Эконалог за размещение отходов

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Сентябрь, 2011/№ 18
Статья

Эконалог за размещение отходов

 

Плательщиками экологического налога согласно п. 240.1 НК являются предприятия/предприниматели, которые осуществляют размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных отходов как вторичного сырья.

Для того чтобы выяснить, попадает ли субъект хозяйствования в ряды этих плательщиков, прежде всего выясним, что понимают под отходами.

Порядок обращения с отходами регулирует Закон об отходах. Согласно ст. 1 Закона об отходах отходы включают в себя любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства и потребления , которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту образования или выявления и от которых их владелец должен избавиться путем утилизации или уничтожения.

То есть под отходы попадает все, что в дальнейшем не будет использоваться предприятием и от чего оно

избавляется путем утилизации или уничтожения. Причем в отходы включаются как отходы, образованные в процессе производства (остатки сырья и материалов, пришедшие в негодность люминесцентные лампы, отработанные аккумуляторы, автомобильные шины и т. п.), так и твердые бытовые отходы (мусор). Детальный перечень объектов, относящихся к отходам, приведен в Государственном классификатор отходов ДК 005-96.

 

Эконалог за бытовые отходы (мусор)

В деятельности практически любого субъекта образуются твердые бытовые отходы (мусор). Согласно

Правилам № 1070 бытовые отходы — отходы, которые образуются в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах (кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятия) и не используются по месту их накопления.

Исходя из

п. 240.1.3 НК уплачивать эконалог за бытовые отходы нужно только тем предприятиям/предпринимателям, которые осуществляет размещение таких отходов. При этом сразу отметим, что размещение отходов и их образование — это совершенно разные вещи.

Под

размещением отходов согласно п.п. 14.1.223 НК понимают хранение (временное хранение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

Итак, под размещением отходов понимают их хранение и утилизацию

в специально отведенных для этого местах (полигонах, участках). На такое размещение нужно иметь специальное разрешение. Сразу отметим, что такие разрешения выдаются только специализированным предприятиям, деятельность которых связана с размещением отходов в специально отведенных для этого местах. Выдача разрешений на хранение бытовых отходов в контейнерах или на контейнерных площадках для бытовых отходов законодательством не предусмотрена.

Исходя из этого можно сделать вывод, что размещать отходы могут исключительно специализированные предприятия, деятельность которых специально направлена на размещение отходов. Поэтому если субъект хозяйствования заключил договор с таким специализированным предприятием, которое своевременно вывозит мусор (что означает, что на предприятии отходы не размещаются), то уплачивать эконалог должно именно специализированное предприятие. Такое же мнение приводится и в комментариях к

НК под редакцией Н. Азарова:

«

У субъекта, в результате деятельности которого образовались отходы, не возникает налогового обязательства по экологическому налогу за размещение отходов при условии заключения договора с организацией по сбору (приему) отходов и которая имеет лицензию на осуществление этих операций»*.

* Науково-практичний коментар до Податкового кодексу України: в 3 т./кол. авторів [заг. редакція М. Я. Азарова]. — К.: Міністерство фінансів України, Національній університет ДПС України, 2010.

!

Однако в последнее время ГНАУ неоднократно в своих разъяснениях настаивает на том, что любое предприятие, у которого образуются бытовые отходы, осуществляет и их размещение (письма ГНАУ от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817, от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817). Главным аргументом налоговиков является широкая трактовка термина «размещение отходов», под которую подпадает и «временное размещение до утилизации либо удаления».

То есть налоговики настаивают на том, что хранение отходов с момента их образования до момента передачи специальному учреждению, которое их утилизирует либо удаляет (вывозит),

является временным размещением отходов и подпадает под термин «размещение отходов» , а поэтому субъекты хозяйствования, осуществляющие такое временное размещение (из логики писем следует, что это практически каждый субъект хозяйствования), считаются плательщиками эконалога.

При этом еще раз отметим, что такие доводы ГНАУ безосновательны. Ведь:

во-первых, размещение отходов включает в себя два обязательных этапа:

1) временное хранение отходов;

2) захоронение отходов.

Поэтому, если предприятие/предприниматель не занимается захоронением отходов, значит оно не размещает их в понятии

п.п. 14.1.223 НК;

во-вторых, если следовать требованию ГНАУ, то за одни и те же отходы эконалог будет уплачиваться дважды: лицом, у которого образовались отходы, и лицом, которое утилизирует отходы и размещает их в специально отведенных для этого местах размещения отходов (полигонах, свалках и т. п).

Более того, непонятен и сам механизм расчета эконалога «обычным» предприятием. Ведь для того чтобы рассчитать эконалог, нужно знать класс опасности отходов. Класс опасности отходов определяется в лимитах на их образование. В то же время согласно

пп. 8 и 15 Порядка № 1218 собственники бытовых отходов, которые заключили договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства, освобождены от необходимости иметь лимиты (и разрешения) на размещение отходов (пп. 8 и 15 Порядка № 1218).

Взяв на вооружение приведенные выше аргументы, смелые налогоплательщики могут не уплачивать эконалог. Всем остальным плательщикам, которые не хотят доводить дело с налоговиками до суда, советуем уплатить эконалог за бытовые отходы. Суммы таких платежей, скорее всего, будут копеечными. Возможно, массовое предоставление отчетности по эконалогу с «копеечными» значениями, заставит ГНАУ пересмотреть свою позицию. А пока подробно остановимся на том, как рассчитать эконалог за бытовые отходы.

Исходя из формулы, приведенной в

п. 249.6 НК для расчета эконалога за бытовые отходы, важно определить:

1) объем отходов;

2) класс их опасности.

Объем отходов.

Объем отходов следует определять исходя из минимальных норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, которые приведены в приложении 2 к Правилам предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденным постановлением КМУ от 10.12.2008 г. № 1070. Так, к примеру, для предприятия бытового обслуживания минимальная суточная норма на одно рабочее место составляет 0,75 кг, или 3,4 л.

Класс опасности.

От класса опасности зависит ставка налога. Как мы уже отмечали выше, класс опасности отходов указывается в лимитах на их образование и размещение. Но на бытовые отходы, если предприятие заключило договор со специализированным предприятием, лимиты получать не нужно (п. 8 Порядка № 1218). В таком случае считаем, что нужно исходить из того, что твердые бытовые отходы рассматриваются СЭС как малоопасные, т. е. IV класса опасности. Поэтому ставка налога в 2011 году будет составлять 1,25 грн. (2,5 грн./т х 50 %) за тонну (уменьшенные на 50 % предусмотрено п. 2 подразд. 5 разд. ХХ «Переходные положения» НК).

Кроме того, при расчете эконалога следует учитывать, что согласно

п. 246.5 НК, если отходы размещаются в пределах населенного пункта или на расстоянии менее чем 3 км от таких границ, то сумма налога увеличивается в 3 раза.

 

Эконалог за отходы производства

К отходам производства относятся все те отходы, которые образуются на предприятии, но не относятся к бытовым. Такими отходами, в частности, являются остатки сырья и материалов, отработанные люминесцентные лампы, шины, отработанные аккумуляторы, батареи свинцовые и т. п. При этом прежде всего отметим, что согласно

ст. 32 Закона об отходах осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность, связанную с образованием отходов, без получения от специально уполномоченных органов исполнительной власти лимитов нельзя.

Обратите внимание:

лимиты нужно получать на сам факт образования отходов. То есть, даже если в дальнейшем предприятие будет передавать их специализированным организациям, получение лимита все равно необходимо. В соответствии с п. 8 Порядка № 1218 от этой обязанности освобождены собственники отходов, для которых платежи за размещение отходов всех классов опасности не превышают 10 гривень в год, собственники бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства, и собственники отходов, получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторсырья.

Процедура выдачи лимитов регламентирована

Порядком № 1218. Для получения лимитов владельцы отходов, которые их образуют на своей территории, должны до 1 июня текущего года подать в органы Минэкоресуров на местах заявление на получение разрешения на размещение отходов в следующем году. К заявлению прилагаются документы, перечень которых приведен в п. 12 Порядка № 1218. Как правило, лимит устанавливается сроком на один год и доводится до собственника отходов до 1 октября текущего года (п. 18 Порядка № 1218).

Плательщиком эконалога будет только тот субъект, который

размещает отходы. При этом предприятие может выбрать один из следующих способов размещения отходов:

1) либо размещать самостоятельно (к примеру, у предприятия есть свой полигон), для чего нужно получить соответствующее разрешение специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. И в этом случае предприятие будет полноценным плательщиком эконалога,

2) либо передавать их для утилизации специализированным предприятиям. При этом важно учитывать, что опасные отходы субъект хозяйствования должен передавать специализированным предприятиям, имеющим лицензию в сфере обращения с опасными отходами. Перечень опасных отходов утвержден

постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120. Он условно поделен на Желтый и Зеленый перечни. В частности, опасными отходами могут быть те отходы, которые приведены:

а)

в разделе А Желтого перечня, если они имеют одно и более опасных свойств, приведенных в Перечне № 165;

б)

в Зеленом перечне, при условии, что они содержат материалы, приведенные в приложении 2 к Положению № 1120, в таких количествах, что могут проявлять опасные свойства, приведенные в Перечне № 165.

К опасным отходам, в частности, относятся отработанные люминесцентные лампы. Хранить опасные отходы на территории предприятия без получения лицензии можно

не более 6 месяцев (письмо Минприроды от 02.04.2003 г. № 2798/26-8).

Рассматривая выше эконалог за бытовые отходы, мы уже отмечали, что исходя из норм

п. 240.1.3 НК плательщиками эконалога за размещение отходов являются те субъекты хозяйствования, которые осуществляют размещение отходов. В свою очередь, под размещением отходов понимают их хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. То есть плательщикам эконалога за размещение отходов, как бытовых, так и производственных, являются специализированные предприятия, производственная деятельность которых обусловливает необходимость получения разрешения на специальные места хранения отходов от собственной деятельности (полигоны, хранилища и т. п.). Ранее эту норму поддерживали и налоговики. Так, в письме от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215 налоговики прямо указывают на то, что плательщиком экосбора (на данный момент — эконалога) является только тот субъект хозяйствования, который своевременно (на конец квартала) не передал отходы специализированным предприятиям (организациям) в установленные договором сроки и осуществляет их размещение на своей территории.

Эту же позицию поддерживало и Минприроды (

письма от 14.05.2003 г. № 4914-к/26-11/115-11, от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08), указывая, что отходы, переданные на договорных началах другим субъектам хозяйственной деятельности, больше не являются собственностью передавшего их субъекта, поэтому и не должны учитываться в расчетах сбора за размещение отходов (сейчас — эконалога).

Но с 01.01.2011 г. позиция налоговиков в данном вопросе кардинально изменилась. В своих разъяснениях (

письма ГНАУ от 06.05.2011 г. № 12789/7/
15-0817, от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817, ЕБНЗ
) налоговики говорят о том, что объектом и базой ежеквартального налогообложения выступают отходы (включая отходы производства и бытовые отходы), которые временно размещаются (хранятся), в том числе на конец отчетного квартала, на собственной территории предприятия (до их передачи на утилизацию либо размещение другому субъекту хозяйствования). Иными словами, плательщиком эконалога является любой субъект хозяйствования, в деятельности которого образуются отходы. Исключение, с учетом прямой нормы НК (п. 240.5), ГНАУ готова сделать лишь для специализированных предприятий, занимающихся заготовкой
вторсырья.

Такая позиция налоговиков не безукоризненна. Наши аргументы в пользу этого см. в подразделе

«Эконалог за бытовые отходы». Поэтому, по нашему мнению, уплачивать эконалог за производственные отходы должны только те субъекты хозяйствования, которые своевременно не передали отходы другим специализированным предприятиям в установленные договором сроки. Однако такой подход можно предложить только смелым плательщикам, которые готовы спорить с позицией налоговиков. Для тех, кто не желает спорить с налоговиками, детально остановимся на порядке расчета эконалога за размещение производственных отходов.

Согласно

п. 249.6 НК суммы налога, который взимается за размещение отходов, исчисляются плательщиками самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов размещения отходов, ставок налога и корректирующего коэффициента по формуле:

Прв =

п

Σ

і = 1

пi х Млi х Кт х Ко),

где

Нпiставки налога в текущем году за тонну i-го вида отходов в гривнях с копейками;

Млі

— объем выбросов i-того вида в тоннах (т);

Кт

— корректирующий коэффициент, который учитывает расположение места размещение отходов и который приведен в п. 246.5 НК;

Ко

— корректирующий коэффициент, который равен 3 и применяется в случае размещения отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов.

Как определить объем отходов i-того вида?

Учет производственных отходов нужно вести с помощью типовой формы № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», форма и инструкция по заполнению которой утверждены приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342. Типовая форма обязательна к применению всеми юридическими лицами (предприятиями, учреждениями, организациями) всех форм собственности, видов экономической деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования, а также физлицами-предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы и используются упаковочные материалы и тара. Таким образом объем отходов берем из формы № 1-ВТ.

Как выбрать ставку налога?

Ставки налога за размещение отходов приведены в ст. 246 НК:

— для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизиурующим излучением, —

431 грн. за единицу;

— для люминесцентных ламп —

7,5 грн. за единицу.

При этом следует учитывать, что

согласно п. 2 подразд. 5 разд. ХХ «Переходные положения» НК ставки эконалога за размещение отходов:

с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года включительно применяются в размере 50 % ставок, установленных НК;

с 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно — 75 %;

с 1 января 2014 года — 100 %.

То есть, к примеру, для люминесцентных ламп ставка налога в 2011 году составляет 3,75 грн. за единицу.

Ставки на размещение остальных видов отходов устанавливаются в зависимости от класса опасности.

 

Ставки эконалога за размещение отходов, которые устанавливаются в зависимости от класса опасности

Класс опасности отходов

Ставка налога, грн. за 1 т

01.01.2011 г. — 31.12.2012 г.

01.01.2013 г. — 31.12.2013 г.

с 01.01.2014 г.

I класс — чрезвычайно опасные

350,00

525,00

700,00

II класс — высокоопасные

12,75

19,12

25,50

III класс — умеренно опасные

3,20

4,80

6,40

IV класс — малоопасные

1,25

1,88

2,50

малоопасные нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности

0,13

0,19

0,25

 

Класс опасности отходов указан в лимитах на их образование и размещение. Если субъекту хозяйствования не установлен лимит,

то для определения класса опасности отходов следует обратиться за соответствующими разъяснениями в СЭС. В противном случае нужно будет применять ставку налога, установленную за размещение отходов I класса опасности (п. 246.3 НК).

Коорректирующие коэффициенты. За размещение отходов, которые не обеспечивают полное исключение загрязняющих веществ атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога увеличиваются в 3 раза (п. 246.4 НК). Кроме того, коэффициент 3 устанавливается к ставке экологического налога в случае размещения отходов в пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от него. Если же расстояние от места размещения отходов до населенного пункта составляет от 3 км и более, то к ставке экологического налога применяется коэффициент 1 (п. 246.5 НК).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить