Темы статей
Выбрать темы

Плата за землю. Земельный налог

Редакция НК
Статья

Плата за землю

 

Общие положения

 

Использование земли в Украине является

платным. Данная норма установлена ст. 206 ЗКУ.

Плата за землю является

общегосударственным налогом, который взимается (п.п. 14.1.147 НК):

— либо в виде

земельного налога,

— либо в виде

арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Важно отметить: за один и тот же земельный участок

не может одновременно взиматься и земельный налог, и арендная плата.

Порядок взимания платы за землю регулирует

разд. XIII НК.

Земельный налог

уплачивают собственники земельных участков или земельных долей (паев) и постоянные землепользователи. При этом от уплаты земельного налога освобождаются:

1) плательщики единого налога — за земельные участки, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности (

п. 1 подразд. 8 разд. XX НК);

2) плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога — за земельные участки, которые используются ими для ведения

сельскохозяйственного товаропроизводства (п.п. «б» п. 307.1 НК).

Арендную плату

уплачивают временные землепользователи — арендаторы, которые арендуют земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Следует иметь в виду, что арендная плата за земли

частной собственности не подпадает под действие разд. XIII НК и регулируется исключительно условиями договора.

Плательщики земельного налога (за исключением физических лиц) обязаны рассчитывать сумму налога

самостоятельно по состоянию на 1 января текущего года и не позднее 20 февраля текущего года подать в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год (п. 286.2 НК). Физическим лицам сумму земельного налога начисляют налоговики, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении суммы налога. В то же время отметим, что физлица-предприниматели, как и юридические лица, исчисляют сумму налога самостоятельно и обязаны подавать декларацию по земельному налогу (письма ГНАУ от 02.03.2011 г. № 5909/7/17-0317, от 13.05.2005 г. № 9179/7/17-2217).

Что касается арендной платы, то ее размер

устанавливается договором с учетом требований п. 288.5 НК, на которых мы остановимся более подробно далее.

Для наглядности правовые основы платы за землю представим в виде таблицы.

 

Таблица 1

Правовые основы платы за землю

Плата за землю

Земельный налог

Арендная плата за землю

1

2

! За один и тот же земельный участок не может одновременно взиматься и земельный налог, и арендная плата!

Правовые основания для уплаты

право собственности на землю — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками (ч. 1 ст. 78 ЗКУ);
право постоянного пользования земельным участком — право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (ч. 1 ст. 92 ЗКУ). В настоящее время такое право могут приобретать лишь:

а) предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности;

б) общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;

право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности (ч. 1 ст. 93 ЗКУ)

в) религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других сооружений, необходимых для обеспечения их деятельности (ч. 2 ст. 92 ЗКУ)

 

Плательщики

собственники земельных участков, земельных долей (паев);
постоянные землепользователи

— арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности (п. 288.2 НК)

Основания для начисления платы за землю

данные государственного земельного кадастра (п. 286.1 НК)

договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или коммунальной собственности (пп. 288.1, 288.4 и 288.5 НК)

Момент возникновения обязанностей по уплате платы за землю

С даты госрегисрации права собственности или права постоянного пользования земельным участком

Исключения:

1) в случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается (абз. 2 п. 286.5 НК):
— предыдущим собственником — за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок;

— новым собственником — начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности;

2) при переходе права собственности на здание, сооружение
(их часть) налог на земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории, уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (п. 287.6 НК)

С даты регистрации договора аренды земельного участка.

Если лицо приступает к использованию земельного участка на основании решения соответствующего органа исполнительной власти и договора аренды, по которому не осуществлялась государственная регистрация, то налоговые обязательства по уплате арендной платы возникают со дня заключения договора аренды (см. разъяснение из ЕБНЗ на с. 72)

 

Теперь подробно остановимся отдельно на каждом виде платы за землю.

 

Земельный налог

 

Плательщики налога

Согласно

ст. 269 НК плательщиками земельного налога являются:

1)

собственники земельных участков, земельных долей (паев);

2) землепользователи.

Под собственниками земельных участков

п.п. 14.1.34 НК понимает юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), которые в соответствии с законом приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные громады и государство относительно земель государственной и коммунальной собственности. Таким образом, если у субъекта есть право собственности на землю, то у него возникает необходимость уплаты земельного налога.

Землепользователями согласно

п.п. 14.1.73 НК являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды. При этом важно обратить внимание на то, что исходя из определения земельного налога, приведенного в п.п. 14.1.72 НК, плательщиками земельного налога являются только постоянные землепользователи.

Согласно

ч. 2 ст. 92 ЗКУ право постоянного землепользования могут приобретать только:

а) предприятия, учреждения и организации, относящиеся к

государственной и коммунальной собственности;

б) общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;

в) религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других сооружений, необходимых для обеспечения деятельности.

Все остальные землепользователи считаются

временными. С временных землепользователей взимается арендная плата.

Резюмируем: уплачивать земельный налог должны собственники земельных участков и земельных долей (паев) и постоянные землепользователи.

Документами, удостоверяющими право на земельный участок в соответствии со

ст. 126 ЗКУ, являются:

Таблица 2

 

Документы, удостоверяющие право на земельный участок

Документы, подтверждающие право собственности
на землю

Документы, подтверждающие право постоянного пользования

Государственный акт на право собственности на земельный участок.

Кроме того, право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверяется:

а) гражданско-правовым соглашением по отчуждению земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению;

б) свидетельством о праве на наследство (ч. 2 ст. 126 ЗКУ)

Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком (ч. 3 ст. 126 ЗКУ)

 

При этом право собственности и право постоянного пользования земельными участками возникают только после

государственной регистрации указанных прав (ст. 125 ЗКУ). До 01.01.2012 г. регистрация прав на земельные участки производится территориальными органами земельных ресурсов по месту нахождения земельных участков. С 01.01.2012 г. госрегистрация прав на землю будет осуществляться согласно Закону № 1878 Минюстом в Государственном реестре вещевых прав на недвижимое имущество.

Обязанность по уплате земельного налога

у плательщика возникает со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком (т. е. со дня государственной регистрации этих прав) (п. 287.1 НК).

Это

общее правило, из которого есть свои исключения. Так, НК предусмотрены особые правила определения момента возникновения налоговых обязательств:

1

. Если земельный участок в течение календарного года переходит от одного собственника к другому. В этом случае в соответствии с п. 286.5 НК земельный налог уплачивается:

предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок;

новым собственникомначиная с месяца, в котором у нового собственника возникло право собственности.

2.

При переходе права собственности на недвижимость (здание, сооружение). Прежде всего отметим, что согласно ст. 120 ЗКУ к лицу, приобретшему право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, автоматически переходит право собственности на земельный участок или его часть, на которой они расположены, без изменения его целевого назначения. В этом случае согласно п. 287.6 НК налог на земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории* уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

* Согласно п.п. 14.1.205 НК

придомовой территорией считается установленный по проекту деления территории микрорайона (квартала) и проекту застройки земельный участок многоквартирной неусадебной жилой застройки, необходимый для размещения и обслуживания жилого дома (домов) и связанных с ним (ними) хозяйственных и технических зданий и сооружений. В связи с этим не совсем ясно, зачем в рассматриваемой норме этого Кодекса вообще упоминается придомовая территория, т. е. земля под и вокруг многоквартирного жилого дома, правовой статус которой урегулирован ст. 42 ЗКУ. Из ее содержания однозначно следует, что плательщиками земельного налога за такие участки могут быть исключительно ЖЭУ, ЖЭКи, ОСМД и другие субъекты, являющиеся собственниками или пользователями указанных участков.

При этом отметим, что кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с приобретением права собственности на жилой дом, строение или сооружение, является

существенным условием договора (ч. 6 ст. 120 ЗКУ).
Заключение договора, предусматривающего приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, связанное с переходом права на часть земельного участка, осуществляется после выделения этой части в отдельный земельный участок и присвоения ему отдельного кадастрового номера (ч. 6 ст. 120 ЗКУ).

Уплата земельного налога собственниками нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме.

Со вступлением в силу НК обязанность по уплате земельного налога возложена и на собственников нежилого помещения в многоквартирном доме. Это прямо следует из норм НК, в п. 287.8 которого указано, что собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог под такими помещениями (их части) с учетом пропорциональной части придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Однако нельзя не заметить, что данная норма идет в противовес к общему подходу взимания земельного налога. Ведь земельный налог должны уплачивать только собственники земельных участков.

В то же время согласно ст. 377 ГК к лицу, приобретающему помещение в многоквартирном доме, не переходит право собственности на земельный участок, а сведения о нем не вносятся в земельный кадастр. А значит, формально, и нет оснований для уплаты земельного налога.

Тем не менее на необходимость уплаты земельного налога с нежилых помещений в многоквартирных домах указывает не только

п. 287.8 НК, но и ч. 3 п. 286.6 НК.

Соответственно с 01.01.2011 г. у всех субъектов хозяйствования — собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, за исключением освобожденных от уплаты земельного налога (речь в первую очередь о единоналожниках, которые

п. 8 разд. ХХ «Переходные положения» НК освобождены от уплаты земельного налога), возникает обязанность уплаты земельного налога и соответственно подачи декларации по ней.

Правда, откуда брать данные для расчета земельного налога (в частности, площадь, нормативную денежную оценку земли), пока не совсем понятно.

ГНАУ в письме от 17.02.2011 г. № 3173/6/10-1015/567, посвященном этому вопросу, рекомендует обращаться за этой информацией в территориальные органы Госкомзема.

Также следует обратить внимание на то, что

НК обязывает уплачивать земельный налог собственников именно нежилых помещений, т. е. это обязательно должно быть помещение, переведенное в нежилой фонд. За жилые помещения, находящиеся в собственности предприятия, земельный налог не уплачивается.

Плательщики единого налога.

Согласно п. 1 подразд. 8 разд. ХХ НК плательщики единого налога (и юридические лица, и физические лица — предприниматели) освобождены от уплаты налога на землю за земельные участки, которые используются ими в предпринимательской деятельности. Здесь важно обратить внимание на 2 момента:

Во-первых

, из двух разновидностей платы за землю плательщики единого налога освобождены только от уплаты земельного налога. А вот уплачивать арендную плату за земли государственной и коммунальной собственности они должны на общих основаниях.

Во-вторых,

от уплаты земельного налога освобождаются только те земельные участки, которые используются для проведения предпринимательской деятельности.

В то же время достаточно спорным является вопрос о том, обязаны ли плательщики единого налога уплачивать земельный налог, если они сдают земельные участки в аренду (либо передают в аренду недвижимость, расположенную на этих участках)?

Налоговики считают, что земля под недвижимостью, сданной в аренду, используется арендатором, а единоналожник-арендодатель в своей деятельности ее не использует. Поэтому они

требуют от единоналожников уплаты налога на такую землю (письмо ГНАУ от 15.09.2006 г. № 10291/5/15-0616). В то же время суды и Госкомпредпринимательства (письма Госкомпредпринимательства от 07.12.2006 г. № 8844 и от 12.09.2007 г. № 6834; определение ВАСУ от 23.04.2007 г. б/н, постановление ВСУ от 26.12.2006 г. б/н) считают, что земля под сданной недвижимостью все-таки используется в предпринимательской деятельности арендодателя (единоналожника). Ведь передача в аренду недвижимости и земли под ней осуществляется с целью получения дохода, а значит, является разновидностью предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением услуг.

Мы солидарны с этими мнениями и считаем, что при наличии у предприятия-единоналожника в уставе

, а у предпринимателя-единоналожника — в Свидетельстве об уплате единого налога такого вида деятельности, как «сдача в аренду недвижимости», налог на землю уплачивать не нужно.

Филиалы и налог на землю.

Как мы уже отмечали выше, плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи. При этом согласно ст. 80 ЗКУ субъектами права частной собственности на землю являются граждане и юридические лица. Поскольку филиалы не являются юридическими лицами, то они не могут быть плательщиками земельного налога, впрочем, как и арендной платы. Поэтому юридические лица, имеющие в своем составе филиалы и обособленные подразделения, должны самостоятельно отчитываться и уплачивать земельный налог за такие филиалы и подразделения.

Подается налоговая декларация и уплачивается налоговое обязательство в налоговый орган

по месту нахождения земельных участков. Если земельные участки расположены на территории одного сельского, поселкового или городского совета (код КОАТУУ один и тот же), то плательщиком может подаваться одна обобщенная земельная налоговая декларация.

Если же земли находятся

на территории различных административно-территориальных единиц (коды органов местного самоуправления по местонахождению земельного участка по КОАТУУ разные), то налогоплательщик обязан подать в налоговую инспекцию по местонахождению каждого земельного участка отдельную земельную декларацию. Подавая отчетность за подразделение, размещенное на территории другой территориальной громады, головное предприятие должно стать на учет в налоговую по местонахождению подразделения как по неосновному месту учета. Этого требует п. 7.1 Порядка № 979.

 

Порядок расчета земельного налога

Согласно

п. 286.1 НК основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Базой обложения

земельным налогом является (ст. 271 НК):

нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии со ст. 289 НК,

либо

площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Таким образом, порядок расчета земельного налога прежде всего зависит от того, проведена

нормативная денежная оценка земельного участка или нет. От этого будет зависеть и ставка земельного налога.

Так, если нормативная денежная оценка земель проведена, то ставка налога в общем случае составляет 1 % от нормативной денежной оценки земельного участка. Если нет, то применяются ставки, установленные в

ст. 275 НК, а они значительно больше. Поэтому субъект хозяйствования заинтересован в том, чтобы нормативная денежная оценки земли была проведена.

В первую очередь отметим, что согласно

п.п. 14.1.125 НК нормативная денежная оценка земельных участков — это капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный в соответствии с законодательством центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (в настоящее время это Государственное агентство земельных ресурсов Украины, преобразованное из Госкомзема Украины). Такая оценка осуществляется отдельно для различных категорий земель, а именно:

земель населенных пунктов, причем для всего населенного пункта в целом. Это означает, что в одном и том же городе, поселке, селе не может быть одновременно оцененных и неоцененных участков земли, следовательно, ставки земельного налога, применяемые различными плательщиками при уплате налога на земли одной и той же категории в пределах такого населенного пункта, должны быть одинаковыми;

земель сельскохозяйственного назначения;

земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель в пределах населенных пунктов): промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения; земель природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земель лесного и водного фондов.

Проведение нормативной денежной оценки земельных участков

может быть инициировано органом исполнительной власти или органом местного самоуправления путем выдачи соответствующего решения.

Субъект хозяйствования

также может инициировать проведение такой оценки путем заключения соответствующего договора с юридическим лицом, получившим лицензию на проведение работ по землеустройству.

Нормативная денежная оценка проводится:

— для земель сельскохозяйственного назначения — не реже одного раза в 5 — 7 лет;

— для земель несельскохозяйственного назначения — не реже одного раза в 7 — 10 лет.

По результатам проведения нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация, копии которой передаются в Государственный фонд документации по землеустройству. После государственной экспертизы техническая документация подлежит утверждению соответствующей сельской, областной или районной администрацией. Данные о нормативной денежной оценке оформляются в виде

извлечения из технической документации, которое выдает соответствующий орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (в настоящее время это Государственное агентство земельных ресурсов Украины).

Поэтому, для того чтобы узнать, проведена ли нормативная оценка земель, предприятию необходимо обратиться с письменным заявлением в Государственное агентство земельных ресурсов с просьбой предоставить извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земель в отношении конкретного участка.

Порядок исчисления земельного налога также зависит от:

от целевого назначения земельного участка. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 20 ЗКУ). Определение и изменение целевого назначения осуществляются указанными органами в процессе передачи этих земель в собственность или предоставления в пользование. Имея соответствующий государственный акт на землю, выданный такими органами, землепользователь может однозначно сделать вывод о категории и целевом назначении конкретного земельного участка;

— места расположения земельного участка (в пределах или за пределами населенного пункта).

 

Земельный налог на земельные участки сельскохозяйственных угодий (независимо от места нахождения)

Согласно

ст. 22 ЗКУ к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги.

При этом в соответствии со

ст. 272 НК ставки земельного налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах от их нормативной денежной оценки* в следующих размерах:

— для пашни, сенокосов, пастбищ — 0,1 %;

— для многолетних насаждений — 0,03 %.

* На сегодняшний день нормативная денежная оценка земельных участков сельскохозяйственных угодий проведена на 100 %.

Эти ставки применяются

независимо от того, где расположены угодья: в пределах или за пределами населенных пунктов. Более того, в соответствии с п. 272.2 НК за сельскохозяйственные угодья, которые предоставлены в установленном порядке и используются по целевому назначению, в том числе военными сельскохозяйственными предприятиями, независимо от того, к какой категории земель они отнесены, земельный налог взимается по приведенным выше ставкам, которые установлены п. 272.1 НК.

При этом отметим, что нормативная денежная оценка земли должна быть уточнена по состоянию на 1 января текущего года

на коэффициент индексации (подробно см. подраздел «Индексация нормативной денежной оценки земли»).

Суммы налога на земельные участки сельскохозяйственных угодий в общем случае рассчитываются так:

Общая площадь участка х Нормативная денежная оценка 1 га угодий х Коэффициент индексации денежной оценки х ставка налога.

Кроме того, плательщикам, имеющим право на льготу по этому налогу, следует уменьшить полученную сумму земельного налога на величину такой льготы.

 

Земельный налог за участки, предоставленные на землях лесохозяйственного назначения

К землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства (

ст. 55 НК).

Налог за лесные земли взимается в качестве составляющей части платы за специальное использование лесных ресурсов, которая определяется

разд. XVII НК.

Ставки налога за один гектар нелесных земель, которые предоставлены в установленном порядке и используются для нужд лесного хозяйства устанавливаются:

— за сельскохозяйственные угодья — в соответствии со

ст. 272 НК (см. подраздел выше);

— за участки, занятые производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями, — согласно

ст. 276 и 280 НК. Для наглядности представим эти ставки в таблице.

 

Таблица 3

Нормативная оценка земельного участка проведена

Нормативная денежная оценка земельного участка не проведена

земельный участок расположен в пределах населенного пункта

земельный участок расположен за пределами населенного пункта

3 % от суммы земельного налога, исчисленного согласно ст. 274 НК. Согласно данной статье земельный налог на земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, взимается в размере 1 % от их нормативной денежной оценки

3 % от суммы земельного налога, исчисленного согласно ст. 275 НК. Согласно данной статье ставки налога на земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, определяется в грн. за квадратный метр с применением коэффициентов (см. табл. 4, 5)

5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни, установленной по Автономной Республике Крым или по области

 

Земельный налог на участки в пределах населенных пунктов

Земли населенных пунктов —

это все земли, расположенные в пределах населенных пунктов. Порядок расчета земельного налога на земли населенных пунктов зависит от того, проведена их нормативная денежная оценка или нет.

Если нормативная денежная оценка земельного участка, расположенного в пределах населенного пункта, проведена

. В этом случае ставка налога устанавливается в размере 1 % от их нормативной денежной оценки (п. 274.1 НК). Напомним, что нормативная денежная оценка земли должна быть уточнена по состоянию на 1 января текущего года на коэффициент индексации. Следует учитывать, что для отдельных видов земель к указанной ставке необходимо применять дополнительные повышающие коэффициенты, причем независимо от того, проведена их нормативная денежная оценка или нет (см. таблицу «Повышающие коэффициенты (ставки) для отдельных видов земель, расположенных в пределах населенных пунктов»).

Если нормативная денежная оценка земли не проведена.

В этом случае налог исчисляется исходя из площади земельного участка и средних ставок земельного налога, установленных ст. 275 НК:

 

Таблица 4

Ставки земельного налога в населенных пунктах, где не проведена нормативная денежная оценка земли

Группы населенных пунктов с численностью населения,
тыс. чел.

Средняя ставка налога,
гривень за 1 кв. метр

Коэффициент, применяемый в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения

до 3

0,24

 

от 3 до 10

0,48

 

от 10 до 20

0,77

 

от 20 до 50

1,2

1,2

от 50 до 100

1,44

1,4

от 100 до 250

1,68

1,6

от 250 до 500

1,92

2

от 500 до 1000

2,4

2,5

от 1000 и больше

3,36

3

 

Обратим внимание, что средние ставки, указанные в таблице, уже включают в себя

коэффициент индексации, т. е. ставки индексировать не нужно. При этом п. 4 разд. XIX НК правительству поручено ежегодно до 1 июня вносить в парламент проект закона о внесении изменений в НК в отношении таких ставок с учетом соответствующего индекса инфляции.

В населенных пунктах, отнесенных КМУ к

курортным, к указанным выше ставкам применяются «курортные» коэффициенты (п. 275.2 НК):

 

Таблица 5

Коэффициенты, применяемые к ставкам земельного налога
в курортных населенных пунктах
(по участкам, нормативная денежная оценка в которых не проведена)

Территория расположения населенного пункта

Коэффициент

На южном побережье Автономной Республики Крым

3

На юго-восточном побережье Автономной Республики Крым

2,5

На западном побережье Автономной Республики Крым

2,2

На Черноморском побережье Николаевской, Одесской и Херсонской областей

2

В горных и предгорных районах Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областей, кроме населенных пунктов, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории горных*

2,3

На Побережье Азовского моря и других курортных местностях

1,5

* Перечень населенных пунктов, которым в соответствии с Законом Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине» предоставляется статус горных, утвержден постановлением КМУ от 11.08.95 г. № 647.

 

Обратите внимание!

Согласно п. 275.3 НК ставки налога на земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения), дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя из ставок налога, утвержденных п. 275.1 НК, но не более трехкратного размера этих ставок с учетом установленных коэффициентов. Таким образом, прежде чем рассчитать земельный налог, плательщики должны выяснить, не установлены ли местными органами самоуправления повышенные ставки земельного налога.

Кроме того, для некоторых видов земельных участков, независимо от того, установлена или нет денежная оценка земель населенного пункта, предусмотрены

дополнительные повышающие коэффициенты:

Таблица 6

 

Повышающие коэффициенты (ставки) для отдельных видов земель,
 расположенных в пределах населенных пунктов
(применяются независимо от того, проведена денежная оценка земли или нет)

Вид земель

Ставка налога

Норма НК

1

2

3

Земельные участки, занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими товариществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями

3 % от суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со ст. 274 (ставка налога на земельные участки, НДО* которых проведена, устанавливается в размере 1 % от их НДО) и ст. 275 НК (ставки налога на земельные участки, НДО которых не проведена, определяются в грн. за квадратный метр с применением коэффициентов)

П. 276.1 НК

* НДО — нормативная денежная оценка земли.

Земельные участки на территориях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов

5-кратный размер налога, исчисленного в соответствии со ст. 274 и 275 НК

П. 276.2 НК

Земельные участки на территориях и объектах историко-культурного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов

Размер налога, исчисленный в соответствии со ст. 274 и 275 НК с применением следующих коэффициентов:
— для объектов международного значения — 7,5;
— для объектов общегосударственного значения — 3,75;
— для объектов местного значения — 1,5

П. 276.3 НК

Земельные участки (в пределах населенных пунктов), которые относятся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются налогом на общих основаниях), предоставленные горнодобывающим предприятиям для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, а также за водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции, и земельные участки, на которых расположены аэродромы

25 % налога, исчисленного в соответствии со ст. 274 и 275 НК

П. 276.4 НК

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии

25 % налога, исчисленного в соответствии со ст. 274, 275, 278, 279 и 280 НК

П. 276.6 НК

 

Резюмируя сказанное выше, укажем, что

сумма земельного налога в расчете на год определяется:

— для земель, имеющих денежную оценку, — как произведение проиндексированной по состоянию на 1 января текущего года денежной оценки (в грн.) и ставки (в %);

— в остальных случаях — как произведение площади (в кв. м) и ставки (в грн. за 1 кв. м).

Кроме того,

плательщикам, имеющим право на льготу по этому налогу, следует уменьшить полученную сумму земельного налога на величину такой льготы.

 

Земельный налог на участки, расположенные за пределами населенных пунктов

Если нормативная денежная оценка

земли проведена. В этом случае ставка налога устанавливается в размере 1 % от их нормативной денежной оценки (п. 274.1 НК). Однако из этого правила есть исключение. Для земельных участков, предоставленных предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны за пределами населенных пунктов, ставка налога устанавливается ст. 278 НК (см. п. 2 табл. 7).

Если нормативная денежная оценка земли не проведена.

В таком случае размер земельного налога рассчитывается от нормативной денежной единицы площади пашни по Автономной Республики Крым и по области. В частности, НК предусмотрены следующие ставки:

Таблица 7

 

Ставки земельного налога на земельные участки, расположенные
за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

№ п/п

Вид земельного участка

Ставки (размер) земельного налога

Норма НК

1

2

3

4

1

Земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

за один гектар несельскохозяйственных угодий, занятых хозяйственными зданиями (сооружениями), — 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 277.1 НК

за земельные участки, предоставленные садоводческим товариществам, в том числе занятые садовыми и/или дачными домами физических лиц, — 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 277.2 НК

2

Земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, расположенные за пределами населенных пунктов

за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта (кроме земель железнодорожного транспорта, за исключением земельных участков железнодорожного транспорта, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения)), связи, энергетики, а также предприятиям и организациям, осуществляющим эксплуатацию линий электропередач (кроме сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения), — 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 278.1 НК

за земельные участки, предоставленные для железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются налогом на общих основаниях), воинским формированиям, созданным в соответствии с законами Украины, которые не содержатся за счет государственного или местных бюджетов, подразделениям Вооруженных Сил Украины, которые осуществляют хозяйственную деятельность, а также за земельные участки, на которых расположены аэродромы, — 0,02 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 278.2 НК

за земельные участки, предоставленные для предприятий промышленности, занятые землями временной консервации (деградированные земли), — 0,03 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 278.3 НК

3

Земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

за земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий и лесных земель), НДО которых не проведена, — 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 279.1 НК

4

Земельные участки на землях водного фонда и лесохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

за земельные участки на землях водного фонда — 0,3 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 280.1 НК

за земельные участки на землях водного фонда, а также за земельные участки лесохозяйственного назначения, которые заняты производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, — 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области

П. 280.2 НК

 

Льготы по налогу на землю

 

Может оказаться, что, являясь плательщиком земельного налога, уплачивать его не нужно вовсе (причем на законных основаниях), а если и нужно, то в значительно меньшем размере. Такое случается благодаря наличию ряда льгот по налогу на землю. Льготы предусмотрены отдельно для физических лиц (ст. 281 НК) и отдельно для юридических лиц (ст. 282 НК).

Перечень земельных участков, не подлежащих обложению земельным налогом (независимо от того, кто является их собственником), приведен в ст. 283 НК.

 

Таблица 8

Льготы по уплате налога для юридических лиц

От уплаты земельного налога освобождены (ст. 282 НК)

Не подлежат налогообложению (ст. 283 НК)

1

2

Заповедники, в том числе историко-культурные, национальные природные парки, заказники (кроме охотничьих), парки государственной и коммунальной собственности, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, памятники природы, заповедные урочища и парки-памятники садово-паркового искусства

Сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий, определенных в соответствии с законом подвергшимися радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы (зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля), и химически загрязненных сельскохозяйственных угодий, на которые введено ограничение по ведению сельского хозяйства

Опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ

Земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временном консервировании или в стадии сельскохозяйственного освоения

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы прокуратуры, заведения, учреждения и организации, специализированные санатории Украины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, воинские формирования, созданные в соответствии с законами Украины, Вооруженные Силы Украины и Государственная пограничная служба Украины, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов

Земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, используемые для испытания сортов сельскохозяйственных культур

Детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины, состоящие на балансе предприятий, учреждений и организаций

Земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования, а также земли, на которых размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:

а) параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды, защитные насаждения, шумовые экраны, очистные сооружения;

б) площадки для стоянки транспорта и отдыха, склады, гаражи и другие сооружения, находящиеся в государственной собственности

Религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности, а также благотворительные организации, созданные в соответствии с законом, деятельность которых не предусматривает получение прибылей

Земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в период плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и питомниками многолетних плодовых насаждений

Санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов

Земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев

Общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являющиеся их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 процентов суммы общих расходов на оплату труда*

Земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев

Дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования, заведения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов

Предприятия, учреждения, организации, общественные организации физкультурно-спортивной направленности, в том числе аэроклубы и авиационно-спортивные клубы Общества содействия обороне Украины, — за земельные участки, на которых размещены спортивные сооружения, используемые для проведения всеукраинских, международных соревнований и учебно-тренировочного процесса сборных команд Украины по видам спорта и подготовке спортивного резерва, базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины

Плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога за земельные участки, используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства

Вновь созданные фермерские хозяйства в течение трех лет, а в трудонедостаточных населенных пунктах — в течение пяти лет со времени передачи им земельного участка в собственность

* Льгота применяется при наличии разрешения, предоставляемого в соответствии с Законом № 875.

 

Кроме того, в

подразд. 6 разд. ХХ НК предусмотрены также временные льготы для отдельных плательщиков. Так, до 1 января 2015 года льготу получили резиденты — субъекты космической деятельности, получившие лицензию на право ее осуществления и принимающие участие в реализации таких договоров (соглашений), за земельные участки производственного назначения согласно перечню, утверждаемому КМУ. Это условие будет действовать на период действия ратифицированных Верховной Радой Украины международных договоров (соглашений) Украины по вопросам космической деятельности по созданию космической техники.

До 1 января 2016 года

освобождаются от уплаты земельного налога:

1)

субъекты самолетостроения, подпадающие под действие норм ст. 2 Закона № 2660, земельные участки которых непосредственно используются для целей производства конечной продукции;

2) субъекты кинематографии

(производители национальных фильмов), перечень которых утверждается Кабмином;

3) субъекты судостроительной промышленности

(класс 35.11 группа 35 КВЭД ДК 009:2005).

Согласно

п. 287.2 НК если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право. В случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено это право.

Важно отметить, что в соответствии с

п. 284.3 НК, если налогоплательщик, который пользуется льготой по налогу на землю, сдает в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими строениями уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории. В то же время эта норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

Согласно

п. 284.1 НК Верховный Совет Автономной Республики Крым, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории: частичное освобождение на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога, но только за счет средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

О предоставлении таких льгот юридическим и/или физическим лицам органы местного самоуправления обязаны

до 1 февраля текущего года информировать соответствующий орган ГНС по местонахождению земельного участка. Если после указанной даты перечень льготников по той или иной причине изменился, до 1 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, в котором произошли такие изменения, предоставляются новые сведения.

 

Индексация нормативной денежной оценки земли

Согласно

п.п. 271.1.1 НК базой обложения земельным налогом является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации. Ежегодно по состоянию на 1 января текущего года нормативная денежная оценка земли должна быть уточнена на коэффициент индексации ( п. 289.2 НК).

Такой коэффициент определяется по формуле:

Кі = [I - 10] : 100,

где I — индекс потребительских цен за предыдущий год.

Если индекс потребительских цен не превышает 110 процентов, такой индекс применяется со значением 110.

Величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель рассчитывает центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов на основании индекса потребительских цен за предыдущий год (

п. 289.2 НК). Не позднее 15 января текущего года информация о коэффициенте ежегодной индексации нормативной денежной оценки земель должна быть доведена до органов ГНС, землевладельцев и землепользователей.

Письмом

от 11.01.2011 г. № 344/22/6-11 Госкомзем сообщил, что нормативную денежную оценку земель по состоянию на 01.01.2011 г. за 2010 год необходимо индексировать на коэффициент 1,0, который рассчитан исходя из индекса потребительских цен за 2010 год — 109,4 %

Важно отметить, что коэффициент индексации необходимо применять куммулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земли. Это означает, что каждому плательщику земельного налога следует обращать внимание на дату, по состоянию на которую выдана справка (извлечение) о величине денежной оценки того или иного земельного участка. Общий (кумулятивный, интегральный) коэффициент индексации по каждому участку рассчитывается как произведение ежегодных коэффициентов индексации, начиная с коэффициента за тот год, в котором получена такая справка (извлечение), и заканчивая годом, предшествующим отчетному.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше