Темы статей
Выбрать темы

Организация и проведение документальных невыездных проверок

Редакция НК
Статья

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ документальных невыездных проверок

Нина Шульгина, консультант

 

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Для начала вспомним, что это за проверки и при каких условиях они могут проводиться.

 

Документальная невыездная проверка проводится:

В:

помещении органа государственной налоговой службы*, т. е. не предусматривает выезда должностных лиц налогового органа ГНС по местонахождению проверяемого плательщика налогов (абз. 4 п.п. 75.1.2 НК).

Присутствие плательщика налогов при проведении документальной невыездной проверки не обязательно (п. 79.3 НК)

 

С целью:

установления своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты всех предусмотренных НК налогов и сборов, а также соблюдения валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, а также полученных в установленном законодательством порядке органом ГНС документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других плательщиков налогов (п.п. 75.1.2 НК)

 

На основании:

решения руководителя органа ГНС, оформленного приказом, при условии, что:

плановая проверка

внеплановая проверка

предусмотрена планом-графиком проведения документальных плановых проверок (ст. 77 НК)

есть основания, предусмотренные ст. 78 НК, для ее проведения**

При условии:

направления плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему или его уполномоченному представителю под расписку (п. 79.2 НК):
— копии приказа о проведении проверки;
— письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки

 

* Далее по тексту — органы ГНС.

** Подробнее о периодичности проведения плановых налоговых проверок, а также основаниях для проведения внеплановых документальных проверок мы писали в № 13 газеты за июль 2011 года, см. с. 19.

 

Внимание!

Согласно абз. 4 п. 2.1 Методрекомендаций № 213, в уведомлении о проведении документальной плановой проверки в обязательном порядке указывается также основание для проведения проверки. Такое уведомление оформляется по форме согласно приложению 7 к Методрекомендациям № 213 (форму уведомления см. после этой статьи на с. 28).

А вот уведомление о проведении документальной

внеплановой невыездной проверки согласно п. 2.4 Методрекомендаций № 213 оформляется по форме согласно приложению 9 к Методрекомендациям № 213.

Согласно

абз. 5 — 6 п. 2.1 и абз. 2 п. 2.4 Методрекомендаций № 213 уведомление подписывается руководителем (или заместителем руководителя) органа ГНС, заверяется гербовой печатью этого органа и регистрируется в едином Журнале регистрации уведомлений о проведении проверок плательщиков налогов, который ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС, по форме согласно приложению 8 к Методрекомендациям № 213.

Факсимильное воспроизведение подписи руководителя (заместителя руководителя) на уведомлении о проведении документальной проверки

не допускается.

Направление

копий приказов и уведомлений о проверке обеспечивают подразделения органа ГНС, возглавляющие осуществление проверки.

Налоговики имеют право на проведение документальной плановой проверки только при условии, что копии приказа и уведомления о проверке направлены (вручены) плательщику не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки (абз. 2 п. 77.4 НК).

Право на проведение документальной внеплановой проверки плательщика налогов предоставляется органам ГНС только в случае, если ему до начала проведения указанной проверки вручена под расписку копия приказа о проведении такой проверки (абз. 2 п. 78.4 НК).

Направления на проведение документальных невыездных проверок не оформляются.

 

ОПЯТЬ О ПОЛИТИКЕ СТРАУСА

 

Как видим, направление копии приказа и уведомления о проведении документальной невыездной проверки является обязательным условием для ее проведения. Следовательно, плательщик налогов может отказаться от проведения проверки (в случае с невыездными проверками — от предоставления необходимых органам ГНС документов) в случае нарушения налоговиками порядка оформления и направления (вручения) документов на проведение проверки.

Но не следует злоупотреблять своим правом! Возможно, идея уклониться от невыездной проверки, отказываясь от получения направленных по почте или предъявленных работниками органов ГНС непосредственно документов (уведомления и копии приказа), на первый взгляд, довольно удобна: почтальон принес уведомление о необходимости забрать письмо от налоговой в отделении связи, а плательщик налогов (представитель плательщика налогов) за ним не является, или плательщик отказывается принять письмо, которое принес представитель почты, и расписаться в его получении. Через какое-то время письмо возвращается отправителю (т. е. в налоговую). Вроде бы все в порядке — формально плательщик налогов не получил определенные законом документы, необходимые для проведения этого типа проверки, но...

В описанном случае у налоговиков возникают основания считать, что плательщик налогов (должностное лицо плательщика налогов, его представитель) по местонахождению (местожительству) отсутствует. Это в соответствии с п. 1.8 Методрекомендаций № 213 является основанием для составления должностными лицами органа ГНС, осуществляющего (возглавляющего) проверку, акта о неустановлении местонахождения плательщика налогов (должностных лиц плательщика налогов или его законных (уполномоченных) представителей).

Акт составляется в произвольной форме и регистрируется в Специальном журнале регистрации актов, который ведется структурным подразделением, к функциям которого отнесена регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС (форма журнала утверждена приложением 3 к Методрекомендациям № 213). В акте на первом листе в верхнем левом углу указываются дата регистрации и номер акта, состоящий из порядкового номера Специального журнала регистрации актов, кода составившего его структурного подразделения и кода по ЕГРПОУ плательщика налогов (регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов — физического лица или номера и серии паспорта (для физических лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте)).

Подразделение органа ГНС, установившего отсутствие плательщика налогов, не позднее следующего рабочего дня после составления соответствующего акта передает подразделению налоговой милиции органа ГНС, на учете в котором состоит плательщик налогов, запрос на установление местонахождения плательщика налогов. Теоретически такая история может завершиться внесением в госреестр записи об отсутствии субъекта хозяйствования по местонахождению, что в свою очередь может стать основанием для инициирования процедуры прекращения его деятельности в судебном порядке. Однако такая угроза вряд ли приобретет реальные очертания, если плательщик налогов все же отреагирует на запросы налоговиков.

 

Уклонение от подачи для проверки документов также фиксируется работниками органа ГНС в акте произвольной формы (

п. 1.10 Методрекомендаций № 213). В акте указываются должность, фамилия, имя, отчество плательщика налогов (его законного представителя) и перечень документов, которые ему предложено подать. Указанный акт подписывается должностным (служебным) лицом органа государственной налоговой службы и плательщиком налогов или его законным представителем. В случае отказа плательщика налогов или его законного представителя от подписания акта, в нем делается соответствующая запись (п. 85.6 НК). Согласно п. 1.10 Методрекомендаций № 213 в акте также излагаются причины невозможности начать проверку с даты, указанной в приказе, и совершается соответствующая запись об осуществлении данной проверки после устранения причин, которые привели к невозможности проведения. Акт регистрируется в том же порядке, что и предыдущий.

Кроме того, согласно

п. 1.9 Методрекомендаций № 213, если плательщик налогов отказывается при наличии определенных НК оснований от проведения проверки, должностные (служебные) лица органа ГНС принимают меры, предусмотренные п. 81.2 и ст. 94 НК (напомним, речь идет об административном аресте имущества плательщиков налогов).

 

О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕРКИ

Плановые

Категории плательщиков:

Продолжительность проверки (п. 77.7, п. 79.1, п. 82.1 НК):

Срок, на который можно продлить продолжительность проверки:

крупный плательщик

30 рабочих дней

15 рабочих дней

субъект малого предпринимательства

10 рабочих дней

5 рабочих дней

остальные плательщики

20 рабочих дней

10 рабочих дней

Внеплановые

Категории плательщиков:

Продолжительность проверки (п. 78.6, п. 79.1, п. 82.2 НК):

Срок, на который можно продлить продолжительность проверки:

крупный плательщик

15 рабочих дней

10 рабочих дней

субъект малого предпринимательства

5 рабочих дней

2 рабочих дня

остальные плательщики

10 рабочих дней

5 рабочих дней

 

Напоминаем, что срок составления акта (справки) о результатах проверки

не засчитывается в срок проведения проверки, установленный НК.

 

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

Как предусмотрено п. 77.8 и п. 78.7 НК, перечень материалов, которые могут быть основанием для заключений при проведении документальных проверок, и порядок предоставления плательщиками налогов документов для таких проверок установлены ст. 83, 85 НК.

Пунктом 85.2

и п. 82.4 НК предусмотрено, что плательщик налогов должен предоставить должностным (служебным) лицам органов ГНС в полном объеме все документы, которые относятся к предмету проверки или связаны с ним. Такая обязанность возникает у плательщика налогов только после начала проверки.

Согласно

ст. 83 НК для должностных лиц органов ГНС при проведении проверок основаниями для заключений являются: документы, определенные НК; налоговая информация; экспертные заключения; судебные решения; другие материалы, полученные в порядке и способом, предусмотренными НК или другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГНС.

Этот перечень содержит несколько терминов, которые, по мнению автора, требуют дополнительных пояснений.

Во-первых

, что такое «документы, определенные НК»? Согласно п.п. 20.1.6 НК к перечню документов, которые должностные (служебные) лица могут получать для осуществления своих функций, отнесены: информация, справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, получаемые доходы, расходы плательщиков налогов; другая информация, связанная с исчислением и уплатой налогов, соблюдением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС; финансовая и статистическая отчетность. Но п.п. 20.1.8 НК уточнено, что при проведении проверок налоговики должны изучать и проверять первичные документы, используемые в бухгалтерском и налоговом учете, другие регистры, финансовую, статистическую отчетность, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

Во-вторых

, что такое «налоговая информация»? Согласно ст. 16 Закона Украины от 02.10.92 г. № 2657-XII «Об информации» (в редакции Закона Украины от 13.01.11 г. № 2938-VI) налоговая информация — это совокупность сведений и данных, которые созданы или получены субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимы для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций в порядке, установленном НК.

Согласно

ст. 72 НК к налоговой информации относится информация, которую налоговики могут получать:

1

2

1

от плательщиков налогов и налоговых агентов, в частности:

1.1

содержащаяся в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах

1.2

содержащаяся в предоставленных крупными плательщиками налогов в электронном виде копиях документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документах, которые ведутся в электронном виде, регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов

1.3

о финансово-хозяйственных операциях плательщиков налогов

1.4

о применении регистраторов расчетных операций

2

от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Национального банка Украины, в частности информация:

2.1

об объектах налогообложения, предоставляемых и/или регистрируемых такими органами*

2.2

о результатах осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью плательщика налогов

2.3

содержащаяся в отчетных документах (кроме персонифицированной статистической информации, финансовых отчетов), которые подаются плательщиком налогов органам исполнительной власти и/или органам местного самоуправления

2.4

об установленных органами местного самоуправления ставках местных налогов, сборов и предоставленных такими органами налоговых льготах

2.5

о разрешениях, лицензиях, патентах, свидетельствах на право осуществления отдельных видов деятельности, которая должна содержать, в частности:
— наименование плательщика налогов, которому выданы такие разрешения, лицензии, патенты;
— налоговый номер или регистрационный номер учетной карточки физического лица;
— вид разрешительного документа;
— вид деятельности, на осуществление которой выдан разрешительный документ;
— дату выдачи разрешительного документа;
— срок действия разрешительного документа, информацию о прекращении (приостановлении) действия разрешительного документа с указанием оснований такого прекращения (приостановления);
— уплату надлежащих платежей за выдачу разрешительного документа;
— перечень мест осуществления деятельности, на которую выдан разрешительный документ

2.6

об экспортных и импортных операциях плательщиков налогов

3

от банков, других финансовых учреждений
(информация о наличии и движении средств на счетах плательщика налогов)

4

от органов власти других государств, международных организаций или нерезидентов

5

от подразделений налоговой службы и таможенных органов
(по результатам налогового контроля)

6

информация, обнародованная как подлежащая обнародованию в соответствии с законодательством и/или добровольно или по запросу предоставленная органу ГНС

 

* Согласно п.п. 72.1.2.1 НК указанная информация должна содержать, в частности, вид, характеристики, индивидуальные признаки объекта налогообложения (при наличии), по которым его можно идентифицировать.

 

Напоминаем, что в соответствии с

ч. 2 ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать исключительно на основе, в пределах полномочий и способом, определенными Конституцией и законами Украины. То есть представители органов ГНС не могут требовать от кого-то предоставить информацию, не предусмотренную законом. Например, в рамках налоговой проверки нельзя требовать от банков информацию о финансово-хозяйственных операциях плательщика налогов, даже если о них известно плательщику, но можно получить информацию о наличии и движении средств на счетах плательщика, открытых в этом банковском учреждении. Однако законом могут быть предусмотрены случаи, когда информация должна предоставляться сверх перечисленных выше объемов. Например, согласно постановлению правоохранительных органов в рамках оперативно-розыскного или уголовного дела.

 

В КАКОМ ВИДЕ?

Оригиналы первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов органы ГНС изымать не могут, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Украины (

п. 85.5 НК), следовательно, документы должны подаваться проверяющим в копиях.

Копии документов, необходимых для осуществления проверки, подаются плательщиком налогов на бумажных носителях и должны быть удостоверены подписью плательщика налогов или его должностным лицом и скреплены печатью (при наличии) (

п.п. 20.1.6, п. 85.4 и п. 85.8 НК).

ГНАУ в

письме от 19.04.2011 г. № 4815/5/23-4016/327 напомнила, что крупный плательщик налогов обязан также предоставлять в электронном виде с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, реестров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой и внеплановой проверок, а также документальной невыездной проверки.

Информационные справки подаются плательщиком налогов на основании письменного запроса о предоставлении информации. Запрос подписывает руководитель (заместитель руководителя) органа ГНС и должен содержать перечень запрашиваемой информации и подтверждающих ее документов, а также основания для направления запроса.

Копии документов и информационных справок изготовляются и предоставляются органам ГНС бесплатно.

Передача копий документов оформляется описью, которая согласно

п. 85.7 НК составляется должностными (служебными) лицами органа ГНС и вручается под роспись плательщику налогов или его представителю. Если плательщик налогов или его законный представитель отказывается от удостоверения описи или от подписи в получении копии описания, то должностные (служебные) лица органа ГНС, получающие копии, делают отметку об отказе от подписи.

Документы, содержащие коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными, согласно

п. 85.9 НК передаются отдельно с указанием должностного (служебного) лица, получившего их. Передача таких документов для их осмотра, изучения и их возврата оформляется актом в произвольной форме, который подписывают должностное (служебное) лицо органа государственной налоговой службы и плательщик налогов (его представитель).

То есть копии «обычных» документов передаются в налоговую по описи, а копии документов, содержащих коммерческую тайну, или конфиденциальных документов — по акту.

Если необходимые проверяющим документы уже изъяты правоохранительными или другими органами, лица, проводящие (возглавляющие) налоговую проверку, должны обратиться в эти органы для получения копий документов или доступа к работе с ними.

В описанном случае представители налоговой получают для проверки копии документов, удостоверяемые печатью и подписями должностных (служебных) лиц органов, осуществивших изъятие оригиналов документов.

Срок проверки, в том числе начатой, переносится до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Методрекомендации № 213 — Методические рекомендации о порядке организации и проведения проверок плательщиков налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 14.04.2011 г. № 213.

 

img 1

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше