Маркировка отдельных товаров

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Сентябрь, 2011/№ 18
Статья

Маркировка отдельных товаров

 

Как и ранее, производители и импортеры алкогольных напитков и табачных изделий обязаны маркировать такой товар. На это прямо указывает п. 226.1 НК, согласно которому в случае производства на таможенной территории Украины или ввоза в Украину алкогольных напитков и табачных изделий налогоплательщики обязаны обеспечить их маркировку акцизными марками* установленного образца.

*

Марка акцизного налога — специальный знак для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, отнесенный к документам строгого учета, подтверждающий уплату акцизного налога, легальность ввоза и реализации на территории Украины этих изделий (п.п. 14.1.107 НК).

Ввоз на таможенную территорию Украины, хранение, транспортировка, принятие на комиссию с целью продажи и продажа на таможенной территории Украины не маркированных в установленном порядке алкогольных напитков и табачных изделий запрещается (п. 226.11 НК).

Требования к производству, хранению, продаже акцизных марок для маркировки алкогольных напитков содержатся в

Положении об акцизных марках.

Акцентируем внимание читателей на основных моментах, касающихся маркировки:

1.

Маркировке подлежат все алкогольные напитки с содержимым спирта этилового более 8,5 процента объемных единиц.

Не маркируются

:

— слабоалкогольные напитки (с содержимым спирта этилового от 1,2 до 8,5 процента объемных единиц) (

п. 226.6 НК, п. 5 Положения об акцизных марках);

— пиво;

— алкогольные напитки и табачные изделия (как произведенные отечественными производителями, так и импортированные) для магазинов беспошлинной торговли. Более того, в соответствии с

Положением об акцизных марках продавать в таких магазинах маркированную алкогольную продукцию запрещено;

— эталонные (мониторинговые) или тестовые образцы табачных изделий, не предназначенные для продажи в розницу и ввозимые на таможенную территорию Украины аккредитованными государственными испытательными лабораториями и/или субъектами хозяйствования, имеющими лицензии на право производства соответствующей продукции, для проведения исследований или испытаний (калибрования лабораторного оборудования, проведения дегустаций, изучения физико-химических показателей, дизайна) (

п. 226.10 НК, п. 20 Положения об акцизных марках).

Считаются немаркированными

:

— алкогольные напитки и табачные изделия с поддельными марками;

— алкогольные напитки и табачные изделия, маркированные с нарушением требований

Положения об акцизных марках и/или марками, которые не выдавались непосредственно производителю или импортеру указанной продукции;

— алкогольные напитки с марками, на которых указание суммы акцизного налога, уплаченного за единицу маркированной продукции,

не соответствует сумме, определенной с учетом действующих на дату разлива продукции ставок акцизного налога, прочности продукции и вместимости тары. Но! Пунктом 20 Положения об акцизных марках до 1 января 2012 года для маркировки спиртных напитков, полученных путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда, которые классифицируются согласно УКТ ВЭД по кодам 2208 20 12 00, 2208 20 62 00, разрешено использование марки с указанием суммы акцизного налога по ставке, которая была установлена на 1 января 2010 года Законом Украины от 25 декабря 2008 года № 797-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения», т. е. с указанием льготной ставки.

Добавим также, что в своем информационном

письме от 17.01.2011 г. № 11/7-10.10/707-ЕП Государственная таможенная служба Украины, в частности, напоминает, что в соответствии с п. 227.1 НК импортеры — юридические и физические лица, заключившие с иностранными производителями контракт (договор) о поставке (ввозе) в Украину, имеют право осуществлять ввоз алкогольных напитков на таможенную территорию Украины исключительно через пункты пропуска через государственную границу (определенные КМУ), которые указаны покупателями марок (импортерами) в заявке-расчете. Таможенники предупреждают, что в случае нарушения порядка маркировки продукции либо неуплаты налога в полном объеме товар не допускается к таможенному оформлению и ввозу в Украину.

Исключение

составляют импортные алкогольные напитки, которые ввозятся в автомобильных и железнодорожных цистернах, а также в баках, бочках и других емкостях вместимостью более чем 5 литров с целью продажи или обмена на таможенной территории Украины. В таком случае напитки разрешается ввозить без маркировки при условии уплаты акциза во время таможенного оформления.

2. Размер платы за одну марку

акцизного налога составляет (п. 5 Положения об акцизных марках):

— для алкогольных напитков — 0,103 грн.;

— для табачных изделий — 0,055 грн.

3.

Для получения акцизных марок производители и импортеры алкогольных напитков и табачных изделий (покупатели марок) ежемесячно подают уполномоченному органу ГНС пакет документов (табл. 5).

 

Таблица 5

Пакет документов, которые служат основанием
для приобретения акцизных марок

Документ

Категория покупателя марок

отечественные производители

импортеры

Справка об уплате суммы налога, рассчитанной по ставкам для готовой продукции

+

Предоставляется только производителями алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный. Форма такой справки должна быть утверждена ГНАУ. Однако пока главное налоговое ведомство данную свою обязанность не выполнило

Заявка-расчет количества марок (далее — заявка-расчет)

+

1 экземпляр

+

3 экземпляра: один — остается у продавца марок (далее — налоговая1), второй (с отметкой налоговой об уплате налога) — возвращается импортеру для передачи таможенному органу, третий (с отметкой налоговой о получении заявки-расчета) — остается у покупателя (импортера)

Указывается необходимость в марках по их видам

1 Департамент контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой администрации Украины.

Отчет об использовании марок, приобретенных в предыдущем месяце

+

Предоставляется в двух экземплярах, один из которых остается у налоговой, второй (с отметкой налоговой) — у производителя. Подается ежемесячно 5 числа месяца, следующего за отчетным, на бумажных носителях и в электронном виде

Платежные документы, подтверждающие:

— перечисление платы за марки с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения

+

Предоставляется копия такого платежного документа

+

Ни в НК, ни в Положении об акцизных марках ничего не говорится о предоставлении копии. Судя по всему, предоставляться должен именно оригинал. Однако рекомендуем все же сделать копию и оставить ее у себя

— уплату акцизного налога в соответствующий бюджет

+

(примечание аналогично предыдущему)

 

Формы заявки-расчета, отчета об использовании марок, журнала учета выдачи марок и др. утверждены

приказом № 1021.

Обратите внимание!

В соответствии с абз. 2 п. 226.14 НК и п. 14 Положения об акцизных марках органу ГНС запрещается требовать от импортеров документы, которые не предусмотрены ст. 226 НК, для выдачи марок.

Вместе с тем

все производители и импортеры алкогольных напитков и табачных изделий ежемесячно подают в орган ГНС (п. 3 Положения об акцизных марках):

предварительную заявку-расчет о потребности в марках по их видам. Подается ежемесячно до 1 числа месяца для обеспечения потребности в марках акцизного налога через 2 месяца (например, до 1 октября для маркировки продукции в декабре);

платежный документ, подтверждающий перечисление платы за марки;

Отчет об использовании марок, приобретенных в предыдущем месяце. Причем Законом № 3609 п. 226 8 НК был дополнен вторым абзацем, в соответствии с которым производители и импортеры табачных изделий ведут учет и отчитываются об использовании марок акцизного налога по видам марок (ТІ — «табак импортный», ТВ — «табак отечественный») в количественном выражении. Таким образом, указанные категории плательщиков теперь ежемесячно будут составлять два отчета: отдельно по отечественным маркам и отдельно по импортным.

4.

Количество марок акцизного налога, которое могут получить производители алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный, определяется в соответствии с уплаченной суммой налога. Производители алкогольных напитков, для производства которых не используется спирт этиловый неденатурированный, и производители табачных изделий определяют потребность в марках с учетом плановых ежемесячных объемов реализации продукции (п. 11 Положения об акцизных марках).

5.

Маркировка алкогольных напитков и табачных изделий осуществляется производителями указанной продукции (п. 20 Положения об акцизных марках). При этом импортеры (покупатели марок) передают марки иностранным производителям для маркировки импортированных алкогольных напитков и табачных изделий в процессе их производства (п. 18 Положения об акцизных марках). Кстати, это единственный разрешенный случай передачи марок покупателями.

6.

В процессе деятельности могут возникнуть ситуации, когда акцизные марки необходимо вернуть в налоговую. Рассмотрим, чем такой возврат грозит налогоплательщику (табл. 6).

 

Таблица 6

Процедура и последствия возврата акцизных марок в налоговую

Ситуация

Возврат марок

Возмещение

Примечание

стоимости марок

акцизного налога

1

2

3

4

5

Отказ от получения заказанных ранее марок (п. 3 Положения об акцизных марках)

Не возвращается

Возврат неиспользованных поврежденных марок (п. 25 Положения об акцизных марках)

Марки возвращаются3 в налоговую вместе с Реестром возвращенных марок акцизного налога (форма утверждена приказом № 1021)

Не возвращается

Возвращается4 (засчитывается в счет будущих платежей)5 по заявлению плательщика

У плательщика должен остаться на руках первый экземпляр акта об уничтожении возвращенных марок, составляемый продавцом марок

Возврат неиспользованных неповрежденных1марок (п. 29 Положения об акцизных марках)

Возврат использованных марок2

Не возвращается6

1 Речь идет также о марках, которые не могут быть использованы из-за несоответствия нанесенной на них суммы акцизного налога сумме, определенной с учетом действующей ставки акцизного налога на дату разлива продукции. Обратите внимание: в соответствии с п. 4 разд. XIX НК ежегодно, до 1 июня, КМУ поручено вносить на рассмотрение ВРУ законопроект о повышении ставок акцизного налога с учетом индекса инфляции и цен производителей промышленной продукции. Следовательно, акцизные марки систематически будут попадать в данную категорию.

Забегая наперед, отметим, что такие марки подлежат уничтожению в месячный срок после изменения ставки акцизного налога. Следовательно, вернуть в налоговую их необходимо в течение месяца после изменения ставки акцизного налога.

2 В случае:

— полного или частичного возврата покупателем подакцизных товаров, произведенных (изготовленных) на таможенной территории Украины, для устранения недостатков или уничтожения (переработки) в связи с невозможностью устранения таких недостатков;

— неввоза готовой маркированной продукции по объективным причинам или невозможности возврата поврежденных марок. В этом случае импортер должен документально доказать продавцу марок их использование и/или уничтожение.

3 В соответствии с п. 26 Положения об акцизных марках поврежденные марки наклеиваются на отдельном листе бумаги формата А3 (290 х 420 миллиметров) таким способом, чтобы четко была видна центральная часть марки, отдельные части разорванных марок должны быть соединены, а общая часть каждой возвращенной импортером (заказчиком, производителем) марки должна составлять не менее 60 процентов начального размера. Пункт 29 Положения об акцизных марках упоминает надлежащее оформление возвращенных неиспользованных неповрежденных марок, однако не уточняет, что же именно понимается под надлежащим оформлением. Считаем, что возврат таких марок должен быть оформлен аналогично поврежденным.

4 Возврат плательщику ошибочно или излишне уплаченных сумм акцизного налога осуществляется в соответствии с Порядком № 974. При этом, по нашему мнению, возвратить средства можно независимо от того, повреждены или не повреждены неиспользованные марки.

5 Досадное уточнение есть в п. 25 (в отношении неиспользованных поврежденных марок) и п. 29 (в отношении неиспользованных неповрежденных марок) Положения об акцизных марках. В частности, не подлежит возмещению акцизный налог, уплаченный производителями алкоголя в счет погашения налогового векселя. Стоит отметить, что НК такого ограничения по возврату акцизного налога не содержит. Но, по всей видимости, отстаивать свои права налогоплательщикам придется в суде. Аргументом может быть следующее: поскольку возвращаются неиспользованные марки, то продукция, под которую они покупались, не продана, а значит, НО по акцизному налогу не возникли. Вместе с тем налог фактически был уплачен при приобретении акцизных марок. Так что по идее суды должны стать на сторону плательщиков.

6 Чем руководствуются налоговики, предусматривая такую норму в Положении об акцизных марках, не понятно. Мы считаем, что и в этом случае акциз должен быть возвращен плательщику, ведь в указанном случае НО по уплате акцизного налога либо будут отсторнированы, либо не возникнут, следовательно, и уплаты налога не должно быть.

Окончание срока действия соответствующей лицензии у покупателя марок и неполучение им новой лицензии

Обязательно сдаются в налоговую на ответственное хранение на период до 365 календарных дней

Если по прошествии 365 календарных дней плательщик не получит новую лицензию, то марки остаются в распоряжении налоговой и их стоимость не возвращается

Скорее всего, нет. По крайней мере, ни Положение об акцизных марках, ни НК не проясняют этот вопрос

Остается открытым вопрос о сроках сдачи марок после окончания строка действия старой лицензии

 

7.

В соответствии с п. 228.8 НК в случае выявления недостач акцизных марок (в связи с их хищением, уничтожением, маркировкой алкогольных напитков и табачных изделий, предназначенных для продажи на экспорт и т. п.) производители такой продукции несут полную имущественную ответственность в размере расчетной суммы налога, которая должна быть уплачена в бюджет в случае реализации подакцизных товаров, для маркировки которых приобретались марки акцизного налога (далее — расчетная сумма налога). Иными словами, плательщик «попадет» на всю сумму акцизного налога, которую нужно перечислить в бюджет при реализации продукции, для маркировки которой приобретались такие марки.

Тут стоит обратить внимание читателей на следующие разъяснения ГНАУ.

Во-первых

, в письме от 02.03.2011 г. № 4284/6/32-0715 налоговики пришли к выводу, что п. 228.8 НК применяется не только к производителям (хотя в самом пункте говорится именно о них), но и к импортерам. Аргументируют они свой вывод тем, что и производители, и импортеры являются покупателями акцизных марок в соответствии с Положением об акцизных марках.

По нашему мнению, для применения санкции, предусмотренной

п. 228.8 НК, такого обоснования недостаточно. Дело в том, что, как упоминалось выше, импортеры передают марки иностранным производителям и именно они (производители) осуществляют маркировку продукции. Следовательно, импортеры не обеспечивают сохранность акцизных марок, а значит, и отвечать за их недостачу не могут. Но даже если теоретически согласиться с мнением налоговиков, то все равно непонятно, каким образом стоит исчислять расчетную сумму налога. В соответствии с п. 228.8 НК она эквивалентна сумме налога, которая должна быть уплачена в бюджет в случае реализации подакцизных товаров. Вместе с тем импортеры платят налог не при реализации, а при ввозе товаров.

Таким образом, мы склонны к

неприменению данной нормы НК к импортерам.

Во-вторых

, в письме от 12.03.2011 г. № 4982/6/32-0715 ГНАУ указывает, что расчет суммы налога по объемам алкогольных напитков, для маркировки которых приобретались марки акцизного налога, которые были получены и утрачены налогоплательщиком, должен осуществляться по ставкам, действовавшим в базовом налоговом периоде, за который предоставляется налоговая отчетность.

Иными словами, расчетная сумма налога определяется исходя из ставок, действующих на момент подачи Декларации акцизного налога за отчетный период, в котором выявлена недостача марок.

Обратите внимание!

Маркировка — дело серьезное. В частности, согласно п. 228.9 НК ответственность за нарушение порядка маркировки несут производители (заказчики), импортеры, продавцы таких товаров и их должностные лица в соответствии с законом.

В частности:

розничная или оптовая, включая импорт или экспорт, торговля спиртом этиловым, коньячным или плодовым или розничная торговля алкогольными напитками или табачными изделиями без акцизных марок или с поддельными марками — влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до двухсот ннмдг (от 850 грн. до 3400 грн.) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли. За повторное в течение года нарушение штраф налагается в размере от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти ннмдг (от 2550 грн. до 4250 грн.) с конфискацией предметов торговли (ст. 156 КоАП);

хранение или транспортировка алкогольных напитков или табачных изделий, на которых нет надлежащим образом размещенных акцизных марок, или с поддельными или фальсифицированными акцизными марками должностными лицами предприятий-производителей, импортеров и продавцов этих товаров — влекут за собой наложение штрафа от пятидесяти до двухсот ннмдг (от 850 грн. до 3400 грн.) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий. За повторное в течение года нарушение или за нарушения, совершенные в крупных размерах*, — штраф налагается в размере от двухсот до пятисот ннмдг (от 3400 грн. до 8500 грн.) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий (ст. 1645 КоАП);

незаконное хранение акцизных марок — влечет за собой наложение штрафа от пятнадцати до двадцати ннмдг (от 255 грн. до 340 грн.) с конфискацией акцизных марок (ст. 1645 КоАП).

* Под

крупным размером
следует понимать стоимость алкогольных напитков или табачных изделий, которые в сто или более раз превышают не облагаемый налогом минимум доходов граждан (ст. 1645 КоАП). Напоминаем, что в соответствии с п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НК для целей административного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы. Таким образом, в 2011 году нарушениями в крупных размерах считаются нарушения, превышающие 47050 грн.

К субъектам хозяйствования

применяются финансовые санкции в виде штрафов в случае хранения, транспортировки, реализации алкогольных напитков и табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с поддельными марками акцизного налога — 100 процентов стоимости товара, но не менее 1700 гривень (ст. 17 Закона о госрегулировании).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить