Темы статей
Выбрать темы

Реестр налоговых накладных. Единый реестр налоговых накладных

Редакция НК
Статья

Реестр налоговых накладных.
Единый реестр налоговых накладных

 

Реестр налоговых накладных. Общие положения

 

Для организации НДС-учета операций по поставке и приобретению товаров (услуг), которые подлежат обложению, не подлежат обложению или освобождены от обложения НДС, предназначен Реестр выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр). Необходимость его ведения обусловлена требованиями п. 201.15 НК. В нем указано, что плательщик налога ведет Реестр выданных и полученных налоговых накладных, в котором указываются порядковый номер налоговой накладной, дата ее выписки (получения), общая сумма поставки и сумма начисленного налога, а также регистрационный номер плательщика налога — продавца.

Форма и порядок заполнения Реестра утверждены приказом № 1002. Реестр налоговых накладных состоит из заглавной части и двух разделов. В I разделе отражаются выданные налоговые накладные, а во IIполученные.

Вести Реестр налоговых накладных плательщики должны обязательно в электронном виде в формате, утвержденном ГНАУ. А вот бумажный вариант Реестра можно делать только по своему желанию (п. 201.15 НК, п. 3 Порядка № 1002).

ГНАУ обеспечивает бесплатное распространение программного обеспечения для ведения Реестра налоговых накладных (абз. 3 п. 201.15 НК). На сегодняшний день такой программой является программа ОPZ «Податкова звітність», размещенная на официальном сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua), которую можно как скачать через Интернет, так и получить в ГНИ путем записи на магнитный носитель информации.

Ежемесячно

в сроки, предусмотренные для подачи месячной декларации по НДС, плательщики (в том числе и те, для которых установлен отчетный налоговый период — квартал*) обязаны подавать в налоговый орган электронные копии Реестра (абз. 2 п. 201.15 НК).

* Квартальный отчетный период по НДС применяют (п. 202.1 НК, письмо ГНАУ от 24.01.2011 г. № 1705/7/16-1517):

— с 01.01.2011 г. — единоналожники — юридические лица на ставке 6 %.;

— с 01.01.2012 г. — плательщики, которые согласно абз. «б» п. 154.16 НК имеют право на применение нулевой ставки налога на прибыль.

Подавать электронные копии Реестра в налоговый орган можно (

п. 3 Порядка № 1002):

— с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования (через Интернет) с использованием электронной цифровой подписи

— либо на электронных носителях (флешках, дисках и т. п.). В этом случае электронная цифровая подпись не нужна.

При этом налоговые органы

обязаны уведомлять плательщика налогов о наличии расхождений с данными контрагентов. В течение 10 дней после получения такого уведомления налогоплательщик имеет право уточнить налоговые обязательства без применения штрафных санкций (п. 201.6 НК).

Нумерацию в Реестре

можно обновлять на усмотрение плательщика: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. При этом всегда следует помнить о требовании, что порядковому номеру записи в разделе I Реестра (графа 1 Реестра) должен соответствовать номер налоговой накладной (графа 3 Реестра), п. 3 Порядка № 969, п. 9.1, п. 9.3 Порядка № 1002.

 

Реестры плательщиков, имеющих филиалы (структурные подразделения)

 

Плательщики НДС, которые имеют филиалы и/или другие структурные подразделения, самостоятельно осуществляющие приобретение/поставку товаров/услуг и проводящие расчеты с поставщиками/потребителями, могут делегировать таким подразделениям право ведения

части Реестра в рамках их деятельности (п. 2 Порядка № 1002). Для этого плательщик каждому филиалу и структурному подразделению должен присвоить отдельный числовой код (номер, шифр), о чем необходимо проинформировать налоговый орган по месту своей регистрации.

Такие филиалы (структурные подразделения) в служебном поле 04 «

Платник» Реестра указывают наименование плательщика и через дробь наименование и код (номер, шифр), присвоенный этим филиалам (структурным подразделениям) (абз. 3 п. 5 Порядка № 1002). При этом важно обратить внимание: если плательщик делегировал филиалам или структурным подразделениям ведение части Реестра, то в конце месяца такое предприятие должно сформировать общий единый Реестр с учетом показателей реестров филиалов (п. 2 Порядка № 1002, письмо ГНАУ от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117).

 

Что нужно отражать в Реестре

 

Несмотря на свое название в Реестре выданных и полученных налоговых накладных отражаются не только налоговые накладные, но и другие документы, которые подтверждают право на налоговый кредит при покупке либо свидетельствуют о безНДСном приобретении или корректировочных операциях. Дело в том, что согласно

п. 6 Порядка № 1002 в Реестре налоговых накладных должны быть отражены все операции по поставке товаров/услуг:

— облагаемые налогом на добавленную стоимость

по ставке 20 % или 0 %;

освобожденные от налогообложения;

— операции,

не являющиеся объектом налогообложения.

Как видим, в Реестре подлежат отражению именно операции, а не налоговые накладные. Поэтому, к примеру, поставку/получение консультационных, инжиниринговых, юридических и других услуг, указанных в

абз. «в» п. 186.3 НК, которые с 1 января 2011 года не являются объектом налогообложения, в Реестре все равно отражать нужно, несмотря на то что налоговая накладная на них не выписывается (это следует из п. 8.4, п. 10.4 Порядка ведения Реестра). Отражаются такие операции в Реестре на основании первичных документов бухгалтерского учета.

Отметим, что если плательщик осуществляет регулярные «необъектные» поставки, ГНАУ разрешает отражать такие операции в Реестре одной строкой

общим итогом за месяц. По крайней мере, такая позиция высказывалась в письме ГНАУ от 13.03.2010 г. № 5119/7/16-1617. Подробнее об отражении этих операций мы расскажем далее.

При этом важно обратить внимание, что в Реестре нужно отражать только те «необъектные» операции, которые являются

поставкой. Что касается операций, которые не являются поставкой, то они не должны регистрироваться в Реестре. К таким операциям относятся, в частности, выплата в денежной форме заработной платы, пенсий, эмиссия ценных бумаг.

Подробно о заполнении Реестра выданных и полученных налоговых накладных

см. в газете «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 5, с. 46.

 

Единый реестр налоговых накладных

 

Помимо ведения плательщиком собственных реестров выданных и полученных налоговых накладных,

НК предусмотрена регистрация выданных налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН).

Единый реестр налоговых накладных — реестр сведений о налоговых накладных и расчетов корректировки, который ведется центральным органом государственной налоговой службы в электронном виде согласно предоставленным плательщиками НДС электронным документам (п.п. 14.1.60 НК).

Так,

п. 201.10 НК предусмотрено, что продавец товаров/услуг при осуществлении операций по поставке товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную после регистрации ее в ЕРНН.

При этом важно отметить, что регистрации в ЕРНН подлежат далеко не все налоговые накладные, а только те, в которых сумма НДС больше суммы, определенной

НК. Согласно п. 11 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НК регистрация налоговых накладных продавцами в ЕРНН вводится для тех плательщиков НДС, у которых сумма НДС в одной налоговой накладной составляет (п. 11 подразд. 2 разд. XX НК):

— свыше 1 млн грн. — с 1 января 2011 года;

— свыше 500 тыс. грн. — с 1 апреля 2011 года;

— свыше 100 тыс. грн. — с 1 июля 2011 года;

— свыше

10 тыс. грн.с 1 января 2012 года.

Для всех остальных налоговых накладных (с суммой НДС менее 10 тыс. грн.) регистрация в ЕРНН не предусмотрена.

Обратите внимание, речь идет именно о сумме НДС в налоговой накладной, а не общей сумме поставки. Поэтому в 2011 году регистрировать налоговые накладные в ЕРНН предстоит немногим. А вот начиная с 2012 года регистрация налоговых накладных в ЕРНН станет насущным вопросом.

К плательщикам налога, для которых на дату выписки налоговой накладной не введена обязанность регистрации в ЕРНН, не применяются нормы

абз. 8 и 9 п. 201.10 НК. То есть покупатель на основании налоговой накладной спокойно отражает налоговый кредит, продавец, соответственно — налоговое обязательство.

Налоговая накладная, неправильно заполненная и не зарегистрированная плательщиком НДС — продавцом товаров/услуг в ЕРНН,

не дает право покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит, но при этом не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период (абз. 8 п. 201.10 НК).

Схему документооборота с участием ЕРНН можно представить следующим образом:

 

img 1

 

Порядок ведения ЕРНН утвержден

постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246.

Проанализировав его, можно сформировать такой план действий для налогоплательщика, если налоговая накладная, расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН:

1) продавец в течение операционного дня

(с 0 до 23 часов) должен предоставить налоговую накладную и/или расчет корректировки в электронной форме в ГНС с использованием специализированного программного обеспечения*;

2) на составленную налоговую накладную/ расчет корректировки налагается электронная цифровая подпись должностных лиц (ЭЦП) налогоплательщика в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера) или руководителя (если продавец — физлицо-предприниматель, то его подпись); второй — ЭЦП, которая является аналогом оттиска печати продавца;

3) продавец шифрует документ в электронной форме и направляет налоговому органу средствами телекоммуникационной связи. Экземпляр налоговой накладной/расчета корректировки в электронной форме сохраняется у продавца;

4) в подтверждение принятия и регистрации налоговой накладной/расчета корректировки продавец получает посредством телекоммуникационной связи квитанцию в электронной форме в текстовом формате с наложенной цифровой подписью ГНС. Эту квитанцию направляют в течение операционного дня (с 00:00 до 23:00 часов).

* Судя по всему, речь идет о программе OPZ «Податкова звітність», размещенной на официальном сайте ГНАУ sta.gov.ua.

Налоговые органы могут отказать в принятии налоговой накладной/расчета корректировки и на то могут быть такие причины (

п. 9 Порядка № 1246):

1) наличие ошибок;

2) отсутствие в ЕРНН, содержащихся в НН, которая корректируется;

3) факт регистрации налоговой накладной / расчета корректировки с такими же реквизитами.

Если в течение операционного дня не посланы квитанции о принятии или неприятии, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в ЕРНН.

Для получения информации о регистрации налоговой накладной в ЕРНН покупатель должен будет направить в ГНС

запрос в электронной форме с использованием ЭЦП.

На запрос покупателя

ГНС не позднее операционного дня, следующего за днем поступления запроса, выдает извлечение из Реестра, в котором приводятся сведения о запрашиваемых налоговых накладных и/или расчетах корректировки (п. 17 Порядка № 1246).

Выявление расхождений в данных налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных является основанием для проведения органами государственной налоговой службы документальной внеплановой выездной проверки продавца и соответствующих случаях покупателя товаров/услуг (абз. 9 п. 201.10 НК).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше