Контрагент — частный предприниматель

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Март, 2011/№ 5
Статья

Контрагент — частный предприниматель

На сегодняшний день сразу два законодательных акта требуют подтверждения осуществляемых видов деятельности физическими лицами — предпринимателями: НК и Закон о ЕСВ.

Зачем? Попробуем разобраться в данной статье.

Яна Клыженко, экономист-аналитик

 

Сотрудничество предприятий и

физических лиц — предпринимателей (далее — ФЛ-П) — явление довольно распространенное.

Как известно, ФЛ-П бывают «трех видов»: работающие на общей системе налогообложения, уплачивающие единый налог и приобретающие фиксированный патент. В предыдущих номерах газеты «Налоговый кодекс: консультации и комментарии» мы уже говорили об особенностях осуществления деятельности такими предпринимателями, поэтому подробно останавливаться на этом не будем.

Основные изменения в отношениях между предприятиями и предпринимателями, в частности,

единоналожниками, намечены на 1 апреля 2011 года. Напомним, что с указанной даты в соответствии с п.п. 139.1.12 НК расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у ФЛ-П, уплачивающего единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога, осуществляющего деятельность в сфере информатизации), не учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль. Что касается двух других категорий ФЛ-П (работающих на общей системе налогообложения и приобретающих фикспатент), то столь радикальных новаций не предусмотрено. Хотя определенные особенности все же есть и касаются они абсолютно всех предпринимателей.

Так, для предприятий проблемными могут стать операции, сопровождающиеся выплатой доходов ФЛ-П, например, за приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Дело в том, что в определенных случаях предприятие (покупатель, заказчик) по отношению к предпринимателю (продавцу, исполнителю) будет выступать налоговым агентом, а это, в свою очередь, грозит уплатой НДФЛ, ЕСВ и отражением таких сведений в соответствующей отчетности.

 

Что говорит закон?

 

Отправной точкой в налогообложении доходов ФЛ-П, выплачиваемых предприятием, являются осуществляемые предпринимателем виды деятельности . Подтверждение тому находим в специальных нормативных актах, регулирующих деятельность предпринимателей.

НДФЛ.

Согласно п. 177.8 НК при начислении (выплате) ФЛ-П на общей системе налогообложения дохода от операций, осуществляемых в пределах избранных им видов деятельности, субъект хозяйствования, начисляющий (выплачивающий) такой доход, не удерживает НДФЛ у источника выплаты, если ФЛ-П, получающее такой доход, предоставит копию свидетельства о госрегистрации.

В то же время

п. 177.6 НК уточняет, что если ФЛ-П получает иные доходы, нежели от осуществления предпринимательской деятельности в пределах избранных им видов деятельности, такие доходы облагаются налогом по общим правилам, установленным НК для плательщиков налога — физических лиц.

Кстати, предприятие будет выступать налоговым агентом в отношении ФЛ-П и в том случае, если контролирующие органы установят, что отношения по гражданско-правовому договору на выполнение определенной работы и/или предоставление услуги фактически является трудовыми, а стороны договора могут быть приравнены к работнику или работодателю соответственно

пп. 14.1.195 и 14.1.222 НК. В этом случае объектом налогообложения будет вся сумма начисленного дохода предпринимателя.

В свою очередь, в соответствии с

п. 2 Указа № 727 доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, не включается в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика, а уплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств плательщика единого налога. При этом согласно п. 6 Указа № 727 плательщик единого налога не является плательщиком НДФЛ именно от осуществления того вида предпринимательской деятельности, доход от которой облагается единым налогом. Аналогичную норму можно найти и в НК, в частности, в п.п. 165.1.36 НК. Следовательно, доходы от предпринимательской деятельности, вид которой не указан в свидетельстве об уплате единого налога, будут облагаться налогом по общим правилам.

Установление природы доходов актуально и в случае сотрудничества с

фикспатентщиками, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 14 Декрета № 13-92 доходы граждан от предпринимательской деятельности, связанной с продажей товаров и предоставлением сопутствующих такой продаже услуг на рынках, облагаются налогом по фиксированному размеру налога путем приобретения патента. Доходы такого гражданина, полученные от осуществления других видов предпринимательской деятельности, облагаются налогом в общем порядке.

Учитывая положения указанных выше нормативных актов, можем сделать следующие выводы.

Если выплата доходов предпринимателю производится по результатам операций, осуществляемых

в пределах выбранных им видов деятельности, то порядок налогообложения регулируется специальным законодательством: для физических лиц — предпринимателей на общей системе налогообложения — ст. 177 НК; уплачивающих единый налог — Указом № 727; приобретающих фикспатент — ст. 14 Декрета № 13-92.

Что касается прочих доходов, т. е. получаемых предпринимателем

не от осуществления избранных предпринимателем видов деятельности, то такие доходы облагаются по общим правилам взимания НДФЛ у конкретного источника доходов. В этом случае предприятие приобретает статус налогового агента по отношению к такому предпринимателю, а значит, на него возлагаются обязанности по начислению и уплате НДФЛ.

ЕСВ.

Отслеживать виды предпринимательской деятельности стоит и с целью взимания ЕСВ.

С

01.01.2011 г. в соответствии с абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ плательщиками ЕСВ являются предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации его как предпринимателя), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, имеющих отдельный баланс и самостоятельно ведущих расчеты с застрахованными лицами.

Иначе говоря, при выплате доходов частным предпринимателям

по гражданско-правовым договорам, в рамках которых приобретаются услуги или работы, при определении объекта взимания ЕСВ применяется подход, аналогичный рассмотренному выше. В частности, в случае заключения с предпринимателем гражданско-правового договора:

— ЕСВ

не уплачивается, если предприниматель выполняет работы (оказывает услуги) по договору на выполнение работ (оказание услуг) в рамках тех видов деятельности, которые указаны в его Свидетельстве о госрегистрации;

ЕСВ уплачивается и в части начислений (уплачиваются за счет предприятия), и в части удержаний (удерживаются с вознаграждения ФЛ-П), если предприниматель выполняет работы (оказывает услуги) по договору на выполнение работ (оказание услуг) , которые не относятся к видам деятельности, указанным в его Свидетельстве о госрегистрации.

Как видите, если предприниматель действует

в пределах выбранных видов деятельности, то выплаты, которые производит ему предприятие, не облагаются ни НДФЛ, ни ЕСВ. В противном случае и налог, и взнос с выплат удержать придется.

Пример

. Основными видами деятельности ФЛ-П «Иванов», работающего на общей системе налогообложения и незарегистрированного плательщиком НДС, являются производство и розничная торговля кухонной мебелью. ООО «Звезда» приобрело кухонный гарнитур для офисной столовой стоимостью 3000 грн. и заключило договор на оказание услуг по монтажу такого гарнитура (сумма вознаграждения по договору — 600 грн.).

Реализация кухонного гарнитура — основной вид деятельности ФЛ-П, следовательно, со стоимости товара (3000 грн.) не будут удерживаться ни ЕСВ, ни НДФЛ. Такая сумма будет учтена предпринимателем в составе чистого облагаемого дохода.

А вот монтаж гарнитура не относится к основным видам деятельности, следовательно, ООО «Звезда» будет выступать налоговым агентом по отношению к ФЛ-П «Иванов» согласно п. 177.7 НК.

Таким образом, оплачивая услуги по монтажу кухонного гарнитура, предприятие обязано:

— начислить ЕСВ в размере 208,2 грн. (600 грн. х

34,7* % : 100 %);

— удержать ЕСВ в размере 15,6 грн. (600 грн.

х 2,6* % : 100 %);

— удержать НДФЛ в размере 87,66 грн.((600 грн. - 15,6 грн.)

х 15 % : 100 %);

— выплатить вознаграждение в размере 496,74 грн. (600 грн. - 15,6 грн. - 87,66 грн.).

* В соответствии с Законом о ЕСВ для вознаграждений по гражданско-правовым договорам, заключенным с ФЛ-П, если выполненные работы (оказанные услуги) не соответствуют видам деятельности, указанным в Свидетельстве о госрегистрации, применяются ставки 34,7 % и 2,6 %

.

 

«Джентльменский набор» для предприятия

 

Итак, для целей обложения или необложения ЕСВ и НДФЛ предприятию, контрагентом которого является ФЛ-П, необходимо уточнить виды деятельности, осуществляемые таким физическим лицом.

На первый взгляд, все предельно просто. Однако тут возникает вопрос: откуда предприятие должно взять сведения о видах деятельности, осуществляемых ФЛ-П?

Как уже отмечалось выше, п. 177.8 НК предписывает частным предпринимателям предоставлять копию Свидетельства о госрегистрации. В Законе о ЕСВ также говорится, что виды деятельности ФЛ-П устанавливаются согласно Свидетельству о госрегистрации.

Вот только ссылка на Свидетельство в этих случаях является не совсем корректной. Дело в том, что в самом Свидетельстве о госрегистрации виды деятельности предпринимателя не указываются (приложение 3 к Порядку № 39). Таким образом, ни копия, ни даже оригинал Свидетельства о госрегистрации не помогут узнать, какие именно виды деятельности осуществляет предприниматель.

В отношении ЕСВ внес ясность ПФУ, разъяснив в письме от 06.01.2011 г. № 167/03-30, что с целью подтверждения вида деятельности предпринимателя работодатель может использовать информацию, предоставленную государственным регистратором, где указываются виды деятельности предпринимателя в соответствии с КВЭД.

В соответствии с п. 1.3 приказа № 97 сведения из Единого государственного реестра предоставляются в виде одного из документов: выписки, справки или извлечения.

Исходя из положений приказа № 97 частному предпринимателю следует получить извлечение из Единого государственного реестра. Дело в том, что именно в этом документе по выбору запрашивающего (ФЛ-П) могут быть внесены сведения об основных видах деятельности (п. 5.2 приказа № 97).

Извлечение

— это документ, содержащий сведения о юридических лицах или физических лицах — предпринимателях по критерию поиска, указанному в запросе (п. 5.1 приказа № 97).

Что касается НДФЛ, то ответ находим в

письме ГНАУ от 03.02.2011 г. № 1085/К/17-0714. В письме указывается, что только копии Свидетельства о госрегистрации для подтверждения видов деятельности, осуществляемых ФЛ-П, будет недостаточно. В дополнение к копии Свидетельства о госрегистрации необходимо предоставить справку (предоставляемую по письменному заявлению плательщика налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете), в которой указывается перечень видов деятельности, в соответствии с регистрационной карточкой и избранная система налогообложения доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.

Заметьте, что

речь не идет о копии справки, т. е. подразумевается, что необходимо предоставить оригинал. Так ли это, покажет практика и очередные разъяснения налоговиков.

Итак, учитывая вышеизложенное, стандартный пакет документов, который необходимо получить от предпринимателя, включает:

1)

копию Свидетельства о госрегистрации;

2)

извлечение из Госреестра с указанием видов деятельности (ст. 20 Закона о госрегистрации);

3) — от ФЛ-П

на общей системе налогообложения — справку из налоговой с указанием перечня видов деятельности и избранной системы налогообложения доходов;

— от

единоналожников — копию Свидетельства об уплате единого налога;

— от предпринимателей

на фикспатенте — копию действующего фикспатента.

 

Как получить информацию от госрегистратора

 

Извлечение из Единого государственного реестра можно получить в три шага.

Шаг 1 «Запрос».

Предоставление информации от госрегистратора осуществляется на основании запроса предпринимателя (запрашивающий) (п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации).

Запрос оформляется в соответствии с

приложением 4 к приказу № 97.

Прием запроса осуществляется в исполнительных комитетах городских советов городов областного значения или в районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администрациях независимо от местожительства запрашивающего (

пп. 2.1 и 2.2 приказа № 97).

Запрос подается лично физическим лицом или уполномоченным лицом. Государственному регистратору предъявляются паспорт и документ, удостоверяющий полномочия.

Шаг 2 «Плата».

Получение извлечения — процедура не бесплатная, в частности, в соответствии с п. 5 ст. 20 Закона о госрегистрации за получение извлечения из Единого государственного реестра взимается плата.

Как установлено

п. 5.7 приказа № 97 при обращении для получения извлечения государственный регистратор прорабатывает в течение двух рабочих дней запрос в зависимости от критериев запроса, определяет стоимость извлечения в зависимости от размера информации, которая должна содержаться в извлечении, и выдает запрашивающему справку о стоимости извлечения по форме, приведенной в приложении 5 к приказу № 97.

Размер платы определяется

приказом № 99 и составляет три не облагаемых налогом минимума доходов граждан. С учетом того, что в соответствии с НК не облагаемый налогом минимум доходов граждан составляет 17 грн., плата за получение извлечения из Реестра составляет 51 грн. (17 грн. х 3). К тому же, за каждый лист информации на бланке установленного образца взимается плата в размере 20 % одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан, т. е. 3,40 грн. (17 грн. х 20 % : 100 %).

Обратите внимание: размер платы определен с учетом налога на добавленную стоимость.

Документом, подтверждающим внесение платы за получение сведений из Реестра, является копия квитанции, выданной банком, или копия платежного поручения с отметкой банка.

Шаг 3 «Извлечение».

Предоставление информации от госрегистратора не должно превышать пяти рабочих дней с даты получения запроса (п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации). В частности, извлечение предоставляется в течение рабочего дня после предоставления документа, подтверждающего внесение платы за формирование извлечения из Единого государственного реестра.

Извлечение оформляется на бланке строгой отчетности, имеющем учетную серию и номер, должно быть подписано государственным регистратором и заверено его печатью.

Надеемся, что в ближайшее время наши рассуждения найдут законодательное подкрепление.

 

Использованные нормативные документы

НК

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Закон о госрегистрации —

Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон о ЕСВ

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Декрет № 13-92

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 № 13-92.

Порядок № 39 —

Порядок оформления бланка свидетельства о государственной регистрации юридического лица и бланка свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя, утвержденный приказом Госкомпредпринимательства от 06.04.2004 г. № 39.

Приказ № 97 —

приказ Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «Об утверждении некоторых нормативно-правовых актов о предоставлении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 20.10.2005 г. № 97.

Приказ № 99 —

приказ Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «О размере и порядке внесения платы, взимаемой за получение извлечения и справки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 20.10.2005 г. № 99.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить