О порядке налогообложения посреднических услуг, предоставляемых нерезидентом

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Октябрь, 2011/№ 19
Письмо от 28.07.2011 г. № 20450/7/16-1517-26

НЕРЕЗИДЕНТ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ:
СЛЕДУЕТ ЛИ ОБЛАГАТЬ НАЛОГОМ?

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 28.07.2011 г. № 20450/7/16-1517-26
«О порядке налогообложения посреднических услуг, предоставляемых нерезидентом»

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <...> о порядке налогообложения посреднических услуг, предоставляемых нерезидентом <...>, и сообщает.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 185.1 статьи 185 раздела V Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со статьей 186 Кодекса.

В соответствии с пунктом 186.4 статьи 186 раздела V Кодекса местом поставки услуг является место регистрации поставщика, кроме операций, указанных в пунктах 186.2 и 186.3 этой статьи.

Учитывая то, что предоставленные нерезидентом (агентом) согласно агентскому договору услуги, которые были указаны в обращении, не определены пунктами 186.2 и 186.3 статьи 186 Налогового кодекса Украины, то в соответствии с пунктом 186.4 статьи 186 Налогового кодекса Украины местом поставки таких услуг является место регистрации нерезидента (агента), т. е. за пределами таможенной территории Украины.

Таким образом, объект обложения налогом на добавленную стоимость агентского вознаграждения нерезидента отсутствует в связи с поставкой услуг, место поставки которых находится за пределами таможенной территории Украины.

В соответствии с пунктом 160.1 статьи 160 раздела III Кодекса любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным этой статьей.

Под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, в соответствии с подпунктом «з» пункта 160.1 статьи 160 раздела III Кодекса понимается, в частности, брокерское, комиссионное или агентское вознаграждение, полученное от резидентов или постоянных представительств других нерезидентов по брокерским, комиссионным или агентским услугам, предоставленным нерезидентом или его постоянным представительством на территории Украины в пользу резидентов.

Учитывая вышеуказанное, отсутствуют основания обложения налогом на прибыль предприятий агентского вознаграждения нерезидентом (агентом), в соответствии со статьей 160 Налогового кодекса Украины, поскольку услуги предоставляются за пределами территории Украины, агентское вознаграждение не является доходом с источником происхождения из Украины.

В соответствии с подпунктом 139.1.13 пункта 139.1 статьи 139 раздела III Кодекса не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе (кроме расходов, осуществленных (начисленных) в пользу постоянных представительств нерезидентов, которые подлежат налогообложению согласно пункту 160.8 статьи 160 этого Кодекса) в объеме, превышающем 4 процента дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному.

Учитывая, что указанные в обращении услуги, предоставленные нерезидентом (агентом) согласно агентскому договору, не определены подпунктом 139.1.13 пункта 139.1 статьи 139 раздела III Кодекса, то в соответствии с подпунктом «в» пункта 138.10.3 статьи 138 раздела III Кодекса оплата комиссионного вознаграждения торговым агентам (агентского вознаграждения) включается в расходы на сбыт, включающие расходы, связанные с реализацией товаров, предоставлением услуг.

Таким образом, агентское вознаграждение относится резидентом (принципалом) к расходам, связанным с реализацией товаров.

 

Заместитель председателя комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,

заместитель председателя С. Лекарь

 

Комментарий редакции

ГНАУ также может быть справедливой, логичной и последовательной, свидетельством чему является комментируемое письмо. Хоть письмо не разбито на части, все же можно проследить четкую обособленность его составляющих. В письме, в частности, идет речь об обложении посреднических услуг (согласно агентскому договору), предоставляемых нерезидентом: а) НДС, б) налогом на прибыль. Поэтому при рассмотрении комментируемого письма будем руководствоваться именно таким условным разграничением.

 

НДС

Главное заключение об обложении НДС заключается в том, что объект налогообложения в рассматриваемом случае отсутствует, ведь место поставки услуг в данном случае находится за пределами таможенной территории Украины (место регистрации нерезидента).

Однако логично возникает вопрос: можно ли такое заключение применять в отношении всех посреднических услуг, предоставляемых нерезидентами? Дело в том, что комментируемое письмо является своего рода официальным ответом на полученное ГНАУ обращение по конкретному договору.

Чтобы определить, являются ли объектом налогообложения услуги, полученные вами согласно условиям договора с нерезидентом, придется проанализировать

пп. 186.2 и 186.3 НК. Если в них вы не найдете те услуги, которые являются предметом вашего договора, — тогда есть все основания радоваться: объект обложения НДС отсутствует (в связи с общим правилом, приведенным в п. 186.4 НК).

Однако хлопать в ладоши от счастья придется не всем.

Обратим ваше внимание на

абз. «а» п.п. 186.2.2 НК, в котором указано, что местом поставки услуг агентств недвижимости является фактическое местонахождение недвижимого имущества, в том числе строящегося, для тех услуг, которые связаны с недвижимым имуществом. То есть в ситуации, когда агентство недвижимости — нерезидент предоставляет вам услуги по поиску покупателей на недвижимость, которая находится или строится на таможенной территории Украины, такие услуги будут подпадать под понятие «объект налогообложения».

Есть свое исключение и в

п. 186.3 НК, и содержится оно в абз. «є» этого пункта. Речь в нем идет о том, что местом поставки посреднических услуг от имени и за счет другого лица или от своего имени, но за счет другого лица, если обеспечивается предоставление покупателю услуг, перечисленных в этом подпункте*, считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования или, — в случае отсутствия такого места — постоянное или преимущественное его местожительство.

* Логично предположить, что авторы НК допустили неточность и речь в данном случае идет о пункте (186.3), а не о подпункте.

Поэтому наш вывод об обложении НДС посреднических операций, полученных от нерезидента, не настолько однозначен. Считаем, что, прежде чем вычеркивать те или иные услуги по перечню объектов налогообложения, необходимо проанализировать, где в действительности согласно нормам

НК находится место их поставки.

 

Налог на прибыль

В этой части письма сделаны 2 следующих вывода:

1) доход, полученный нерезидентом в виде агентского вознаграждения за предоставленные за пределами территории Украины услуги, не является объектом обложения налогом на прибыль, поскольку не подпадает под определение дохода с источником происхождения из Украины;

2) резидент имеет право на признание расходов по агентским вознаграждениям в пользу нерезидента за предоставленные им услуги. При этом комиссионное вознаграждение торговым агентам (которое, очевидно, и является объектом обращения, в ответ на которое было опубликовано это письмо) должно включаться в состав расходов на сбыт.

Однако и в этом случае, опять же, такие выводы касаются только конкретного обращения. Примеряя же нормы этого письма на себя, следует быть внимательными и обратить внимание на такие нюансы:

— для того, чтобы полученный нерезидентом доход в виде вознаграждения за выполнение посреднических услуг не облагался налогом на прибыль, нужно, чтобы услуги предоставлялись вне пределов территории Украины. В противном случае они будут облагаться налогом согласно

ст. 160 НК;

— расходы в связи с получением от нерезидента услуг консалтинга, маркетинга и рекламы могут включаться в состав расходов плательщика налога на прибыль — резидента в размере не более 4 % от дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному. Если нерезидент, предоставляющий услуги, имеет оффшорный статус, то ни о каких расходах вообще не придется говорить;

— другие расходы в связи с получением услуг от нерезидента могут быть включены в состав расходов резидента в полном объеме (или в размере 85 % — если нерезидент, предоставляющий услуги, имеет оффшорный статус).

Обобщающий вывод к комментируемому письму — никогда слепо не идите на поводу разъяснений, в том числе предоставляемых ГНАУ, а взвешенно анализируйте свою конкретную ситуацию.

 

Юрий Товстопят

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить