Темы статей
Выбрать темы

О проведении процедуры регистрации лица как плательщика НДС и аннулирования такой регистрации

Редакция НК
Письмо от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417

Процедура регистрации и аннулирования регистрации плательщика НДС

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417

«О проведении процедуры регистрации лица как плательщика НДС и аннулировании такой регистрации»

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи со вступлением в силу с 01.01.11 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) и во исполнение решения Общественной коллегии, а также ввиду многочисленных обращений, поступающих от региональных ГНА по вопросам проведения процедуры регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость и аннулирования такой регистрации, предоставляет методические рекомендации для учета при проведении таких процедур, а также подготовки налоговых консультаций плательщикам налогов.

Регистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость и аннулирование такой регистрации регулируются статьями 180 — 184 раздела V Кодекса. Процедура регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость и аннулирование такой регистрации происходят в порядке, установленном Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 22 декабря 2010 года № 978 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2010 года под № 1400/18695 (далее — Положение).

 

Регистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость

Категории лиц, которые для целей обложения налогом на добавленную стоимость имеют право быть плательщиками налога на добавленную стоимость, определены в статье 180 раздела V Кодекса.

Статьи 181 и 182 раздела V Кодекса определяют условия, при которых такие лица могут или обязаны зарегистрироваться плательщиками налога на добавленную стоимость.

Регистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость может осуществляться как в обязательном порядке, так и по добровольному решению лица.

 

Обязательная регистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса и пунктом 3 раздела III Положения под обязательную регистрацию как плательщика налога на добавленную стоимость подпадает лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно разделу V Кодекса, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета налога на добавленную стоимость).

То есть лицо (в том числе и вновь созданное), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога, обязано зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость после момента фактического осуществления операций по поставке товаров/услуг, сумма которых совокупно превышает 300 тыс. гривень. При этом заключение гражданско-правовых соглашений (договоров) на поставку товаров/услуг в сумме, превышающей 300 тыс. грн., или наличие намерения у лица осуществлять деятельность, по результатам которой будет превышен объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса, не является основанием для регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость согласно требованиям указанного пункта Кодекса.

В то же время согласно требованиям подпункта 6 пункта 180.1 статьи 180 раздела V Кодекса под обязательную регистрацию плательщиком налога на добавленную стоимость подпадают лица, осуществяющие операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в том числе имущества, определенного в статье 172 Таможенного кодекса Украины). При этом регистрация таких лиц как плательщиков налога на добавленную стоимость осуществляется независимо от того, достигают ли они общей суммы операций по поставке товаров/услуг, определенной пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса, а также независимо от того, какой режим налогообложения используют такие лица согласно законодательству.

Статьей 183 раздела V Кодекса и подпунктом «а» пункта 7 раздела III Положения определено, что для регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость в обязательном порядке такое лицо не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций, определенный в статье 181 раздела V Кодекса, должен подать в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (далее — Заявление).

Кроме того, согласно пункту 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса обязательной регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость подлежит лицо, переходящее на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, определенным пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса. Датой перехода указанного лица на общую систему налогообложения является дата его регистрации как плательщика налога на добавленную стоимость.

Если у такого лица на момент перехода с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения объем поставки товаров/услуг не превышает сумму, определенную в пункте 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса для обязательной регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, то в дальнейшем при определении объема налогооблагаемых операций следует руководствоваться пунктом 18 подраздела 2 раздела ХХ Кодекса, а именно исчислять объем налогооблагаемых операций начиная с периода перехода на общую систему налогообложения.

 

Добровольная регистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость

Согласно пункту 182.1 статьи 182 раздела V Кодекса и пункту 4 раздела III Положения добровольно зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость может только то лицо, которое осуществляет налогооблагаемые операции и в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса не является плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций меньше установленной статьей 181 раздела V Кодекса суммы (300 тыс. грн.) и объемы поставки товаров/услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют не менее 50 процентов общего объема поставки.

То есть, начиная с 1 января 2011 года лицо, объем поставки товаров/услуг которого не превышает 300 тыс. грн., может зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость по добровольному решению, если одновременно:

— зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 календарных месяцев;

— за последние 12 календарных месяцев объем поставки товаров/услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость совокупно составляет 50 и более процентов общего объема поставки.

При этом, если, например, лицо подало Заявление в январе 2011 года, то исчисление соответствующих объемов поставки товаров/услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость осуществляется за предыдущие 12 календарных месяцев, т. е. с января 2010 года по декабрь 2010 года.

В соответствии с пунктом 183.5 статьи 183 раздела V Кодекса лица, указанные в пунктах 183.3 и 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса, могут указать в Заявлении желаемый (запланированный) день регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость. При добровольной регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость такой день соответствует дате начала налогового периода (календарного месяца).

Регистрация лица плательщиком налога на добавленную стоимость осуществляется по Заявлению такого лица, которое должно быть подано в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо будет считаться плательщиком налога на добавленную стоимость и иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных.

Если Заявление подано позднее срока, определенного пунктом 183.3 статьи 183 раздела V Кодекса (20 календарных дней), до начала следующего налогового периода, то в Заявлении должно быть определено, с какого именно налогового периода такое лицо желает зарегистрироваться как плательщик налога на добавленную стоимость и будет иметь право на выписку налоговых накладных.

В случае регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по добровольному решению орган государственной налоговой службы обращается к такому лицу с предложением предоставить расшифровку объемов поставки, в том числе поставки плательщикам налога на добавленную стоимость за последние 12 календарных месяцев (в разрезе месяцев) с целью определения обоснованности регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления последующего мониторинга наступления оснований для аннулирования такой регистрации.

Следует заметить, что лица, определенные в подпунктах 3, 4, 5, 7 пункта 180.1 статьи 180 раздела V Кодекса, а именно лица, ввозящие товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, лица, которые ведут учет результатов деятельности по договорам о совместной деятельности без создания юридического лица, лица — управляющие имуществом, лица, уполномоченные вносить налог с объектов налогообложения, которые возникают в результате поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности, могут быть зарегистрированы как плательщики налога на добавленную стоимость как в обязательном порядке (при соблюдении требований статьи 181 раздела V Кодекса), так и по их добровольному решению (при соблюдении требований статьи 182 раздела V Кодекса).

Регистрация сельскохозяйственных предприятий, которые не зарегистрированы как плательщики налога на добавленную стоимость и подали в орган государственной налоговой службы заявление о регистрации их в качестве субъектов специального режима обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 209.10 статьи 209 раздела V Кодекса, осуществляется с соблюдением правил и в сроки, определенные статьей 183 раздела V Кодекса для регистрации лиц как плательщиков налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 183.8 статьи 183 раздела V Кодекса орган государственной налоговой службы отказывает в регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, если по результатам рассмотрения Заявления и/или поданных документов установлено, что лицо не осуществляет поставку товаров/услуг или не отвечает требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса.

Поэтому сельскохозяйственное предприятие, не зарегистрированное в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, может быть зарегистрировано субъектом специального режима налогообложения при соблюдении требований статьи 181 или статьи 182 раздела V Кодекса.

 

Требования к Заявлению и его рассмотрение

Обращаем внимание, что если последний день срока подачи Заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день.

Данные Заявления должны быть достоверными и соответствовать сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР). Если в Заявлении не указаны обязательные реквизиты, предоставлены недостоверные или неполные данные (кроме раздела 15 такого Заявления), оно не скреплено печатью заявителя, не подписано заявителем (для физических лиц), ответственным лицом заявителя (для юридических лиц) или лицом, имеющим документально подтвержденные полномочия по подписи Заявления от лица, которое регистрируется как плательщик налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пунктом 10 раздела III Положения в течение 10 рабочих дней со дня получения Заявления налоговый орган обращается к лицу с письменным предложением предоставить новое Заявление (с указанием оснований непринятия предыдущего).

При этом в соответствии с пунктом 11 раздела III Положения налоговый орган отказывает в регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, если по результатам рассмотрения Заявления и/или поданных документов установлено, что лицо не осуществляет поставку товаров/услуг или не отвечает требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса (пункт 5 раздела I, пункты 3, 4, подпункт 5.1 пункта 5 раздела III Положения), или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса (пункт 1 раздела V Положения).

С целью подтверждения достоверности сведений, указанных лицом в Заявлении, налоговый орган согласно пункту 9 раздела III Положения может обратиться к государственному регистратору за получением извлечения из ЕГР для подтверждения регистрационных данных. В то же время для подтверждения других сведений, указанных в Заявлении, в том числе сведений, касающихся финансово-хозяйственной деятельности лица, налоговый орган может обратиться к такому лицу с письменным запросом о предоставлении соответствующей информации и копий необходимых документов в соответствии с подпунктом 20.1.6 пункта 20.1 статьи 20 раздела I Кодекса, а также пунктом 73.3 статьи 73 раздела II Кодекса. Орган государственной налоговой службы при рассмотрении Заявления и принятии решения о регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость с целью подтверждения сведений, приведенных в Заявлении, также обращает внимание на показатели налоговой отчетности и расчетов по другим налогам, которые подавались таким лицом.

Одновременно с этим заметим, что в связи с принятием постановления Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года № 1236 утратило силу постановление Кабинета Министров Украины от 9 июня 1997 года № 540, которым, в частности, предусматривалась плата за свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость, а потому с 01.01.11 при проведении процедур регистрации и перерегистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость такая плата не взимается.

 

Перерегистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость

В случае возникновения изменений в данных плательщика налога на добавленную стоимость или изменения местонахождения (местожительства) проводится перерегистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость в порядке, определенном разделом IV Положения, и свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость подлежит замене.

При перерегистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость дата регистрации его в качестве плательщика налога на добавленную стоимость не изменяется, а датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость является последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного Заявления с отметкой «Перерегистрация» (далее — Заявление о перерегистрации).

В соответствии с пунктом 2 раздела IV Положения по желанию и согласно Заявлению о перерегистрации плательщика налога на добавленную стоимость датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость может быть установленный день до окончания срока в 10 рабочих дней со дня получения Заявления о перерегистрации. При этом дата регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость не изменяется, а датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость является дата внесения соответствующей записи в реестр плательщиков налога на добавленную стоимость.

В связи с этим в зависимости от того, указана плательщиком налога на добавленную стоимость желаемая дата или нет, будет определена дата аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и дата начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.

Если в Заявлении о перерегистрации желаемая дата не указана, то датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость будет последний день срока в 10 рабочих дней.

Если желаемая дата перерегистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, указанная в Заявлении о перерегистрации, соответствует дню до окончания срока в 10 рабочих дней со дня получения Заявления о перерегистрации и на момент обработки на центральном уровне такая дата еще не наступила, то датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость будет желаемая дата регистрации.

Датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость будет дата внесения соответствующей записи в реестр плательщиков налога на добавленную стоимость, если желаемая дата перерегистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, указанная в Заявлении о перерегистрации, наступила на момент обработки Заявления о перерегистрации на центральном уровне или если плательщиком налога на добавленную стоимость в разделе 18 Заявления о перерегистрации вместо даты будет указано «в течение 10 рабочих дней» (в этом случае орган государственной налоговой службы должен внести в реестр плательщиков налога на добавленную стоимость в поле «желаемая дата» дату получения Заявления о перерегистрации).

 

Аннулирование регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость

Аннулирование регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость осуществляется при наличии оснований, предусмотренных статьей 184 раздела V Кодекса, и в порядке, определенном разделом V Положения. Аннулирование регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость может осуществляться непосредственно по заявлению плательщика налога на добавленную стоимость на основаниях, определенных в подпунктах «а» — «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, и по инициативе соответствующего налогового органа на основаниях, определенных в подпунктах «б» — «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса.

Решение об аннулировании регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по инициативе налогового органа принимается при наличии соответствующих подтверждающих документов, указанных в подпункте 5.2 пункта 5 раздела V Положения.

Для аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по основаниям, определенным подпунктами «а», «г» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, необходимо, чтобы с момента такой регистрации минуло по меньшей мере 12 календарных месяцев.

В отношении аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость на основании, определенном подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, следует отметить, что такое лицо должно быть зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором осуществляется аннулирование регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.

Так, например, если аннулирование регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, зарегистрированного в январе 2011 года, происходит в июле 2011 года, то исчисление соответствующих объемов поставки товаров/услуг такого плательщика налога на добавленную стоимость для целей аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость должно осуществляться за предыдущие 12 календарных месяцев, то есть с июля 2010 года по июнь 2011 года.

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 184.7 статьи 184 раздела V Кодекса плательщик налога по результатам последнего отчетного периода обязан признать условную поставку товаров и необоротных активов, которые остаются на учете и при приобретении которых суммы налога на добавленную стоимость были включены в налоговый кредит, и начислить налоговые обязательства исходя из обычной цены соответствующих товаров или необоротных активов.

При этом, в случае аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по решению плательщика условная продажа определяется плательщиком в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по результатам последнего отчетного периода на дату подачи заявления об аннулировании его регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.

В случае аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по инициативе налогового органа условная поставка товаров и необоротных активов отражается в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по результатам последнего отчетного периода (с первого дня такого последнего отчетного периода по день аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость включительно).

Указанные нормы по начислению условной поставки не касаются только случаев реорганизации плательщика налога на добавленную стоимость путем присоединения, слияния, преобразования, деления и выделения в соответствии с законом.

Также обращаем внимание на то, что за лицом, которому была аннулирована регистрация как плательщика налога на добавленную стоимость по инициативе органа государственной налоговой службы, остается обязанность по возврату органу государственной налоговой службы свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и всех заверенных его копий вместе с сопроводительным письмом в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о таком аннулировании (подпункт 5.5 пункта 5 раздела V Положения).

Пунктом 337.3 статьи 337 раздела ХVIII Кодекса предусмотрены особенности аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость — инвестора. Так, в соответствии с указанной нормой, если инвестор (его постоянное представительство), являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, подает в налоговый орган декларацию (налоговый расчет) по налогу на добавленную стоимость, которая (который) свидетельствует об отсутствии налогооблагаемых поставок/приобретения в течение двенадцати последовательных налоговых месяцев, аннулирование регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость не происходит.

При этом в соответствии с подпунктом 14.1.83 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Кодекса под термином «инвестор» в данном случае подразумевается юридическое или физическое лицо, которое имеет соответствующие материально-технологические и экономические возможности или соответствующую квалификацию для пользования недрами, что подтверждено документами, выданными согласно законам (процедурам) страны инвестора, и осуществляет поиск, разведку и добычу углеводородного сырья в соответствии с соглашением о разделе продукции.

 

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 подраздела 8 раздела XX Кодекса плательщики единого налога не являются плательщиками, в частности, налога на добавленную стоимость с операций по поставке товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого юридическими лицами, выбравшими ставку налогообложения 6 процентов.

То есть юридические лица, которые выбрали упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость. В соответствии с пунктом 6 раздела III Положения в случае перехода на упрощенную систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость юридическое лицо регистрируется как плательщик налога на добавленную стоимость в порядке, определенном Кодексом и Положением.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 183.8 статьи 183 раздела V Кодекса орган государственной налоговой службы отказывает в регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, если по результатам рассмотрения Заявления и/или поданных документов установлено, что лицо не осуществляет поставку товаров/услуг или не отвечает требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса.

Следовательно, если лицо, подавшее заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по ставке единого налога 6 процентов, не отвечает требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, то такое лицо не может быть зарегистрировано как плательщик налога на добавленную стоимость и, соответственно, не может быть переведено на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов.

Также следует отметить, что если у лица, которое является плательщиком налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по ставке единого налога 6 процентов, существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса, то регистрация в качестве плательщика налога на добавленную стоимость такого лица подлежит аннулированию в установленном порядке. Кроме того, такое лицо обязано перейти на общую систему налогообложения или на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 10 процентов.

Сообщая изложенное, Государственная налоговая администрация Украины обязывает довести указанные методические рекомендации до сведения подчиненных органов государственной налоговой службы и плательщиков налогов и обеспечить их учет при проведении процедуры регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость и аннулирования такой регистрации, а также при предоставлении налоговых консультаций плательщикам налогов.

 

Заместитель председателя Комиссии
по проведению реорганизации ГНА Украины,
заместитель председателя ГНА Украины
А. Любченко

 

Комментарий редакции

В комментируемом письме ГНАУ привела методические рекомендации относительно процедуры регистрации и аннулирования регистрации плательщиков НДС. Рекомендации интересны, прежде всего, тем, что ГНАУ внесла ясность в ряд неоднозначно прописанных 

НК и Положением о регистрации* моментов, о которых мы, в частности, говорили в статье «Регистрация плательщиков НДС по новым правилам»**. Сейчас на них подробно и остановимся.

* Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 978.

** «Налоговый кодекс», 2011, № 4, с. 54.

Обязательная регистрация.

Со ссылкой на п. 181.1 НК ГНАУ отмечает, что лицо подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС в случае, если объем облагаемых НДС операций за последние 12 календарных месяцев достиг 300 тыс. грн. (без учета НДС). При этом ГНАУ акцентирует внимание на том, что учитываются только фактически осуществленные поставки. Заключение же соглашений (договоров) на сумму, превышающую 300 тыс. грн., или наличие намерения осуществлять деятельность не является основанием для обязательной регистрации.

Решена и неопределенность с необходимостью регистрации лиц,

реализующих конфискат (конфискованное имущество, находки, сокровища, имущество, признанное бесхозным, имущество, за которым не обратился владелец до окончания срока хранения, и имущество, которое по праву наследования или на иных законных основаниях переходит в собственность государства, в том числе имущество, определенное ст. 172 ТКУ). Напомним, что согласно п.п. 6 п. 180.1 НК такие лица являются плательщиками НДС независимо от того, достигают ли они общей суммы по поставке товаров/услуг в 300 тысяч или нет. Однако прямого требования относительно их обязательной регистрации, да и самого механизма регистрации ни НК, ни Положение о регистрации не содержат. В комментируемом письме ГНАУ указывает на необходимость обязательной регистрации таких лиц независимо от объемов поставок.

Добровольная регистрация

. С 1 января 2011 года НК предусмотрены дополнительные требования к лицам, которые могут быть добровольными плательщиками НДС. Так, согласно требованиям ст. 182 НК зарегистрироваться добровольно плательщиком НДС лицо может только при условии, что у него за последние 12 календарных месяцев объемы поста-вок/услуг другим плательщикам НДС составляют не менее 50 % от общего объема поставок. При этом многих интересовал вопрос, можно ли зарегистрироваться плательщиком НДС добровольно, если лицо фактически проработало менее 12 месяцев. Комментируемым письмо ГНАУ внесла ясность в этот вопрос, поясняя, что лицо может зарегистрироваться плательщиком НДС в добровольном порядке, если одновременно соблюдаются два условия:

1) лицо зарегистрировано субъектом хозяйствования

не менее 12 календарных месяцев (т. е. вновь созданный субъект хозяйствования не может сразу стать плательщиком НДС);

2)

за последние 12 календарных месяцев объем поставок товаров/услуг другим плательщикам НДС совокупно составляет не менее 50 % общего объема поставок.

Объемы поставок рассчитываются за предыдущие 12 календарных месяцев. Так, например, если заявление о добровольной регистрации подано в январе 2011 года, то соблюдение условия о 50 % поставок другим плательщикам НДС будет проверяться за период с января 2010 года по декабрь 2010 года.

При этом, как указывается в письме, налоговый орган может запросить

расшифровку объемов поставок, в том числе поставок плательщикам НДС, за последние 12 календарных месяцев (в разрезе месяцев) с целью определения обоснованности регистрации лица плательщиком НДС и для осуществления дальнейшего мониторинга наступления оснований для аннулирования НДС-регистрации.

Обязательная регистрация плательщиками НДС лиц, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую.

В этом вопросе ГНАУ несколько изменила свою позицию. Ранее налоговики говорили, что зарегистрироваться плательщиками НДС в обязательном порядке при переходе с упрощенной системы на общую лица должны только в том случае, если переход на общую систему связан с превышением предельного объема выручки500 тыс. грн. для физлиц или 1 млн грн. для юрлиц, что в общем-то следует из норм самого Положения о регистрации. Теперь ГНАУ говорит том, что лица подлежат обязательной регистрации плательщиками НДС с начала квартала перехода на общую систему налогообложения в случае, если годовая сумма выручки равна или превышает 300 тыс. грн.

Плательщики единого налога на ставке 6 %.

В этом вопросе подтвердились наши опасения. Чтобы стать плательщиком единого налога на ставке 6 %, юридическое лицо должно соответствовать требованиям, установленным ст. 180 НК, т. е. соответствовать критериям обязательной или добровольной регистрации. Фактически это означает, что вновь созданное юрлицо сразу не сможет перейти на уплату единого налога по ставке 6 %, поскольку не может быть зарегистрировано плательщиком НДС. Таким образом, избрать ставку единого налога 6 % можно будет только после того, как плательщик проработает определенное время на ставке 10 % или на общей системе налогообложения.

Плата за регистрацию плательщиком НДС.

В письме налоговики также обращают внимание на то, что постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1236 признано утратившим силу постановление КМУ от 09.06.97 г. № 540, которым была предусмотрена плата за свидетельство о регистрации плательщика НДС, поэтому с 01.01.2011 г. плата за свидетельство о регистрации плательщика НДС не взимается.

 

Марина Казанова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше