Операции, освобожденные от обложения НДС

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Июнь, 2011/№ 12
Статья

Операции, освобожденные от обложения НДС

 

НК

предусматривает достаточно внушительный перечень товаров (услуг), которые освобождены от налогообложения. Они перечислены в ст. 197 НК и в целом повторяют перечень операций, освобождавшихся от налогообложения в соответствии со ст. 5 Закона об НДС. Кроме того, переходными положениями НК (подразд. 2 разд. XX НК) установлены временные льготы по НДС (в частности, для самолетостроения, космической деятельности, издательской деятельности, кинематографии, поставок отходов и лома черных и цветных металлов, зерновых культур и пр.).

При этом, несмотря на то что перечень операций, освобождаемых от налогообложения, в основном остался прежним, по многим льготам изменились условия их предоставления и их состав.

 

Поставка продуктов детского питания (п.п. 197.1.1 НК)

 

Подпунктом 197.1.1 НК предусмотрено, что от налогообложения освобождается поставка товаров детского питания и товаров детского ассортимента. Перечень таких товаров должен быть утвержден КМУ. До принятия нового постановления следует ориентироваться на старое постановление КМУ от 08.09.1997 г. № 996, что допускается п. 10 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК. При этом обратите внимание, что НК не содержит ограничений по субъектам поставки, как это было раньше. То есть под освобождения попадают как товары отечественного производства, так и импортные. Кроме того, в п. 197.4 НК прямо указано, что освобождения от налогообложения, предусмотренные п. 197.1 НК, распространяются и на операции по ввозу на таможенную территорию Украины.

 

Поставка услуг по воспитанию и образованию (п.п. 197.1.2 НК)

 

В соответствии с п.п. 197.1.2 НК освобождаются от налогообложения услуги по воспитанию и образованию. Условно их можно разделить на 3 группы:

1) услуги по дошкольному, среднему, профессионально-техническому и высшему образованию, в том числе обучение аспирантов и докторантов.

При этом учебное заведение будет иметь право на рассматриваемую льготу только при условии соблюдения одновременно двух условий:

— наличие специального разрешения (лицензии) на предоставление таких услуг. То есть учебное заведение должно быть включено в Государственный реестр учебных заведений и иметь специальную лицензию, выданную в соответствии с требованиями Порядка лицензирования деятельности по предоставлению образовательных услуг, утвержденного постановлением КМУ от 08.08.2007 г. № 1019;

— услуги, предоставляемые учебным заведением в сфере образования, должны быть названы в

п.п. 197.1.2 НК. Прочие услуги учебных заведений, которые не упомянуты в этом подпункте, не освобождаются от обложения НДС и подлежат налогообложению в общем порядке по ставке 20 %.

Данная льгота предоставляется всем учебным заведениям, отвечающим указанным требованиям,

независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности.

Что касается предоставления внешкольным учебным заведением воспитанникам, учащимся и слушателям

платных услуг в сфере внешкольного образования , то такие услуги не являются объектом обложения НДС согласно п.п. 196.1.8 НК;

2) услуги по воспитанию и обучению детей в домах культуры, детских музыкальных, художественных, спортивных школах и клубах, школах искусств;

3) услуги по проживанию учеников и студентов в общежитиях.

 

Поставка услуг здравоохранения и реабилитационных услуг (п.п. 197.1.5 НК )

 

Согласно п.п. 197.1.5 НК от обложения НДС освобождаются операции по поставке услуг по охране здоровья учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также поставке услуг реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, имеющими лицензию на поставку таких услуг, кроме указанных в этом подпункте услуг.

Для применения этой льготы необходимо соблюдение следующих обязательных условий:

1. Услуги по здравоохранению должны предоставляться учреждениями здравоохранения. Перечень учреждений здравоохранения утвержден приказом Минздрава Украины от 28.10.2002 г. № 385.

2. Учреждение здравоохранения должно иметь лицензию на поставку услуг здравоохранения. Такая лицензия выдается в соответствии с требованиями Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденных приказом Минздрава от 02.02.2011 г. № 49.

3. Предоставляемые услуги по здравоохранению не должны быть включены в

перечень услуг, приведенных в п.п. 197.1.5 НК.

Обратите внимание: перечень услуг построен по «исключительному» принципу: в него включены услуги по здравоохранению, которые НЕ освобождаются от обложения НДС. Для всех прочих услуг по здравоохранению при условии наличия специального разрешения (лицензии) на их предоставление действует льготный режим налогообложения.

Так, например, от обложения НДС освобождены стоматологические услуги (не включенные в перечень услуг, приведенных в

п.п. 197.1.5 НК), если получена соответствующая лицензия независимо от формы собственности субъекта хозяйствования, предоставляющего такие услуги.

 

Пассажирские перевозки (п.п. 197.1.8 НК)

 

Подпункт 197.1.8 НК освобождает от налогообложения операции по поставке услуг по перевозке городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке.

Данный подпункт дает льготу только на те пассажирские перевозки, тарифы на которые регулируются органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, определенной законом. Отсюда получается, что льгота возможна только для коммунального транспорта, так как согласно Закону о местном самоуправлении только на него местные органы устанавливают тарифы.

 

Поставка жилья (объектов жилищного фонда) на вторичном рынке (п.п. 197.1.14 НК)

 

Согласно п.п. 197.1.14 НК от обложения НДС освобождаются операции по поставке жилья (объекта жилищного фонда), кроме первой поставки. То есть первая поставка жилья облагается НДС на общих основаниях (по ставке 20 %), а последующие (операции по поставке жилья на вторичном рынке) — льготируются.

В понимании НК первая поставка жилья (объекта жилищного фонда) означает:

а) первую передачу готового вновь построенного жилья (объекта жилищного фонда) в собственность покупателя или поставку услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) по сооружению такого жилья за счет заказчика;

б) первую продажу реконструированного или капитально отремонтированного жилья (объекта жилищного фонда) покупателю, являющемуся лицом иным, чем владелец такого объекта на момент выведения его из эксплуатации (использования) в связи с такой реконструкцией или капитальным ремонтом, или поставку услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) на такую реконструкцию либо капитальный ремонт за счет заказчика.

В последнем абзаце п.п. 197.1.14 НК указано, что нормы этого подпункта распространяются и на операции по первой продаже дачных и садовых домиков, а также любых других объектов собственности, зарегистрированных в соответствии с законодательством как жилье (жилищный фонд). Таким образом, первую поставку (первую передачу в собственность, а также поставку услуг по их строительству и ремонту) дачных или садовых домиков и других объектов собственности, зарегистрированных как жилье, следует облагать по ставке 20 %. Последующая вторичная их поставка освобождается от обложения НДС, т. е. льготируется.

Следует обратить внимание также на то, что в отличие от

Закона об НДС режим освобождения от НДС не распространяется на «вторую» поставку гаражей и мест на гаражных стоянках (эта льгота исключена).

 

Предоставление благотворительной помощи (п.п. 197.1.15 НК)

 

С точки зрения налогообложения бесплатная передача товаров/услуг в целях благотворительности подпадает под определение поставки товаров/услуг, а значит, является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Однако для лиц, предоставляющих благотворительную помощь, действующим законодательством предусмотрена льгота по обложению данных операций НДС.

Так, согласно п. 197.15 НК освобождаются от обложения НДС операции по предоставлению благотворительной помощи, в частности, по бесплатной поставке товаров/услуг благотворительным организациям , образованным и зарегистрированным в соответствии с законодательством, а также предоставление такой помощи благотворительными организациями получателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством о благотворительности и благотворительных организациях.

Обратите внимание, что по сравнению с Законом об НДС перечень субъектов, предоставление благотворительной помощи которым освобождается от НДС, НК не ограничивает. Хотя налоговики в своих разъяснениях в Единой базе налоговых знаний говорят о том, что льготы применяются только в том случае, если получателем помощи является благотворительная организация и если такую помощь оказывает благотворительная организация. Однако мы с таким мнением ГНАУ не согласны, ведь в п.п. 197.1.15 НК говорит о благотворительных организациях «в частности», то есть среди прочих получателей, которые могут считаться таковыми по законодательству.

Льгота действует при соблюдении условий, предусмотренных п.п. 197.1.15 НК. Перечислим их.

1. Благотворительная помощь должна носить характер бесплатной передачи. Если же при предоставлении такой помощи будет выявлен факт денежной, материальной или иного вида компенсации, то такие операции облагаются на общих основаниях.

2. В благотворительных целях передаются только промаркированные товары. Для этого предприятие-благотворитель наносит на этикетку, ярлык либо непосредственно на внешнюю или внутреннюю упаковку товара клеймо «Благотворительная помощь. Продажа запрещена». Товары маркируются таким образом, чтобы во время осмотра упаковки или непосредственно товаров надпись была видна полностью и четко.

3. Льготы по НДС не сохраняются , если в виде благотворительной помощи предоставляются:

1) подакцизные товары;

2) ценные бумаги (кроме предоставленных эндавментов*), нематериальные активы и товары/услуги, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности.

* Согласно п.п. 170.7.5 НК термин «эндавмент» означает сумму средств или ценных бумаг, вносимых благотворителем в банк или небанковское финансовое учреждение, благодаря чему приобретатель благотворительной помощи получает право на использование процентов или дивидендов, начисленных на сумму такого эндавмента. При этом такой приобретатель не имеет права расходовать или отчуждать основную сумму такого эндавмента без согласия благотворителя.

Также обратим внимание на вопрос, касающийся права предприятия, предоставляющего благотворительную помощь, на налоговый кредит по бесплатно переданным товарам (услугам).

По нашему мнению, предприятие не имеет права увеличивать налоговый кредит по товарам, которые впоследствии планируется бесплатно передать в качестве благотворительной помощи. При этом основанием для отказа в налоговом кредите является п. 198.4 НК, согласно которому не включаются в налоговый кредит суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (услуг), которые используются при осуществлении операций, освобожденных от налогообложения. Причем, даже если предприятие покупает товар для благотворительности, не подпадающей под льготу, то сумма НДС, связанная с таким приобретением, не включается в налоговый кредит, поскольку товар не предназначен для использования в хозяйственной деятельности.

Если же суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (услуг), были включены в состав налогового кредита, а потом такие товары или услуги были бесплатно переданы получателям благотворительной помощи, то на основании п. 198.5 НК на дату передачи такие товары будут считаться проданными. А раз так, предприятие-благотворитель должно начислить налоговые обязательства по НДС по ставке 20 % базы налогообложения, определенной исходя из обычной цены таких товаров (услуг), но не ниже цены их приобретения.

 

Поставка государственных платных услуг (п.п. 197.1.18 НК)

 

Согласно п.п. 197.1.18 НК освобождаются от налогообложения операции по:

«поставке

государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами, уполномоченными такими органами или законодательством предоставлять указанные услуги, обязательность получения (предоставления) которых устанавливается законодательством, включая плату за регистрацию, выдачу лицензии, сертификатов в виде сборов, государственной пошлины и т. п.».

Данная льгота расширена по сравнению с ее аналогом из

Закона об НДС (п.п. 3.2.6), которая раньше была в составе необъектных операций (а не льготируемых, как сейчас по НК). Важно, что теперь льготироваться будут госуслуги, не только предоставляемые органами исполнительной власти/органами местного самоуправления, но и уполномоченными предприятиями.

 

Поставка (подписка) периодических изданий печатных средств массовой информации и книг (п.п. 197.1.25 НК)

 

Согласно

п.п. 197.1.25 НК от обложения НДС освобождаются:

поставка (подписка) периодических печатных СМИ и книг, кроме изданий эротического характера;

поставка ученических тетрадей, учебников и учебных пособий отечественного производства;

— поставка словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка;

— доставка периодических СМИ на территории Украины.

Важно отметить, что освобождение от налогообложения, предусмотренное

п.п. 197.1.25 НК, распространяется и на операции по ввозу на таможенную территорию Украины (п. 197.4 НК). Поэтому с 1 января 2011 года операции по ввозу периодических печатных СМИ и книг, кроме изданий эротического характера, словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка, освобождаются от налогообложения.

При применении льготы, предусмотренной

п.п. 197.1.25 НК, важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Под

печатными СМИ в Украине согласно ст. 1 Закона о СМИ понимают:

«периодические и имеющие продолжение

издания, которые выходят под постоянным названием с периодичностью один и более номеров (выпусков) в течение года на основании свидетельства о государственной регистрации».

Таким образом, для применения льготы, установленной

п.п. 197.1.25 НК в части освобождения от налогообложения операций по поставке (подписке) периодических изданий печатных СМИ, статус такого издания должен быть подтвержден Свидетельством о государственной регистрации печатного средства массовой информации.

Важно обратить внимание на то, что льгота распространяется только на

печатные СМИ, поэтому в случае предоставления услуг по доставке покупателю экземпляров газеты или журнала в электронной форме, льгота не применяется.

А как быть в случае поставки печатных периодических изданий, которые в комплекте содержат DVD и CD-диски? В

Законе о СМИ (ст. 1) указано, что:

«

печатные издания могут включать в себя и другие носители информации (пластинки, дискеты, магнитофонные и видеокассеты и др.)».

Значит, оставаясь при такой комплекции, такие издания по-прежнему являются печатными изданиями, поэтому НДС-льгота на них распространяется.

2. При определении того, что считать

книгой, следует руководствоваться совместным приказом Государственного комитета статистики Украины и Министерства Украины по делам науки и технологий № 272/219. Книга — это книжное издание объемом свыше 48 страниц. Издание — документ, предназначенный для распространения помещенной в нем информации, подвергнутый редакционно-издательской обработке, полученный печатью либо тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, с выходными данными.

Книга должна быть зарегистрирована Книжной палатой Украины.

Кроме того, подтверждением того, что предприятие изготовляет и распространяет издательскую продукцию, является государственная регистрация этого предприятия как субъекта издательского дела в Государственном реестре и наличие соответствующего свидетельства.

3.

К учебным пособиям согласно письму ГНАУ «О льготах относительно НДС при продаже ученических тетрадей и учебных пособий» от 27.09.2000 г. № 5364/6/16-1 относятся «общая тетрадь на 48, 60, 80, 96 листов (ГОСТ 13309-90), тетрадь для рисования (школьная) (ТУ 13-028-1020-01-89), набор для первоклассника (ТУ 29 УССР 9-80), набор картона для ручного труда (школьный)
(ТУ 578/29-92-86), папка для школьных тетрадей, 185 х 225 мм (ОСТ 81-53-78), папка для чертежа (школьная или ученическая) (ОСТ 81-53-78)».

4.

Словарями согласно Порядку № 537 считаются справочные издания упорядоченного перечня языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), дополненные соответствующими справочными данными.

Важно отметить, что

п.п. 197.1.25 НК предусмотрено освобождение от налогообложения операций по поставке словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка. Поэтому поставка, к примеру, англо-русского словаря будет облагаться НДС в общем порядке, т.е. по ставке 20 % (с 01.01.2014 г. — 17%).

 

Поставка лекарственных средств и изделий медицинского назначения (п. 197.1.27 НК)

 

На основании п.п. 197.1.27 НК от обложения НДС освобождены операции по поставке лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями), а также изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному КМУ.

На сегодняшний день КМУ не установил перечень под данную норму НК. Поэтому здесь следует воспользоваться старым перечнем, утвержденным постановлением КМУ от 17.12.2003 г. № 1949. Это допускается п. 10 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Согласно постановлению КМУ от 17.12.2003 г. № 1949 подпадают под освобождение:

1) лекарственные средства

, если они включены в Государственный реестр лекарственных средств;

2) изделия медицинского назначения

, если они входят Перечень изделий медицинского назначения, операции по продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 17.12.2003 г. № 1949.

Государственная регистрация лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется согласно:

— Порядку государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств, утвержденному

постановлением КМУ от 26.05.2005 г. № 376;

— Порядку государственной регистрации медицинской техники и изделий медицинского назначения, утвержденному

постановлением КМУ от 09.11.2004 г. № 1497.

Отдельно скажем о спирте этиловом, который зарегистрирован в Украине как лекарственное средство и внесен в Госреестр лекарственных средств. Поскольку этот аптечный товар является

подакцизным, на него льготный режим налогообложения распространяться не может. Ведь согласно п. 197.5 НК освобождения от налогообложения, установленные п. 197.1 НК, не распространяются на операции по поставке подакцизных товаров. Поэтому при реализации спирта этилового как лекарственного средства необходимо начислять НДС по ставке 20 % .

Вместе с тем продажа лекарственных средств (настоек), в которых спирт служит одной из

составляющих, подпадает под льготу и освобождается от НДС согласно п.п. 197.1.27 НК (как продажа зарегистрированных и допущенных к применению лекарственных средств).

Импорт лекарственных средств и ИМН

. Согласно п. 197.4 НК освобождение от налогообложения, предусмотренное п. 197.1 НК, распространяется и на импорт. Таким образом, при импорте (реимпорте) лекарственных средств и изделий медназначения уплачивать ввозной 20 % НДС не нужно, а ввоз таких товаров осуществляется в льготном режиме.

Экспорт лекарственных средств и ИМН.

Для экспорта лекарственных средств и изделий медицинского назначения будет работать ставка 0 %. Согласно п. 195.2 НК нулевая ставка налога применяется, если экспортируемые товары освобождены от налогообложения.

 

Получение компенсационной бюджетной дотации на покрытие разницы в тарифах (п.п. 197.1.28 НК)

 

В соответствии с п.п. 197.1.28 НК освобождаются от налогообложения операции по поставке товаров/услуг в части суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета.

НК

ввел новый подход к налогообложению товаров, цены на которые регулируются государством, а соответствующие потери компенсируются субъектам хозяйствования путем дотирования/субсидирования.

Теперь

база для исчисления НДС при реализации таких товаров определяется за вычетом суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета (п. 188.1 НК).

Таким образом, получается, что одна часть реализуемого товара/услуги облагается по общей ставке (20% (17%), 0%), а вторая подпадает под льготу. В этой связи следует напомнить

о распределении входящего НДС, которое осуществляется в порядке ст. 199 НК.

 

Налогообложение операций по поставке товаров (услуг) предприятиями общественных организаций инвалидов (п. 197.6 НК)

 

Пункт 197.6 НК

освобождает от обложения НДС операции по поставке товаров и услуг, которые непосредственно изготавливаются предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов, учрежденными общественными организациями инвалидов и являющимися их собственностью, при условии, что количество имеющих там основное место работы инвалидов составляет в течение предыдущего отчетного периода не менее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава и фонд оплаты труда таких инвалидов в течение отчетного периода — не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда, включаемых в состав валовых расходов производства.

При этом указанные предприятия имеют право на рассматриваемую льготу

только при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Предприятия и организации общественных организаций инвалидов

зарегистрированы в налоговом органе как плательщики налога, имеющие данную льготу (абз. 3 п. 197.6 НК).

Для этого нужно:

а) предоставить положительное решение на право пользования такой льготой, которое выдается межведомственной Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов.

Порядок предоставления разрешения на право пользования льготами по налогообложению для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов

утвержден постановлением КМУ от 08.08.2007 г. № 1010;

б) подать в налоговый орган заявление о желании получить такую льготу на основании

Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-ХII.

2.

Льгота распространяется на операции по поставке товаров (услуг), непосредственно изготавливаемых предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов, кроме:

1)

подакцизных товаров;

2)

услуг, предоставляемых во время проведения лотерей и развлекательных игр;

3)

услуг по поставке подакцизных товаров, полученных в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, уполномочивающих такого плательщика налога осуществлять поставку товаров от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на такие товары.

При этом под

непосредственным понимают изготовление товаров, в результате которого сумма расходов, понесенных на переработку (обработку, другие виды преобразования) сырья, комплектующих, составных частей, других покупных товаров, используемых в изготовлении таких товаров, составляет не менее 8 % продажной цены таких изготовленных товаров.

Таким образом, при продаже товаров (услуг), не соответствующих установленному критерию, НДС начисляется в общеустановленном порядке по ставке 20 %.

Обращаем внимание, что у предприятий и организаций общественных организаций инвалидов

есть право выбора : они могут воспользоваться либо льготой, предусмотренной п. 197.6 НК, либо при осуществлении аналогичных операций (поставке непосредственно изготавливаемых товаров (услуг)) выбрать нулевую ставку НДС. В соответствии с п. 8 подразд. 2 разд. ХХ нулевая ставка НДС в отношении указанных операций будет действовать до 1 января 2015 года.

Отметим, что, в случае избрания ставки НДС 0 %, НДС, уплаченный в составе расходов на приобретение товаров (услуг), используемых в таких операциях, включается в состав налогового кредита, а в случае выбора льготного режима согласно

п. 197.6 НК — права отразить налоговый кредит предприятие не имеет (на основании п. 198.4 НК).

 

Транзитные перевозки (п. 197.8 НК)

 

Согласно п. 197.8 НК освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а также поставка услуг, связанных с такой перевозкой (транзитом).

Согласно ст. 1 Закона о транзите транзит грузов — это перевозка транспортными средствами транзитом транзитных грузов под таможенным контролем через территорию Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины.

При этом от налогообложения освобождаются как (1) операции непосредственно по транзитным перевозкам (перевозкам пассажиров и грузов транзитом через территорию Украины), так и (2) операции, связанные с такими перевозками.

Что касается самого понятия услуг, связанных с транзитными перевозками, то НК исчерпывающего перечня таких услуг не содержит.

Вместе с тем мы полагаем, что здесь уместно ориентироваться на Государственный классификатор продукции и услуг (ГК 016-97), утвержденный приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822, и Национальный классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 г. № 375: код 63 — «Дополнительные транспортные услуги и вспомогательные операции» и «Вспомогательные транспортные услуги». Под этим кодом, в частности, упоминаются: погрузка, разгрузка, перегрузка, услуги складов, услуги хранения ряда продуктов, услуги дорожных касс, пунктов бронирования мест, справочных бюро, залов ожидания, камер хранения, услуги по эксплуатации автомобильных стоянок, техобслуживанию и мелкому ремонту дорожных транспортных средств коммерческого использования, экспедиторские услуги.

 

Строительство доступного жилья (п. 197.15 НК)

 

НК

предусмотрена новая льгота для жилищного строительства. Так, в п. 197.15 НК предусмотрено, что:

«освобождаются от налогообложения операции по поставке жилищно-строительных

работ по строительству доступного жилья и жилья, строящегося за государственные средства».

Как видим, льготируется не стоимость доступного жилья, а

работы по его строительству.

Что понимать под «доступным жильем», разъяснено в письме

Минрегионстроя от 20.12.2010 г. № 22-22/3620/0/6-10. Со ссылкой на ч. 1, 2 и 9 статьи 4 Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства Минрегионстрой поясняет, что доступным жильем является жилье, которое строится с привлечением государственных средств, и при этом доля государства в таком строительстве должна составлять не менее 30 %. Кроме того, доступное жилье должно соответствовать архитектурно-планировочным и техническим требованиям, установленным государственными строительными нормами. При этом стоит отметить, что действующее законодательство четко не определяет «архитерктурно-планировочные и технические требования» к доступному жилью.

Методические рекомендации относительно применения этой льготы приведены в

письме ГНАУ от 18.02.2011 г. № 4686/7/16-1517.

По мнению ГНАУ, для того чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо

выполнить ряд условий:

— субъект хозяйствования

должен являться застройщиком и непосредственно выполнять строительно-монтажные работы, а также должен быть определен исполнителем региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья, утвержденной решением соответствующего местного совета в соответствии с Методрекомендациями от 11.02.10 г. № 12/19-2-8-14-1375 (указан в паспорте такой программы);

— земельный участок, на котором осуществляется строительство, должен быть

включен в Перечень земельных участков, выделенных под строительство доступного жилья в соответствующем регионе;

— при строительстве доступного жилья нужно

соблюдать требования, установленные Законом Украины от 25.12.08 г. № 800-VI относительно финансирования строительства (приобретения) доступного жилья, соответствия жилья техническим и архитектурно-планировочным требованиям, соблюдения особого порядка выделения земельных участков под строительство и т. д.

Обратите внимание: право на НДС-льготу по п. 197.15 НК имеют только застройщики. Субъекты хозяйствования, которые выполняют работы для обеспечения строительства доступного жилья по договорам субподряда, начисляют НДС в обычном порядке по ставке 20 %.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить