Определение суммы налоговых обязательств и обжалование решений контролирующих органов

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Ноябрь, 2011/№ 22
Статья

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

Тема этой статьи чрезвычайно актуальна как для плательщиков налогов, так и для представителей контролирующих органов, ведь лежит на точке пересечения их интересов. Органы ГНС и таможенные органы заинтересованы в максимальном наполнении бюджета, в то время как плательщики хотят найти пути «оптимизации» налогообложения. Неудивительно, что в результате в их взглядах возникают расхождения, вследствие которых плательщик часто прибегает к апелляционному или судебному обжалованию решений контролирующих органов. Детали — далее.

 

Общая картина возникновения налогового обязательства приведена на рисунке.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ НАЛОГОВОГО И ДЕНЕЖНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

Порядок такого определения отражен в ст. 54 НК, в п. 54.1 которой указано, что плательщик налогов самостоятельно исчисляет сумму налогового и/или денежного обязательства и/или пени, которую указывает в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, подаваемом контролирующему органу в сроки, установленные НК. При этом такая сумма денежного обязательства и/или пени считается согласованной. Предусмотрено исключение из этого правила, когда сумму налогового и/или денежного обязательства определяет орган ГНС или таможенный орган, при этом все подобные случаи должны быть четко прописаны в налоговом законодательстве.

Видим, что в этом пункте НК определено, что обязательство плательщика налогов может быть налоговым и денежным. Попробуем провести грань между этими понятиями.

Согласно п.п. 14.1.156 НК налоговое обязательство — это сумма средств, которую плательщик налогов, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налога или сбора на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством (в том числе сумма средств, определенная плательщиком налогов в налоговом векселе и не уплаченная в установленный законом срок).

В соответствии с п.п. 14.1.39 НК денежное обязательство плательщика налогов — это сумма средств, которую плательщик налогов должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, которая взыскивается с плательщика налогов в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, понятие денежного обязательства шире, нежели налоговое обязательство и включает в себя последнее наряду со штрафными (финансовыми) санкциями.

Денежное обязательство по сумме налоговых обязательств по налогу, подлежащее удержанию и уплате (перечислению) в бюджет в случае начисления/выплаты дохода в пользу плательщика налога — физического лица, считается согласованным налоговым агентом или плательщиком налога, получающим доходы не от налогового агента, в момент возникновения налогового обязательства, определяемый по календарной дате, установленной разделом IV НК для предельного срока уплаты налога в соответствующий бюджет.

Подпунктом 168.1.6 НК установлено, что для целей раздела IV и п. 54.2 НК под термином «предельный срок уплаты в бюджет налога» понимаются сроки уплаты налога, определенные п. 168.1 НК. А им установлено, что:

— если налогооблагаемый доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличностью из кассы налогового агента, налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такого начисления (выплаты, предоставления) (п.п. 168.1.4);

— если налогооблагаемый доход начисляется налоговым агентом, но не выплачивается (не предоставляется) плательщику налога, то налог, подлежащий удержанию из такого начисленного дохода, подлежит перечислению в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные НК для месячного налогового периода (п.п. 168.1.5), т. е. в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации.

Те случаи, когда контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика налогов, прописаны в п. 54.3 НК. Согласно этому пункту контролирующий орган определяет также уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения (увеличения) отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС плательщика налогов. Это следующие случаи:

1. плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию;

2. данные проверок результатов деятельности плательщика налогов свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС плательщика, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах;

3. согласно налоговому и другому законодательству лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушение в сфере ВЭД, является контролирующий орган;

4. решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов;

5. данные проверок по удержанию налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, в том числе НДФЛ таким налоговым агентом;

6. результаты таможенного контроля, полученные по окончании процедуры таможенного оформления и выпуска товаров, свидетельствуют о занижении или завышении налоговых обязательств, определенных плательщиком налогов в таможенных декларациях.

В соответствии с п. 57.3 НК в случае определения денежного обязательства контролирующим органом по основаниям, указанным в п.п. 54.3.1 — 54.3.6 НК, плательщик налогов обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, кроме случаев, когда в течение такого срока такой плательщик налогов начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа. В случае обжалования решения контролирующего органа о начисленной сумме денежного обязательства плательщик налогов обязан самостоятельно погасить согласованную сумму, а также пеню и штрафные санкции при их наличии в течение 10 календарных дней, следующих за днем такого согласования;

7. поступление от уполномоченных органов иностранных государств документально подтвержденных сведений о стране происхождения, стоимостных, количественных или качественных характеристиках, имеющих значение для налогообложения товаров и предметов при ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины или территорию специальной таможенной зоны или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины или территории специальной таможенной зоны, отличных от задекларированных во время таможенного оформления.

Если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму денежных обязательств плательщика налогов, такой контролирующий орган направляет (вручает) плательщику налогов налоговое уведомление-решение о расчете или перерасчете денежных обязательств, проведенном по результатам проверки.

Если согласно нормам ст. 54 НК сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, плательщик налогов не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного согласованного денежного обязательства. Кроме того, он имеет право обжаловать указанную сумму. О порядке такого обжалования и поговорим далее. Но для начала рассмотрим документы, которыми закрепляются решения контролирующих органов.

 

НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ-РЕШЕНИЕ

 

Согласно п.п. 14.1.157 НК налоговое уведомление-решение — это письменное уведомление контролирующего органа (решение) об обязанности плательщика налогов уплатить сумму денежного обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных НК и другими законодательными актами, контроль за выполнением которых возложен на контролирующие органы, или внести соответствующие изменения в налоговую отчетность. О налоговых уведомлениях-решениях идет речь в ст. 58 НК.

Контролирующий орган может направлять (вручать) плательщику налогов налоговое уведомление-решение в случаях, когда:

— плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию;

— согласно налоговому и другому законодательству лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушения в сфере ВЭД, является контролирующий орган;

— по результатам проверки контролирующий орган устанавливает факт несоответствия суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой (таможенной) декларации;

— контролирующий орган уменьшает размер задекларированного отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС;

— решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов;

— данные проверок по удержанию налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, в том числе НДФЛ таким налоговым агентом;

— результаты таможенного контроля, полученные по окончании процедуры таможенного оформления и выпуска товаров, свидетельствуют о занижении или завышении налоговых обязательств, определенных плательщиком налогов в таможенных декларациях.

При этом орган ГНС руководствуется Порядком № 985. Таможенный органы, в свою очередь, использует Порядок подготовки и направления таможенными органами налоговых уведомлений плательщикам налогов, установления и эксплуатации досок налоговых уведомлений, утвержденный приказом Гостаможслужбы Украины от 11.05.2006 г. № 370.

К налоговому уведомлению-решению прилагается расчет налогового обязательства и штрафных (финансовых) санкций с приведением в нем даты и номера декларации (уточняющего расчета), отчетного периода, а также другой информации, необходимой для определения денежного обязательства.

По каждому отдельному налогу , сбору и/или вместе со штрафными санкциями, предусмотренными НК, а также по каждой штрафной (финансовой) санкции за нарушение норм другого законодательства, и/или пене за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности направляется (вручается) отдельное налоговое уведомление-решение.

В случае уменьшения (увеличения) контролирующим органом суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС плательщику налогов направляются (вручаются) отдельные налоговые уведомления-решения.

В случае осуществления расчета (пересчета) увеличения (уменьшения) денежного обязательства, уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения, уменьшения отрицательного значения суммы НДС с применением обычных цен по результатам проверки направляются (вручаются) отдельные налоговые уведомления-решения на эти суммы.

Контролирующий орган ведет реестр выданных налоговых уведомлений-решений по отдельным плательщикам налогов в разрезе юридических и физических лиц.

Налоговое уведомление-решение должно содержать :

— основание для начисления (уменьшения) налогового обязательства и/или уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС;

— ссылку на норму НК и/или другого закона, контроль за выполнением которого возложен на контролирующие органы, в соответствии с которой был сделан расчет или перерасчет денежных обязательств плательщика налогов;

— сумму денежного обязательства, которую должен уплатить плательщик налога;

— сумму уменьшенного (увеличенного) бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения результатов хозяйственной деятельности или отрицательного значения суммы НДС;

— предельные сроки уплаты денежного обязательства и/или сроки исправления плательщиком налогов показателей налоговой отчетности;

— предупреждение о последствиях неуплаты денежного обязательства или внесении исправлений в показатели налоговой отчетности в установленный срок;

— предельные сроки, предусмотренные для обжалования налогового уведомления-решения.

Форма налогового уведомления-решения установлена Порядком № 985. В то же время необходимо отметить, что Гостаможслужба не привела в соответствие к НК свою документацию и таможенные органы до сих пор пользуются утвержденными еще в 2006 г. формами налоговых уведомлений вместо соответствующих уведомлений-решений.

Налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным) :

— юридическому лицу, если оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении;

— физическому лицу, если оно вручено ему лично или его законному представителю либо направлено по адресу по месту жительства или последнему известному местонахождению физического лица с уведомлением о вручении.

Если почта не может вручить плательщику налоговое уведомление-решение из-за:

а) отсутствия по местонахождению должностных лиц;

б) их отказа принять налоговое уведомление-решение;

в) ненахождения фактического места расположения (местонахождения) плательщика;

г) по другим причинам,

налоговое уведомление-решение считается врученным в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

Органы ГНС по письменному обращению субъекта хозяйствования имеют право предоставить копии налоговых уведомлений-решений. Оригиналы ранее врученных плательщику налогов документов не предоставляются.

Если вручить налоговое уведомление-решение невозможно из-за ошибки, допущенной контролирующим органом, оно считается не врученным плательщику налогов.

Если судом по результатам рассмотрения уголовного дела о преступлениях, предметом которого являются налоги, сборы, вынесен обвинительный приговор*, вступивший в законную силу, или вынесено решение о закрытии уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, соответствующий контролирующий орган обязан определить налоговые обязательства плательщика по налогам и сборам, неуплата налоговых обязательств по которым установлена решением суда, и принять налоговое уведомление-решение о начислении плательщику таких налоговых обязательств и применении в отношении него штрафных (финансовых) санкций.

* Обвинительный приговор в соответствии со ст. 327 Уголовно-процессуального кодекса Украины от 28.12.60 г. не может основываться на предположениях и постановляется только при условии, когда в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана.

Составление и направление плательщику налогов налогового уведомления-решения по налоговым обязательствам плательщика по налогам и сборам, неуплата налоговых обязательств по которым установлена решением суда, запрещается до вступления в законную силу решения суда по делу или вынесения постановления о закрытии такого уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Это правило не применяется, когда налоговое уведомление-решение направлено (вручено) до возбуждения уголовного дела.

 

НАЛОГОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ

 

В соответствии с п.п. 14.1.153 НК налоговое требование — это письменное требование органа ГНС к плательщику налогов о погашении суммы налогового долга. Налоговым требованиям посвящена ст. 59 НК.

Орган ГНС направляет (вручает) плательщику налогов налоговое требование (один экземпляр) при выполнении следующих условий:

— плательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в установленные сроки;

— общая сумма налогового долга плательщика налогов превышает 1 ннмдг (17 грн.) (в таком случае направление (вручение) требования не является обязательным, однако все же возможно);

— истек предельный срок уплаты суммы денежного обязательства.

При этом орган ГНС руководствуется Порядком № 1037.

Если контролирующий орган, определивший суммы денежного обязательства плательщика налогов, не является органом ГНС, такой контролирующий орган направляет соответствующему органу ГНС:

— представление об осуществлении мер по погашению налогового долга плательщика налогов, форма которого утверждена Приказом № 1237;

— расчет размера налогового долга.

На основании такого расчета орган ГНС, в свою очередь, направляет налоговое требование плательщику налогов.

Тем плательщикам, которые самостоятельно подали налоговые декларации, но не погасили сумму налоговых обязательств в установленные НК сроки, налоговое требование направляется без предварительного направления (вручения) налогового уведомления-решения.

Налоговое требование должно содержать :

— сведения о факте возникновения денежного обязательства и права налогового залога;

— размер налогового долга, обеспечиваемый налоговым залогом;

— обязанность погасить налоговый долг;

— возможные последствия его непогашения в установленный срок;

— предупреждение об описи активов, которые в соответствии с законодательством могут быть предметом налогового залога;

— возможные дату и время проведения публичных торгов по их продаже.

Форма налогового требования установлена Порядком № 1037.

Налоговое требование считается направленным (врученным) :

— юридическому лицу, если оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении;

— физическому лицу, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю или направлено письмом по его адресу по месту жительства или последнего известного места его нахождения с уведомлением о вручении.

Если почта не может вручить плательщику налогов налоговое требование в связи с:

а) отсутствием по местонахождению должностных лиц;

б) отказом должностных лиц принять налоговое требование;

в) ненахождением фактического места расположения (местонахождения), плательщика;

г) по другим причинам

налоговое требование считается врученным плательщику налогов в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

Если у плательщика налогов, которому направлено (вручено) налоговое требование, сумма налогового долга увеличивается, погашению подлежит вся сумма налогового долга такого плательщика налога, возникшая после направления (вручения) налогового требования.

Как налоговые уведомления-решения, так и требования могут быть обжалованы плательщиком.

 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

 

Согласно п.п. 14.1.7 НК обжалование решений контролирующих органов — это обжалование плательщиком налога налогового уведомления-решения об определении сумм денежного обязательства плательщика налогов или любого решения контролирующего органа в порядке и сроки, установленные НК по процедурам административного обжалования, или в судебном порядке. Как видим, обжалованию подлежат любые решения контролирующих органов без каких-либо ограничений.

Плательщик по собственному выбору может обжаловать решение контролирующего органа в административном или судебном порядке, о чем свидетельствует п. 56.1 ст. 56 НК, посвященный порядку такого обжалования. При выборе в пользу того или иного варианта плательщик должен учитывать, что решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию. В то же время судебное обжалование решений контролирующих органов, ранее обжалованных в административном порядке, допускается.

Следует помнить, что денежное обязательство, самостоятельно определенное плательщиком налогов, обжалованию не подлежит. Причиной этого является существование других способов исправления своих же ошибок, да и смысла в подобном обжаловании было бы немного, однако законодатели все же решили непосредственно в НК пресечь подобную возможность (п. 56.11).

Административный порядок обжалования решений контролирующих органов регламентируется Порядком № 1001 — в отношении решений органов ГНС и Порядком № 315 — в отношении направленных (врученных) таможенными органами уведомлений-решений. Административное обжалование предусматривает обращение в вышестоящий контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения. Плательщик имеет все законные основания пойти на такой шаг, если считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, установленных НК или другими законами Украины.

Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (но в случае необходимости — с надлежащим образом удостоверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые плательщик налогов считает необходимым предоставить с учетом требований п. 44.6 НК ) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения плательщиком налогов налогового уведомления-решения или другого обжалуемого решения контролирующего органа.

Вышестоящими контролирующими органами являются :

— ГНАУ — для государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые, в свою очередь, являются вышестоящими контролирующими органами для государственных налоговых инспекций;

— специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере таможенного дела — для других таможенных органов.

Если в соответствии с НК контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство плательщика налогов по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой плательщик налогов имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа.

Тридцатидневный срок для обжалования распространяется, в том числе на:

а) суммы денежного обязательства по плате за землю, начисленной органами ГНС физическим лицам;

б) решение о:

— распределении суммы денежных обязательств или налогового долга между плательщиками налогов, возникающими вследствие реорганизации;

— погашении денежных обязательств или налогового долга, обеспеченных налоговым залогом, до проведения такой реорганизации;

— установлении солидарной ответственности за уплату денежных обязательств реорганизуемого плательщика налогов в отношении всех лиц, созданных в процессе реорганизации, которая влечет за собой применение режима налогового залога по всему имуществу таких лиц;

— распространение права налогового залога на имущество плательщика налогов, который создается путем объединения других плательщиков налогов, если один или более из них имели денежные обязательства или налоговый долг, обеспеченный налоговым залогом.

В соответствии с п. 56.13 НК, если последний день сроков, отведенных для подачи жалобы, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем. При этом сроки подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены в том случае, если плательщик в течение указанных сроков:

1) находился за пределами Украины;

2) находился в плавании на морских судах за рубежом Украины в составе команды (экипажа) таких судов;

3) находился в местах лишения свободы по приговору суда;

4) имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

5) был признан по решению суда без вести отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Это касается как плательщиков налогов — физических лиц, так и должностных лиц юридического лица, если в течение указанных предельных сроков такое юридическое лицо не имело других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Украины начислять, взыскивать и вносить в бюджет налоги, а также вести бухгалтерский учет, составлять и подавать налоговую отчетность.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

— фамилию, имя, отчество, местожительство, местонахождение юридического лица или наименование физического лица, а также адрес, на который необходимо направить решение (ответ) по жалобе;

— наименование органа, которым выдано обжалуемое решение, его дату и номер; название налога, сбора (обязательного платежа) или штрафной (финансовой) санкции и сумму;

— суть затронутого вопроса, просьбы или требования и обоснования несогласия плательщика налогов с соответствующим решением;

— о подаче или неподаче в суд искового заявления о признании недействительным решения, а также об уведомлении соответствующего контролирующего органа о подаче жалобы в вышестоящий контролирующий орган;

— подпись физического лица — плательщика налога, для юридического лица — плательщика налога — подпись руководителя или лица, выполняющего обязанности руководителя юридического лица — плательщика налога. Если жалоба в пользу физического лица — плательщика налога или юридического лица — плательщика налога подается его представителем, то к жалобе приобщается копия доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства. Подпись представителя юридического лица — плательщика на жалобе должна быть скреплена печатью юридического лица — плательщика налога;

— к перечню документов и расчетов к жалобе, в случае направления жалобы по почте, прилагаются опись вложения и уведомление о вручении.

Жалоба, поданная с соблюдением установленных требований и сроков, приостанавливает выполнение плательщиком налогов денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок от дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования. В течение указанного срока налоговые требования по обжалуемому налогу не направляются, а обжалуемая сумма денежного обязательства считается несогласованной.

Согласно п. 56.16 НК днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае направления жалобы по почте — дата получения отделением почтовой связи от плательщика налогов почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.

Процедура административного обжалования возлагает обязанность доказательства того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом, или любое другое его решение являются правомерными, на контролирующий орган. В то же время при судебном обжаловании обязанность доказательства правомерности начисления или принятии любого другого решения контролирующим органом устанавливается процессуальным законом.

Отметим, что в соответствии с п. 19 Порядка № 1001 лицо, подавшее жалобу на налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое решение органа ГНС, имеет право:

— лично изложить аргументы лицу, проверявшему жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы;

— ознакомиться с материалами проверки;

— подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом ГНС, рассматривающим жалобу;

— присутствовать при рассмотрении жалобы;

— пользоваться услугами адвоката или представителя, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

— получить решение о результатах рассмотрения жалобы;

— выражать устно или в письменном виде требование о соблюдении тайны рассмотрения жалобы;

— требовать возмещения убытков, если они стали результатом неправомерных решений;

— отзывать поданную жалобу в любое время до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы. Отзыв жалобы проводится по письменному заявлению лица, подавшего жалобу.

Согласно п. 56.5 НК плательщик налогов одновременно с подачей жалобы вышестоящему контролирующему органу обязан в письменном виде уведомлять контролирующий орган, решение которого обжалуется, о факте такого обжалования.

При неудачном для плательщика результате рассмотрения его жалобы, т. е. в случае, когда контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы, плательщик имеет право обратиться с жалобой в вышестоящий контролирующий орган. Сделать это необходимо в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы. В случае несоблюдения этого срока, как и в случае с первичным обжалованием, плательщик налогов рискует тем, что его жалоба не будет рассматриваться и будет возвращена ему с указанием причин такого возврата. При этом контролирующий орган обязан вернуть плательщику его жалобу не позднее 10 дней со дня ее получения.

Если вопросы, затронутые в жалобе, полученной органом ГНС, не относятся к компетенции соответствующих органов, то такая жалоба в срок не более 5 дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем уведомляется лицо, подавшее жалобу.

Следует обратить внимание также на то, что не рассматриваются повторные обращения в один и тот же орган ГНС от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если первое решено по существу.

На рассмотрение жалобы и принятие мотивированного решения контролирующий орган имеет 20 календарных дней после получения жалобы. Свое решение налоговики или таможенники обязаны направить по адресу плательщика налогов по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под роспись.

В соответствии с п. 56.9 НК руководитель (или его заместитель) контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы плательщика налогов более 20-дневного срока, но не более 60 календарных дней, и в письменном виде уведомить об этом плательщика до окончания предварительно установленного предельного срока.

Если решение по жалобе плательщика налогов не направляется ему в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено плательщику налогов до окончания 20-дневного срока. ГНАУ обратила внимание на этот момент в письме от 20.07.2011 г. № 13096/6/10-1015/2871. Однако доказать факт подобного неполучения на практике довольно непросто, так как органы ГНС, как правило, в подобных случаях списывают всю вину на работу почты. Советуем в подобном случае обратиться в контролирующий орган с уведомлением о факте неполучения, указав, что на основании этого считаете свою жалобу полностью удовлетворенной. Вряд ли налоговики с этим согласятся, однако они будут обязаны осуществить соответствующие действия по доказыванию факта отправления.

Орган ГНС при рассмотрении жалобы плательщика проверяет правомерность начисления, осуществленного органом ГНС, в случаях, определенных НК, или принятия любого обжалуемого решения органа ГНС, и принимает одно из следующих решений:

а) оставляет налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое обжалуемое решение органа ГНС без изменений, а жалобу без удовлетворения;

б) отменяет в определенной части налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое обжалуемое решение органа ГНС и не удовлетворяет жалобу плательщика налогов в определенной части;

в) отменяет налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое обжалуемое решение органа ГНС и удовлетворяет жалобу плательщика налогов полностью;

г) увеличивает сумму денежного обязательства или налогового долга;

ґ) в предусмотренных законодательством случаях оставляет жалобу без рассмотрения и возвращает автору.

Решение ГНАУ и специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере таможенного дела, принятое по рассмотрению жалобы плательщика налогов, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в суде.

Согласно п. 56.17 НК процедура административного обжалования заканчивается:

— днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего контролирующего органа в случае, когда такая жалоба не была подана в указанный срок;

— днем получения плательщиком налогов решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;

— днем получения плательщиком налогов решения ГНАУ или специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере таможенного дела;

— днем обращения плательщика налогов в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отстрочке* обжалуемых денежных обязательств.

* Согласно ст. 100 НК рассрочкой, отсрочкой денежных обязательств или налогового долга является перенос сроков уплаты плательщиком налогов его денежных обязательств или налогового долга под проценты, размер которых равен размеру пени, определенному п. 129.4 НК.

Важно! День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства плательщика налогов.

Судебное обжалование согласно п. 56.18 НК может происходить в любой момент после получения налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства. При этом единственным ограничением является срок давности, определенный ст. 102 НК на уровне 1095 дней.

Достаточно важным моментом является то, что решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию. В то же время процедура административного обжалования, если она имела место до судебного обжалования, считается досудебным порядком решения спора.

В п. 56.19 НК содержится норма, которая отводит на обжалование в суде решения контролирующего органа месяц, следующий за днем окончания процедуры административного обжалования. Однако указанная норма, по мнению ГНАУ (письмо от 20.05.2011 г. № 6082/5/10-1016) и ВАСУ (письмо от 10.02.2011 г. № 203/11/13-11), противоречит п. 56.18 НК, который, в свою очередь, устанавливает срок 1095 дней для подачи заявления в суд. Скорее всего, на практике будет применяться именно последний срок, что, безусловно, в пользу плательщика.

При обращении плательщика налогов в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

Если плательщик налогов обжалует решение налогового органа в административном порядке в контролирующие органы и/или в суд, обвинение лица в уклонении от уплаты налогов не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом. Это правило не распространяется на случаи, когда такое обвинение базируется не только на решении контролирующего органа, но и доказано на основании дополнительно собранных доказательств в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Украины.

Возбуждение уголовного дела по любым поводам и основаниям в отношении плательщика налогов или его служебных (должностных) лиц не может быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого плательщика налогов, поданной в суд в рамках процедуры апелляционного согласования.

Пунктом 56.21 НК установлено правило конфликта интересов. Его суть заключается в следующем: если норма НК или другого нормативно-правового акта, изданного на основании НК, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, либо когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов. Но как действует это правило в реальной жизни, большинство из вас прекрасно знает...

 

ОТЗЫВ УВЕДОМЛЕНИЯ-РЕШЕНИЯ ИЛИ НАЛОГОВОГО ТРЕБОВАНИЯ

 

В лучшем для плательщика налога случае результатом обжалования решений налоговых органов является их отзыв. Однако бывают и другие ситуации, в которых налоговые уведомления-решения и налоговые требования подлежат отзыву. Все подобные случаи и даты отзывов приведены в ст. 60 НК в таблице ниже.

 

Основание отзыва

Подпункт НК

Дата отзыва

Сумма налогового долга самостоятельно погашается плательщиком налогов или органом взыскания

60.1.1

День, в течение которого состоялось погашение суммы налогового долга в полном объеме

Контролирующий орган отменяет* ранее принятое налоговое уведомление-решение о начислении суммы денежного обязательства или налоговое требование

60.1.2

День принятия контролирующим органом решения об отмене такого налогового уведомления-решения или налогового требования

Контролирующий орган уменьшает начисленную сумму денежного обязательства ранее принятого налогового уведомления-решения или сумму налогового долга, определенную в налоговом требовании

60.1.3

День поступления к плательщику налогов налогового уведомления-решения или налогового требования, содержащего уменьшенную сумму денежного обязательства или налогового долга

Решением суда, вступившим в законную силу, уменьшается сумма денежного обязательства, определенная в налоговом уведомлении-решении контролирующего органа, или сумма налогового долга, определенная в налоговом требовании

60.1.5

Решением суда, вступившим в законную силу, отменяется уведомление-решение контролирующего органа или сумма налогового долга, определенная в налоговом требовании

60.1.4

День вступления в законную силу соответствующего решения суда

* Такая отмена в соответствии с п. 55.1 НК осуществляет вышестоящий контролирующий орган при проведении процедуры административного обжалования и в других случаях при установлении несоответствия таких решений актам законодательства.

 

Если начисленная сумма денежного обязательства или налогового долга увеличивается в результате их административного обжалования, ранее направленное налоговое уведомление-решение или налоговое требование не отзываются. На сумму увеличения денежного обязательства направляется отдельное налоговое уведомление-решение, а на сумму увеличения налогового долга отдельное налоговое требование не направляется.

Контролирующий орган, направивший соответствующему органу ГНС представление об осуществлении мер по погашению налогового долга плательщика налогов, обязан подать такому органу ГНС информацию об отмене или изменении суммы начисленного денежного обязательства согласно приказу № 1237.

 

Ответы на вопросы*

 

Каковы сроки давности и сроки обжалования в суде уведомлений-решений или других решений органа ГНС о начислении денежного обязательства (с/без процедуры административного обжалования) (п. 56.18 ст. 56 НКУ)?

 

В соответствии с п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) с учетом сроков давности плательщик налогов имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения. Если плательщиком налогов до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, срок обращения в суд продлевается на срок, фактически прошедший с даты обращения плательщика налогов с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким плательщиком налогов окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы. Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию. Процедура административного обжалования считается досудебным порядком решения спора.

В соответствии с п. 56.19 ст. 56 НКУ, если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, плательщик налогов имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования, согласно п. 56.17 этой статьи. Если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, исчисляемый со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий (п. 4 ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV). Для обращения в административный суд по поводу обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок (п. 5 ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины).

Следовательно, для обращения в административный суд по поводу обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок. Сроки обжалования в суде уведомлений-решений или других решений органа ГНС о начислении денежного обязательства составляют месячный срок, исчисляемый со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий.

Если плательщиком налогов до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, срок обращения в суд продлевается на срок, фактически прошедший с даты обращения плательщика налогов с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким плательщиком налогов окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.

 

* Ответы подготовлены по материалам Единой базы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить