотели бы лицезреть в виде действующего закона уже с 01.07.2011 г.

18 мая на рассмотрение ВРУ поступили еще 2 подобных законопроекта:

проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, касающихся упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 18.05.2011 г. № 8521-1 (автор законодательной инициативы — Народный депутат Украины Н. Королевская) (далее — Проект № 8521-1);

проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства и внедрения права временного приостановления представления отчетности) (автор законодательной инициативы — народный депутат Украины А. Яценюк) (далее — Проект № 8521-2).

Но подобны они лишь на первый взгляд.

 

Проект № 8521-1

, по замыслу разработчиков, должен вступить в силу лишь через 3 месяца после его официального опубликования.

В нем выделено уже 5 категорий плательщиков налога — физических лиц и шестую — юридических лиц. Введены другие критерии и другие ставки налога, причем используются как фиксированные, так и пропорциональные ставки (последние могут увеличиваться в случае превышения определенного объема выручки — для юридических лиц).

Плательщики налога на прибыль имеют право включать в состав своих расходов, учитываемых при исчислении объекта налогообложения, только расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у некоторых категорий физических лиц-единоналожников.

Это следующие плательщики единого налога:

 

Проект № 8521-2

, по замыслу разработчиков, должен будет вступить в действие уже со дня своего опубликования.

Но не только этим он отличается от рассмотренных ранее законопроектов. В

Проекте № 8521-2 содержится новаторское предложение внести в НК отдельную статью, которая бы регулировала деятельность уполномоченного по вопросам защиты прав налогоплательщиков (должностного лица, на которого возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов налогоплательщиков и мониторинга деятельности органов государственной налоговой службы).

Кроме того, в

Проекте № 8521-2 подробно описаны порядок приостановления (продолжения, возобновления) представления налоговой отчетности плательщиком налога (что тоже предложено изложить в отдельной статье НК) и порядок приостановления (продолжения, возобновления) представления отчетности в Пенсионный фонд (должен быть приведен в отдельной статье Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI).

Данный законопроект предусматривает наличие 5 категорий плательщиков единого налога, которые не совпадают ни с одним из предыдущих проектов, соответственно отличаются и ставки. Те из них, которые получают меньше всего дохода, облагаются налогом по ставке 0 грн.

Проект № 8521-2

предусматривает освобождение от обязанности применения РРО для абсолютно всех субъектов упрощенной системы. В то же время этот проект оставляет неизменным п.п. 139.1.12 НК, запрещающий плательщикам налога на прибыль предприятий включать в состав своих расходов расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физических лиц — предпринимателей, уплачивающих единый налог.

Интересным новшеством данного проекта является «дисконтная скидка», предусмотренная для тех плательщиков единого налога, которые уплатят надлежащую сумму налогового обязательства по единому налогу заблаговременно до конца отчетного налогового года. Кроме того, вводится такой отчетный налоговый период, как отчетное полугодие (для одной из категорий плательщиков).

 

Предложенные законопроекты содержат много общего, однако каждый из них имеет как свои преимущества, так и недостатки, и самым рациональным способом создания нового закона по вопросам упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности является органическое сочетание положений каждого из них в одном нормативном акте.

На момент подписания номера в печать ни один из перечисленных законопроектов принят не был. Когда это все же будет сделано, мы обязательно дадим соответствующие комментарии на страницах нашего издания.

Юрий Товстопят

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше