Ответы на вопросы

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Сентябрь, 2011/№ 18
Ответы на вопросы

Ответы на вопросы*

 

* Ответы на вопросы подготовлены по материалам Единой базы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ www.sta.gov.ua

 

Уплата экологического налога за выбросы, осуществляемые филиалами

 

Являются ли плательщиками экологического налога филиалы, отделения и другие обособленные подразделения в случае осуществления ими выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов, размещения отходов?

В соответствии с

п. 240.1 ст. 240 разд. VIIІ «Экологический налог» Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), с изменениями и дополнениями, плательщиками являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственной (предпринимательской) деятельности, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения; сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты; размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья. Не являются плательщиками налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляют услуги в этой сфере (п. 240.5 ст. 240 НКУ).

Согласно

ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — Кодекс) субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством. В частности, субъектами хозяйствования являются хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные согласно этому Кодексу, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Указанные выше субъекты хозяйствования имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица. Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, однако такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основании положения о них, утвержденного предприятием (

ст. 64 Кодекса).

Таким образом,

к плательщикам экологического налога не относятся филиалы, отделения и другие обособленные подразделения в связи с тем, что они не имеют статуса юридического лица. То есть плательщиками экологического налога в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов филиалами , отделениями и другими обособленными подразделениями являются предприятия (учреждения, организации), в состав которых входят такие филиалы, отделения и другие обособленные подразделения.

 

При использовании автономных систем отопления уплачивается экологический налог

 

Являются ли плательщиками экологического налога субъекты хозяйствования, которые используют автономные системы отопления (котлы) административных, торговых, складских и других зданий и сооружений, и нужно ли иметь разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения?

В соответствии с

п. 240.1 ст. 240 разд. VIIІ «Экологический налог» Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственной (предпринимательской) деятельности, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

Статьей 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-ХІІ,

с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, выдаваемого территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения.

Стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (

п.п. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Согласно

п.п. 242.1.1 п. 242.1 ст. 242 НКУ объектом и базой налогообложения являются объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками. Органы государственной налоговой службы привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов (абзац первый п. 250.12 ст. 250 НКУ).

Таким образом,

субъекты хозяйствования в случае использования автономных систем отопления собственниками административных, торговых, складских и других зданий и сооружений имеют объект налогообложения экологическим налогом — объем загрязняющих веществ, которые образуются и выбрасываются в атмосферный воздух при сгорании топлива (газа, мазута и т. п.) и являются плательщиками экологического налога (независимо от получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения). Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения выдаются территориальными органами специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и вопросы по их выдаче не относятся к компетенции органов ГНС.

 

Плательщик экологического налога при сдаче в аренду стационарного источника загрязнения

 

Кто является плательщиком экологического налога за осуществление выбросов в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (в том числе в случае сдачи в аренду стационарного источника загрязнения)?

В соответствии с

п. 240.1 ст. 240 разд. VIIІ «Экологический налог» Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственной (предпринимательской) деятельности, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения. Орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальные органы центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды до 1 декабря года, предшествующего отчетному, подают в органы государственной налоговой службы перечни предприятий, учреждений, организаций, физических лиц — предпринимателей, которым в установленном порядке выданы разрешения на выбросы, специальное водопользование и размещение отходов, а также направляют информацию о внесении изменений в перечень до 30 числа месяца, следующего за кварталом, в котором такие изменения произошли (п. 250.3 ст. 250 НКУ).

Статьей 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-ХІІ,

с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, выдаваемого территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения.

Стационарный источник загрязнения

— предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (п.п. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 НКУ). Согласно п.п. 242.1.1 п. 242.1 ст. 242 НКУ объектом и базой налогообложения являются объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками. Органы государственной налоговой службы привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов (абзац первый п. 250.12 ст. 250 НКУ).

Таким образом,

плательщиками экологического налога в бюджет являются субъекты хозяйствования, которыми непосредственно осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (независимо от получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения). Условия выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения не влияют на определение плательщиков налога. Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения выдаются территориальными органами специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и вопросы по их выдаче, а также вопросы в части гражданско-правовых отношений (договорных отношений) между субъектами хозяйствования не относятся к компетенции органов ГНС.

 

Уплата налога при наличии договора на удаление и утилизацию отходов

 

Если субъект хозяйствования имеет договор на удаление и утилизацию отходов с перерабатывающим предприятием (специализированным предприятием), то нужно ли ему в таком случае начислять и уплачивать экологический налог за временное размещение (хранение) отходов в течение отчетного квартала (в том числе аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы)?

 

В соответствии с

п.п. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 разд. VIII «Экологический налог» Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), плательщиками налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственной (предпринимательской) деятельности, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья. Не являются плательщиками экологического налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляют услуги в этой сфере (п. 240.5 ст. 240 НКУ).

В соответствии с

п.п. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 разд. I НКУ размещение отходов — хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Подпунктом 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 НКУ определены объект и база налогообложения экологическим налогом, который взимается за размещение отходов, в частности объемы и виды (классы) отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляющих уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов.

Таким образом,

субъект хозяйствования (независимо от получения разрешения на образование и размещение отходов и наличия договора на удаление и утилизацию отходов с перерабатывающим предприятием (специализированным предприятием)) должен начислять и уплачивать экологический налог за временное размещение (хранение) отходов в течение отчетного квартала (в том числе аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы) на общих основаниях, кроме тех субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных отходов как вторичного сырья, осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляют услуги в этой сфере. Вопросы выдачи разрешений на образование и размещение отходов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами и других разрешительных документов, а также в отношении гражданско-правовых отношений (договорных отношений) между субъектами хозяйствования не относятся к компетенции органов ГНС.

 

Перевод реализованного топлива из объемных единиц в весовые

 

Как налоговым агентам определить в тоннах количество фактически реализованного топлива (газа сжиженного (сжиженного нефтяного газа) и сжатого газа) в случае его реализации не по массе, а по объему (в том числе при наличии или отсутствии сертификата топлива)? Какие переводные коэффициенты при этом необходимо использовать для перевода реализованного топлива і-го вида из объемных единиц (л, м3) в весовые единицы (т) для исчисления экологического налога?

В соответствии с

п. 241.1 ст. 241 разд. VIII «Экологический налог» Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), налог, взимаемый за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае использования топлива, удерживается и уплачивается в бюджет налоговыми агентами при реализации такого топлива. Согласно п. 241.2 ст. 241 НКУ к налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования, которые:

осуществляют оптовую торговлю топливом (

п.п. 241.2.1 п. 241.2 ст. 241 НКУ);

осуществляют розничную торговлю топливом (кроме реализующих топливо, приобретенное у субъектов хозяйствования, указанных в

п.п. 241.2.1 п. 241.2 этой статьи) (п.п. 241.2.2 п. 241.2 ст. 241 НКУ).

Объектом и базой налогообложения по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения, являются объемы и виды топлива, реализованного налоговыми агентами (

п.п. 242.1.4 п. 242.1 ст. 242 НКУ). Суммы налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения, исчисляются налоговыми агентами самостоятельно ежеквартально исходя из количества фактически реализованного топлива и ставок налога в текущем году (п. 249.4 ст. 249 НКУ). Налоговым агентам нужно самостоятельно определять в тоннах количество фактически реализованного топлива і-го вида (в том числе при отсутствии сертификата топлива).

Таким образом, расчет количества фактически реализованного топлива налоговым агентам по видам топлива (М) (сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) в весовых единицах осуществляется путем перевода реализованного топлива і-го вида из объемных единиц (л, м

3) в весовые единицы (тонны), в частности, необходимо объем (количество) реализованного топлива і-го вида (Qі) в единицах объема (л, м3) умножить на коэффициенты (Кi) перевода в весовые единицы і-го вида топлива (кг/л, кг/м3) (с учетом переводных коэффициентов согласно Методике*) и разделить на 1000.

* Методика расчета выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в воздух от транспортных средств, утвержденная приказом Госкомстата от 13.11.2008 г. № 452. —

Примеч. ред.

Значение коэффициента Кi:

для газа сжиженного (сжиженного нефтяного газа) — 0,55 кг/л; для газа сжатого — 0,59 кг/м3. Округление значения показателя (М) осуществляется до трех десятичных знаков по общеустановленным правилам.

 

Порядок округления значений в налоговой декларации экологического налога

 

Сколько знаков после запятой указывается в соответствующих колонках налоговой декларации экологического налога и приложениях к ней по выбросам стационарными источниками загрязнения, размещению отходов, сбросам в водные объекты?

Форма налоговой декларации экологического налога утверждена

приказом ГНА Украины от 24.12.2010 г. № 1010, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12.01.2011 г. под № 26/18764 (далее — Декларация).

В частности, фактические выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения в приложении 1 к Декларации; количество фактически реализованного топлива в приложении 2 к Декларации; фактические объемы сбросов в приложении 3 к Декларации; фактические объемы размещения отходов в приложении 4 к Декларации указываются в тоннах. Поскольку тонна имеет тысячную часть — килограмм, указанные показатели должны содержать цифровое значение, имеющее

не более трех знаков после запятой .

Показатели строк Декларации и приложений к ней, указываемые в гривнях с копейками, должны содержать не более двух знаков после запятой.

 

Использованные нормативные Документы и сокращения

НК

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГК

Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХК

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Водный кодекс

— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Закон об отходах

— Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон № 2707

— Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Закон № 481

Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 3609

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г.
№ 3609-VI.

Порядок № 302

— Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 302.

Порядок № 1218

— Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218.

Правила № 1070

— Правила предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные постановлением КМУ от 10.12.2008 г. № 1070.

Порядок № 979

— Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979.

Инструкция № 7

— Инструкция о содержании и порядке составления отчета о проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Минэкобезопасности от 10.02.95 г. № 7.

Инструкция № 108

— Инструкция об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, утвержденная приказом Минприроды от 09.03.2006 г. № 108.

Перечень № 317

Перечень типов оборудования, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников, утвержденный приказом Минприроды от 16.08.2004 г. № 317.

Перечень № 165

— Перечень опасных свойств, утвержденный приказом Минприроды от 16.10.2000 г. № 165.

Инструкция № 177

Инструкция о порядке и критериях взятия на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видов и объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минэкологии от 10.05.2002 г. № 177.

ЕБНЗ

— единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить