Налоговая накладная

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Июнь, 2011/№ 12
Статья

Налоговая накладная

 

Общие вопросы

 

Вопрос

ответ

Зачем нужна НН?

Налоговая накладная (НН) является специальным документом, который подтверждает уплату покупателем суммы НДС продавцу и при определенных условиях дает право покупателю включить такую сумму в налоговый кредит

По какой форме
выписывается НН?

Форма налоговой накладной и порядок ее заполнения утверждены приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969

Когда выписывается НН?

НН выписывается в день возникновения налоговых обязательств продавца (п. 201.4 НК). Даты возникновения налоговых обязательств определены ст. 187 НК (см. с. 18 тематического выпуска). В общем случае дата выписки НН должна совпадать с датой первого события. Выписка налоговой накладной по второму событию является нарушением.

Согласно п. 201.7 НК НН выписывается на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на суммы средств, поступивших на текущий счет как предварительная оплата (аванс). Если часть поставляемых товаров не имеет обособленной стоимости, то выписывается приложение 1 к НН, в котором приводится номенклатура частично поставленных товаров

На какие операции
выписывается НН?

НН выписывается по операциям, которые:

1) облагаются НДС по ставке 20 % и 0 %;

2) освобождены от налогообложения. В этом случае в НН делается запись «Без НДС» со ссылкой на соответствующий пункт и/или подпункт ст. 197 НК либо подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НК.

На операции по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом налогообложения, налоговая накладная не выписывается (п. 8.4 Порядка № 1002).

При этом нужно учитывать следующие правила (п. 9 Порядка № 969):

1) при одновременной поставке товаров/услуг, к которым применяется и нулевая ставка, и ставка 20 %, выписывается одна налоговая накладная;

2) при одновременной поставке как налогооблагаемых, так и освобожденных от налогообложения операций, составляются отдельные налоговые накладные

Кто выписывает НН?

В общем случае налоговую накладную выписывает поставщик товаров/услуг по требованию покупателя (п. 200.1.1 НК, п. 7 Порядка № 969). При этом согласно п. 201.8 НК право на составление налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным в качестве плательщиков НДС. Проверить НДС-статус поставщика можно:
— либо ознакомившись со Свидетельством плательщика НДС;
— либо зайдя в раздел «Бази даних платників ПДВ» на сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua). Информация на сайте ГНАУ обновляется ежедекадно, не позднее 2, 12,22 числа каждого месяца (п. 183.13 НК).

Если плательщик НДС имеет филиалы, то он может делегировать право выписки налоговых накладных филиалам. Для этого головному предприятию следует каждому филиалу присвоить отдельный числовой номер, о чем в письменном виде уведомить орган государственной налоговой службы по месту его регистрации как плательщика НДС по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 41. Присвоенный числовой номер отражается в знаменателе порядкового номера налоговой накладной филиала.

Налоговую накладную вправе также выписывать лицо — плательщик НДС, которое:
— ведет учет результатов совместной деятельности и ответственно за удержание и внесение налога в бюджет при выполнении договоров о совместной деятельности;
— ведет отдельный учет по НДС при осуществлении хозяйственных операций, связанных с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом, и ответственно за удержание и внесение налога в бюджет (управитель имущества).

При предоставлении нерезидентом услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, налоговая накладная выписывается зарегистрированным плательщиком налога — покупателем (получателем)

В скольких экземплярах выписывается НН?

НН выписывается в двух экземплярах (п. 201.4 НК). Оригинал выдается покупателю, копия — остается у продавца товаров/услуг. Пункт 8 Порядка № 969 предусматривает ряд случаев при которых НН в двух экземплярах остаются у продавца (см. с. __). При покупке налогооблагаемых услуг у нерезидента выписывается одна НН, которая остается у получателя услуг (п. 208.2 НК)

Каким способом могут заполняться НН?

Согласно п. 1 Порядка № 969 НН может печататься полиграфическим методом, с помощью компьютера или другим методом. В своих разъяснениях (п. 17 Памятки № 9497, материалы Единой базы налоговых знаний) налоговики говорят о том, что в одной налоговой накладной не могут быть одновременно отдельные поля заполнены путем печатания, а отдельные поля — от руки шариковой или чернильной ручкой. Вместе с тем мы считаем, что такой способ заполнения налоговой накладной не является нарушением, поскольку п. 1 Порядка № 969 не содержит запрета на комбинирование методов заполнения налоговой накладной

На каком языке заполняется НН?

Ни НК, ни Порядок № 969 не содержат никаких требований относительно того, на каком языке должна заполняться НН. Вместе с тем налоговики в своих разъяснениях (п. 7 Памятки № 9497, материалы ЕБНЗ) настаивают на том, что НН должна заполняться на украинском языке. Аргументируют свою позицию налоговики тем, что:
— во-первых, ст. 11 Закона о языках предусмотрено, что языком делопроизводства и документации, а также взаимоотношений государственных, партийных, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций является украинский язык;
— во-вторых, форма налоговой накладной является украиноязычной.

Ранее налоговики при аналогичных условиях сами признавали, что налоговая накладная, заполненная на русском языке, не может быть признана недействительной (письмо ГНАУ от 15.08.2003 г. № 12846/7/15-2317-22).

При этом отметим, что налоговики признают возможность указания номенклатуры товаров на иностранном языке. Так, в одном из разъяснений ГНАУ, размещенных в Единой базе налоговых знаний, указано, что «

в случае невозможности перевода с иностранного языка торговой марки или наименования товара на государственный язык и с целью сохранения идентификации такого товара, в НН в графе 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» допускается указывать название торговой марки и номенклатуры товара без перевода на государственный язык»

Какие обязательные реквизиты должна содержать НН?

Перечень обязательных реквизитов НН приведен в ст. 201.1 НК. Согласно п. 201.1 НК налогоплательщик обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью НН, в которой указываются в отдельных строках:

а) порядковый номер НН;

б) дата выписки НН;

в) полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица, или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного как плательщик НДС, — продавца товаров/услуг;

г) налоговый номер плательщика налога (продавца и покупателя);

ґ) местонахождение юридического лица — продавца или налоговый адрес физического лица — продавца, зарегистрированного в качестве плательщика налога;

д) полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица, или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного как плательщик НДС, — покупателя (получателя) товаров/услуг;

е) описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем;

є) цена поставки без учета налога;

ж) ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении;

з) общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом налога;

и) вид гражданско-правового договора

В каких случаях НН не дает права на налоговый кредит?

Не дает права на налоговый кредит НН, если она:

1) оформлена, с нарушением требований (п. 198.6 НК), т. е. в которой отсутствуют или неправильно заполнены обязательные реквизиты, а также не соблюден порядок заполнения. Речь идет о Порядке № 969;

2) не внесена в Единый реестр налоговых накладных. Включению в такой реестр подлежат не все налоговые накладные, а только те, в которых сумма НДС превышает определенный предел (п. 11 подразд. 2 разд. XX НК):
— 1 млн грн. — с 1 января 2011 года;
— 500 тыс. грн. — с 1 апреля 2011 года;
— 100 тыс. грн. — с 1 июля 2011 года;
— 10 тыс. грн. — с 1 января 2012 года

Отказ поставщика выдать НН

Согласно п. 201.1 НК налогоплательщик обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью налоговую накладную. Если продавец товаров/услуг отказывается предоставить налоговую накладную покупателю или нарушил порядок ее заполнения и порядок регистрации в Едином реестре НН (подробнее о регистрации в Едином реестре НН расскажем далее), то покупатель все равно может включить уплаченную сумму НДС в состав налогового кредита. Основанием для этого будет заявление с жалобой на такого поставщика, которое прилагается к подаваемой декларации за отчетный период. Заявление подается по форме согласно Приложению Д8 к декларации по НДС. К заявлению нужно приложить копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, подтверждающие факт получения таких товаров/услуг (абз. 2 п. 7 Порядка № 969)

 

Заполнение налоговой накладной

 

Шапка налоговой накладной

Шапка налоговой накладной включает в себя следующие поля: отметки «Оригінал/копія», «Включено до ЕРПН», «Залишається у продавця (тип причини)».

Отметки «оригинал»/«копия».

Согласно п. 201.4 НК налоговая накладная составляется в двух экземплярах (оригинал и копия) в день возникновения налоговых обязательств. Оригинал налоговой накладной предоставляется покупателю (получателю) товаров/услуг по его требованию, а копия налоговой накладной остается у их продавца как отчетный налоговый документ. При этом в верхней левой части налоговой накладной делаются соответствующие отметки (нужное поле выделяется отметкой «Х») вот так:

 

 

Рис. 1
Оригинал НН, выдаваемый покупателю

 

Рис. 2
Копия НН, которая остается у продавца

 

Поле «Включено до ЕРПН».

Это поле заполняется в том случае, если налоговая накладная подлежит регистрации в Едином реестре налоговых накладных (подробно об этом см. на с. 84). Если в регистрации налоговой накладной в ЕРНН нет необходимости, то поле «Включено до ЕРПН» остается пустым.

При этом заметьте, что

в ЕРНН вносятся лишь те налоговые накладные, которые выдаются покупателю. Сведения же, содержащиеся в налоговых накладных, которые не выдаются покупателю, а оба экземпляра которых остаются у продавца, в ЕРНН не заносятся. То есть поля в верхней левой части налоговой накладной «Включено до ЄРПН» и «Залишається у продавця (тип причини)» одновременно заполнены быть не могут. Допустим же лишь такой вариант заполнения полей:

 

Рис. 3
Оригинал НН, включенной в ЕРНН

 

Рис. 4
Копия НН, включенной в ЕРНН

 

Поле «Залишається у продавця (тип причини)».

Пунктом 8 Порядка № 969 предусмотрен ряд случаев, при которых налоговая накладная в двух экземплярах остается у продавца. В этом случае в верхней левой части оригинала такой налоговой накладной делается соответствующая отметка «Х» и указывается тип причины:

01

— Выписана на сумму превышения обычной цены над фактической;

02

— Поставка неплательщику налога;

03

— Натуральная выплата в счет оплаты труда физическим лицам;

04

— Поставка в пределах баланса для непроизводственного использования;

05

— Ликвидация основных фондов по самостоятельному решению налогоплательщика;

06

— Перевод основных фондов в состав непроизводственных;

07 —

Экспортные поставки;

08 —

Поставка для операций, не являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость;

09

— Поставка для операций, освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость;

10

— Признание условной поставки товарных остатков и/или основных фондов;

11

— Выписана по ежедневным итогам операций.

Заполненные в таких обстоятельствах поля в верхней левой части налоговой накладной будут выглядеть таким образом (например: 07 — Экспортные поставки):

 

Рис. 5
Оригинал НН, который остается у продавца

 

Рис. 6
Копия НН, которая остается у продавца

 

Заметьте, на оставляемом у продавца оригинале налоговой накладной, кроме указания в специальном поле типа причины и отметки «Х», никаких других пометок не делается.

 

Обязательные реквизиты налоговой накладной

Реквизит НН

Особенности заполнения

1

2

Порядковый номер

Порядковый номер НН должен соответствовать порядковому номеру записи в Реестре НН, т. е. номеру из гр. 1 р. I Реестра (п. 3 Порядка № 969, п. 9.1 Порядка № 1002).

Так, если НН идет в Реестре под записью 20, то ей следует присвоить номер «20», несмотря на то, что фактически она может быть и не двадцатой.

Это же правило действует и в отношении расчетов корректировки (п. 26 Порядка № 969). Для расчетов корректировки и налоговых накладных используется общая сплошная нумерация. Так, если расчет-корректировки будет записан в Реестре под записью 5, то ему также нужно присвоить номер «5».

По последним разъяснениям налоговиков (Памятка № 9497, материалы ЕБНЗ) нумерация НН может вестись плательщиком по его выбору:

либо помесячно, т. е. каждый месяц начинаться с № 1;

либо нарастающим итогом с начала года.

Для заполнения порядкового номера НН формой налоговой накладной предусмотрено 7 клеточек. Как указано в п. 19 Памятки № 9497, заполняется номер в виде целого числа без букв, тире, прочерков, крестиков, ноликов. Если номер НН состоит из менее 7 цифр, то лишние клеточки нулями не заполняются, а остаются пустыми (письмо № 9497), а сам номер сдвигается вправо к дроби. Так, например, если НН имеет номер 77, то порядковый номер вписывают так:

В каких случаях заполняются ячейки после дроби в порядковом номере налоговой накладной?

Служебное поле справа от знака «/» в налоговой накладной (расчете корректировки) заполняется только в том случае, если НН (РК) составляется:

1) по видам деятельности, предусматривающим специальный режим налогообложения;

2) филиалами, которым головное предприятие делегировало право выписки налоговых накладных.

! Если предприятие не использует спецрежим и не является филиалом, то ячейки после дроби должны оставаться пустыми.

Как заполнять служебное поле справа от знака «/», ГНАУ пояснила в письме от 11.01.2011 г. № 547/7/16-1117.

Всего это поле предусматривает 4 ячейки. Первую ячейку заполняют предприятия, использующие спецрежим. Сюда они вписывают код соответствующего вида деятельности (2, 3, 4):

 

Код

Вид спецрежимной деятельности

2

Сельскохозяйственные предприятия, применяющие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства в соответствии со ст. 209 НК

3

Сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, которые не выбрали специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства и реализуют молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах

4

Перерабатывающие предприятия всех форм собственности, согласно п. 1 подразд. 2 разд. XX НК за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе (шкуры, субпродукты, мясокостная мука), в полном объеме направляются суммы НДС в специальный фонд государственного бюджета

 

Три остальные ячейки заполняют филиалы. Они указывают здесь числовой номер филиала. Если номер филиала — двухзначный, то во второй клеточке после знака дроби ставится ноль, а если код филиала однозначный, то во второй и третьей клеточке ставятся нули.

 

Покажем это на примерах.

 

Обычная поставка плательщиком НДС (порядковый номер НН в реестре «12»)

 

Поставка молока перерабатывающим предприятием — плательщиком НДС
(порядковый номер НН в реестре «12»)

 

Обычная поставка филиалом плательщика НДС (код филиала «2»)

 

Поставка молока филиалом перерабатывающего предприятия — плательщика НДС (код филиала «10»)

 

 

Дата выписки

НН выписывается в день возникновения налоговых обязательств (п. 201.4 НК). Даты возникновения налоговых обязательств определены ст. 187 НК (см. с. 18 тематического выпуска). В общем случае дата выписки НН должна совпадать с датой первого события. Выписка налоговой накладной по второму событию является нарушением.

Для заполнения этого реквизита формой НН предусмотрено 8 клеточек, которые должны заполняться в числовом формате: число, месяц, год (п. 18 Памятки № 9497). Точки, тире и любые другие обозначения не ставят.

Так, если НН выписывают 07.04.2011 г., то дату нужно вписать так:

 

Название
продавца

Указывают полное или сокращенное название юридического лица согласно уставным документам, или Ф.И.О. физлица — плательщика НДС. Эти данные логично взять из Свидетельства о регистрации плательщика НДС. Сокращать вид организационно-правовой формы можно, даже если такое сокращение не предусмотрено уставными документами, ведь в п. 1 ст. 23 Закона № 755 указано, что наименование юридического лица содержит информацию о его организационно-правовой форме и названии. В п. 201.1 НК говорится именно о названии юридического лица, поэтому вид организационно-правовой формы можно сокращать.

Филиалы юрлиц, которым делегировано право выписывать НН, как указано в п. 22 Памятки № 9497, вместе с названием головного предприятия могут указывать название филиала. Вместе с тем в Единой базе налоговых знаний налоговики говорят о том, что название филиала должно указываться в обязательном порядке. Мнение налоговиков, как видим, в этом вопросе весьма противоречиво

Налоговый номер плательщика налога

(продавца и покупателя)

В этом поле должен стоять индивидуальный налоговый номер (ИНН) плательщика НДС, который указан в Свидетельстве о регистрации плательщика НДС продавца и покупателя. Согласно п. 6.3.1 р. 1 Положения о регистрации плательщиков НДС ИНН содержит:
— для юридических лиц — 12-разрядный числовой код;
— для физических лиц — 10-значный индивидуальный идентификационный номер;
— для лиц, ответственных за начисление и уплату НДС во время выполнения договоров о совместной деятельности без создания юридического лица, управителей имущества по договору управления имуществом, инвесторов согласно соглашению о распределении продукции — 9-значный налоговый номер.

Для заполнения ИНН предусмотрено 12 знаков. Если ИНН содержит менее 12 знаков, первые ячейки не заполняются, а оставляются пустыми (п. 24 Памятки № 9497).

Существуют также особые случаи. Так, в поле ИНН покупателя ставится ноль (в последней ячейке: 11 ячеек оставляют пустыми, в последней пишется «0»), в случае, когда оба экземпляра НН согласно п. 8 Порядка № 969 остаются у продавца (пп. 8.1, 8.3 Порядка № 969, п. 24 Памятки № 9497).

В поле ИНН продавца поставляется ноль (в последней ячейке), если НН выписывается получателем непрезидентских услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины (п.п. 8.2 Порядка № 969)

Местонахождение продавца

В этом поле указывается юридический (не фактический) адрес продавца — плательщика НДС.

Филиалы юрлиц, которым делегировано право выписывать НН, в этом поле указывают местонахождение головного предприятия — плательщика НДС, рядом с которым могут указать название филиала (п. 25 Памятки № 9497).

В Памятке № 9497 (п. 27) налоговики требуют, чтобы адрес заполнялся в следующем порядке: улица, № дома, № офиса, город (населенный пункт), район (если населенный пункт не является райцентром), область (если город не является областным центром), почтовый индекс. Общепринятыми являются сокращения «ул.» вместо «улица», «д.» вместо «дом» и т. п.
Вместе с тем считаем, что заполнение адреса в привычном порядке (начиная с индекса) не лишает налоговую накладную действительности, поскольку:

— во-первых, п. 27 Памятки № 9497, в котором названы такие требования, не содержит ссылки на нормативный документ, а значит, требования налоговиков законодательно не обоснованы;
— во-вторых, в самом Свидетельстве о регистрации плательщика НДС адрес вписан в привычном всем формате.

Поэтому претензий со стороны налоговиков быть не должно

Название
покупателя

Указывается полное или сокращенное название покупателя, значащееся в уставных документах юридического лица, или Ф.И.О. физлица — плательщика НДС. Требования к заполнению аналогичны требованиям, которые выдвигаются к порядку заполнения реквизита «название продавца».

Отдельно отметим случай, когда покупателем является филиал, которому головное предприятия предоставило право выписывать НН. Нужно ли вписывать название филиала рядом с названием головного предприятия в Памятке № 9497, налоговики не пояснили. Если проводить аналогию с реквизитом «название продавца», при заполнении которого налоговики указывали на то, что название филиала может указываться только по желанию плательщика (п. 22 Памятки № 9497), можно предположить, что и в случае выписки налоговой накладной филиалу, название филиала может не указываться. Вместе с тем еще раз отметим, что в ЕБНЗ налоговики говорят о необходимости указания названия филиала рядом с названием головного предприятия, как в случае выписки налоговой накладной филиалом, так и в случае выписки налоговой накладной филиалу. Поэтому название филиала лучше указать.

По разъяснениям налоговиков (материалы ЕБНЗ), в реквизите «название покупателя» проставляется ноль при выписке налоговой накладной конечному потребителю по итогам поставок за день.

Также налоговики в своих разъяснениях (материалы ЕБНЗ) указывают на то, что при ликвидации основных фондов по самостоятельному решению налогоплательщика, а также при признании условной продажи товаров и/или основных фондов, числящихся в учете налогоплательщика на день аннулирования его регистрации как плательщика НДС, относительно которых был начислен налоговый кредит в предыдущих или текущем отчетных периодах, в реквизите «Особа (платник податку) — покупець» отражается наименование продавца (т. е. лица, осуществляющего такую ликвидацию или признающего условную продажу)

Описание
(номенклатура) товаров (работ, услуг)

(гр. 3 раздела I НН)

Указывается полный перечень продаваемых товаров/услуг. В п. 34 Памятки № 9497 ГНАУ говорит о возможности добавить строки в НН. Также на сайте ГНАУ в Единой базе налоговых знаний размещена консультация, где указано что из-за большого количества строк I раздела НН может быть оформлена на нескольких листах и тогда печать ставится на последнем листе.

По требованию налоговиков (п. 7 Памятки № 9497, разъяснения ЕБНЗ) перечень товаров/услуг в графе 3 НН необходимо приводить на украинском языке. В случае невозможности перевода с иностранного языка торговой марки или наименования товара на государственный язык и с целью сохранения идентификации такого товара, в НН в графе 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» допускается указывать название торговой марки и номенклатуры товара без перевода на государственный язык.

Что касается налоговой накладной на предоплату, то в этой графе нельзя указывать общую фразу «предоплата за товар в ассортименте», а надо перечислить товар «поименно».

В НН, выписанной на сумму превышения обычной цены над фактической, в этой графе указывается «Перевищення звичайної ціни над фактичною за товарами, послугами, указаними в податковій накладній № ___» (указывается порядковый номер НН, выписанной на сумму поставки этих товаров/услуг, определенную исходя из их договорной (контрактной) стоимости)

Количество (объем)

(гр. 4 и 5
раздела I НН)

В гр. 4 НН указывается единица измерения товаров (услуг) — грн., шт., кг, м, см, м куб., см куб., л и т. п., а в гр. 5 — количество (объем).

Если НН составляется на поступивший аванс за неделимый товар, то в гр. 5 НН отражается коэффициент оплаты. Предположим, предприятие получило за ксерокс стоимостью 3000 грн. (без НДС) аванс в размере 1500 грн. (без НДС) (50 % от общей стоимости — 3000 грн.), графы налоговой накладной будут заполнены следующим образом: гр. 3 — ксерокс, гр. 4 — шт., гр. 5 — 0,5, гр. 6 — 3000, гр. 7 — 1500, гр. 11 р. I — 1500, гр. 11 р. III — 300, в гр. 11 р. IV — 1800.

Если НН составляется на услугу, которую посчитать нельзя (она измеряется только в стоимостном выражении), то необходимо руководствоваться п. 12.4 Порядка № 969, предусматривающим, что в случае предоставления услуг, измеряемых только в стоимостном выражении, в графе 5 указывается «послуга», а если налоговая накладная выписывается на операцию, по которой база налогообложения определяется с учетом суммы процентов, — в графе 5 указывается «проценти». При этом в графе 4 налоговой накладной в качестве единицы измерения необходимо указать «грн.»

Цена поставки
(гр. 6 раздела I НН)

Цена поставки единицы товаров (услуг) указывается без учета НДС. В обычных случаях цена поставки единицы товара (услуги) без учета НДС соответствует договорной цене. Если договорная цена товаров меньше обычной, то выписываются две НН. В одной указывается договорная цена, а в другой — превышение обычной цены над договорной (фактической) ценой

Ставка налога (гр. 7 — 10 раздела I НН) и соответствующая сумма налога в цифровом значении

В НН объемы поставок без учета НДС (база налогообложения) отражаются в зависимости от вида операций:
— облагаемые по ставке 20 % (с 01.01.14 г. — 17 %), в гр. 7;
— облагаемые по ставке 0 % на территории Украины, в гр. 8;
экспортные операции, облагаемые по ставке 0 %, — в гр. 9;
освобожденные от обложения НДС, — в гр. 10.

Для операций, облагаемых налогом и освобожденных от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные, т. е. не допускается одновременное заполнение в одной налоговой накладной графы 10 и граф 7, 8, 9.

В соответствии с п. 11 Порядка № 969 при поставках, для которых ст. 195 НК предусматривает налогообложение по нулевой ставке, в разделе III и графе 8 (или 9) проставляется «0».

При осуществлении освобожденных от НДС поставок в разделе III и графе 10 НН следует проставить «Без ПДВ» (п. 10 Порядка № 969). При этом обязательно отметить основание такого освобождения в виде ссылки на соответствующую норму НК — для такой информации теперь предусмотрена специальная сноска внизу НН

Общая сумма средств, подлежащая уплате с учетом НДС

Общая сумма оплаты вместе с НДС отражается в разделе IV налоговой накладной

Вид гражданско-правового
договора

В поле, отведенном для указания вида гражданско-правового договора, вписывается один из его видов согласно предметной классификации: «Договір купівлі-продажу», «Договір поставки», «Договір оренди», «Договір підряду» и т. п. На то, что этот реквизит нужно заполнять исходя из предметной классификации договора, обращала внимание ГНАУ в п. 30 памятки № 9497.

В форме налоговой накладной рядом с реквизитом «Вид цивільно-правового договору» есть два поля для указания даты и номера документа, которые также нужно заполнить.

Количество ячеек для внесения реквизитов договора ничем не ограничено, и плательщик налогов при необходимости может увеличивать их число (п. 31 Памятки № 9497). Налоговики в одной из своих консультаций («Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 10, с. 22) в случае, если номер договора имеет больше шести знаков, рекомендовали заполнять его либо в сплошном порядке без разделительных знаков, либо выписывать НН с большим (необходимым) количеством клеточек.

Например, если договор имеет № 235869/7, то поле «Вид цивільно-правового договору» будет иметь следующий вид:

 

или


Если номер договора отсутствует, то в поле «№» строки «Вид цивільно-правового договору» необходимо проставлять прочерк (см. п. 31 Памятки № 9497).

Если договор в своей привычной форме отсутствует, то данный реквизит все равно нужно заполнять. Так, например, если стороны действовали на основании счета-фактуры, то заполнять это поле следует так:
«Договір купівлі-продажу, рахунок-фактура від 10.03.2011 № 152»
Также рекомендуют заполнять это поле и налоговики (консультация в «Вестнике налоговой службы Украины», 2011, № 10, с. 23).
В случае выписки НН по операциям, не связанным с поставкой товаров/услуг третьим лицам (например, выписка НН в случае условной продажи, самостоятельной ликвидации основных средств), в реквизите «Вид цивільно-правового договору» ставится прочерк (материалы ЕБНЗ)

Подпись
и печать в НН

Обязательность этих реквизитов предусмотрена п. 201.1 НК и п. 16 Порядка № 969. По разъяснениям ГНАУ (письмо от 26.05.2011 г. № 14839/7/16-1517, которым ГНАУ пересмотрела отдельные положения Памятки № 9497), НН должна скрепляться основной печатью продавца (той же, которая используется для платежных документов). Для скрепления налоговых накладных может быть использована специальная печать «Для податкових накладних», порядок ее использования и перечень лиц, уполномоченных выписывать налоговые накладные, определяется документами плательщика налога, определяющими его учетную политику.

Для филиалов, которым делегировано право выписки налоговых накладных, могут быть изготовлены такие же печати, но они должны содержать слово «Філія» и название филиала.

Печати «Канцелярія», «Для документів», «Для довідок» и другие, имеющие специальное назначение, — на налоговую накладную ставиться не могут

 

Примеры

 

1. Поставка товаров (услуг) по ставке 20 %

 

Пример. По договору купли-продажи ООО «Лира» 24.05.2011 г. отгрузило ООО «Винд» (плательщик НДС) товар «А» в количестве 10 шт. по цене 2000 грн. (без НДС) за единицу товара. В соответствии с договором покупатель ООО «Винд» компенсирует продавцу товарно-транспортные расходы в размере 500,00 грн. (без НДС).

Прежде чем привести пример заполненной налоговой накладной, несколько слов о том, как отражать товарно-транспортные расходы. Дело в том, что новая форма налоговой накладной не предусматривает специального раздела для отражения товарно-транспортных расходов. Как указано в

письме ГНАУ от 11.01.2011 г. № 547/7/16-1117, а также в разъяснениях, приведенных в Единой базе налоговых знаний, такие расходы должны отражаться в разделе I налоговой накладной, в частности в графе 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» необходимо отдельной строкой вписать: «Товаротранспортні послуги».

 

 

2. Отражение скидок в налоговой накладной

 

Новая форма налоговой накладной не предусматривает специального раздела для отражения скидок. Как указывают налоговики в своих разъяснениях (материалы Единой базы налоговых знаний), в разделе I налоговой накладной подлежит отражению

конечная стоимость товаров/услуг уже с учетом скидки, т. е. цену единицы продукции следует заполнять уже с учетом скидки.

Пример.

По договору купли-продажи ООО «Лира» 31.05.2011 г. отгрузило ООО «Винд» (плательщик НДС) товар «А» в количестве 10 шт. по цене 2000 грн. (без НДС) за единицу товара. Продавец предоставил покупателю скидку в размере 15 % стоимости товара без НДС.

Скидка на единицу товара «А» составит 300 грн. (2000 грн. х 15 %).

Стоимость товара «А» с учетом скидки (без учета НДС) составит 1700 грн. (2000 грн. - 300 грн.).

Приведем фрагмент заполнения налоговой накладной.

 

 

 

3. Поставка неплательщику НДС

 

 

 

Далее форма заполняется стандартно.

 

4. Частичная предоплата за товар или услуги

 

При заполнении налоговой накладной на полученную частичную предоплату за товар в графе 5 «Кількість» необходимо указать оплаченную часть (долю) товара, который будет отгружаться покупателю, такая часть может быть выражена как целым, так и дробным числом.

К примеру, если по договору предполагается отгрузить 1000 кг муки, цена которой составляет 3 грн. (без НДС) за 1 кг, а поступила предоплата 900 грн. (без НДС), то при заполнении налоговой накладной в графе 4 «Одиниця виміру» необходимо указать «кг», а в графе 5 «Кількість» — «300».

Если по договору предполагается отгрузить холодильник стоимостью 2000 грн. (без НДС), а поступила предоплата 1000 грн. (без НДС), то при заполнении налоговой накладной на такую предоплату в графе 4 «Одиниця виміру» необходимо указать «шт.», а в графе 5 «Кількість» — «0,5» (количество определяем как долю предоплаты в общей стоимости: 1000 грн. : 2000 грн. = 0,5).

Если же речь идет о частичной предоплате за услуги, которые измеряются лишь в стоимостном выражении, то необходимо руководствоваться

п. 12.4 Порядка № 969, которым предусмотрено, что в случае предоставления услуг, измеряемых только в стоимостном выражении, в графе 5 указывается «послуга», а если налоговая накладная выписывается на операцию, по которой база налогообложения определяется с учетом суммы процентов, — в графе 5 указывается «проценти». При этом в графе 4 налоговой накладной в качестве единицы измерения необходимо указать «грн.». На наш взгляд, при частичной оплате за такие услуги в графе 5, кроме слов «услуга» или «проценты», следует указать еще и долю от общей стоимости, которая оплачена.

Пример.

ООО «Лира» заключило договор с ООО «Мега» на оказание рекламных услуг, стоимость которых составляет 24000 (в том числе НДС — 4000 грн.). 04.06.2011 г. заказчик ООО «Мега» перечислил частичную предоплату за услуги — 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.).

Приведем фрагмент заполнения налоговой накладной.

 

 

 

5. Поставка товаров, освобожденных от НДС

 

В случае выписки налоговой накладной

на освобожденную от налогообложения поставку в разделе III и графе 10 проставляется отметка «Без ПДВ» и обязательно делается ссылка на соответствующий пункт и/или подпункт, статью, подраздел, раздел НК, которым предусмотрена льгота, в специально отведенной строке — сноска «**» внизу новой формы налоговой накладной.

Пример.

ООО «Лира» поставила ФЛП Петрову П.П. ученические тетради отечественного производства в количестве 10000 шт. по цене 0,50 грн./шт. Дата отгрузки — 27.06.2011 г.

Согласно п.п. 197.1.25 НК операции по поставке ученических тетрадей отечественного производства освобождаются от обложения НДС.

 

 

6. Поставка части неделимого товара

 

На практике нередко встречаются ситуации, когда осуществляется поставка товара частями, каждая из которых не имеет обособленной стоимости. Например, предприятие поставляет оборудование, состоящее из нескольких элементов, поставка которых происходит в разных налоговых периодах. В договоре определена стоимость всего комплекта без указания цены каждого элемента.

В

п. 14 Порядка № 969 указано, что если доля товара/услуги не содержит обособленной стоимости, перечень (номенклатура) частично поставленных товаров указывается в приложении к налоговой накладной (приложение 1) и в полной стоимости учитывается в налоговой накладной и общих налоговых обязательствах.

То есть при поставке первой части товара, не имеющей обособленной стоимости, возникают

100 % налоговых обязательств исходя из стоимости всего товара.

НН составляется при первой отгрузке, в ней указывается полная стоимость товара, который предполагается поставить покупателю. В

приложении 1 к такой НН в гр. 2 указываются данные договора и название продавца, в гр. 3 — 7 указываются данные о товаре, который будет поставлен и стоимость которого определена в договоре, в гр. 8 — 10 вписываются данные поставляемых частей, а в гр. 11 — 13 отражаются данные о еще непоставленных частях. Такое приложение составляется в двух экземплярах, оригинал выдается покупателю (вместе с НН), а копия остается у продавца.

То есть при поставке первой части товара, не имеющей обособленной стоимости, у продавца возникают налоговые обязательства на полную стоимость товара, а у покупателя — право на налоговый кредит также на полную стоимость.

При поставках следующих частей, не имеющих обособленной стоимости, также составляется

приложение 1 к первоначальной НН, в котором в гр. 8 — 10 переносятся данные из гр. 11 — 13 первого приложения по мере поставки. При поставке последней составляющей гр. 11 — 13 не заполняются. НН на такие поставки не составляются, поскольку налоговые обязательства у продавца при этом не возникают.

При получении предоплаты за товар/услугу приложение 1 к НН не выписывается.

В таком случае НН составляется в общем порядке на сумму частичной предоплаты.

Пример.

ООО «Лира» заключило договор поставки с ФЛП Петровым П. П. на поставку комплекта офисной мебели на общую стоимость 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.). Стоимость каждой отдельной единицы такого комплекта в договоре не выделяется. График поставки, а также номенклатуру поставки представим в таблице.

 


п/п

Дата отгрузки

Состав комплекта офисной мебели

Количество, шт

Сумма, грн.

1

03.06.2011

Стол компьютерный

1

2

Стол приставной

1

3

Стул

3

4

Шкафчик для книг

1

5

17.06.2011

Кресло

2

6

Столик журнальный

1

Итого стоимость комплекта мебели без НДС

5000,00

Сумма НДС 20 %

1000,00

Всего стоимость комплекта офисной мебели с НДС

6000,00

 

На эти операции необходимо выписать такие документы:

03.06.2011 г. — налоговую накладную на всю стоимость комплекта офисной мебели (6000 грн.) и приложение 1 к такой НН;

17.06.2011 г. — еще одно приложение 1 к первоначальной НН, в котором гр.1 — 7 будут заполнены так же, как и в первом приложении 1, в гр. 8 — 10 будут указаны данные о креслах и столике журнальном (переносятся данные из гр. 11 — 13 первого приложения 1), а в гр.11 — 13 будут стоять прочерки.

 

 

 

7. Итоговая налоговая накладная

 

Пункт 8.4 Порядка № 996

предусматривает в ряде случаев возможность выписывать налоговую накладную по ежедневным итогам (если налоговая накладная не была выписана на эти операции):

— при осуществлении поставки товаров/услуг за наличные конечному потребителю, который не является плательщиком НДС;

— при выписке транспортных билетов, гостиничных счетов или счетов, которые выставляются по услугам связи, другим услугам, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержащим общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, за исключением тех, форма которых установлена международными стандартами;

— при предоставлении кассовых чеков, содержащих сумму поставленных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального и налогового номера поставщика).

Такая налоговая накладная выписывается в двух экземплярах, оба из которых остаются у продавца (

п. 8 Порядка № 969). Согласно п. 8 Порядка № 969 в верхней левой части оригинала такой налоговой накладной делается соответствующая отметка «Х» и указывается тип причины «11» — выписана по ежедневным итогам операций. В поле «Індивідуальний податковий номер покупця» та «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляется ноль.

При осуществлении операций по поставке товаров/услуг

за наличные конечному потребителю налоговики рекомендуют (материалы Единой базы налоговых знаний) в такой итоговой НН в графе 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» осуществлять запись «Товари в асортименті»; в графе 4 «Одиниця виміру товару» указывать «грн.»; в графе 5 — «Кількість (об’єм)» проставлять «1». В поле «Вид цивільно-правового договору» пишется «договір купівлі-продажу», «договір на виконання послуг» и т. п., в поле «від» ставится дата выполнения договора, в поле «№» — прочерк. Оба экземпляра такой налоговой накладной остаются у выписавшего их лица. При заполнении реквизитов «Особа (платник податку) — покупець», «Місцезнаходження (податкова адреса) покупця», «Номер телефону» проставляются нули.

Пример

. Согласно данным Z-отчета РРО предприятием розничной торговли за день (24.05.2011 г.) проданы товары конечным потребителям за наличные средства на общую сумму 36000 грн. (с НДС).

 

 

8. Превышение обычной цены над фактической

 

В соответствии с

п. 17 Порядка № 969, если база налогообложения определяется исходя из обычных цен и превышает сумму поставки товаров/услуг, определенную исходя из их договорной (контрактной) стоимости (обычная цена превышает фактическую), продавец выписывает две НН: одну на фактическую цену (по общим правилам), вторую — на сумму превышения обычной цены над фактической ценой.

В НН, выписанной на сумму превышения обычной цены над фактической, в верхней части НН в поле «Залишається у продавця» проставляется «Х» и указывается тип причины «01» — Выписана на сумму превышения обычной цены над фактической, а в гр. 3 делается запись «

перевищення звичайної ціни над фактичною за товарами, послугами, указаними в податковій накладній № __». Оба экземпляра такой налоговой накладной остаются у продавца.

Пример.

31.05.2011 г. ООО «Лира» по договору купли-продажи продало ООО «Протон» холодильное оборудование. Сумма по договору составляет 5100 грн. (с НДС). Обычная цена такого товара составляет 7020 грн. (с НДС). Выписаны 2 налоговые накладные. Одна (№ 81) на договорную сумму 5100 грн., вторая (№ 82) — на разницу между обычной ценой и договорной (7020 - 5100 = 1920 грн.).

1)

 

2)

 

9. Сводная НН

 

Согласно

п. 15 Порядка № 969 в случае осуществления поставки товаров/услуг, поставка которых имеет непрерывный или ритмичный характер при постоянных связях с покупателем, покупателю может быть выписана сводная налоговая накладная , исходя из определенной в договоре периодичности оплаты поставленных товаров/услуг (1 раз в пять дней; 1 раз в десять дней и т. п.), но не реже одного раза в месяц и не позднее последнего дня месяца. Причем период, за который выписывается сводная НН, должен соответствовать именно периодичности такой оплаты за отгруженную продукцию.

При этом к сводной НН обязательно прилагается

реестр товаротранспортных накладных или других соответствующих сопроводительных документов, согласно которым осуществлена поставка товаров/услуг. По разъяснениям, приведенным в Единой базе налоговых знаний, сводные НН могут выписываться и в случаях поставки товаров/услуг в пределах договоров комиссии, если поставка таких товаров имеет беспрерывный или ритмичный характер и такие поставки осуществляются в пределах одного договора комиссии.

Пример.

ООО «Лира» поставляет ООО «Мега» пиво в ассортименте на условиях договора поставки от 25.05.2011 г. № ДП-800. Договором предусмотрено, что налоговая накладная выписывается 1 раз в месяц и не позже последнего дня месяца.

Режим поставок за июнь представим в таблице.

 

Дата
поставки


расходной
накладной

Наименование товара

Ед. изм.

Количество, шт.

Цена товара без НДС, грн.

Стоимость товара без НДС, грн.

Стоимость возвратной тары, грн.

03.06.2011

№ 107

Пиво «Bay»

бут.

100

5,00

500,00

60,00

Пиво «Люкс»

бут.

100

6,00

600,00

17.06.2011

№ 196

Пиво «Bay»

бут.

200

5,00

1000,00

50,00

26.06.2011

№ 233

Пиво «Люкс»

бут.

300

6,00

1800,00

210,00

Пиво «Bay»

бут.

400

5,00

2000,00

Итого стоимость без НДС, грн.

5900,00

320,00

Итого сумма НДС, грн.

1180,00

Вcего, грн.

7080,00

320,00

 

 

 

 

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить