Право налоговиков на получение информации: анализ нововведений

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Март, 2011/№ 5
Статья

Право налоговиков на получение информации: анализ нововведений*

Со вступлением в силу НК объем «информационных» полномочий органов ГНС был существенно расширен. НК наделил налоговиков огромными возможностями по получению информации. Судите сами.

Григорий Берченко, консультант

 

*

Статья подготовлена по материалам электронного периодического издания «El-Бухгалтер», выпуск № 5/2011.

 

В

НК урегулирован порядок получения информации органами ГНС от органов исполнительной власти, местного самоуправления, НБУ: о зарегистрированных такими органами объектах налогообложения; результатах контроля за хоздеятельностью СПД, о выданных лицензиях, разрешениях, патентах, свидетельствах; экспортных и импортных операциях налогоплательщиков и т. д.
(ст. 72 и 73 НК). Порядок получения информации для ведения Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов от государственных и других органов отдельно урегулирован в п. 70.16 НК.

Налоговики имеют право доступа к оригиналам

первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов (а также выполнения требований иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы), документов, которые были изъяты правоохранительными и другими органами (п. 85.9 НК).

Налоговики имеют право

получать от нотариусов на письменные запросы информацию о вступлении физического лица в право наследования с обязательным указанием полных данных о таком лице (фамилия, имя, отчество, номер и серия паспорта, год рождения, место проживания и т. п.) и сведений об имуществе (недвижимое, движимое, средства и т. д.), полученном по наследству (п.п. 20.1.39 НК).

По результатам проведения операций по отчуждению объектов движимого имущества нотариус ежеквартально предоставляет в орган государственной налоговой службы по месту расположения государственной нотариальной конторы или рабочему месту частного нотариуса информацию о таких договорах, включая информацию об их стоимости и суммах уплаченного налога

(п. 173.4 НК).

Однако наиболее актуальным для наших читателей является вопрос получения информации от самих плательщиков. Согласно

п.п. 16.1.7 НК плательщики обязаны предоставлять налоговикам информацию в порядке, в сроки и в объемах, которые предусмотрены налоговым законодательством**. Что же конкретно по данному поводу сказано в НК?

** При этом отметим, что налоговики обязаны не допускать разглашения полученной информации с ограниченным доступом (п.п. 21.1.6 НК).

Налоговики, как и раньше, имеют право:

— получать от плательщиков и банков справки и/или копии документов о наличии банковских счетов (

п.п. 20.1.3 НК), по решению суда получать информацию от банков и финучреждений о наличии и движении средств на счетах плательщика налогов, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от СПД (п.п. 73.4 НК), — аналогичные полномочия налоговиков были предусмотрены п. 5 ст. 11 Закона о ГНС;

— бесплатно получать от плательщиков необходимые сведения в целях ведения Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов (

п.п. 20.1.30 НК)*** — аналогичные полномочия налоговиков были предусмотрены п. 6 ст. 11 Закона о ГНС.

*** За нарушение порядка предоставления информации для формирования Госреестра физических лиц — плательщиков налогов установлен штраф в размере 85 грн. (ст. 119 НК).

Дополнительно налоговики теперь имеют право:

— при выявлении нарушений требований налогового и другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, обращаться к плательщикам с письменными запросами относительно предоставления заверенных копий документов (

п.п. 20.1.23 НК), тем самым легализована практика обращения с такими запросами, которую активно использовали налоговики;

— получать в порядке, определенном

НК, информацию, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, доходах и расходах, другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов и сборов, соблюдением норм неналогового законодательства, а также финансовую и статистическую отчетность (п.п. 20.1.6 НК);

— обращаться к плательщику налогов с письменным запросом о предоставлении информации (

п. 73.3 НК).

Обращаем внимание на то, что 27.12.2010 г. Кабмин в соответствии с

п. 73.3 НК утвердил Порядок периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу (далее — Порядок № 1245).

Согласно

п. 2 Порядка № 1245 налоговая информация предоставляется органам ГНС периодически либо по письменному запросу*. Рассмотрим обе ситуации отдельно с учетом правил, установленных Кабмином.

* Заметим, что в ст. 251 Закона «Об информации» от 02.10.92 г. № 2657-XII содержится достаточно широкое определение налоговой информации: «налоговая информация — совокупность сведений и данных, созданные или полученные субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимые для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций».

 

Периодическое предоставление информации

 

Прежде всего следует отметить, что

п.п. 72.1.1.2 НК обязывает крупных налогоплательщиков** предоставлять органам государственной налоговой службы в электронном виде копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, которые ведутся в электронном виде, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов. Правда, в самом НК механизм реализации данной нормы не конкретизирован.

** Реестр крупных налогоплательщиков на 2011 год утвержден приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1005.

Согласно

ч. 7 п. 5 Порядка № 1245 такая информация предоставляется крупными плательщиками в электронном виде ежеквартально в течение 10 календарных дней после окончания налогового (отчетного) квартала в специализированные инспекции, в которых они стоят на учете (складывается впечатление, что КМУ превысил свои полномочия в части указанного срока, поскольку НК его не содержит и в то же время не предоставляет КМУ соответствующих полномочий). В то же время пока неясно, в какой форме предоставляется такая информация и некоторые другие нюансы, которые, скорее всего, придется дополнительно прояснить ГНАУ.

Обращаем внимание, что обязанность предоставления первичных документов в электронном виде касается только тех документов, которые ведутся в электронном виде. Непосредственно из текста

НК это следует не так уж и однозначно. Однако в предложениях Президента по поводу п.п. 72.1.1.2 НК совершенно четко указано, что нецелесообразно обязывать крупных плательщиков вести все документы в электронном виде. Таким образом, крупные плательщики должны благодарить Президента, который предложил данную поправку на окончательном этапе принятия НК.

Впрочем, не стоит забывать о

п. 85.2 НК, в котором осталось требование о предоставлении крупным плательщиком в электронном виде любых первичных документов, а не только тех, которые в таком виде уже существуют у предприятия. Правда, это не касается периодического предоставления информации, а только случаев проведения проверок.

Крупный плательщик освобождается от периодического предоставления информации и не несет за это никакой ответственности только в случаях наличия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), подтвержденных в порядке, установленном законодательством. Как может быть подтверждено действие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) — тема для отдельного разговора.

Обращаем лишь внимание на то, что обстоятельства непреодолимой силы описаны в

разделе II Перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств, утвержденного постановлением КMУ от 27.12.2010 г. № 1235.

Действие обстоятельств непреодолимой силы может быть вызвано исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями (ураган, буря, наводнение, накопление снега, гололед, землетрясение, пожар, проседание и сдвиг почвы, замерзание моря, закрытия морских проливов, которые случаются на обычном морском пути между портами отгрузки и выгрузки, другое стихийное бедствие и т. п.) или непредвиденными ситуациями, которые происходят независимо от воли и желания налогоплательщика (война, блокада, забастовки, авария).

Доказательствами, которые подтверждают факт наступления (существование) указанных обстоятельств, являются:

— заключение Торгово-промышленной палаты о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины;

— решения Президента Украины об объявлении отдельных местностей Украины зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденные Верховной Радой Украины.

 

Предоставление информации по запросу

 

Согласно п. 73.3 НК информационный запрос:

— должен быть подписан руководителем (либо его заместителем) органа ГНС;

должен содержать перечень запрашиваемой информации и документов, которые ее подтверждают, а также основания для такого запроса (п. 73.3 НК).

Также в

п. 9 и 10 Порядка № 1245 установлены дополнительные требования к такому запросу:

— запрос должен быть оформлен на бланке органа ГНС;

— в запросе должны быть приведены ссылки на нормы закона, на основании которых налоговики имеют право на получение такой информации.

Если данные требования не соблюдены, то согласно

п. 16 Порядка № 1245 плательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.

Впрочем, на наш взгляд, все-таки не помешает проинформировать налоговиков о своем отказе предоставить информацию, обосновав такой отказ нарушением требований, предъявляемых к запросу.

 

Основания для запроса

 

Письменный запрос о предоставлении информации высылается при наличии хотя бы одного основания (

ч. 3 п. 73.3 НК):

— если в результате анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о

нарушении плательщиком налогового, валютного и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;

— для определения

обычных цен во время проведения проверок;

— в

иных случаях, предусмотренных НК, например, в случае необходимости получения информации путем проведения встречной сверки.

Так, согласно

п. 4 Порядка проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232 , в случае отсутствия запрашиваемой органом ГНС (инициатором) информации, орган ГНС (исполнитель) направляет заверенный печатью запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает субъекту хозяйствования или его законному или уполномоченному представителю под расписку.

Также налоговики имеют право путем письменного запроса требовать пояснения и их документальные подтверждения:

— если выявлена

недостоверность данных , содержащихся в налоговых декларациях, предоставленных налогоплательщиком (п.п. 78.1.4 НК);

— на налогоплательщика подана

жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком покупателю налоговой накладной или о нарушении правил заполнения налоговой накладной (п.п. 78.1.9 НК).

 

Предоставление ответа на письменный запрос

 

По общему правилу, налогоплательщик обязан предоставить информацию и ее документальное подтверждение в течение

одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (ч. 5 п. 73.3 НК).

В случае же выявления фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях плательщиком налогового, валютного и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, ответ на запрос о предоставлении информации должен быть предоставлен в

10-дневный срок (п.п. 78.1.1 НК, абз. 2 п. 4 Порядка № 1245). Также 10-дневный срок установлен для ответа на запросы, направленные согласно уже упомянутым выше п.п. 78.1.4 и п.п. 78.1.9 НК.

Запрос считается врученным, если он:

— направлен почтой письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу;

— предоставлен под расписку.

В случае же направления запроса в электронном виде с использованием способов

телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи органа ГНС, такой запрос считается врученным в случае поступления сформированного программным обеспечением уведомления о доставке (п. 13 Порядка № 1245). Обращаем внимание, что подобный способ направления запросов (с использованием телекоммуникационной связи) не предусмотрен НК, а следовательно, данная норма противоречит НК. Кроме того, встает вопрос о том, как налогоплательщик будет доказывать дату получения запроса.

Согласно

п. 15 Порядка № 1245 при ответе на информационный запрос следует указать:

— номер и дату запроса органа ГНС, на который предоставляется ответ;

— запрашиваемую информацию и по требованию налоговиков — перечень документов, который ее подтверждает. В таком случае, на наш взгляд, необходимо заверить документы печатью и подписью плательщика (такой порядок, в частности, следует из

п. 20.1 НК).

 

Последствия

 

Если запрашиваемая налоговиками информация не будет предоставлена, то за этим может последовать документальная

внеплановая выездная проверка. Такая проверка может быть назначена, если плательщик не предоставит информацию и ее документальное подтверждение в течение 10 рабочих дней с момента поступления запроса, направленного по таким основаниям:

— если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС (

п.п. 78.1.1 НК);

— если выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, предоставленных налогоплательщиком (

п.п. 78.1.4 НК);

— на налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной (

п.п. 78.1.9 НК).

 

Использованные нормативные документы

НК —

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о ГНС —

Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Порядок № 1245

— Порядок периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить