Темы статей
Выбрать темы

Эконалог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

Редакция НК
Статья

Эконалог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

 

Для того, чтобы понять, нужно ли субъекту хозяйствования уплачивать экологический налог на этом основании, прежде всего выясним, что представляет собой

стационарный источник загрязнения.

Согласно

п.п. 14.1.230 НК стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Загрязняющими веществами

, в свою очередь, согласно Закону № 2707 являются вещества химического или биологического происхождения, которые присутствуют или поступают в атмосферный воздух и могут прямо или косвенно оказывать негативное воздействие на здоровье человека и состояние окружающей природной среды.

Исходя из этого можем сделать вывод: любой

недвижимый объект, который осуществляет выбросы загрязняющих веществ, является стационарным источником загрязнения. По мнению налоговиков, к стационарным источникам загрязнения можно отнести паровые и водогрейные котлы, производственные печи, генераторы, дизель-генераторы, газосварочные установки, газорезательное оборудование и т. п. («Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14).

Если возникают сомнения относительно того, содержатся ли в выбросах, осуществляемых в процессе хоздеятельности, загрязняющие вещества, лучше обратиться за разъяснениями в территориальные органы Минприроды.

Важно отметить, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться

только после получения специального разрешения (ч. 5 ст. 11 Закона № 2707). Без получения специального разрешения осуществлять выбросы нельзя. Если во время проверки обнаружится, что имеются стационарные источники загрязнения, предприятию/предпринимателю грозят серьезные штрафы.

Получать такие разрешения нужно

в территориальном органе Минприроды. Порядок выдачи разрешения регулируют Порядок № 302, Инструкция № 7 и Инструкция № 108. Для получения разрешения субъекту хозяйствования нужно провести инвентаризацию загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу (п.п. 1.10 Инструкции № 7), подать заявление и подготовить пакет специальных документов, обосновывающих объемы выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения. Важно обратить внимание на то, что проводить инвентаризацию загрязняющих веществ и разрабатывать документы для получения разрешения на выбросы стационарными источниками загрязнения имеют право только специализированные организации, соответствующие подразделения предприятия, которые имеют определенный опыт работы и техническое оборудование и находятся на учете Минэкобезопасности Украины. С перечнем таких организаций можно ознакомиться на официальном сайте Минприроды: http://www.menr.gov.ua в разделе Діяльність/Охорона/Охорона атмосферного повітря/Регулювання викидів від стаціонарних джерел/Дозвільна діяльність/Перелік установ, организацій та закладів, яким надається право на розроблення документів, у яких обгрунтовуються обсяги викидів.

Разрешение выдается

субъекту хозяйствования — собственнику стационарного источника выбросов, с которого поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества либо их смеси (п. 2 Порядка № 302).

При этом согласно

п. 1.9 Инструкции № 108 под субъектом хозяйствования, который должен получить разрешение, понимают физическое или юридическое лицо, которое управляет или контролирует оборудование, в том числе лицо, которому согласно законодательству переданы права владеть и пользоваться оборудованием , а также обеспечивать его техническое функционирование.

Из этого можно сделать

вывод, что в случае передачи в аренду стационарного источника загрязнения разрешение на выбросы должен получить арендатор такого источника загрязнения. К аналогичному выводу пришли и налоговики в консультации, приведенной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 37.

Несколько слов скажем об особенностях получения разрешения на стационарные источники загрязнения, расположенные в подразделениях или филиалах субъекта хозяйствования. О получении разрешений в этом случае идет речь в

письме Минприроды от 08.11.2007 г. № 12052/11/10-07. В нем указывается, что количество разрешений, которые должен получить субъект хозяйствования, будет зависеть от того, где находятся подразделения (филиалы) предприятия.

Так, если подразделения расположены

в пределах разных населенных пунктов, субъект хозяйствования получает для каждого подразделения отдельное разрешение.

Если же они расположены

в пределах одного населенного пункта и расстояние между обособленными подразделениями и основной территорией предприятия не достигает 500 метров , то подразделение и предприятие считаются одним объектом, а потому субъекту хозяйствования стоит получить одно разрешение для обособленных подразделений. В случае если обособленные подразделения находятся на расстоянии более 500 метров от основной территории предприятия, субъект хозяйствования получает для каждого подразделения отдельное разрешение.

 

Автономные газовые системы отопления — стационарный источник загрязнения?

В большинстве случаев выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений касаются промышленных предприятий. Но использовать стационарные источники загрязнения можно не только в промышленных целях. Так, в частности, многие субъекты хозяйствования используют в своей хозяйственной деятельности такой стационарный источник загрязнения, как бытовой газовый котел. Такой объект в основном используется не для производства продукции, а только для обогрева помещения в зимнее время. Возникает вопрос: нужно ли уплачивать экологический налог в этом случае?

Газовый котел вполне подпадает под определение

стационарного источника загрязнения, поэтому в случае его использования возникает объект обложения экологическим налогом. Подтверждают это и налоговики (соответствующее разъяснение из Единой базы налоговых знаний приведено на с. 25 этого номера).

Теперь нужно разобраться с тем, а нужно ли получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ, если субъект хозяйствования использует газовый котел? Государственные инспекторы по охране окружающей среды, ссылаясь на нормы

ч. 5 ст. 11 Закона № 2707, считают, что такое разрешение нужно получить в обязательном порядке. Но если следовать нормативно-правовым актам, то разрешение на газовый котел нужно только в том случае, если:

1) газовый котел, установленный субъектом хозяйствования, попадает в

Перечень № 317. А в этот Перечень включены котлы, мощность которых превышает 50 МВт;

2) выбросы загрязняющих веществ, осуществленные таким объектом, содержатся в

Перечне загрязняющих веществ и пороговых значений потенциальных выбросов, по которым осуществляется государственный учет, приведенном в приложении 1 к Инструкции № 177, и превышают пороговые значения, указанные в этом Перечне.

Важно отметить, что налоговики в своих разъяснениях в Единой базе налоговых знаний, в частности в вопросе об использовании автономных систем отопления, обращают внимание на то, что лица, использующие автономные системы отопления, являются плательщиками экологического налога

независимо от того, получено ими разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения или нет.

 

Расчет экологического налога за выбросы стационарными источниками загрязнения

Рассчитывается сумма эконалога плательщиком

самостоятельно, каждый квартал. С виду расчет экологического налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, достаточно прост. Формула его расчета приведена в п. 249.3 НК:

Пвс

=

п

Σ

і = 1

і х Нпі ),

где

Σ — знак суммы;

Мі

— фактический объем выброса і-того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпі

— ставки налога в текущем году за тонну і-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками.

Как видим из приведенной формулы,

основной показатель для исчисления суммы эконалога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником загрязнения — фактический объем выбросов каждого из загрязняющих воздух веществ (Mi). И здесь возникают трудности с тем, как его определить. Ни в одном нормативном документе такие данные найти нельзя. Информация о загрязняющих веществах и объемах их выбросов может быть получена плательщиком по результатам инвентаризации стационарных источников загрязнения, выбросов, а также их видов и объема, которая является обязательным условием для получения разрешения. То есть эти данные становятся известными конкретному плательщику в ходе получения разрешения на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарным источником загрязнения.

Следующий показатель — ставки налога за каждое загрязняющее вещество

(Нпі). Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения приведены в ст. 243 НК. При этом следует отметить, что согласно п. 2 подраздела 5 раздела ХХ «Переходные положения» НК за выбросы в атмосферный воздух ставки экологического налога применяются в несколько уменьшенном размере:

с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года включительно ставки налога применяются в размере 50 % ставок, установленных НК;

с 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно — 75 %;

с 1 января 2014 года — 100 %.

С целью корректного определения ставок экологического налога необходимо придерживаться следующего алгоритма:

Действие 1.

Сверяем найденные в ходе инвентаризации загрязняющие вещества с веществами, приведенными в таблице п. 243.1 НК. Если при эксплуатации конкретного стационарного источника в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, упомянутые в этой таблице, ставки эконалога для таких веществ берутся из нее.

 

Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (

п. 243.1 НК)

Название загрязняющего вещества

Ставка налога, грн. за 1 т

01.01.2011 г. — 31.12.2012 г.

01.01.2013 г. — 31.12.2013 г.

с 01.01.2014 г.

Азота оксиды

610,50

915,75

1221,00

Аммиак

114,50

171,75

229,00

Ангидрид сернистый

610,50

915,75

1221,00

Ацетон

229,00

343,50

458,00

Бенз(о)пирен

777171,50

1165757,00

1554343,00

Бутилацетат

137,50

206,25

275,00

Ванадия пятиокись

2290,00

3435,00

4580,00

Водород хлористый

23,00

34,50

46,00

Углерода окись

23,00

34,50

46,00

Углеводороды

34,50

51,75

69,00

Газообразные фтористые соединения

1511,50

2267,25

3023,00

Твердые вещества

23,00

34,50

46,00

Кадмия соединения

4832,00

7248,00

9664,00

Марганец и его соединения

4832,00

7248,00

9664,00

Никель и его соединения

24619,00

36928,50

49238,00

Озон

610,50

915,75

1221,00

Ртуть и ее соединения

25878,50

38817,75

51757,00

Свинец и его соединения

25878,50

38817,75

51757,00

Сероводород

1962,00

2943,00

3924,00

Сероуглерод

1275,00

1912,50

2550,00

Спирт н-бутиловый

610,50

915,75

1221,00

Стирол

4458,00

6687,00

8916,00

Фенол

2771,00

4156,50

5542,00

Формальдегид

1511,50

2267,25

3023,00

Хром и его соединения

16389,50

24584,25

32779,00

 

Действие 2.

Если имеются загрязняющие вещества, которые не вошли в вышеприведенный перечень. В этом случае ставки налога следует применять в зависимости от установленного класса опасности загрязняющего вещества (п. 243.2 НК):

 

Класс опасности

Ставка налога, грн. за 1 т

01.01.2011 г. — 31.12.2012 г.

01.01.2013 г. — 31.12.2013 г.

с 01.01.2014 г.

I класс

4366,50

6549,75

8733,00

II класс

1000,00

1500,00

2000,00

III класс

149,00

223,50

298,00

IV класс

34,50

51,75

69,00

 

Классификация веществ по классам опасности определяется нормативными документами на основании заключения государственной экологической экспертизы и согласовывается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. Информацию о том, к какому классу опасности относится загрязняющее вещество, можно найти, в частности, в

приказе Министерства здравоохранения Украины «Государственные санитарные правила охраны атмосферного воздуха населенных мест (от загрязнения химическими и биологическими веществами)» от 09.07.97 г. № 201.

Действие 3.

Если загрязняющие вещества не вошли перечень из п. 243.1 НК и для них не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода*). Ставки налога в этом случае применяются в зависимости от принятых ориентировочно безопасных уровней воздействия в соответствии с таблицей, приведенной в п. 243.3 НК:

 

Ориентировочно безопасный уровень воздействия веществ (соединений) (миллиграмм на куб. метр)

Ставка налога, грн. за 1 т

01.01.2011 г. — 31.12.2012 г.

01.01.2013 г. — 31.12.2013 г.

с 01.01.2014 г.

Менее 0,0001

183806,00

275709,00

367612,00

0,0001 — 0,001 (включительно)

15748,50

23622,75

31497,00

0,001 — 0,01 (включительно)

2175,50

3263,25

4351,00

0,01 — 0,1 (включительно)

610,50

915,75

1221,00

0,1 — более 10

23,00

34,50

46,00

 

* Ставка налога за двуокись углерода составляет: с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. — 0,1 грн. за 1 тонну; с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. — 0,15 грн. за 1 тонну; с 01.01.2014 г. — 0,20 грн. за 1 тонну.

 

Действующие на сегодняшний день цифровые значения ориентировочно безопасных уровней воздействия для конкретных загрязняющих веществ (соединений) представлены в

Гигиеническом нормативе 2.2.6.-166-2009 «Ориентировочно безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», утвержденном постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 11.12.2009 г. № 34.

Действие 4.

Если приведенные выше варианты не работают. В этом случае согласно п. 243.5 НК необходимо применять ставку эконалога за выбросы загрязняющих веществ первого класса опасности согласно п. 243.2 НК:

 

Класс опасности

Ставка налога, грн. за 1 т

01.01.2011 г. — 31.12.2012 г.

01.01.2013 г. — 31.12.2013 г.

с 01.01.2014 г.

I класс

4366,50

6549,75

8733,00

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше