Бюджетное возмещение НДС

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Июнь, 2011/№ 12
Статья

Бюджетное возмещение НДС

 

НК

устанавливает не только обязанность плательщиков уплачивать (перечислять) суммы налога на добавленную стоимость в Государственный бюджет Украины, но и оговаривает возможность получения возмещения из Государственного бюджета Украины (бюджетного возмещения). Такое возмещение возможно в случае возникновения отрицательного значения НДС (когда сумма налоговых обязательств плательщика за период меньше суммы налогового кредита при условии сохранения в декларации второй период подряд отрицательного значения).

Бюджетное возмещение — возмещение отрицательного значения налога на добавленную стоимость на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по результатам проверки плательщика, в том числе автоматическое бюджетное возмещение в порядке и по критериям, определенным в разделе V этого Кодекса (п.п. 14.1.18 НК).

Сразу скажем, что не все лица имеют право на получение бюджетного возмещения НДС, поэтому для начала выясним, кто из налогоплательщиков не имеет права на получение бюджетного возмещения.

 

Кто не имеет права на бюджетное возмещение?

 

Перечень лиц, которые не имеют права на получение бюджетного возмещения, приведен в п. 200.5 НК. В отличие от действовавшего ранее Закона об НДС положениями НК предусмотрено только две категории лиц, не имеющих права на бюджетное возмещение:

1. Лица, которые были зарегистрированы плательщиками НДС менее 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого заявляется бюджетное возмещение. Исключением из этого правила является приобретение основных фондов. По ним бюджетное возмещение «НДС-новички» могут заявлять сразу же в установленном порядке, не дожидаясь истечения 12 месяцев пребывания в рядах плательщиков НДС.

При этом отметим, что, несмотря на ограничение начального этапа пребывания в рядах плательщиков НДС, 12-месячным периодом «без возмещения», сумма накопленного за этот период отрицательного значения не пропадает. Просто впервые включить ее в расчет бюджетного возмещения налогоплательщик сможет по результатам отчетного периода, который наступит после окончания 12 полных календарных месяцев с момента его НДС-регистрации.

2. Лица, у которых сумма отрицательного значения НДС превышает объемы налогооблагаемых операций за предыдущие 12 месяцев (т. е. налогоплательщики, имеющие за последние 12 календарных месяцев объемы налогооблагаемых операций меньшие , чем заявленная сумма бюджетного возмещения).

Особым случаем для этой категории налогоплательщиков также является приобретение основных фондов. НДС, уплаченный поставщикам при приобретении/сооружении, может заявляться такими лицами к возмещению в обычном порядке.

 

Механизм бюджетного возмещения

 

Возмещение НДС из бюджета осуществляется по процедуре, установленной ст. 200 НК, и имеет много общего с уже ранее действовавшей системой.

Согласно п. 200.1 ст. 200 НК сумма налога, подлежащая уплате в бюджет или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой налогового обязательства (НО) и суммой налогового кредита (НК) такого отчетного налогового периода.

Однако задекларированный в этом пункте механизм определения суммы бюджетного возмещения (по итогам одного отчетного периода) на самом деле применяется только предприятиями судостроения и самолетостроения (п. 14 подразд. 2 разд. ХХ НК). У всех остальных плательщиков право на бюджетное возмещение возникает только в том случае, когда два периода подряд декларируется отрицательное значение НДС.

Так, согласно п. 200.3 НК , если по итогам текущего отчетного периода разница между суммой налоговых обязательств и налогового кредита оказалась отрицательной (заполнена строка 19 декларации), то:

а) если предприятие имеет налоговый долг, то ее (отрицательной разницы) значение нужно учесть в уменьшение суммы налогового долга по НДС (стр. 20.1 декларации);

б) если же долга не было (или сумма налогового долга меньше отрицательной разницы), то такое отрицательное значение должно быть зачислено в состав налогового кредита следующего налогового периода (стр. 20.2 декларации, которая переносится в стр. 21.1 декларации следующего отчетного периода).

Как видим, по итогам того же налогового периода, в котором возникла отрицательная разница, бюджетное возмещение получить невозможно.

Если же отрицательное значение возникло и в следующем периоде (сформирована стр. 22 декларации), то в этом случае плательщик имеет право на бюджетное возмещение. При этом следует учитывать, что рассчитывать можно на возмещение далеко не всей суммы отрицательного значения предыдущего периода, а только той части, которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в госбюджет. В случае получения от нерезидента услуг на таможенной территории Украины — сумме налогового обязательства, включенного в налоговую декларацию за предыдущий период за полученные от нерезидента услуги (абз. «а» п. 200.4 НК).

При этом налогоплательщик должен заполнить приложение Д2 к декларации по НДС, в котором расшифровывается отрицательное значение по периодам его возникновения и отслеживается его фактическая оплаченная в прошлых периодах часть.

Расчет бюджетного возмещения проводится в приложении Д3 к декларации по НДС, результат которого отражается в стр. 23 декларации.

Остаток отрицательного значения НДС после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (абз. «б» п. 200.4 НК).

 

 

Способы получения возмещения

 

По выбору налогоплательщика сумма бюджетного возмещения может быть:

1) получена на текущий счет плательщика в банке;

2) зачтена в уменьшение налоговых обязательств по НДС следующих налоговых периодов.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно решить, каким образом ему получать возмещаемую сумму: то ли целиком каким-то одним способом (например, направляя всю сумму в счет уменьшения НДС-обязательств будущих отчетных периодов, или же, наоборот, желая получить всю сумму живыми деньгами на банковский счет), то ли уже дробя заявляемую к возмещению сумму между двумя этими способами (соответственно засчитывая только часть суммы в счет будущих налоговых обязательств, а оставшуюся часть — получая на счет в банке). Такую возможность прямо предусматривает п. 200.6 разд. V НК. В зависимости от избранного направления бюджетного возмещения такая сумма указывается или в строке 23.1 «на рахунок платника у банку», или в строке 23.2 «у зменшення податкових зобов’язань з податку на додану вартість наступних звітних (податкових) періодів», или частично распределяется в строках 23.1 и 23.2 декларации по НДС.

Для получения возмещения денежными средствами на счет в банке налогоплательщик должен приложить к декларации заявление на возврат суммы бюджетного возмещения по форме, приведенной в приложении 4 (Д4) «Заява про повернення суми бюджетного відшкодування (Д4)» декларации по НДС, а при наличии экспортных операций — оригиналы ГТД (экземпляры декларанта), подтверждающие вывоз товаров (сопутствующих услуг) за пределы Украины (п. 200.8).

 

Проверка бюджетного возмещения НДС

 

Подпунктом 14.1.18 НК предусмотрено, что бюджетное возмещение осуществляется на основании «подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по результатам проверки». Поэтому после того, как налогоплательщик сдал налоговую декларацию по НДС с заявленной к бюджетному возмещению суммой НДС, ему придется еще некоторое время подождать, пока налоговые органы проведут проверку заявленной к возмещению суммы НДС.

Проверка может быть двух видов: документальная невыездная (камеральная) и внеплановая выездная.

Камеральная проверка проводится налоговыми органами в обязательном порядке в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации на основании заявленных в ней данных (п. 200.10 НК).

В случае обнаружения достаточных оснований, свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен с нарушением норм налогового законодательства, в течение следующих 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком проведения камеральной проверки, налоговый орган имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку плательщика для определения достоверности начисления такого возмещения (п.п. 200.11 НК).

Что же можно считать достаточным основанием для проведения внеплановой документальной выездной проверки? Перечень таких оснований приведен в постановлении КМУ от 27.12.2010 г. № 1238. Всего таких оснований 7:

1. Возбуждение дела о банкротстве в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII относительно плательщика НДС и/или его поставщиков.

2. Наличие в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей «компрометирующих» записей (относительно плательщика и/или его поставщиков) об:

— отсутствии подтверждения сведений;

— отсутствии по местонахождению;

— принятии решений о выделении, прекращении юрлица, предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;

— признании недействительными учредительных документов;

— прекращении государственной регистрации юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя.

3. Существование расхождений между суммой налогового кредита, сформированного плательщиком по операциям по приобретению товаров/услуг, и суммой налоговых обязательств его контрагентов по операциям по поставке таких товаров/услуг, которые не устранены по результатам проведения камеральной проверки.

4. По данным налоговой отчетности, в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов операции, облагаемые по нулевой ставке НДС, составляют менее 50 % общего объема поставок.

5. Соответствие плательщика одному из следующих критериев:

— в каждом из последних четырех кварталов, численность работников не превышает 20 человек и средняя заработная плата всех работников менее чем в 2,5 раза ниже минимальной зарплаты;

— имеет основные фонды для осуществления задекларированной деятельности, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета не превышает сумму НДС, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев;

— «налоговая нагрузка» по налогу на прибыль ниже среднего показателя по отрасли в каждом из последних четырех кварталов.

6. Отсутствие документальных плановых проверок в течение предыдущих 2 лет.

7. Наличие документально подтвержденной информации о нарушении плательщиком норм налогового законодательства в соответствии с п. 78.1 НК.

По сути Перечень является антиподом п. 200.19 НК (в нем перечислены критерии, которым должен отвечать плательщик, для того чтобы у него было право на автоматическое бюджетное возмещение). То есть, если плательщик не имеет права на получение автоматического бюджетного возмещения, то у налоговиков есть достаточные основания для проведения документальной внеплановой выездной проверки бюджетного возмещения.

Важно отметить, в п.п. 78.1.8 НК, регулирующем порядок проведения документальных невыездных проверок, среди оснований выездной внеплановой проверки, помимо 7 вышеназванных, также указан и случай подачи декларации по НДС с отрицательным значением НДС, которое составляет более 100 тыс. грн. При этом уточняется, что документальная внеплановая проверка в данном случае может проводиться только исключительно относительно законности декларирования заявленного к возмещению НДС и/или отрицательного значения НДС в сумме свыше 100 тыс. грн.

Если по результатам документальной невыездной (камеральной) или внеплановой выездной (документальной) проверки налоговый орган выявляет несоответствие суммы бюджетного возмещения, заявленной в налоговой декларации, то такой налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В случае выявления занижения суммы налогового возмещения считается, что плательщик добровольно отказался от получения такой суммы занижения бюджетного возмещения (абз. «а» п.п. 200.14 НК). Иначе говоря, указанная сумма утрачивает «статус» бюджетного возмещения и в дальнейшем не отражается в декларациях по НДС. Вместе с тем это сумма до полного ее погашения продолжает уменьшать налоговые обязательства следующих отчетных периодов.

В случае если налоговый орган выявил завышения заявленной суммы бюджетного возмещения, плательщику направляется уведомление, в котором указывается сумма завышения и основания для ее исчисления (абз. «б» п.п. 200.14 НК).

Если по результатам налоговой проверки налоговый орган выявил факт, на основании которого плательщик не имел права на бюджетное возмещение, в направляемом ему уведомлении указываются причины отказа в возмещении (абз. «в» п.п. 200.14 НК).

При благоприятном развитии событий (подкреплении заявленной суммы возмещения проверкой) орган ГНС

в 5-дневный срок по окончании проверки направляет Госказначейству заключение (Заключение о суммах возмещения налога на добавленную стоимость по форме, утвержденной совместным приказом ГНАУ и Госказначейства Украины от 20.12.2010 г. № 960/495) с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета (п. 200.12 НК).

В течение

5 операционных дней Госказначейство должно возместить сумму бюджетного возмещения, перечислив средства на банковский счет плательщика налога в обслуживающем банке (п. 200.13 НК).

 

Автоматическое бюджетное возмещение НДС

 

Для отдельных («добросовестных») категорий налогоплательщиков НК предусмотрена возможность автоматического бюджетного возмещения НДС. От обычного возмещения оно отличается тем, что получить его можно будет значительно быстрее.

Осуществляется автоматическое бюджетное возмещение исключительно на основании камеральной проверки декларации по НДС, которая проводится в течение 20 (а не 30, как при обычном возмещении) календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации. Важно отметить, что с 1 января 2014 года для плательщиков, которые будут иметь положительную налоговую историю (которая оценивается по результатам предыдущих 36 последовательных месяцев), камеральная проверка будет проводиться еще быстрее — в течение 5 календарных дней со дня подачи декларации.

Также автоматическое возмещение предусматривает более короткие сроки для расчетов по возмещаемой сумме. Так, предоставить Госказначейству заключение с указанием суммы, подлежащей автоматическому возмещению, орган ГНС обязан в течение 3 (вместо 5 при обычном возмещении) рабочих дней после окончания проверки. Госказначейство, в свою очередь, в течение 3 операционных дней по получении заключения органа ГНС обязано перечислить средства на счет плательщика (п. 200.18.2 НК).

Таким образом, срок возмещения НДС при автоматическом возмещении составит менее 1 месяца.

Право получить автоматическое возмещение НДС имеют те налогоплательщики, которые одновременно соответствуют всем критериям, определенным п. 200.19 НК:

1) не пребывают в судебных процедурах банкротства;

2) включены в ЕГРПОУ и не имеют «негативных» записей в ЕГРПОУ об:

а) отсутствии подтверждения сведений;

б) отсутствии по местонахождению (месту проживания);

в) принятии решения о выделении, прекращении юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;

г) полном или частичном признании недействительными учредительных документов юрлица или изменений к ним;

ґ) прекращении госрегистрации юр- или физлица и при условии, что относительно лица отсутствуют решения или сведения, на основании которых проводится госрегистрация прекращения юр- или физлица-предпринимателя;

3) осуществляют операции, облагаемые по нулевой ставке, причем объем таких операций должен быть не менее 50 % общего объема поставок за последние 12 месяцев (для плательщиков с квартальным отчетным периодом — в течение 4-х последовательных отчетных периодов);

4) общая сумма расхождений между налоговым кредитом плательщика и налоговыми обязательствами его контрагентов по данным налоговых накладных не превышает 10 % заявленной плательщиком суммы бюджетного возмещения;

5) средняя заработная плата не менее чем в 2,5 раза превышает минимальный уровень в каждом из последних четырех кварталов;

6) соответствуют хотя бы одному из следующих критериев (п.п. 200.19.6 НК):

а) численность работников, пребывающих в трудовых отношениях с налогоплательщиком в каждом из последних четырех кварталов, превышает 20 человек;

б) либо плательщик имеет основные фонды для ведения задекларированной деятельности, остаточная стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев;

в) либо уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль в каждом из четырех налоговых отчетных периодов выше, чем средний по отрасли;

7) не имеют налогового долга.

Порядок определения соответствия плательщика указанным критериям утвержден приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 42. Согласно этому приказу проверка налогоплательщика на соответствие вышеоговоренным критериям осуществляется на основании анализа данных его налоговой отчетности (НДС-отчетности, форм № 1ДФ, деклараций по налогу на прибыль), а также путем получения налоговым органом необходимой информации (в частности, из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей). Проверить, соответствует ли налогоплательщик условиям, дающим право на автоматическое бюджетное возмещение, налоговый орган должен в 15-дневный срок после предельного срока подачи отчетности (п. 200.20 НК).

При этом ежемесячно по результатам такой автоматической проверки налоговики в 15-дневный срок формируют 2 перечня налогоплательщиков: соответственно «имеющих» и «не имеющих» права на автоматическое бюджетное возмещение (п. 5 Порядка № 42).

Если плательщик не соответствует указанным критериям, орган ГНС обязан в течение 17 календарных дней после предельного срока подачи отчетности уведомить плательщика налога о соответствующем решении (невозможности автоматического возмещения) и предоставить подробные разъяснения и расчеты по критериям, значение которых не соблюдено (форма уведомления приведена в приложении к Порядку № 42). Такое решение может быть обжаловано плательщиком. В этом случае налогоплательщику придется рассчитывать на возмещение в общем порядке. При этом такое решение-отказ налоговиков может быть обжаловано налогоплательщиком в установленном порядке (п. 200.21).

Если орган ГНС в установленный срок не направил плательщику налога указанное уведомление, считается, что такой плательщик соответствует критериям для получения права на автоматическое бюджетное возмещение налога.

 

Пеня за несвоевременное возмещение НДС

 

За несвоевременность проведения расчетов с налогоплательщиком по возмещаемым суммам НК предусматривает возможность начисления пени. Так, п. 200.23 НК предусмотрено, что суммы НДС, не возмещенные налогоплательщику в сроки, установленные ст. 200 НК, считаются задолженностью бюджета по возмещению суммы НДС. На сумму такой задолженности начисляется пеня из расчета 120 % учетной ставки НБУ, установленной на момент возникновения пени, в течение всего срока существования такой задолженности, включая день ее погашения. При этом налоговики обращают внимание на то, что пеня применяется с возмещения, которое заявлено не ранее 2011 г.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить