Темы статей
Выбрать темы

Крупные, средние, малые...

Редакция НК
Статья

Крупные, средние, малые...

Терминология нового НК ставит немало заковыристых задач перед налогоплательщиками и подчас заводит в тупик.

Дмитрий Михайленко, член редакционной коллегии Татьяна Опанасюк, консультант

 

Авторы

НК, задавшись целью максимально «устройнить» систему норм и их привязку к определенным терминам, по ходу работы постоянно отвлекаются от этой достойной задачи. Примером такого «отвлечения», которое требует особой внимательности для плательщиков налога, является группа норм, посвященная администрированию налогообложения применительно к большим/малым/средним предприятиям/налогоплательщикам.

Мы не оговорились, в тексте

НК вы обнаружите следующие термины и их комбинации:

— крупный плательщик налогов;

— крупное предприятие;

— среднее предприятие;

— малое предприятие;

— субъект малого предпринимательства.

Но и этого иногда не хватает авторам, и время от времени они формируют требования к «иным» субъектам (например, не попавшим ни в крупные плательщики налога, ни в субъекты малого предпринимательства).

Где же искать определения всему этому разнообразию?

Следует отметить, что пресловутая

ст. 14 НК помогает нам в небольшой степени. В ней мы находим определение крупного плательщика налогов:

«14.1.24

крупный плательщик налогов — юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает пятьсот миллионов гривень или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, за такой же период превышает двенадцать миллионов гривень».

Обращаем внимание, что критерии для определения крупного плательщика налогов определены через ИЛИ. То есть достаточно или дохода, или суммы налога. Причем в учет берется лишь тот налог, который контролируется налоговиками. То есть без таможенной пошлины и «импортного» НДС, однако, видимо, с учетом налога на доходы физических лиц, раз уж налоговый агент в тексте

НК приравнивается к налогоплательщику.

А вот определения терминов «крупные», «малые», «средние» ПРЕДПРИЯТИЯ

НК не содержит. При этом НК (ст. 46) для определения понятия «малые предприятия» отсылает к ХК, в соответствии с п. 7 ст. 63 ХК:

«Предприятия в зависимости от количества работников и объема валового дохода от реализации продукции за год могут быть отнесены к

малым предприятиям, средним или крупным предприятиям.

Малыми

(независимо от формы собственности) признаются предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает пятидесяти человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает семидесяти миллионов гривень.

Крупными

предприятиями признаются предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает двести пятьдесят человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму сто миллионов гривень.

Все другие предприятия признаются

средними».

Обращаем внимание, что в отличие от крупных

плательщиков налогов, определения крупного и малого предприятия формулируются через союз «И», а не «ИЛИ». Соответственно, несмотря на небольшой зазор между семьюдесятью и ста миллионами, ареал средних предприятий может оказаться больше, чем кажется.

Кроме того, термин «предприятие», по сравнению с «плательщиком налога», ограничивается лишь юридическими лицами, что позволяет исключить применение ряда требований

НК, например, для физических лиц, или же — что актуальнее с практической точки зрения — для обособленных подразделений предприятий, которые, не являясь юридическими лицами, не соответствуют определению предприятия в принципе, а значит, не могут быть и КРУПНЫМИ или СРЕДНИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ в значении ХК/НК:

«4. Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом».

В первую очередь это касается обязанности, сформулированной в

п. 49.4 НК, относительно обязательной подачи отчетности в электронной форме.

Что касается субъектов малого предпринимательства, то определение этого термина находим в

Законе «О Государственной поддержке малого предпринимательства». К счастью, для юридических лиц критерии малого предприятия и субъекта малого предпринимательства совпадают.

«

Субъектами малого предпринимательства являются:

физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности;

юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности,

у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн гривень».

Ниже мы сгруппировали в табличном виде требования

НК, которые посвящены упомянутым выше субъектам/ плательщикам/ предприятиям:

 

Статья
НК

Описание

Цитата из НК

1

2

3

Учет крупных плательщиков налогов

64

Взятие на учет и формирование реестра крупных плательщиков налогов

64.7. Центральный орган государственной налоговой службы определяет порядок учета плательщиков налогов в органах государственной налоговой службы и порядок формирования Реестра крупных плательщиков налогов на соответствующий год.

При включении плательщика налогов в Реестр крупных плательщиков налогов на него распространяются особенности, определенные настоящим Кодексом для крупных плательщиков налогов.

После включения плательщика налогов в Реестр крупных плательщиков налогов и получения уведомления центрального органа государственной налоговой службы о таком включении плательщик налогов обязан стать на учет в специализированном органе государственной налоговой службы, осуществляющем налоговое сопровождение крупных плательщиков налогов, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр.

В отношении крупных плательщиков налогов, которые самостоятельно не стали на учет в специализированном органе государственной налоговой службы, центральный орган государственной налоговой службы имеет право принимать решения об изменении основного места учета и переводе их на учет в специализированные или другие органы государственной налоговой службы.

При отсутствии по месту регистрации крупного плательщика налогов специализированного органа государственной налоговой службы учет такого плательщика налогов по решению центрального органа государственной налоговой службы осуществляется или территориально ближайшим специализированным органом государственной налоговой службы, или другим органом государственной налоговой службы.

В случае принятия решения о переводе крупного плательщика налогов на учет в специализированную государственную налоговую инспекцию либо другой орган государственной налоговой службы соответствующие органы государственной налоговой службы обязаны в течение 20 календарных дней после принятия такого решения осуществить взятие на учет/снятие с учета такого плательщика налогов.

Крупный плательщик налогов, в отношении которого центральным органом государственной налоговой службы принято решение о переводе на учет в специализированную государственную налоговую инспекцию или другой орган государственной налоговой службы, после взятия его на учет по новому месту учета обязан уплачивать налоги, подавать налоговую отчетность и выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, по новому месту учета.

20

Изменение места учета крупных плательщиков налогов

20.1. Органы государственной налоговой службы имеют право:

20.1.37. принимать решения об изменении основного места учета и переводе крупных плательщиков налогов на учет в специализированные органы государственной налоговой службы и снимать их с учета и переводить в другие органы государственной налоговой службы

Обычные цены

39

Специфика определения обычной цены крупным плательщиком налогов*

39.16. Крупный плательщик налогов имеет право обратиться в центральный орган государственной налоговой службы с заявлением о заключении договора о ценообразовании для целей налогообложения.

Договор о ценообразовании для целей налогообложения является договором между указанным плательщиком налогов и центральным органом государственной налоговой службы о порядке определения цен (методов) в соответствии с настоящей статьей и ее применения для целей налогообложения в течение срока действия такого договора. Порядок заключения и выполнения таких договоров устанавливается Кабинетом Министров Украины

Отчетность

46

Подача налоговой и финансовой отчетности в органы налоговой службы

46.2. Плательщик налога на прибыль подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации.

Плательщики налога на прибыль, малые предприятия, отнесенные к таковым в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, подают вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации

49

49.4. Плательщики налогов, относящиеся к крупным и средним предприятиям, подают налоговые декларации в орган государственной налоговой службы в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством

Проверки

82

Сроки проведения проверок

82.1. Продолжительность проверок, определенных в статье 77 настоящего Кодекса**, не должна превышать 30 рабочих дней для крупных плательщиков налогов, для субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней, других плательщиков налогов — 20 рабочих дней.

Продление сроков проведения проверок, определенных в статье 77 данного Кодекса, возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 15 рабочих дней для крупных плательщиков налогов, для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 5 рабочих дней, других плательщиков налогов — не более чем на 10 рабочих дней.

82.2. Продолжительность проверок, определенных в статье 78 настоящего Кодекса*** (кроме проверок, проводимых при наличии обстоятельств, определенных в подпункте 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 данного Кодекса, продолжительность которых установлена в статье 200 настоящего Кодекса), не должна превышать 15 рабочих дней для крупных плательщиков налогов, для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, других плательщиков налогов — 10 рабочих дней.

Продление сроков проведения проверок, определенных в статье 78 настоящего Кодекса, возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 10 рабочих дней для крупных плательщиков налогов, для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 2 рабочих дня, других плательщиков налогов — не более чем на 5 рабочих дней.

<...>

82.4. Проведение документальной выездной плановой и внеплановой проверок крупного плательщика налогов может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа, оформляемого приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается плательщику налогов или его уполномоченному представителю под расписку, с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

Приостановление документальной выездной плановой, внеплановой проверки прерывает течение срока проведения проверки в случае вручения плательщику налогов или его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о приостановлении документальной выездной плановой, внеплановой проверки.

При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а при необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности плательщика налогов, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Общий срок проведения проверок, определенных в пунктах 200.10 и 200.11 статьи 200 настоящего Кодекса, с учетом установленных данным пунктом сроков приостановления не может превышать 60 календарных дней

85

Предоставление плательщиками налогов документов на начало проверки

85.2. Плательщик налогов обязан предоставить должностным (служебным) лицам органов государственной налоговой службы в полном объеме все документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним. Такая обязанность возникает у плательщика налогов после начала проверки.

При этом крупный плательщик налогов обязан также предоставить в электронном виде с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц (в формате и порядке, определенных центральным органом государственной налоговой службы) копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки

72

Сбор налоговой информации

72.1. Для информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы используется информация, поступившая:

<...>

72.1.1.2. содержащаяся в поданных крупными плательщиками налогов в электронном виде копиях документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документах, которые ведутся в электронном виде, регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов

* Указанные правила вступают в силу с 1 января 2013 года (см. раздел XIX НК).

** Относительно документальных

плановых проверок.

*** Относительно документальных

внеплановых проверок.

 

Использованные нормативные документы

НК —

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ХК —

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше