Темы статей
Выбрать темы

Регистрация (аннулирование регистрации) плательщиком НДС

Редакция НК
Статья

Регистрация (аннулирование Регистрации) плательщиком НДС

 

Плательщики НДС

 

Круг

лиц, которые обязаны или могут иметь статус плательщиков НДС, определен п. 180.1 НК. При этом в первую очередь определим, кто является «лицом» для целей НДС, то есть кто потенциально попадает в перечень плательщиков, названных в п. 180.1 НК.

Согласно

п. 14.1.139 НК для целей р. V «Налог на добавленную стоимость» НК лицом является:

1) субъект хозяйствования —

юридическое лицо, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения таких инвестиций;

2) другое юридическое лицо, не являющееся субъектом хозяйствования;

3) 

физическое лицо (гражданин Украины, иностранец и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, относящуюся согласно законодательству к предпринимательской (кроме физических лиц, находящихся на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, субъектов малого предпринимательства в соответствии с законодательством), и/или ввозящее товары на таможенную территорию Украины.

Обратите внимание, что в качестве плательщиков НДС рассматриваются

физические лица — предприниматели. Обычные же граждане являются плательщиками НДС только в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины и только в одном отношении: такой гражданин обязан уплатить НДС. А вот зарегистрироваться плательщиком данного налога (чтобы в дальнейшем иметь возможность не только уплачивать налоговое обязательство по НДС, но и получать право на налоговый кредит) такому лицу нельзя.

Важно отметить, что под определение «лицо»

не подпадают предприниматели на едином налоге, поэтому зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС они не могут ни в обязательном, ни в добровольном порядке (на это обращала внимание и ГНАУ в письме от 12.01.2011 г. № 674/7/16-1417). При этом импортный НДС они должны уплачивать в любом случае, здесь уже благодаря абз. «в» п.п. 1 п. 1 подразд. 8 разд. XX «Переходные положения» НК, где такой запрет конкретизирован в отношении НДС по операциям поставки товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины;

4) представительство нерезидента, не имеющее статуса юридического лица;

5) лицо, образованное в результате осуществления совместной деятельности без создания юридического лица и учет результатов которого ведется уполномоченным на то сторонами участником.

Согласно

п. 180.1 НК плательщиком НДС является лицо, соответствующее следующим критериям:

1) осуществляет хозяйственную деятельность и регистрируется по своему

добровольному решению;

2) зарегистрировано или

подлежит регистрации;

3) ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению;

4) ведет учет результатов деятельности

по договору о совместной деятельности без создания юридического лица. Согласно п. 14.1.139 НК для целей обложения НДС два и более лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность без создания юридического лица, считаются отдельным лицом (т. е. отдельным плательщиком НДС c присвоением отдельного налогового номера) в рамках такой деятельности. Учет результатов совместной деятельности ведется плательщиком налога, уполномоченным на это сторонами договора отдельно от своей хозяйственной деятельности;

5) является

управляющим имущества, полученного по договору управления имущества. Такое лицо должно вести отдельный учет по НДС, относительно хозяйственных операций, связанных с использованием имущества, полученного в доверительное управление. То есть так же, как и по совместной деятельности, управитель имущества рассматривается как отдельный плательщик НДС с присвоением ему отдельного налогового номера;

6) проводит операции по поставке

конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;

7) уполномочено вносить налог с объектов налогообложения, возникающих в результате поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности в порядке, установленном КМУ.

Плательщиками НДС лица, названные в

п. 180.1 НК, могут быть только в случае их регистрации в качестве плательщиков НДС (п. 2 разд. ІІІ Положения о регистрации). При этом регистрации они подлежат в том случае, если есть основания для их обязательной или добровольной регистрации. Исключение составляют лица, импортирующие товары на таможенную территорию Украины. Они должны уплачивать НДС независимо от регистрации. Согласно п. 181.2 НК, если лицо, не зарегистрированное плательщиком НДС, ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, то такое лицо уплачивает ввозной НДС во время таможенного оформления импорта без регистрации в качестве плательщика НДС.

Кроме того, НК выделяет еще один случай, когда НДС уплачивается без регистрации. Это случай получения услуг от нерезидента, если место поставки таких услуг находится на таможенной территории Украины. Так, в соответствии с требованиями п. 180.2 НК при получении услуг от нерезидента, если место поставки услуг расположено на таможенной территории Украины, лицом, ответственным за начисление и уплату НДС, является получатель услуг (причем независимо от того, зарегистрирован он в качестве плательщика НДС или нет). То есть даже если нерезидентские услуги получает юридическое лицо или физическое-лицо — предприниматель — неплательщик НДС, все равно НДС с услуг нерезидента уплатить нужно.

 

Обязательная регистрация плательщиком НДС

 

Основания для обязательной регистрации. Требования по обязательной регистрации лиц в качестве плательщиков НДС изложены в п. 181.1 НК, которым предусмотрено, что лицо обязано зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, когда:

<...> общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению <...> в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300000 гривень (без учета налога на добавленную стоимость) <...> кроме лица, являющегося плательщиком единого налога.

 

Таким образом,

НК прямо называет только один критерий для обязательной регистрации лица в качестве плательщикам НДС — превышение объема налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев 300 тыс. грн. Если этот предел превышен, то лицо обязано стать плательщиком НДС, зарегистрировавшись таковым в налоговом органе по своему местонахождению. При этом важно отметить, что учитываются только фактически осуществленные поставки. Заключение же соглашений (договоров) на сумму, превышающую 300 тыс. грн., или наличие намерений осуществлять деятельность не является основанием для обязательной регистрации (на это, в частности, обращала внимание ГНАУ в письме от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417).

При этом отметим, что налоговики в своих разъяснениях настаивают на следующем: при определении общего объема налогооблагаемых операций отчетного периода для регистрации в качестве плательщика НДС учитываются объемы операций:

1) подлежащих налогообложению по ставке 20 % и ставке 0 %;

2) освобожденных от налогообложения и временно освобожденных от налогообложения.

То есть не учитываются только операции, не являющиеся объектом налогообложения.

Вышеназванные требования по обязательной регистрации не распространяются на плательщиков единого налога, о чем прямо указано в

п. 181.1 НК. Напомним, что предприниматели на едином налоге не подпадают под определение «лицо» для целей НДС, а значит, даже потенциально не могут быть плательщиками НДС. Юридические лица на ставке единого налога 10 % согласно п. 1 подразд. 8 разд XX также не являются плательщиками НДС.

Что касается плательщиков единого налога — юридических лиц на ставке 6 %, то согласно требованиям

ст. 3 и 6 Указа № 727, а также абз. 1 п. 6.3 разд. III Положения о регистрации такие лица обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС.

Правда, в данном случае вызывает негодование

абз. 2 п. 6.3 разд. III Положения о регистрации и заключительная часть письма от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417, посвященные этой ситуации, где указано, что если лицо, избравшее ставку единого налога 6 %, не соответствует критериям обязательных плательщиков НДС (из п. 181.1 НК) или добровольных плательщиков (из п. 182.1 НК), то налоговый орган может отказать такому лицу в регистрации плательщиком НДС и применении упрощенной системы налогообложения по ставке единого налога 6 %. Фактически это означает, что вновь созданное юридическое лицо сразу не может перейти на уплату единого налога по ставке 6 %, т. е. избрать ставку 6 % можно будет только после того, как плательщик проработает определенный период на ставке 10 % или на общей системе налогообложения.

Также отдельно следует сказать о необходимости регистрации лиц, проводящих операции по поставке

конфискованного имущества , находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в том числе имущества, определенного в ст. 172 ТКУ). В п.п. 6 п. 180.1 НК указано, что такие лица являются плательщиками НДС независимо от того, достигают они общей суммы операций по поставке товаров/услуг в 300 тысяч или нет и независимо от того, какой режим налогообложения они используют. При этом сам НК не предусматривает ни механизма уплаты такими плательщиками НДС, ни требований относительно их обязательной регистрации. Важно отметить, что никаких оговорок на этот счет не содержит и Положение о регистрации. По разъяснениям налоговиков (материалы Единой базы налоговых знаний, размещенной на сайте ГНАУ, письмо ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417), такие лица подлежат обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС независимо от достижения 300-тысячного предела.

Итак, подытожим:

обязательной НДС-регистрации согласно требованиям НК подлежат:

1. Лица, достигшие предела в 300 тыс. грн. (

п. 181.1).

2. Лица, реализующие конфискат (

п. 6 п. 180.1) (независимо от объема операций).

3. Юридические лица на ставке единого налога 6 %.

Процедура обязательной регистрации.

Обязательная регистрация лица плательщиком НДС осуществляется по его заявлению (по форме № 1-ПДВ, приведенной в приложении 1 к Положению о регистрации). Подать регистрационное заявление в налоговый орган лицо, которое подлежит обязательной регистрации, должно не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем превышения 300-тысячного предела (ст. 183.2 НК, абз. «а» п. 7 разд. III Положения о регистрации). При этом используется правило переноса рабочих дней: в случае, когда последний день срока подачи заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день (п.п. 183.6 НК).

Регистрационное заявление должно подаваться

лично физическим лицом — предпринимателем либо непосредственно руководителем юридического лица с подтверждением полномочий (п. 183.7 НК, п.п. 5.1 разд. III Положения о регистрации).

Свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (форма № 2-ПДВ) орган ГНС обязан выдать заявителю или отправить почтой (с уведомлением о вручении) в

течение 10 рабочих дней со дня поступления регистрационного заявления (п. 183.9 НК).

Способ получения Свидетельства (почтой или непосредственно в налоговом органе) должен быть указан в разделе 19 Регистрационного заявления. Если лицо избрало способ получения Свидетельства по почте, то оплату стоимости почтовых услуг такое лицо должно осуществить до получения Свидетельства

путем предоставления налоговому органу почтовых марок на сумму, которая отвечает стоимости услуг почтовой связи по пересылке заказного письма с уведомлением о вручении (п. 7.3 разд. III Положения о регистрации).

При этом важно обратить внимание на следующее. Плательщиком НДС согласно

п. 183.10 НК лицо, подлежащее обязательной регистрации, становится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут 300-тысячный предел без права на отнесение сумм налога в налоговый кредит и получение бюджетного возмещения до момента регистрации (то есть получения Свидетельства) плательщиком НДС. Таким образом, если, к примеру, предельный объем в 300 тыс. грн. достигнут 18 февраля, то плательщиком НДС лицо становится уже с 1 марта, хотя заявление о регистрации он может подавать еще до 10 марта. Учитывая то, что для регистрации налоговому органу отводится еще 10 дней и до момента получения свидетельства лицо не имеет права на налоговый кредит и, более того, не сможет и выдавать налоговые накладные, то с подачей регистрационного заявления лучше не медлить. Более того, по разъяснениям налоговых органов («Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 2, стр. 27), подать регистрационное заявление можно сразу же после достижения 300-тысячного предела, не дожидаясь предельных сроков подачи заявления.

Ответственность.

И еще один момент, касающийся ответственности за несвоевременную регистрацию плательщиком НДС. Как разъясняли контролирующие органы (материалы Единой базы налоговых знаний, размещенной на сайте ГНАУ):

— несвоевременная регистрация (неподача в сроки заявления на НДС-регистрацию) влечет за собой наложение штрафов в размерах, оговоренных

п. 117.1 разд. II НК (штрафа в размере 510 грн.);

— неподача (несвоевременная подача) лицом, обязанным начислять и уплачивать налоги, налоговых деклараций, влечет за собой наложение штрафов в размерах, определенных

п. 120.1 разд. II НК (штрафа в размере 170 грн. за каждую неподачу или несвоевременную подачу декларации).

 

Добровольная регистрация плательщиком НДС

 

Основания для добровольной регистрации. Лица, у которых объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше 300 тыс. грн., могут зарегистрироваться плательщиками НДС добровольно. В случае добровольной регистрации плательщиком НДС предприятие/предприниматель будет иметь право выписывать налоговые накладные. А значит, с ним будет предпочтительнее работать другим плательщикам НДС, которые заинтересованы в получении права на налоговый кредит (что возможно, только если этот налог уплачен в составе цены приобретенных товаров, работ, услуг).

При этом НК выдвигает к «добровольцам» определенное условие. Так, в ст. 182 НК указано, что добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС лицо сможет при условии, что:

 

<...> объемы поставок товаров/услуг другим плательщикам

НДС за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют не менее 50 процентов общего объема поставок* <...>

* То есть как минимум 50 % продаж осуществляется плательщикам НДС.

Причем в данном случае, как пояснили налоговики в

письме от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417, важно, чтобы одновременно соблюдались два условия:

1) лицо должно быть

зарегистрировано плательщиком НДС не менее 12 календарных месяцев (т. е. вновь созданный субъект хозяйствования сразу стать добровольным плательщиком не сможет);

2) за последние 12 календарных месяцев лицом

выполняется вышеуказанный 50 % критерий по поставкам (так, например, в случае подачи заявления на добровольную НДС-регистрацию в январе 2011 года, на «заветные» 50 % будут проверяться 12 календарных месяцев предыдущего — 2010 года, т. е. периоды с января по декабрь. Причем для подтверждения обоснованности добровольной НДС-регистрации в данном случае налоговый орган, как отмечалось в письме № 4021/7/16-1417, может запросить у налогоплательщика расшифровку объемов поставок, в том числе поставок за последние 12 месяцев.

Важно отметить, что если в дальнейшем условие о 50 % поставок другим плательщикам НДС не будет соблюдаться, налоговый орган может аннулировать НДС-регистрацию. Это прямо предусмотрено

п. п «и» п. 184.1 ст. 184 НК:

<...>

Регистрация действует до даты аннулирования регистрации плательщика налога, которое проводится путем исключения из реестра плательщиков налога и происходит, если:

<...>

и)

объем поставки товаров/услуг плательщиками налога, зарегистрированными добровольно, другим плательщикам налога за последние 12 календарных месяцев составляет менее 50 процентов от общего объема поставки <...>.

 

Поэтому до достижения 300 тыс. грн. ориентироваться на 50 % добровольным плательщикам НДС придется постоянно.

Процедура добровольной регистрации.

При добровольной регистрации заявление на регистрацию должно быть подано не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НК, абз. «б» п. 7 разд. III Положения о регистрации). Заявление должно подаваться лично физическим лицом (предпринимателем) или непосредственно руководителем юридического лица — плательщика (в обоих случаях с документальным подтверждением лица и полномочий) (п. 183.7 НК).

Лица, которые регистрируются добровольно, могут указать в регистрационном заявлении

желаемый день регистрации (то есть день, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС и будет иметь право на выписку налоговых накладных), который согласно п. 183.5 НК должен соответствовать либо (1) дате начала проведения операций, либо (2) дате начала налогового периода (то есть 1-му числу календарного месяца). Однако налоговики в своем письме от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417 говорят, что желаемой датой регистрации может быть только начало месяца.

Если же заявление будет подано позже такого 20-дневного срока (т. е. менее чем за 20 календарных дней до начала следующего налогового периода), то в нем, как разъяснялось в

письме ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417, лицо должно указать, с какого именно налогового периода оно желает зарегистрироваться плательщиком НДС.

Свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (ф. № 2-ПДВ), в случае отсутствия оснований для отказа в регистрации, налоговый орган должен выдать заявителю или направить по почте не позднее следующего рабочего дня после желаемого дня регистрации, указанного в заявлении,

или в течение 10 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления, если желаемый день регистрации в заявлении не указан или такой день наступает ранее даты, приходящейся на последний день срока, установленного для регистрации плательщика НДС (п. 183.9 НК, п. 12 р. III Положения о регистрации). Если лицо избрало способ получения Свидетельства по почте, то оплату стоимости почтовых услуг такое лицо должно осуществить до получения Свидетельства путем предоставления налоговому органу почтовых марок на сумму, которая отвечает стоимости услуг почтовой связи по пересылке заказного письма с уведомлением о вручении (п. 7.3 разд. III Положения о регистрации).

 

Регистрация лиц, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую

 

Согласно п. 183.4 НК лица, которые переходят с упрощенной системы налогообложения на общую, регистрируются плательщиками НДС, если они:

— подпадают под критерии обязательной регистрации плательщиков НДС;

— решили уплачивать НДС в добровольном порядке.

При этом сам НК содержит две на первый взгляд весьма противоречивые нормы по поводу того, с какого периода отсчитывать объемы налогооблагаемых операций для регистрации плательщиком НДС. Так, в п. 183.4 НК предусмотрено, что такие объемы рассчитываются на момент перехода на общую систему налогообложения (то есть, если, к примеру, за последние 12 календарных месяцев объем налогооблагаемых операций превысил 300 тыс. грн., то плательщик обязан подать регистрационное заявление одновременно с подачей заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения). В то же время в п. 18 подр. 2 р. XX НК указано, что «переходящим» единоналожникам считать 300-тысячный предел необходимо, начиная с момента перехода на общую систему налогообложения, т. е. наперед.

Кроме того, в п. 6 разд. III Положения о регистрации, посвященном единоналожникам, на фоне всего этого отдельно (п. 6.2) выделен случай перехода на общую систему в связи с превышением выручки, согласно которому сроки подачи заявления на НДС-регистрацию зависят от месяца превышения выручки упрощенцем, в связи с чем:

юрлицо должно подавать заявление «на НДС» не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода (при превышении выручки в 1-м или 2-м месяце последнего квартала работы на едином налоге) или не позднее 20-го календарного дня после окончания такого последнего квартала работы на едином налоге (если выручка будет превышена в 3-м месяце квартала);

физлицо-предприниматель — не позднее 20 календарного дня с момента превышения выручки.

Разъяснения по этому поводу ГНАУ привела в письме от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417. Понимать эту норму, по мнению ГНАУ, нужно так. Единоналожники, у которых на момент перехода на общую систему налогообложения не достигнут 300-тысячный предел, должны отсчитывать НДС-объемы с «момента перехода», т. е. наперед. А всем остальным «переходящим» единоналожникам, успевшим набрать за последние 12 месяцев в период единоналожия 300 тыс. грн., предстоит в обязательном порядке зарегистрироваться плательщиками НДС.

 

Когда в регистрации могут отказать

 

В п. 10 разд. ІІІ Положения о регистрации предусмотрено, что в течение 10 рабочих дней со дня получения Регистрационного заявления налоговый орган может обратиться к лицу с письменным предложением подать новое заявление, если в предыдущем заявлении будут обнаружены следующие недостатки:

— не указаны обязательные реквизиты;

— предоставлены недостоверные или неполные данные (кроме раздела 15 такого заявления);

— оно не скреплено печатью заявителя;

— оно не подписано заявителем (для физических лиц), ответственным лицом заявителя (для юридических лиц) либо лицом, имеющим документально подтвержденные полномочия на подпись Регистрационного заявления от лица, регистрирующегося в качестве плательщика НДС.

Налоговый орган может отказать в регистрации в качестве плательщика НДС, если установит следующие обстоятельства (п. 183.8 НК, п. 10 разд. ІІІ Положения о регистрации):

— лицо не осуществляет поставку товаров/услуг (ст. 180 НК);

— объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев составляют менее 300 тыс. грн. (п. 181.1 НК);

— доля поставок плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев — менее 50 % (п. 182.1 НК);

— Регистрационное заявление подано ненадлежащим лицом (не самим предпринимателем, не руководителем юридического лица, как это предусмотрено в п. 183.7 НК);

— имеются основания для аннулирования регистрации согласно ст. 184 НК.

Если при рассмотрении Регистрационного заявления такие обстоятельства не установлены, то орган ГНС не может отказать в регистрации в качестве плательщика НДС.

 

Аннулирование регистрации

 

Перечень случаев аннулирования НДС-регистрации приведен в п. 184.1 НК и продублирован в п. 1 р. V Положения о регистрации. В частности, регистрация плательщика НДС может быть аннулирована в случаях:

1) добровольной подачи заявления об аннулировании, которое можно подать в случае, если объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев стал меньше, чем 300 тыс. грн. (абз. «а» п. 184.1 НК). При этом аннулировать НДС-регистрацию на этом основании плательщик сможет только при условии, что он (одновременно):

— был зарегистрирован плательщиком НДС в течение предыдущих 12 календарных месяцев;

— имел за последние 12 календарных месяцев объем налогооблагаемых операций менее 300 тыс. грн. (как уточняет п. 1.1 разд. V Положения о регистрации, объем налогооблагаемых операций в данном случае определяется по данным налоговых деклараций за последние 12 текущих календарных месяцев, поданных налоговому органу);

— уплатил все налоговые обязательства;

2) принятия плательщиком решения о прекращении предпринимательской деятельности (абз. «б» п. 184.1 НК);

3) принятия плательщиком решения о переходе на единый налог без уплаты НДС (абз. «в» п. 184.1 НК);

4) неподачи НДС-отчетности плательщиком НДС налоговому органу на протяжении 12 последовательных налоговых месяцев или подачи декларации по НДС, свидетельствующей об отсутствии поставок/приобретения товаров, формирующих налоговые обязательства или налоговый кредит (абз. «ґ» п. 184.1 НК);

5) признания судом недействительности учредительных документов плательщика НДС (абз. «ґ» п. 184.1 НК);

6) вынесения судом решения о ликвидации юридического лица — банкрота (

абз. «д» п. 184.1 НК);

7) ликвидации плательщика по решению суда либо если лицо освобождено от уплаты налога или его налоговая регистрация аннулирована по решению суда (

абз. «е» п. 184.1 НК);

8) если физическое лицо — плательщик НДС умерло, объявлено умершим, признано недееспособным или без вести отсутствующим, либо ограничена его гражданская дееспособность (

абз. «є» п. 184.1 НК);

9) если в ЕГРПОУ есть запись об отсутствии лица по его местонахождению (месту жительства) либо запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице (

абз. «ж» п. 184.1 НК);

10) закончился срок действия свидетельства о регистрации лица как плательщика НДС (

абз. «з» п. 184.1 НК);

11) если объем поставок товаров или услуг плательщика-«добровольца» другим плательщикам НДС составляет менее 50 % общих объемов поставок (

абз. «и» п. 184.1 НК).

Аннулирование НДС-регистрации на основаниях, определенных в

пп. «б» — «и» ст. 184.1 НК, может происходить либо по заявлению налогоплательщика, либо по самостоятельному решению налогового органа (при наличии соответствующих подтверждающих причины аннулирования документов, перечисленных в п. 5.2 разд. V Положения о регистрации). В случае получения от налогоплательщика заявления на аннулирование налоговый орган аннулирует его НДС-регистрацию, если установит, что соблюдаются условия аннулирования из п. 184.1. Если же налоговый орган сочтет, что такие условия не соблюдаются и законные основания для аннулирования НДС-регистрации отсутствуют, то в течение 10 календарных дней после поступления заявления об аннулировании от налогоплательщика ему будет направлен мотивированный письменный отказ в аннулировании регистрации с пояснениями по данному вопросу (п. 184.4, п.п. 3.2.3 разд. V Положения о регистрации).

Решение об аннулировании принимается налоговым органом

в 10-дневный срок с момента получения заявления от налогоплательщика (п. 3.2 разд. V Положения о регистрации). Если после подачи заявления выяснится, что налогоплательщиком не проведены расчеты с бюджетом по налоговым обязательствам последнего отчетного периода, то налоговый орган в 10-дневный срок с момента поступления заявления от налогоплательщика обратится к нему с письменной просьбой подать новое заявление об аннулировании НДС-регистрации после проведения расчетов с бюджетом. В таком случае аннулирование плательщика НДС происходит в день, следующий за днем проведения расчетов с бюджетом (п.п. 3.2.4 разд. V Положения о регистрации), но датой аннулирования считается дата подачи заявления (п. 7 разд. V Положения о регистрации).

Свидетельство плательщика НДС считается аннулированным

с даты аннулирования НДС-регистрации (п. 184.2, п. 2 разд. V Положення о регистрации).

Решение об аннулировании регистрации плательщика НДС

по инициативе налогового органа оформляется по форме № 6-РПДВ (приложение 6 к Положению № 978), в нем обязательно указывается основание для аннулирования. Дата подписания решения считается днем принятия такого решения.

Таким образом,

при добровольном аннулировании регистрации субъект хозяйствования утрачивает статус плательщика НДС на дату подачи заявления, при принудительномна дату принятия решения об аннулировании регистрации плательщика НДС, т. е. на дату утверждения руководителем налогового органа соответствующего акта о таком аннулировании.

При этом

об аннулировании НДС-регистрации налоговый орган обязан письменно уведомить лицо в течение 3 рабочих дней со дня аннулирования, прислав лицу экземпляр такого решения об аннулировании (п. 184.10, п.п. 3.2.2 разд. V Положения о регистрации). Причем из Положения о регистрации следует, что размещенная на сайте ГНАУ (http://www.sta.gov.ua) информация об аннулировании плательщика НДС (в том числе и принудительная) считается доведенной до его сведения (п. 9, 10 р. II).

 

Последствия аннулирования.

Независимо от того, по чьей инициативе происходит аннулирование регистрации, следует помнить, что:

1.

Последним отчетным (налоговым) периодом считается период, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем аннулирования регистрации. То есть плательщик НДС, который исключается из Реестра в последний день календарного месяца, должен подавать декларацию за этот месяц. Если же исключение из Реестра приходится на более раннюю дату, чем последний день месяца, то плательщик НДС должен отчитаться только за этот кусок месяца. Например, если исключение из реестра происходит 25 июня, это означает, что плательщик НДС в последний раз должен отчитаться за период с 1 по 25 июня.

2. Если в учете на день аннулирования регистрации остаются товарные остатки и необоротные активы, при приобретении которых был отражен налоговый кредит, то налогоплательщик обязан

признать условную поставку таких товаров и необоротных активов и начислить налоговые обязательства исходя из обычных цен. Причем сделать это он должен не позднее даты подачи заявления об аннулировании НДС-регистрации (п. 184.7 НК), а при принудительном аннулировании — по итогам последнего отчетного периода (письмо ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417). Условную продажу не нужно признавать в том случае, если аннулирование происходит по причине реорганизации налогоплательщика путем присоединения, слияния, преобразования, разделения и выделения.

3.

С момента аннулирования НДС-регистрации лицо лишается права на отнесение сумм НДС в налоговый кредит и выписку налоговых накладных (п. 184.5 НК).

4. По результатам последнего налогового периода можно претендовать на получение бюджетного возмещения (

п. 184.9 НК).

5. В случае, если на дату подачи заявления об аннулировании регистрации плательщик имеет налоговые обязательства по результатам последнего отчетного (налогового) периода, то такая сумма учитывается в уменьшение бюджетного возмещения, а при его отсутствии уплачивается в бюджет (п. 184.8 НК).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше