Об утверждении перечня достаточных оснований, предоставляющих налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения такого налога

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Март, 2011/№ 5
Постановление от 27.12.2010 г. № 1238

бюджетное возмещение НДС: Перечень оснований для внеплановой проверки

Постановление Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. № 1238

«Об утверждении перечня достаточных оснований, предоставляющих налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения такого налога»

 

Во исполнение пункта 200.11 статьи 200 Налогового кодекса Украины Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить перечень достаточных оснований, предоставляющих налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения такого налога, согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

 

Премьер-министр Украины

Н. АЗАРОВ

 

 

Приложение

к постановлению Кабинета Министров Украины

от 27 декабря 2010 г. № 1238

 

ПЕРЕЧЕНЬ

достаточных оснований, предоставляющих
 налоговым органам право на проведение
 документальной внеплановой выездной проверки
 плательщика налога на добавленную стоимость
для определения достоверности начисления
 бюджетного возмещения такого налога

 

1. Возбуждение дела о банкротстве в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в отношении плательщика налога на добавленную стоимость (далее — плательщик) и/или его поставщиков.

 

2. Наличие в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записей (в отношении плательщика и/или его поставщиков) об:

1) отсутствии подтверждения сведений, внесенных в указанный Реестр;

2) отсутствии по местонахождению (местожительству);

3) принятии решений о выделе, прекращении юридического лица, предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя;

4) признании полностью или частично недействительными учредительных документов или изменений в учредительные документы юридического лица;

5) прекращении государственной регистрации юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, по которым отсутствуют решения или сведения, являющиеся основанием для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

 

3. Существование расхождений между суммой налогового кредита, сформированного плательщиком по операциям по приобретению това-ров/услуг, и суммой налоговых обязательств его контрагентов по операциям по поставке таких товаров/услуг, которые не устранены по результатам проведения камеральной проверки.

 

4. Отсутствие данных в налоговой отчетности плательщика об осуществлении в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) (для плательщиков налога с квартальным отчетным периодом — в течение предыдущих четырех последовательных отчетных периодов) операций по поставке товаров/услуг, к которым применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость, или наличие данных о том, что объем таких операций составляет менее 50 процентов общего объема поставки.

 

5. Несоответствие плательщика ни одному из следующих критериев:

1) в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом IV Налогового кодекса Украины, численность работников, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком, превышает 20 человек и средняя заработная плата всех работников не менее чем в 2,5 раза превышает минимальный установленный законодательством уровень;

2) имеет основные фонды для осуществления задекларированной деятельности, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев;

3) уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль до уплаты в бюджет (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) является выше среднего по отрасли в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом III Налогового кодекса Украины.

 

6. Отсутствие в течение предыдущих 24 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) (для плательщиков налога с квартальным отчетным периодом — в течение предыдущих восьми последовательных отчетных периодов) документальных плановых проверок.

 

7. Наличие документально подтвержденной информации о нарушении плательщиком норм налогового законодательства в соответствии с пунктом 78.1 статьи 78 раздела II Налогового кодекса Украины.

 

Комментарий редакции

Декларируя к возмещению из бюджета суммы НДС, плательщику налога нужно иметь в виду, что налоговый орган в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки, может выйти на документальную внеплановую выездную проверку в целях определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения. Причем, как предписано

п. 200.11 НК, упомянутая проверка возможна только лишь при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан плательщиком с нарушением норм налогового законодательства.

Установление перечня достаточных оснований, предоставляющих налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика НДС для определения достоверности начисления бюджетного возмещения налога,

п. 200.11 НК делегировано Кабинету Министров Украины, который утвердил такой перечень постановлением от 27.12.2010 г. № 1238.

Даже при беглом ознакомлении с комментируемым перечнем несложно заметить, что он практически полностью повторяет критерии оценки, соответствие которым дает плательщику возможность получить автоматическое бюджетное возмещение сумм НДС, приведенные в

п. 200.19 НК, правда, с точностью до наоборот.

Итак, достаточным основанием для проведения налоговым органом документальной внеплановой выездной проверки будет являться

возбуждение судом дела о банкротстве не только относительно плательщика НДС, заявившего бюджетное возмещение, но и/или его поставщиков. Такие сведения налоговики почерпнут из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, а также из Единого банка данных о налогоплательщиках — юридических лицах, сформированного на основании судебных решений и объявлений о банкротстве.

Основанием для внеплановой проверки послужит также

наличие в Едином государственном реестре юрлиц и физлиц-предпринимателей записей: об отсутствии по местонахождению (месту проживания); об отсутствии подтверждения сведений; о принятии решения о выделении или прекращении; о признании полностью или частично недействительными учредительных документов; о прекращении государственной регистрации как самого плательщика НДС, так и/или его поставщиков. Если, к примеру, контрагент налогоплательщика не предоставит государственному регистратору в установленные сроки регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице по форме № 6-підтвердження, утвержденной приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.2007 г. № 54, о чем будет сделана соответствующая запись в Едином госреестре, то это обстоятельство станет основанием, вполне достаточным для проведения проверки плательщика НДС, задекларировавшего бюджетное возмещение.

Наряду с уже названными заслуживают внимания и такие основания для проведения документальной выездной проверки налоговым органом, как:

существование расхождений между налоговым кредитом, сформированным плательщиком по приобретенным товарам/услугам, и налоговыми обязательствами его контрагентов в части поставки таких товаров/ус-луг, не устраненных по результатам проведения камеральной проверки. При этом, заметьте, речь идет о любой не устраненной сумме расхождений, хотя для получения автоматического бюджетного возмещения такая «планка» установлена в размере, не превышающем 10 % заявленной к возврату суммы. В качестве источника получения такой информации для налогового органа послужат данные, отраженные налогоплательщиком в приложениях к налоговой декларации по НДС: Расшифровке налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов, Расчете корректировки сумм НДС к налоговой декларации по НДС;

недекларирование в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) операций по поставке товаров/услуг по нулевой ставке НДС либо же, когда указанные операции составили менее 50 % общего объема поставок. Обратите внимание: ст. 200 НК никаких подобных условий для возможности заявления бюджетного возмещения не выдвигает;

отсутствие в течение предыдущих 24 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) документальных плановых проверок.

Кроме прочего, достаточным основанием для проведения проверки в подтверждение достоверности заявленной к возмещению суммы НДС станет

соответствие налогоплательщика одному из приведенных критериев:

численность работников в каждом из четырех последних налоговых кварталов не превышает 20 человек и их средняя зарплата менее чем в 2,5 раза ниже размера установленной минимальной (эти данные контролирующий орган получит из налогового расчета по форме № 1ДФ);

остаточная балансовая стоимость основных фондов (средств) на отчетную дату по данным налогового учета не превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев;

уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) меньше среднего по отрасли в каждом из четырех последних налоговых кварталов.

Очевидно, что для формирования двух последних из названных критериев будут взяты показатели соответствующих деклараций по налогу на прибыль предприятий.

Еще одним всеобъемлющим основанием, включенным Кабмином в перечень достаточных оснований для проведения внеплановой выездной проверки, является наличие

документально подтвержденной информации о нарушении плательщиком НДС норм налогового законодательства в соответствии с п. 78.1 НК, где вдобавок названо 11 обстоятельств, существование хотя бы одного из которых послужит поводом осуществить такую проверку.

Как видим, «достаточных оснований» для проведения проверки у налоговиков более чем предостаточно. А потому вряд ли они упустят возможность и не воспользуются ними для оттягивания срока возврата плательщику денежных средств из бюджета.

 

Татьяна Войтенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить