Темы статей
Выбрать темы

Особенности налогообложения некоторых плательщиков

Редакция НК
Статья

Особенности налогообложения некоторых плательщиков

 

В этой статье речь пойдет об особенностях обложения налогом на прибыль некоторых плательщиков, в частности:

— производителей сельхозпродукции;

— страховщиков;

— неприбыльных учреждений и организаций;

— субъектов хозяйствования, внедряющих энергоэффективные технологии;

— нерезидентов.

Начнем по порядку. Первыми рассмотрим производителей сельхозпродукции.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Для данной категории плательщиков практически сохранены старые правила налогообложения прибыли, но в то же время есть и некоторые изменения.

Сравнительный анализ механизмов налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции согласно

ст. 155 НК и Закону № 334/94 приведен в табл. 1.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ механизмов налогообложения
 производителей сельскохозяйственной продукции
согласно

НК и Закону № 334/94

Статья НК

Текст НК

Пункт Закона № 334/94

Текст Закона № 334/94

Примечания и комментарии

1

2

3

4

5

155

Предприятия, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, уплачивают налог в порядке и в размерах, предусмотренных этим разделом, по итогам отчетного налогового года

14.1

Предприятия, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, уплачивают налог на прибыль в порядке и в размерах, предусмотренных настоящим Законом, по итогам отчетного налогового года

Без изменений

Валовые доходы и расходы предприятий — производителей сельскохозяйственной продукции, удержанные (понесенные) в течение отчетного налогового года, подлежат индексированию, исходя из официального индекса инфляции за период с месяца, следующего за месяцем понесения таких расходов (получения доходов), до конца отчетного налогового года

НК не предусматривает индексацию доходов и расходов производителей сельхозпродукции на индекс инфляции

П.п. 152.9.1;

ст. 155

Отчетный налоговый период начинается с первого календарного дня налогового периода и заканчивается последним календарным днем налогового периода, кроме:

производителей сельскохозяйственной продукции, определенных ст. 155 этого раздела, для которых годовой налоговый период начинается с 1 июля текущего отчетного года и заканчивается 30 июня следующего отчетного года.

Предприятия, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, подают декларацию по налогу в сроки, определенные законом для годового налогового периода

11.1;

16.4

Налоговый период начинается с первого календарного дня налогового периода и заканчивается последним календарным днем налогового периода, кроме производителей сельскохозяйственной продукции, определенных ст. 14 настоящего Закона, для которых годовой налоговый период начинается с 1 июля текущего отчетного (бюджетного) года.

Предприятия, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, подают декларацию о прибыли в сроки, определенные законом для годового налогового периода...

Без изменений

155

Сумма начисленного налога уменьшается на сумму налога на землю, используемую в сельскохозяйственном производственном обороте

14.1

Сумма начисленного налога уменьшается на сумму налога на землю, используемую в сельскохозяйственном производственном обороте

Плата за землю, которая не используется в сельскохозяйственном производственном обороте, включается производителями сельхозпродукции в состав их расходов (п.п. 138.10.4 НК)

155

Для целей налогообложения к предприятиям, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, относятся предприятия, доход которых от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 50 % общей суммы дохода.

Действие абз. 1 этой статьи не распространяется на предприятия, основной деятельностью которых является производство и/или продажа:
— продукции цветочно-декоративного растениеводства
— дикорастущих растений
— диких животных и птиц
— рыбы (кроме рыбы, выловленной в реках и закрытых водоемах)

— меховых товаров
— ликеро-водочных изделий, пива
— вина и виноматериалов (кроме виноматериалов, которые продаются для последующей переработки), облагаемых налогом в общем порядке

16.4;

14.2

Для целей налогообложения к предприятиям, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, относятся предприятия, валовой доход которых от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 50 % общей суммы валового дохода.

Действие п. 14.1 этой статьи не распространяется на предприятия, основной деятельностью которых является производство и/или продажа продукции цветочно-декоративного растениеводства, дикорастущих растений, диких животных и птиц, рыбы (кроме рыбы, выловленной в реках и закрытых водоемах), меховых товаров, ликеро-водочных изделий, пива, вина и виноматериалов (кроме виноматериалов, которые продаются для последующей переработки), облагаемых налогом в общем порядке

Без изменений

14.3

При продаже товаров, непосредственно связанных с технологическими процессами производства сельскохозяйственной продукции, производителям такой сельскохозяйственной продукции на условиях товарного кредита, валовые доходы кредитора увеличиваются в налоговом периоде, на который в соответствии с условиями такого кредитного договора приходится срок осуществления расчетов с заемщиком.

Если объектом такого товарного кредита являются товары, расходы на которые включаются в состав валовых расходов, датой увеличения валовых расходов заемщика является дата осуществления расчетов по погашению задолженности по такому товарному кредиту.

Если объектом такого товарного кредита являются товары, расходы на которые в соответствии со ст. 8 настоящего Закона подлежат амортизации, датой увеличения балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов является дата осуществления заемщиком расчетов по погашению задолженности по такому товарному кредиту

Ранее п. 14.3 Закона № 334/94 регламентировались правила налогообложения продажи товаров, непосредственно связанных с технологическими процессами производства сельскохозяйственной продукции, производителям такой продукции на условиях товарного кредита.

Вернее, даты возникновения валовых доходов, расходов и увеличения балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов (если объектом такого товарного кредита были товары, расходы на которые подлежали амортизации). С 01.04.2011 г. подобные нормы утратили силу в связи с применением в налоговом учете принципа начисления и соответствия доходов и расходов

 

Также определенные особенности характерны для налогообложения прибыли страховщиков.

 

СТРАХОВЩИКИ

 

Отметим, что ранее налогообложение страховой деятельности было одним из видов операций особого вида, следовательно, и регулировалось ст. 7 Закона № 334/94 (а именно п. 7.2). В НК налогообложение такой деятельности регламентируется отдельной статьей (ст. 156 НК), что означает выделение страховой деятельности среди других операций особого вида.

В соответствии с п. 156.1 НК объектом налогообложения от деятельности страховщика является прибыль от осуществления его деятельности. В соответствии с п. 151.2 НК в случаях, установленных п. 156.2 НК, прибыль от страховой деятельности юридических лиц облагается налогом по ставке 0 %.

В указанном пункте речь идет о страховщиках, осуществляющих страхование жизни.

Таким образом, прибыль страховщиков, полученная ими от страхования жизни, облагается налогом на прибыль по ставке 0 %.

К

доходам страховщика, кроме тех их видов, которые описаны в статье «Доходы плательщика налога» первой части тематического выпуска, относятся также доходы от страховой деятельности. Для целей налогообложения под доходом от страховой деятельности понимается сумма доходов страховщика, начисленная в течение отчетного периода, в том числе в виде:

— страховых платежей, страховых взносов, страховых премий, начисленных страховщиком по договорам страхования, сострахования и перестрахования рисков в течение отчетного периода, уменьшенных на сумму страховых платежей (страховых взносов, страховых премий), начисленных страховщиком, по каждому из видов страхования по договорам перестрахования. Обратите внимание: ранее из доходов страховщика вычитали только страховые платежи, которые были начислены по договорам перестрахования

с резидентом. НК же подобного требования не выдвигает.

Важным моментом является и то, что

страховые платежи, страховые взносы, страховые премии по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его части страховой премии, предусмотренной договором сострахования. Отметим, что нормы Закона № 334/94 упоминали только договоры страхования и перестрахования, не регулируя, таким образом, правила налогообложения доходов страховщика, возникающие в результате заключения и выполнения договоров сострахования;

— суммы уменьшения размера страховых резервов по сравнению со сформированными на конец предыдущего отчетного периода с учетом изменения части перестраховщиков в страховых резервах, сформированных в соответствии с НК;

— инвестиционного дохода, полученного страховщиком от размещения средств резервов страхования жизни;

— доходов в виде курсовых разниц, полученных от перерасчета страховых резервов, созданных по договорам страхования, и активов, которыми представлены страховые резервы по таким договорам, в случаях, если такие страховые резервы и/или активы образованы в иностранной валюте;

— суммы вознаграждений, причитающихся страховщику по заключенным договорам страхования, сострахования, перестрахования;

— доли от страховых взносов, страховых премий и страховых выплат, начисленных перестраховщиками по договорам перестрахования;

— доходов от реализации права регрессного требования страховщика к страхователю или другому лицу, ответственному за причиненные убытки;

— начисленных процентов на депонируемые премии по рискам, принятым в перестрахование;

— суммы санкций за невыполнение условий договора страхования, определенной должником добровольно или по решению суда;

— суммы вознаграждений, начисленных страховщиком за предоставление услуг:

— сюрвейера (физического или юридического лица, осуществляющего обследование объекта перед принятием его на страхование и после наступления страхового случая, а также выясняющего причины страхового события);

— аварийного комиссара (физического или юридического лица, выясняющего причины наступления страхового случая, определяющего размер убытков и соответствующего квалификационным требованиям, предусмотренным законодательством);

— аджастера (физического или юридического лица, принимающего участие в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи с наступлением страхового случая, а также осуществляющего оценку убытка после страхового случая и определяющего сумму страхового возмещения, подлежащую выплате, исходя из обязательств страховщика);

— страхового брокера и

— агента;

— суммы возврата части страховых платежей (взносов, премий) по договорам перестрахования в случае их досрочного прекращения;

— вознаграждений и тантьем (форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования;

— вознаграждения за предоставление услуг страхового агента, брокера;

— других доходов, полученных страховщиком.

Отметим, что

этот перечень не является исключительным, о чем свидетельствует, в частности, наличие последней его позиции.

Если первый из приведенных пунктов, конкретизирующих понятие доходов от страховой деятельности, общий для

НК и Закона № 334/94, то все остальные являются в известной мере нововведением НК.

Также не конкретизировался ранее и состав

расходов страховщика. Кроме тех их видов, о которых шла речь в статье «Расходы плательщика налога» этого номера, к расходам страховщика относятся также расходы, начисленные при осуществлении страховой деятельности, в виде:

— суммы увеличения размера страховых резервов по сравнению со сформированными на конец предыдущего отчетного периода с учетом изменения части перестраховщиков в страховых резервах, сформированных в соответствии с законодательством;

— начисленных сумм страховых выплат (страховых возмещений) по страховым случаям, наступление которых подтверждено соответствующими документами в порядке, установленном действующим законодательством, по договорам страхования, сострахования и перестрахования. В данном случае к страховым выплатам относятся выплаты аннуитетов, пенсий, рент и другие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования;

— аквизиционных расходов;

— расходов на оплату труда и взносов на социальные мероприятия в части проведенной работниками работы по выполнению (сопровождению) договоров страхования и перестрахования, оценке риска и убытков, нанесенных объектам страхования, разработке условий, правил страхования и проведению актуарных расчетов;

— расходов на вознаграждения страховому агенту, страховому и перестраховому брокеру и другим страховщикам за предоставленные услуги по выполнению (сопровождению) договоров страхования и перестрахования;

— суммы вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования, сострахования;

— начисленных процентов на депонируемые премии по рискам, переданным на перестрахование;

— возврата части страховой премии (платежа), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования, перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и/или условиями договора;

— расходов в виде курсовых разниц, полученных от перерасчета страховых резервов, созданных по договорам страхования и активов, которыми представлены страховые резервы по таким договорам, в случаях, если такие страховые резервы и/или активы образованы в иностранной валюте;

— расходов на оплату за выдачу лицензий на ведение страховой деятельности;

— расходов на оплату услуг физическим и юридическим лицам за предоставленные услуги, связанные со страховой деятельностью, в том числе расходы на оформление и предоставление справок, заключений, статистических данных лечебно-профилактических заведений, органов Министерства внутренних дел Украины, специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и т. п.;

— оплаты услуг асистанса;

— расходов на оплату услуг, связанных с разработкой условий, правил страхования;

— услуг актуариев;

— медицинского обслуживания при заключении договора страхования жизни, здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с договором страхования осуществляется страховщиком;

— детективных услуг юридических и физических лиц, имеющих соответствующие разрешения на осуществление такой деятельности, связанные с установлением обоснования страховых выплат;

— расходов на изготовление страховых свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и другой подобной страховой документации;

— услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, экспертных учреждений, аджастеров, аварийных комиссаров, юристов), которых привлекают для оценки риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых случаев;

— расходов на оплату услуг организаций и учреждений за тендерную документацию, если такой тендер открыт для выбора страховщика;

— расходов на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по услугам в сфере страхования, предоставляемым страховщиком;

— других расходов, связанных со страховой деятельностью.

Как и в случае с доходами,

перечень расходов страховщика также не является исчерпывающим.

По результатам деятельности в течение одного года со дня вступления в силу

раздела ІІІ НК (01.04.2011 г.) страховщики, получающие доходы от осуществления страховой деятельности, кроме деятельности по выполнению договоров долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, а также от деятельности, не связанной со страхованием, исчисляют и уплачивают налог на прибыль таким образом:

— в течение отчетного налогового года страховщики ежеквартально уплачивают налог

по ставке 3 % суммы страховых платежей, страховых взносов, страховых премий, полученных (начисленных) страховщиками-резидентами в течение отчетного периода по договорам страхования, сострахования и перестрахования рисков на территории Украины или за ее пределами;

— по результатам отчетного года страховщики рассчитывают размер налога на прибыль, исчисляемый от налогооблагаемой прибыли в порядке, установленном

ст. 156 и п.п. 134.1.1 НК, но не уплачивают его.

Следует отметить, что страховые резервы рассчитываются согласно методике формирования резервов по страхованию жизни и правилам формирования, учета и размещения страховых резервов по видам страхования иным, нежели страхование жизни, определенным специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг.

Имеет свои особенности налогообложение страховщиков, осуществляющих

страхование жизни. Приведены такие особенности в п. 156.2 НК.

Объектом налогообложения от осуществления страховой деятельности по страхованию жизни является прибыль от страховой деятельности по

долгосрочному страхованию жизни и пенсионному страхованию в пределах негосударственного пенсионного обеспечения. Определяется такая прибыль в соответствии со ст. 156 НК
с учетом требований, установленных п. 156.1 и п.п. 153.1.7 НК. Облагается налогом он по ставке 0 % в случае выполнения требований к заключению таких договоров, определенных п.п. 14.1.52 НК, согласно которому:

Договор долгосрочного страхования жизни — договор страхования жизни сроком на пять и более лет, предусматривающий страховую выплату единовременно или в виде аннуитета, если застрахованное лицо дожило до окончания срока действия договора страхования или события, предусмотренного в договоре страхования, или достигло возраста, определенного договором.

Такой договор не может предусматривать частичных выплат в течение первых пяти лет его действия, кроме осуществляемых при наступлении страховых случаев, связанных со смертью или болезнью застрахованного лица либо несчастным случаем, приведших к установлению застрахованному лицу инвалидности I или II группы либо установлению инвалидности лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста.

При этом плательщик налога — работодатель не может быть выгодоприобретателем по таким договорам страхования жизни

Таким образом, только при условии соблюдения всех вышеуказанных требований к подобным договорам, страховщик имеет право облагать налогом прибыль от страхования по ставке 0 %.

Расходы

от осуществления страховой деятельности по долгосрочному страхованию жизни и пенсионному страхованию в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, кроме прямых расходов, включают суммы расходов страховщика, осуществляющего страхование жизни, распределенных пропорционально удельному весу дохода от долгосрочного страхования жизни, пенсионного страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения и других договоров страхования жизни.

То есть для определения суммы расходов от осуществления:

а) страховой деятельности по долгосрочному страхованию жизни;

б) пенсионного страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения

необходимо соблюдать следующий порядок действий:

1) определить удельный вес доходов от долгосрочного страхования жизни в общей сумме доходов (путем деления);

2) определить удельный вес доходов от пенсионного страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения в общей сумме доходов (путем деления или если другие доходы от страхования предприятие не получает, путем вычитания с единицы удельного веса, полученного в результате выполнения исчислений по пункту 1);

3) определить сумму расходов от долгосрочного страхования жизни (путем умножения общей суммы расходов на показатель, полученный в результате выполнения исчислений по пункту 1);

4) определить сумму расходов от пенсионного страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения (путем умножения общей суммы расходов на показатель, полученный в результате выполнения исчислений по пункту 2).

Требования к заключению договоров негосударственного пенсионного обеспечения устанавливались

Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». Их нарушение приводило к налогообложению доходов, полученных страховщиком по таким договорам, по ставке 3 % в налоговом периоде, в котором состоялся факт такого нарушения, с начислением пени на сумму налогового долга.

НК

существования такой ставки вообще не предусматривает (кроме переходного периода, который будет продолжаться 1 год). Однако в нем, как и в Законе № 334/94, указано, что только в случае выполнения установленных требований прибыль, полученная от выполнения договоров по долгосрочному страхованию жизни и пенсионного страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, облагается налогом по ставке 0 %.

Из этого логично предположить, что при нарушении таких требований должна применяться ставка

иная, нежели 0 % . Все возможные ставки налога на прибыль приведены в ст. 151 НК. Поскольку в соответствии с п. 151.3 НК ставки 0, 4, 6, 12, 15 и 20 % применяются только к доходам нерезидентов и приравненных к ним лиц с источником их происхождения из Украины в случаях, установленных ст. 160 НК, то отсюда можно сделать вывод, что в нашем случае должна применяться основная ставка налога.

Хотя не исключено, что авторы

НК в данном случае имели в виду само применение ставки 3 %, однако делать однозначные выводы до получения соответствующих официальных разъяснений рановато.

Договор долгосрочного страхования жизни или по негосударственному пенсионному обеспечению может быть расторгнут в течение первых 5 лет его действия по любым причинам, до окончания минимального срока его действия или до наступления соответствующего страхового случая, установленных

НК и другим законодательством. В результате этого происходит частичная страховая выплата, выплата выкупной суммы или полное прекращение обязательств страховщика по такому договору перед плательщиком налога. В таком случае плательщик налога, ранее увеличивший свои расходы согласно нормам п. 142.2 НК, обязан включить в состав доходов за соответствующий отчетный период сумму таких предварительно оплаченных платежей, взносов, премий.

Кроме того, таким плательщиком налога

начисляется пеня в размере 120 % учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения у страхователя налогового обязательства по налогу, возникающего в результате такого увеличения доходов, исчисленных с учетом суммы такого налогового обязательства, которое рассчитывается с начала налогового периода, следующего за периодом, в котором такой плательщик налога впервые увеличил расходы на сумму таких страховых платежей в рамках такого договора, до дня подачи налоговой декларации по результатам налогового периода, на который приходится факт такого досрочного расторжения или нарушения других требований.

При этом выкупная сумма или ее часть, возвращаемая плательщику налога страховщиком, не включается в состав доходов такого плательщика налога.

Такой же порядок действий предусматривается и в том случае, когда нарушаются другие требования, установленные

НК к договорам долгосрочного страхования жизни или негосударственного пенсионного обеспечения.

Обратим ваше внимание на то, что пеня, согласно

НК, начисляется в размере 120 % учетной ставки НБУ, в то время как действующий ранее порядок предусматривал начисление обычного (100 %) размера пени.

Штрафные санкции

за занижение объекта налогообложения в таких случаях как к страховщику, так и к плательщику налога не применяются.

Страхователем при долгосрочном страховании жизни может выступать и работодатель. Долгосрочный договор страхования жизни, заключенный в таком случае, может предусматривать изменение страхователя (работодателя) на нового страхователя. Им может быть:

— новый работодатель;

— застрахованное лицо (в случае его увольнения).

Кроме того, подобный договор может предусматривать изменение страховщика на нового страховщика.

Подобные изменения должны подтверждаться трехсторонним соглашением между страхователем (страховщиком), новым страхователем (страховщиком) и застрахованным лицом.

Обратим ваше внимание еще на один важный момент.

Согласно НК плательщики налога должны вести отдельный учет доходов и расходов, связанных с получением прибыли, освобождаемой от налогообложения или облагаемой налогом по ставке ниже основной.

Далее перейдем к рассмотрению особенностей налогообложения деятельности неприбыльных учреждений и организаций.

 

НЕПРИБЫЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

В первую очередь выясним, что подразумевает

НК (а именно п.п. 14.1.121) под такими учреждениями и организациями.

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации — предприятия, учреждения и организации, основной целью деятельности которых является не получение прибыли, а осуществление благотворительной деятельности и меценатства и другой деятельности, предусмотренной законодательством

Особенности их налогообложения установлены

ст. 157 НК и применяются по отношению к тем неприбыльным учреждениям и организациям, которые зарегистрированы согласно требованиям законодательства и внесены органами государственной налоговой службы в Реестр неприбыльных организаций и учреждений.

Основываясь на нормах

ст. 157 НК, можно представить такую классификацию неприбыльных организаций и учреждений, а также перечень освобожденных доходов, который предусмотрен для каждой из таких групп (табл. 2).

 

Таблица 2. Классификация неприбыльных организаций и соответствующих им доходов, освобожденных от налогообложения

Вид неприбыльной
организации

Состав освобожденных
доходов

Комментарии

1

2

3

Органы государственной власти Украины (министерства и другие центральные органы государственной власти)

1. Средства или имущество, поступающие бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований.

2. Пассивные доходы.

3. Средства или имущество, поступающие в качестве компенсации стоимости полученных государственных услуг, в том числе доходов государственных учебных заведений, полученных от изготовления и реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг, в том числе от предоставления платных услуг, связанных с их основной уставной деятельностью.

4. Дотации или субсидии, полученные из бюджетов или государственных целевых фондов или в пределах технической или благотворительной, в том числе гуманитарной, помощи*

Доходы зачисляются в состав смет (на специальный счет) для содержания таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов таких смет (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно их уставам), рассчитанных и утвержденных в порядке, установленном КМУ.

Термин «государственные услуги» следует понимать как любые платные услуги, обязательность получения которых устанавливается законодательством и которые предоставляются физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств соответствующих бюджетов.

Под «основной деятельностью» при этом следует понимать деятельность неприбыльных организаций, определенную для них как основная законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации. В основную деятельность также включается продажа неприбыльной организацией товаров, выполнение работ, предоставление услуг, пропагандирующих принципы

Органы исполнительной власти (центральные органы исполнительной власти, местные государственные администрации и т. д.)

Органы местного самоуправления

Заведения и учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения, а также архивные учреждения и реабилитационные учреждения для инвалидов и детей-инвалидов, имеющие соответствующую лицензию, содержащиеся за счет соответствующих бюджетов

Благотворительные фонды и благотворительные организации

1. Средства или имущество, поступающие бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований.

2. Пассивные доходы.

3. Средства или имущество, поступающие от ведения основной деятельности, с учетом положений п. 157.13 НК.

4. Дотации или субсидии, полученные из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов или в пределах технической или благотворительной, в том числе гуманитарной, помощи*

и идеи, для защиты которых была создана такая неприбыльная организация и которые являются тесно связанными с ее основной деятельностью, если цена таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг является ниже обычной или когда такая цена регулируется государством

Общественные организации

Творческие союзы

Политические партии

Научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III — IV уровней аккредитации, внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства

Заповедники

Музеи и музеи-заповедники

Отметим, что Закон № 334/94 (в отличие от НК) не относил к неприбыльным учреждениям, предприятиям и организациям:
— общественные организации, созданные с целью предоставления реабилитационных, физкультурно-спортивных для инвалидов (детей-инвалидов) и социальных услуг, правовой помощи, а также просветительской деятельности;
— союзы общественных организаций инвалидов;
— музеи-заповедники

Пенсионные фонды

1. Средства, поступающие в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение или взносов на другие нужды, предусмотренные законодательством.

2. Доходы от осуществления операций с активами (в том числе пассивные доходы) негосударственных пенсионных фондов и кредитных союзов, по пенсионным вкладам (взносам), счетам участников фондов банковского управления в соответствии с законом по этим вопросам.

3. Дотации или субсидии, полученные из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов или в пределах технической или благотворительной, в том числе гуманитарной, помощи*

Доходы таких организаций распределяются исключительно между их участниками в порядке, установленном соответствующим законом

Кредитные союзы

Другие, нежели определенные в п.п. «б» п. 157.1 НК, юридические лица, деятельность которых не предусматривает получение прибыли согласно нормам соответствующих законов

1. Разовые или периодические взносы, отчисления учредителей и членов.

2. Средства или имущество, поступающие от осуществления основной деятельности и в виде пассивных доходов.

3. Дотации или субсидии, полученные из бюджетов или государственных целевых фондов или в пределах технической или благотворительной, в том числе гуманитарной, помощи*

Если такие доходы на конец первого квартала года, следующего за отчетным, превышают 25 % общих доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года, то неприбыльная организация обязана уплатить налог из нераспределенной суммы прибыли по основной ставке налога (в 2011 г. — 23 %) к сумме такого превышения.

Пассивные доходы включают доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, страховых выплат и возмещений, а также роялти

* Кроме дотаций на регулирование цен на платные услуги, предоставляемые таким неприбыльным организациям или через них их получателям согласно законодательству, с целью снижения уровня таких цен.

Союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, созданные для представления интересов учредителей (членов, участников), содержащиеся только за счет взносов таких учредителей (членов, участников) и не осуществляющих хозяйственную деятельность, за исключением получения пассивных доходов

1. Разовые или периодические взносы учредителей и членов.

2. Пассивные доходы.

3. Дотации или субсидии, полученные из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов или в пределах технической или благотворительной, в том числе гуманитарной, помощи, предоставляемых таким неприбыльным организациям в соответствии с условиями международных договоров*

Религиозные организации

1. Средства или имущество, поступающие бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований.

2. Любые другие доходы от предоставления культовых услуг, а также пассивные доходы

Жилищно-строительные кооперативы и объединения совладельцев многоквартирного дома

1. Взносы, средства или имущество, поступающие для обеспечения потребностей основной деятельности.

2. Пассивные доходы

Профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, организации работодателей и их объединения

1. Вступительные, членские и целевые взносы.

2. Отчисление средств предприятий, учреждений и организаций на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу.

3. Безвозвратная финансовая помощь или добровольные пожертвования.

4. Пассивные доходы.

5. Стоимость имущества и услуг, полученных первичной профсоюзной организацией от работодателя согласно положениям коллективного договора (соглашения), с целью обеспечения условий деятельности такой профсоюзной организации

В Законе № 334/94 шла речь только о членских взносах, в то время как НК называет также вступительные, членские и целевые взносы

* Кроме дотаций на регулирование цен на платные услуги, предоставляемые таким неприбыльным организациям или через них их получателям согласно законодательству, с целью снижения уровня таких цен.

 

Таким образом, со вступлением в силу

НК порядок налогообложения доходов неприбыльных учреждений, предприятий и организаций практически не подвергся изменениям.

Разобравшись с тем, какие доходы не подлежат налогообложению, попробуем рассмотреть, каким образом должны распределяться такие доходы.

Доходы или имущество неприбыльных организаций

, за исключением органов государственной власти и местного самоуправления, а также созданных ими учреждений или организаций, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов и кредитных союзов и пенсионных фондов, не подлежат распределению между их учредителями, участниками или членами. Кроме того, они не могут использоваться для выгоды какого-либо отдельного учредителя, участника или члена такой неприбыльной организации, ее должностных лиц. Исключение при этом составляет оплата труда и отчисление на социальные мероприятия должностных лиц.

Доходы кредитных союзов и пенсионных фондов распределяются исключительно между их участниками

в порядке, установленном соответствующим законом.

Следует отметить, что не только доходы других, нежели определенные в

п.п. «б» п. 157.1 НК, юридических лиц (о чем уже говорилось в табл. 2) могут подлежать налогообложению.

Так, если неприбыльная организация получает доход из источников других, нежели определенные

пп. 157.2 — 157.9 НК, она обязана уплатить налог на прибыль, определяемый как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.

При этом при определении сумм налогооблагаемой прибыли

сумма амортизационных отчислений не учитывается в составе расходов плательщика.

Следует обратить внимание и на то, что со вступлением в силу

НК кое в чем уточнены правила регистрации неприбыльных организаций в центральном органе государственной налоговой службы. Если ведение Реестра всех неприбыльных организаций и их обособленных подразделений, которые освобождаются от налогообложения, осуществляется им как и ранее, то теперь в НК четко указано еще и то, что право неприбыльной организации на пользование льготами в обложении налогом на прибыль возникает только после внесения организации в Реестр неприбыльных организаций и учреждений.

Государственная регистрация неприбыльных организаций осуществляется в соответствии с

Положением о Реестре неприбыльных организаций и учреждений, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.01.2011 г. № 37. Перерегистрация в предусмотренных законом случаях осуществляется без взимания платы с такой неприбыльной организации.

Регулируются

НК и действия неприбыльной организации в случае ее ликвидации. Ее активы в таком случае должны быть переданы одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачислены в доход бюджета, если иное не предусмотрено законом, регулирующим деятельность такой неприбыльной организации.

Прописаны в

НК, как это ранее было сделано в Законе № 334/94, и функции центрального органа государственной налоговой службы по налогообложению неприбыльных организаций. В частности, он:

— устанавливает порядок учета и подачи налоговой отчетности об использовании средств неприбыльных организаций (определенных в

п.п. «є» п. 157.1 НК в части учета и подачи налоговой отчетности по доходам, подлежащим налогообложению), закрепленный Порядком составления Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 31.01.2011 г. № 56;

— решает вопрос об исключении организаций из Реестра неприбыльных организаций и учреждений и налогообложения их доходов при нарушении ими положений

НК и других законодательных актов о неприбыльных организациях.

При этом к нарушениям относится также использование освобожденных от налогообложения средств на цели, не предусмотренные уставом, в частности для осуществления хозяйственной деятельности. Средства и имущество, использованные не по целевому назначению, считаются доходом и подлежат налогообложению по основной (базовой) ставке.

Любые решения центрального органа государственной налоговой службы, как и ранее, могут быть обжалованы в судебном порядке.

И последнее, на что следует обратить внимание:

от налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, полученные в виде средств как третейский сбор.

Далее речь пойдет о налогообложении

предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии.

 

ПРЕДПРИЯТИЯ, ВНЕДРЯЮЩИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Налогообложение таких предприятий регулируется ст. 158 НК. В Законе № 334/94 правила налогообложения содержались среди других норм, регулировавших налогообложение операций особого вида.

Однако существенным изменениям подверглись не только взгляды на содержание подобных отношений, но и собственно сами правила налогообложения. Если ранее прибыль предприятий, полученная от продажи на таможенной территории определенных видов товаров, освобождалась от налогообложения в полном объеме, то теперь — только 80 %. О каких товарах идет речь в данном случае? Это товары собственного производства, перечень которых устанавливается КМУ. К ним, в частности, относятся:

— оборудование, работающее на восстанавливаемых источниках энергии ( Закон № 334/94 упоминал еще и оборудование, работающее на нетрадиционных источниках энергии);

— материалы, сырье, оборудование и комплектующие, которые будут использоваться в производстве энергии из восстанавливаемых источников энергии. Ранее прибыль от продажи таких товаров не подлежала льготному налогообложению;

— энергоэффективное оборудование и материалы, изделия, эксплуатация которых обеспечивает экономию и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов;

— средства измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов;

— оборудование для производства альтернативных видов топлива.

Таким образом, перечень товаров, продажа которых подлежит льготному налогообложению, дополнен материалами, сырьем, оборудованием и комплектующими, которые будут использоваться в производстве энергии из возобновляемых источников энергии.

Суммы средств, высвобожденных в связи с предоставлением этой налоговой льготы, должны направляться плательщиком налога на увеличение объемов производства в установленном КМУ порядке.

В случае нарушения целевого использования средств плательщик налога обязан определить прибыль, не обложенную налогом в связи с предоставлением налоговой льготы, и обложить налогом ее в текущем периоде, а также уплатить пеню за соответствующий период.

Кроме того, согласно п. 158.2 НК освобождается от налогообложения прибыль, полученная от осуществления энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов предприятий, включенных в Государственный реестр предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих разработку, введение и использование энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов. Однако освобождению в данном случае подлежит не вся прибыль, а только 50 %.

Таким образом, порядок налогообложения осуществления энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов НК оставил без изменений.

В Государственный реестр предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих разработку, введение и использование энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов, включаются предприятия, учреждения и организации, включенные в отраслевые программы по энергоэффективности и по результатам проведения экспертизы в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов. Кроме того, такие предприятия должны получить заключение этого органа о соответствии энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов, которые уже внедрены или находятся на стадии разработки и внедрения, критериям энергоэффективности и быть включенными в отраслевые программы по энергоэффективности.

Ведение Государственного реестра предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих разработку, введение и использование энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов, возлагается на центральный орган исполнительной власти по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов.

Он же утверждает порядок включения предприятий в Государственный реестр предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих разработку, введение и использование энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов.

При внедрении плательщиком налога энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов такой плательщик должен обеспечить отдельный учет прибыли или убытка, полученного от осуществления указанных мероприятий и реализации проектов в утвержденном КМУ порядке. Подобное требование в Законе № 334/94 не содержалось.

Отметим, что предприятие может применять льготы в налогообложении только в течение 5 лет с момента получения первой прибыли в результате повышения энергоэффективности производства.

Подверглось изменениям и налогообложение нерезидентов. В чем именно проявляются изменения — читайте далее.

 

НЕРЕЗИДЕНТЫ

 

Сначала напомним, каким образом трактует понятие «нерезиденты» НК (п.п. 14.1.122):

Нерезиденты — это

а) иностранные компании, организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные либо легализованные) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины;

б) дипломатические представительства, консульские учреждения и прочие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине;

в) физические лица, не являющиеся резидентами Украины

Как и ранее, налогообложение нерезидентов имеет ряд особенностей. Регулируется оно отныне

ст. 160 НК. Логично, что правила налогообложения распространяются только на доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины.

Согласно

п. 160.1 НК такие доходы включают:

а) проценты, дисконтные доходы, уплачиваемые в пользу нерезидента, в том числе проценты по займам и долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом;

б) дивиденды, уплачиваемые резидентом;

в) роялти;

г) фрахт и доходы от инжиниринга;

ґ) лизинговую/арендную плату, уплачиваемую резидентами или постоянными представительствами в пользу нерезидента — лизингодателя/арендодателя по договорам оперативного лизинга/аренды;

д) доходы от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории Украины, принадлежащего нерезиденту (в том числе имущества постоянного представительства нерезидента);

е) прибыль от осуществления операций по торговле ценными бумагами, деривативами или другими корпоративными правами, определенная в соответствии с нормами

НК. Отметим, что Законом № 334/94 прибыль от осуществления операций по торговле деривативами в состав доходов нерезидентов не включалась;

є) доходы, полученные от осуществления совместной деятельности на территории Украины, доходы от осуществления долгосрочных контрактов на территории Украины;

ж) вознаграждение за осуществление нерезидентами или уполномоченными ими лицами культурной, образовательной, религиозной, спортивной, развлекательной деятельности на территории Украины;

з) брокерское, комиссионное или агентское вознаграждение, полученное от резидентов или постоянных представительств других нерезидентов в отношении брокерских, комиссионных или агентских услуг, предоставленных нерезидентом или его постоянным представительством на территории Украины в пользу резидентов;

и) взносы и премии на страхование или перестрахование рисков в Украине (в том числе страхование рисков жизни) или страхование резидентов от рисков за пределами Украины;

і) доходы, полученные от деятельности в сфере развлечений (кроме деятельности по проведению государственной денежной лотереи);

ї) доходы в виде благотворительных взносов и пожертвований в пользу нерезидентов;

й) другие доходы от осуществления нерезидентом (или постоянным представительством этого или другого нерезидента) хозяйственной деятельности на территории Украины, за исключением доходов в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, переданных, выполненных, предоставленных резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства), в том числе стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению.

Резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица (кроме постоянного представительства нерезидента на территории Украины) любую выплату из дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в национальной валюте), обязаны удерживать налог с таких доходов по ставке в

15 % их суммы.

Облагаются налогом такие доходы за их (нерезидентов) счет. При этом рассчитанная сумма налога уплачивается в бюджет при такой выплате, если иное не предусмотрено положениями вступивших в силу международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты.

Но есть исключения из этих правил. Доходы, о которых пойдет речь далее, облагаются налогом на прибыль по другим ставкам.

Так, прибыли нерезидентов, полученные в виде

доходов от беспроцентных (дисконтных) облигаций или казначейских обязательств, облагаются налогом по основной (базовой) ставке. При этом придется учитывать следующие моменты:

1. Базой налогообложения является прибыль, которая рассчитывается как разница между номинальной стоимостью беспроцентных (дисконтных) ценных бумаг, уплаченной или начисленной их эмитентом, и ценой их приобретения на первичном или вторичном фондовом рынке.

2. С целью осуществления налогового контроля приобретение или продажа указанных ценных бумаг может осуществляться от имени и за счет нерезидента

исключительно его постоянным представительством или резидентом, работающим от имени, за счет и по поручению такого нерезидента.

3. Резидент или его постоянное представительство несут ответственность за полное и своевременное начисление и внесение в бюджет налогов, удержанных при выплате нерезиденту доходов от владения процентными или беспроцентными ценными бумагами. Центральный орган государственной налоговой службы устанавливает порядок подачи резидентами или постоянными представительствами нерезидента расчета налоговых обязательств нерезидентов и отчетов об удержании и внесении в соответствующий бюджет налогов.

4. Резиденты, работающие от имени, за счет и по поручению нерезидента на рынке процентных или беспроцентных (дисконтных) облигаций или казначейских обязательств, самостоятельно подают органу государственной налоговой службы по месту своего расположения отчет об удержании и внесении в соответствующий бюджет надлежащих налогов.

Согласно

п. 160.4 НК не подлежат налогообложению доходы, полученные нерезидентами в виде процентов или дохода (дисконта) на государственные ценные бумаги или облигации местных займов, или долговые ценные бумаги, выполнение обязательств по которым обеспечено государственными или местными гарантиями, проданные или размещенные нерезидентам за пределами территории Украины через уполномоченных агентов-нерезидентов, или процентов, уплаченных нерезидентам за полученные государством или в бюджет Автономной Республики Крым или городской бюджет займы (кредиты или государственные внешние займы), отображающиеся в Государственном бюджете Украины или местных бюджетах или смете НБУ, или за кредиты (займы), полученные субъектами хозяйствования и выполнение которых обеспечено государственными или местными гарантиями.

Отметим, что в

Законе № 334/94 не предусматривалось освобождение от налогообложения для процентов или дохода на долговые ценные бумаги, выполнение обязательств по которым обеспечено государственными или местными гарантиями. Не освобождались от налогообложения ранее и проценты, уплаченные нерезидентам за кредиты (займы), полученные субъектами хозяйствования и выполнение которых обеспечено государственными гарантиями.

Согласно

п. 160.5 НК по ставке 6 % у источника выплаты таких доходов и за их счет облагается налогом сумма фрахта, уплачиваемая резидентом нерезиденту по соответствующим договорам. В соответствии с п.п. 14.1.260 НК:

Фрахт — вознаграждение (компенсация), уплачиваемое по договорам перевозки, найма или поднайма судна или транспортного средства (их частей) для:

— перевозки грузов и пассажиров морскими или воздушными судами;

— перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом

При этом:

1) базой для налогообложения является базовая ставка такого фрахта*;

2) лицом, уполномоченным взыскивать налог и вносить его в бюджет, является резидент, выплачивающий такие доходы, независимо от того, является он плательщиком налога или нет, а также независимо от того, является он субъектом упрощенного налогообложения или нет.

* Согласно п.п. 14.1.12 НК

базовая ставка фрахта — сумма фрахта, включая расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и складированию (хранению) товаров, увеличенная на сумму расходов за рейс судна или другого транспортного средства, уплачиваемых (возмещаемых) фрахтовщиком согласно заключенному договору фрахтования.

С введением

НК изменения коснулись налогообложения страховщиков и других резидентов, осуществляющих страхование нерезидентов.

Согласно

п. 160.6 НК страховщики или другие резиденты, осуществляющие:

— страховые платежи (страховые взносы, страховые премии) и

— страховые выплаты (страховые возмещения)

в рамках договоров страхования или перестрахования рисков (в том числе страхование жизни)

в пользу нерезидентов, обязаны облагать налогом перечисляемые суммы следующим образом:

а) в рамках договоров по обязательным видам страхования, по которым страховые выплаты (страховые возмещения) осуществляются в пользу физических лиц — нерезидентов, а также по договорам страхования в пределах системы международных договоров «Зеленая карта» — по ставке

0 %;

б) в рамках договоров страхования рисков за пределами Украины, по которым страховые выплаты (страховые возмещения) осуществляются в пользу нерезидентов, кроме рисков, указанных в предыдущем пункте, — по ставке

4 % перечисляемой суммы за собственный счет страховщика в момент осуществления перечисления такой суммы;

в) при заключении договоров страхования или перестрахования риска непосредственно со страховщиками и перестраховщиками-нерезидентами, рейтинг финансовой надежности (стойкости) которых соответствует требованиям, установленным специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг (в том числе через или при посредничестве перестраховых брокеров, подтверждающих, что перестрахование осуществлено у перестраховщика, рейтинг финансовой надежности (стойкости) которого соответствует требованиям, установленным указанным уполномоченным органом), а также при заключении договоров перестрахования по обязательному страхованию гражданской ответственности оператора ядерной установки за вред, который может быть нанесен в результате ядерного инцидента, — по ставке

0 %;

г) в иных случаях, нежели указанные в предыдущих пунктах, — по ставке

12 % суммы таких выплат за собственный счет в момент осуществления перечисления таких выплат.

При этом особое внимание следует обратить на пункты «а» и «б», так как в

Законе № 334/94 подобных видов выплат, подлежащих налогообложению, не было. То есть ранее по ставке 0 % облагались налогом только выплаты, указанные в пункте «в». Те же их виды, которые теперь приведены в пунктах «а» и «б», ранее попадали под определение «другие случаи, нежели указанные в предыдущих пунктах», а поэтому при их налогообложении применялась ставка 12 %.

Согласно

п. 160.7 НК резиденты, осуществляющие выплаты нерезидентам за производство и/или распространение рекламы о таком резиденте, при такой выплате уплачивают налог по ставке 20 % суммы таких выплат за собственный счет. Закон № 334/94 в данном случае говорил о рекламных услугах, предоставленных нерезидентами на территории Украины. Теперь, как видим, требования о том, что реклама должна производиться или распространяться на территории нашего государства, нет.

Суммы прибылей нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство,

облагаются налогом в общем порядке.

При этом такое постоянное представительство приравнивается с целью налогообложения к плательщику налога, осуществляющему свою деятельность

независимо от такого нерезидента.

Бывают случаи, когда нерезидент осуществляет свою деятельность не только в Украине, но и за ее пределами, и не определяет прибыль от своей деятельности, которая ведется им через постоянное представительство в Украине. В таком случае для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению в Украине, нерезидент должен составить обособленный баланс финансово-хозяйственной деятельности и согласовать его с органом государственной налоговой службы по местонахождению своего постоянного представительства.

Временами случается так, что путем прямого подсчета невозможно определить прибыль, полученную нерезидентами с источником его происхождения из Украины. В таком случае налогооблагаемая прибыль определяется органом государственной налоговой службы как разница между доходом и расходами, определенными путем применения к сумме полученного дохода коэффициента

0,7.

Резиденты, предоставляющие агентские, доверительные, комиссионные и другие подобные услуги по продаже или приобретению товаров, работ, услуг за счет и в пользу нерезидента (в том числе заключение договоров с другими резидентами от имени и в пользу нерезидента), удерживают и перечисляют в соответствующий бюджет налог с дохода, полученного таким нерезидентом из источников в Украине, определенный в порядке, предусмотренном для налогообложения прибылей нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины через постоянное представительство. При этом такие резиденты не подлежат дополнительной регистрации в органах государственной налоговой службы как плательщики налога.

Но это еще не все, что нужно знать о налогообложении нерезидентов: некоторые специальные правила осветим в следующем пункте нашей статьи.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕРЕЗИДЕНТОВ

 

Такие правила установлены

ст. 161 НК. Касаются они как самих нерезидентов, так и плательщиков, которые сотрудничают с ними.

Так, в случае заключения договоров с нерезидентами не разрешается включение в них налоговых оговорок, согласно которым предприятия, выплачивающие доходы, принимают на себя обязательство по уплате налогов на доходы нерезидентов.

В случае заключения договоров, предусматривающих осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, имеющих оффшорный статус, или при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета, независимо от того, осуществляется ли такая оплата (в денежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов или нерезидентов, расходы плательщиков налога на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их расходов в сумме, составляющей

85 % стоимости этих товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 161.3 НК:

Нерезиденты, имеющие оффшорный статус, — это нерезиденты, расположенные на территории оффшорных зон, за исключением нерезидентов, расположенных на территории оффшорных зон, которые предоставили плательщику налога выписку из правоустанавливающих документов, легализированную соответствующим консульским учреждением Украины, которая свидетельствует об обычном (неоффшорном) статусе такого нерезидента. При существовании договоров, определенных абз. 1 п. 161.2 НК, плательщик налога должен сослаться на наличие указанной выписки в пояснении к налоговой декларации

Правило об ограничении включения в состав расходов начинает применяться с календарного квартала, следующего за кварталом, на который приходится официальное опубликование перечня оффшорных зон, установленного КМУ. В случае необходимости внесения изменений в этот перечень такие изменения должны вноситься не позднее чем за 3 месяца до нового отчетного (налогового) года и вводятся в действие с начала нового отчетного (налогового) года. На сегодняшний день такой перечень установлен

Распоряжением КМУ от 23.02.2011 г. № 143-р «О перечне оффшорных зон».

С целью устранения двойного налогообложения суммы налога на прибыль, полученную из иностранных источников, уплаченные субъектами хозяйствования за рубежом, зачисляются при уплате ими налога в Украине. При этом зачислению подлежит сумма налога, рассчитанная по правилам, установленным

разделом III НК.

При этом размер зачисленных сумм налога из иностранных источников в течение налогового периода не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в Украине таким плательщиком налога в течение такого периода.

Но не все налоги могут быть зачислены в уменьшение налоговых обязательств. Так, не подлежат зачислению такие налоги, уплаченные в других странах:

— налог на капитал/имущество и прирост капитала;

— почтовые налоги;

— налоги на реализацию (продажу);

— другие непрямые налоги независимо от того, относятся ли они к категории подоходных налогов или облагаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств.

Закон № 334/94

разрешал зачислять в уменьшение налоговых обязательств также суммы налога, уплаченные из пассивной прибыли (дивидендов, процентов, страхования, роялти). Сейчас подобного права плательщик налога не имеет.

Зачисление уплаченных за таможенной границей Украины сумм налога осуществляется при условии подачи письменного подтверждения налогового органа другого государства о факте уплаты такого налога и при наличии действующего международного договора Украины об избежании двойного налогообложения доходов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше