О проблемных вопросах выписки налоговых накладных

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Октябрь, 2011/№ 19
Письмо от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫПИСКИ НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115

«О проблемных вопросах выписки налоговых накладных»

 

ГНАУ рассмотрела письмо о проблемных вопросах выписки налоговых накладных и сообщает, что приказ ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969 «Об утверждении формы Налоговой накладной и Порядка ее заполнения» (далее — приказ № 969), зарегистрированный в Минюсте Украины 29.12.2010 г. под № 1401/18696, и письмо ГНАУ от 06.04.2011 г. № 9497/7/16-1517 не противоречат нормам Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) и не изменяют их. При этом

письмо № 9497/7/16-1517 носит исключительно рекомендательный характер, предназначено для использования при подготовке налоговых консультаций и призвано ответить на большинство вопросов, полученных ГНАУ по рассмотренным в нем вопросам.

В части вопросов первого и пятого о присвоении номера налоговой накладной следует отметить, что в соответствии с п.п. «а» п. 201.1 ст. 201 НКУ в налоговой накладной должен быть указан

порядковый номер налоговой накладной.

Аналогичное предусмотрено п. 3 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом № 969, и п. 9.1 Порядка ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002.

Кроме того, этими же пунктами указанных порядков четко установлено, что

номер налоговой накладной должен соответствовать ее порядковому номеру в реестре выданных и полученных налоговых накладных и не может предусматривать никакой другой нумерации.

Порядковым

номером считается номер элемента, присвоенный ему при перечислении в последовательном порядке. То есть порядок нумерации налоговых накладных установлен по принципу полной числовой последовательности натуральных чисел (1, 2, 3, 4 и т. д.) и не предусматривает применения других принципов нумерации и кодировки в порядковом номере налоговой накладной дополнительных сведений о дате договора, его номера, другой информации о проведенной операции.

Что касается второго проблемного вопроса об указании в налоговой накладной полного или сокращенного названия, указанного в уставных документах юридического лица, то такая норма предусмотрена п.п. «д» п. 201.1 ст. 201 НКУ.

Обращаем внимание на то, что аналогичная норма об указании полного или сокращенного названия, указанного в уставных документах юридического лица, была предусмотрена и Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость», действовавшим до вступления НКУ в силу. Таким образом, эта норма не является нововведением.

Относительно вопроса третьего следует отметить, что п. 198.3 ст. 198 НКУ предусмотрено, что налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога

в течение такого отчетного периода.

В соответствии с п. 198.6 ст. 198 НКУ не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг,

не подтвержденные налоговыми накладными или оформленные с нарушением требований.

При этом, если плательщик налога не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму налога на добавленную стоимость на основании полученных налоговых накладных, такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней с даты выписки налоговой накладной, а плательщики налога, применявшие кассовый метод до вступления в силу НКУ или применяющие кассовый метод, имеют право на включение в налоговый кредит сумм налога на основании налоговых накладных, полученных в течение 60 календарных дней с даты списания денежных средств с банковского счета плательщика налога.

Таким образом, плательщик имеет право включить в налоговый кредит текущего отчетного периода сумму НДС, указанную в налоговой накладной, выписанной в предыдущих налоговых периодах, но полученной плательщиком в текущем отчетном периоде,

при наличии документального подтверждения такого опоздания, а также при условии, что не прошло 365 календарных дней (60 календарных дней) со дня выписки налоговой накладной.

По поводу вопроса четвертого следует отметить, что дописывание или исправление данных налоговой накладной вручную (шариковой, гелевой, чернильной или другой ручкой) является невозможным, поскольку налоговая накладная, как и любой другой отчетный документ, составляется одним из выбранных плательщиком способов: печатаньем или вручную.

Указанное продиктовано необходимостью предотвращения самостоятельного исправления данных в налоговых накладных продавцом или покупателем без уведомления об этом контрагента.

Рекомендации по выравниванию номера налоговой накладной, индивидуального налогового номера покупателя, номера договора по правому краю, как и прочие, обусловлены тем, что в соответствии с п. 201.10 ст. 201 НКУ при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную после регистрации в Едином реестре налоговых накладных.

Согласно п. 5 постановления КМУ от 29.12.2010 г. № 1246 «Об утверждении Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных» продавец составляет налоговую накладную и/или расчет корректировки

в формате (в соответствии со стандартом), утвержденном ГНС, с использованием специализированного программного обеспечения.

Таким образом, параметры оформления налоговых накладных должны соответствовать программному обеспечению с целью восприятия им внесенных данных и должны быть унифицированы для всех накладных.

Что касается указания адреса, то рекомендованный в письме № 9497/7/16-1517 формат его написания соответствует международно признанному формату. В то же время

для признания налогового кредита важным является соответствие адреса, указанного в налоговой накладной, данным, содержащимся в регистрационных документах плательщика, а не порядок их написания или сокращения. Аналогичное касается и формата написания телефонного номера.

Одновременно сообщаем, что рекомендации по использованию основной печати для скрепления налоговых накладных дополнены рекомендациями, предоставленными письмом ГНАУ от 26.05.2011 г. № 14839/7/16-1517, которым были внесены соответствующие изменения в п. 33 письма № 9497/7/16-1517, и согласно которым

налоговая накладная может скрепляться печатью «для налоговых накладных».

 

Заместитель председателя комиссии по проведению реорганизации ГНАУ,
 заместитель председателя ГНС Украины С. Лекарь

 

Комментарий редакции

В этом письме ГНАУ разъяснила ряд вопросов, касающихся порядка выписки налоговых накладных.

Первое, на что указала ГНАУ в письме, — это то, что

Памятка по заполнению налоговой накладной носит исключительно рекомендательный (т. е. необязательный) характер и предназначена для подготовки налоговых консультаций.

Поэтому при выписке налоговых накладных плательщику нужно руководствоваться нормами НК и Положения № 969. А все другие указания ГНАУ, которые не прописаны этими нормативными документами, к примеру, относительно вписывания данных в клеточки, порядка написания адреса, являются всего лишь рекомендацией. И нарушение этих рекомендаций никоим образом не лишает плательщика права на налоговый кредит.

Отметим, что ранее Министерство юстиции Украины выступило с требованием

отменить Памятку, поскольку она фактически определяет особенности составления налоговых накладных и устанавливает новые правовые нормы, что недопустимо (письмо Минюста от 01.07.2011 г. № 21186-10.1).

В комментриуемом письме ГНАУ также акцентировала внимание на следующих моментах заполнения налоговых накладных:

1.

Порядковый номер налоговой накладной должен соответствовать ее порядковому номеру в Реестре выданных и полученных налоговых накладных и не может предусматривать любой другой нумерации.

2. Налоговые накладные должны отражаться в периоде их выписки. Отразить

запоздавшую налоговую накладную плательщик может только при наличии документального подтверждения их запаздывания, а также при условии, что не прошло 365 дней со дня их выписки. При этом отметим, что какого-либо требования о необходимости документального подтверждения запоздалого получения налоговой накладной в НК нет. Поэтому условия, выдвигаемые контролирующими органами, вряд ли можно назвать соответствующими действующему законодательству.

3. Налоговая накладная должна заполняться каким-то одним способом: путем печатания или от руки.

Дописывать в напечатанную налоговую накладную данные от руки не допускается. Аргументируют налоговики это тем, что таким образом исключается возможность исправления данных в налоговой накладной без уведомления контрагента.

4. Требования относительно

выравнивания реквизитов налоговой накладной по правому краю касаются только тех плательщиков, которые заполняют налоговую накладную в электронном виде и регистрируют ее в Едином реестре налоговых накладных.

5.

Адрес налоговой накладной может указываться в любом порядке, главное, чтобы он соответствовал данным, содержащимся в регистрационных документах плательщика. Изменение последовательности в заполнении адреса не может рассматриваться как существенный недостаток налоговой накладной, и тем более не может являться основанием для признания налоговой накладной недействительной. Отметим, что не так давно ГНАУ это подтверждала и в письме от 08.07.2011 г. № 18517/7/16-1517-05.

6. Для скрепления налоговых накладных может быть использована специальная печать

«Для налоговых накладных». Аналогичные разъяснения содержатся и в письме ГНАУ от 26.05.2011 г. № 14839/7/16-1517.

 

Марина Казанова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить