Темы статей
Выбрать темы

Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость

Редакция НК
Приказ от 07.11.2011 г. № 1394

Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 07.11.2011 г .№ 1394

Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 29 ноября 2011 г. под № 1369/20107

(с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МФУ от 10.02.2012 г. № 144)

(извлечение)

 

I. Общие положения

<…>

1.4. Лицо — любое из лиц, приведенных в подпункте 14.1.139 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Кодекса:

субъект хозяйствования — юридическое лицо, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения таких инвестиций (кроме юридических лиц, которыми применяется ставка единого налога в размере 5 процентов, за исключением юридических лиц — плательщиков единого налога, осуществляющих поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса);

другое юридическое лицо, не являющееся субъектом хозяйствования;

физическое лицо (гражданин Украины, иностранец и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, относящуюся согласно законодательству к предпринимательской (кроме физических лиц — предпринимателей, определенных в подпунктах 1 и 2 пункта 291.4 статьи 291 раздела XIV Кодекса, и физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 раздела XIV Кодекса, которыми применяется ставка единого налога в размере 5 процентов, за исключением физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 раздела XIV Кодекса, осуществляющих поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса), и/или ввозящее товары на таможенную территорию Украины;

<…>

II. Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость

<…>

2.4. Из числа обязанностей по ведению Реестра центральный орган государственной налоговой службы осуществляет:

<…>

разработку технологии и программно-технических средств ведения Реестра;

выполнение функций администратора базы данных Реестра (накопление, анализ данных, контроль за достоверностью и актуализацией данных, хранением, защитой их, контроль за правом доступа и т. п.);

<…>

2.5. Региональные налоговые органы осуществляют:

выполнение функций администратора базы данных регионального уровня (накопление, анализ данных, контроль за достоверностью и актуализацией данных, хранением, защитой их, контроль за правом доступа и т. п.);

обеспечение организации регистрации и учет плательщиков НДС, находящихся на их территории;

организацию работы по передаче изменений и дополнений к Реестру к подчиненным районным налоговым органам.*

* Исключение слов «центрального органа государственной налоговой службы и», возможно, предполагалось в четвертом абзаце пункта 2.5, а не во втором абзаце, где их просто нет. — Примеч. ред.

2.6. Районные налоговые органы осуществляют:

<…>

обработку данных заявлений и документов по регистрации, перерегистрации, аннулированию свидетельств и аннулированию регистрации плательщиков НДС, исключение из реестра субъектов специального режима налогообложения;

принятие файлов из Реестра с присвоенными индивидуальными налоговыми номерами и номерами свидетельств о регистрации плательщиков НДС;

<…>

 

III. Регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость

<…>

3.6. При избрании или переходе на упрощенную систему налогообложения, изменении ставки единого налога или отказе от упрощенной системы налогообложения лицо регистрируется плательщиком НДС в порядке, определенном Кодексом, и по общим правилам, установленным настоящим Положением. Регистрационное заявление в таких случаях подается с учетом следующих особенностей:

3.6.1. При переходе лиц с упрощенной системы налогообложения, которая не предусматривает уплаты НДС, на уплату других налогов и сборов, установленных Кодексом, в случаях, определенных главой 1 раздела XIV Кодекса, регистрационное заявление подается:

не позднее 10 числа первого календарного месяца, в котором осуществлен переход на уплату других налогов и сборов, установленных Кодексом, если такие лица соответствуют требованиям, определенным пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса, при которых регистрация плательщиками НДС является обязательной;

не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС и иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных, если такие лица соответствуют требованиям, определенным пунктом 182.1 статьи 182 раздела V Кодекса, и считают целесообразным добровольно зарегистрироваться как плательщики НДС.

3.6.2. Плательщик единого налога третьей или четвертой группы, применяющий ставку единого налога в размере 5 процентов, в случае поставки им услуг (работ) плательщикам НДС и если объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса, может изменить ставку единого налога на 3 процента при условии регистрации его плательщиком НДС в соответствии с подпунктом «г» подпункта 4 пункта 293.8 статьи 293 раздела XIV Кодекса и настоящего Положения. В этом случае регистрационное заявление подается в орган государственной налоговой службы не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут указанный объем налогооблагаемых операций.

3.6.3. Лицо, не зарегистрированное плательщиком НДС и не находящееся на упрощенной системе налогообложения, при желании перейти на упрощенную систему налогообложения с применением ставки единого налога в размере 3 процента в обязательном порядке подает регистрационное заявление и должно одновременно соответствовать требованиям:

установленным для третьей или четвертой группы плательщиков единого налога;

определенным пунктом 181.1 статьи 181 либо пунктом 182.1 статьи 182 раздела V Кодекса.

Регистрационное заявление подается не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое лицо желает перейти на уплату единого налога со ставкой 3 процента.

Если налоговым органом принято решение об отказе в регистрации лица плательщиком НДС, такое лицо отказывается от применения упрощенной системы налогообложения либо избирает ставку единого налога в размере 5 процентов.

3.6.4. Если плательщики единого налога первой группы в календарном квартале либо плательщики единого налога второй группы в налоговом (отчетном) квартале превысили объем дохода, определенный для таких плательщиков в пункте 291.4 статьи 291 раздела XIV Кодекса, и одновременно соответствуют требованиям, установленным для третьей группы плательщиков единого налога и определенным пунктом 181.1 статьи 181 либо пунктом 182.1 статьи 182 раздела V Кодекса, такие плательщики единого налога могут перейти на применение ставки единого налога в размере 3 процента с уплатой НДС. В этом случае регистрационное заявление подается одновременно с заявлением о переходе на применение ставки единого налога в размере 3 процента не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода.

В случае отказа в регистрации в качестве плательщика НДС такие плательщики единого налога переходят на применение ставки единого налога в размере 5 процентов дохода или отказываются от применения упрощенной системы налогообложения.

3.6.5. Плательщик единого налога первой группы может самостоятельно добровольно принять решение о переходе на уплату единого налога со ставкой единого налога 3 процента, если такое лицо одновременно соответствует требованиям:

установленным для третьей группы плательщиков единого налога;

определенным пунктом 181.1 статьи 181 либо пунктом 182.1 статьи 182 раздела V Кодекса.

Регистрационное заявление подается не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое лицо желает перейти на уплату единого налога со ставкой 3 процента.

3.7. Лица, указанные в пунктах 183.3 и 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса (при добровольной регистрации) (подпункт «б» подпункта 3.5.2 пункта 3.5, подпункты 3.6.1, 3.6.3, 3.6.5 пункта 3.6 настоящего раздела), могут указать в заявлении желательный (запланированный) день регистрации в качестве плательщика НДС, соответствующий дате начала налогового периода (календарный месяц), с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС и иметь право на выписку налоговых накладных.

При этом регистрация лиц, указанных в пункте 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса (подпункты 3.6.1, 3.6.3, 3.6.5 пункта 3.6 настоящего раздела), осуществляется не раньше даты изменения системы налогообложения.

3.7.1. Если в течение срока от подачи регистрационного заявления до желательного дня регистрации у лица возникнут обстоятельства или операции, при которых регистрация плательщиком НДС является обязательной согласно пункту 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса (пункт 3.3 настоящего раздела), такое лицо обязано подать повторное регистрационное заявление в сроки, определенные пунктом 183.2 статьи 183 раздела V Кодекса (подпункт «а» подпункта 3.5.2 пункта 3.5 настоящего раздела). В этом случае регистрация плательщика НДС с желательного дня регистрации аннулируется и проводится регистрация плательщика НДС в общем порядке согласно настоящему Положению.

3.7.2. Если лицо, которое переходит на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения, подало в налоговый орган регистрационное заявление без указания желательного дня регистрации и последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения регистрационного заявления предшествует дате перехода такого лица на общую систему налогообложения, то датой регистрации такого лица плательщиком НДС определяется первый день перехода такого лица на общую систему налогообложения.

3.7.3. Если лицо указало в регистрационном заявлении желательный день регистрации и такой день определен согласно настоящему пункту, то дата регистрации такого лица соответствует желательному дню регистрации, указанному в регистрационном заявлении. Если определение желательного дня регистрации не соответствует этому пункту, то датой регистрации такого лица плательщиком НДС является дата внесения соответствующей записи в Реестр.

<…>

3.9. Если в заявлении о регистрации не указаны обязательные реквизиты, предоставлены недостоверные или неполные данные, оно не скреплено печатью заявителя, не подписано заявителем (для физических лиц), ответственным лицом заявителя (для юридических лиц) или лицом, имеющим документально подтвержденные полномочия в отношении подписи регистрационного заявления от лица, которое регистрируется плательщиком НДС, сведения о заявителе не включены в Единый государственный реестр, то в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налоговый орган обращается к лицу с письменным предложением подать новое заявление о регистрации (с указанием оснований непринятия предыдущего).

<…>

 

IV. Перерегистрация плательщиков налога на добавленную стоимость

<…>

4.3. В период перерегистрации до начала действия нового Свидетельства плательщик НДС использует реквизиты старого Свидетельства. При необходимости налоговый орган возвращает плательщику НДС на этот период старое Свидетельство и необходимое количество удостоверенных копий старого Свидетельства со специальными записями о сроке действия:

<…>

Запись в Свидетельстве и всех удостоверенных копиях Свидетельства удостоверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и печатью.

Если изменения в данных плательщика НДС касаются наименования юридического лица и такие изменения не связаны с реорганизацией юридического лица путем слияния, присоединения, разделения или преобразования либо связаны с преобразованием юридического лица в случае, определенном подпунктом 3.15.1 пункта 3.15 раздела III настоящего Положения, а также в случае изменения фамилии, имени, отчества физического лица — предпринимателя при использовании реквизитов старого свидетельства такой плательщик НДС указывает одновременно новое и предыдущее наименования (фамилию, имя, отчество).

4.4. Перерегистрация плательщика НДС в связи с изменением местонахождения (места жительства), которое в соответствии с Порядком учета предусматривает снятие с учета плательщика НДС в одном налоговом органе и взятие на учет в другом, осуществляется с учетом следующих особенностей:

<…>

4.4.9. При установлении расхождений между данными Свидетельства и Реестра или несоответствия внесенных в Свидетельство и/или Реестр данных сведениям Единого государственного реестра (кроме случаев, определенных пунктом 4.1 настоящего раздела), наличия неправильных записей или ошибок в записях Свидетельства и/или Реестра налоговый орган по основному месту учета плательщика НДС выясняет причины и обстоятельства таких расхождений.

В случае подтверждения недостоверности данных налоговый орган информирует о выявленных расхождениях центральный орган государственной налоговой службы. Соответствующие корректировки в Свидетельстве и/или Реестре производятся одновременно с перерегистрацией плательщика НДС и выдачей нового Свидетельства. Для этого плательщик НДС подает в налоговый орган, в котором состоит на учете, дополнительное регистрационное заявление с отметкой «Перерегистрация» с указанием причины перерегистрации, Свидетельство и все удостоверенные копии Свидетельства (кроме случая, определенного абзацем вторым подпункта 3.16.3 пункта 3.16 раздела III настоящего Положения). При этом датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства является последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения регистрационного заявления.

 

V. Аннулирование регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость

5.1. Регистрация действует до даты аннулирования, которое происходит в случаях, определенных пунктом 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, если:

<…>

б) любое лицо, зарегистрированное как плательщик налога, приняло решение о прекращении и утвердило ликвидационный баланс, передаточный акт или распределительный баланс по своей деятельности в соответствии с законодательством при условии уплаты суммы налоговых обязательств по налогу в случаях, определенных разделом V Кодекса;

<…>

5.1.2. Аннулирование регистрации согласно подпункту «б» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса (подпункт «б» настоящего пункта) может быть инициировано плательщиком НДС — юридическим лицом после составления комиссией по прекращению (комиссией по реорганизации, ликвидационной комиссией) или ликвидатором ликвидационного баланса, передаточного акта или распределительного баланса в случае реорганизации плательщика налога в соответствии с законодательством путем присоединения, слияния, разделения и преобразования (если датой государственной регистрации юридического лица, образованного в результате преобразования, является дата завершения преобразования).

<…>

5.4. Если на основании заявления субъекта хозяйствования, зарегистрированного плательщиком НДС, налоговым органом принято решение о том, что лицо с определенного отчетного периода переходит на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и при этом не будет плательщиком НДС в соответствии с разделом XIV Кодекса, но этот отчетный период еще не наступил, то на Свидетельстве, корешке Свидетельства и всех удостоверенных копиях Свидетельства в левой верхней части делается специальная запись:

<…>

Запись на Свидетельстве и всех удостоверенных копиях Свидетельства удостоверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и печатью. Свидетельство и копии с такой отметкой возвращаются плательщику НДС при выдаче документов, подтверждающих право на применение упрощенной системы налогообложения, начиная с определенного отчетного периода. По окончании срока действия Свидетельство с такой отметкой и его копии сдаются плательщиком единого налога в налоговый орган вместе с заявлением об аннулировании регистрации плательщика НДС. После этого налоговый орган исключает лицо из Реестра последним днем отчетного периода, который предшествует переходу плательщика налогов на избранные им условия уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

5.5. Аннулирование регистрации по инициативе соответствующего налогового органа может быть осуществлено на основаниях, определенных в подпунктах «б» — «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса (подпункты «б» — «и» пункта 5.1 настоящего раздела).

<…>

5.5.2. Решения об аннулировании регистрации по инициативе налогового органа принимаются при наличии соответствующих подтверждающих документов (сведений). Такими документами являются:

5.5.2.1. Заявление о прекращении плательщика НДС по форме № 8-ОПП (приложение 17 к Порядку учета), любое другое уведомление плательщика НДС, уполномоченного им органа или лица о принятии решения о прекращении плательщика НДС по собственному желанию, сведения из Единого государственного реестра о внесении записи о решении учредителей (участников) или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица, принятии физическим лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности, пребывании юридического лица в процессе прекращения или физического лица — предпринимателя в процессе прекращения предпринимательской деятельности и для юридических лиц — утвержденный ликвидационный баланс, передаточный акт или распределительный баланс (основание — подпункт «б» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса).

5.5.2.2. Свидетельство или корешок Свидетельства плательщика единого налога субъекта хозяйствования, избравшего фиксированную ставку единого налога в соответствии с пунктом 293.2 статьи 293 раздела XIV Кодекса либо ставку единого налога в размере 5 процентов в соответствии с подпунктом 2 пункта 293.3 статьи 293 раздела XIV Кодекса (основание — подпункт «в» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса).

<…>

5.5.4.3. В течение трех рабочих дней после дня аннулирования один экземпляр решения об аннулировании регистрации плательщика НДС направляется налоговым органом лицу, регистрация которого аннулирована, по местонахождению или местожительству такого лица, указанным в Свидетельстве, либо при наличии сведений о комиссии по прекращению (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) или ликвидатору такого лица — по местонахождению комиссии. Экземпляр решения об аннулировании регистрации плательщика НДС считается направленным (врученным) плательщику НДС, если он отправлен письмом с уведомлением о вручении или передан под подпись самому плательщику налога или Представителю плательщика.

<…>

5.8. В случае аннулирования регистрации лица в качестве плательщика налога последним отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем аннулирования регистрации.

<…>

5.8.5. При аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС плательщики единого налога обязаны перейти на уплату единого налога по ставке в размере 5 процентов либо отказаться от применения упрощенной системы налогообложения путем подачи заявления об изменении ставки единого налога или отказа от применения упрощенной системы налогообложения не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором осуществлено аннулирование регистрации в качестве плательщика НДС.

 

VI. Регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость в качестве субъектов специального режима налогообложения

<…>

6.2. Для получения свидетельства о регистрации в качестве субъекта специального режима налогообложения сельскохозяйственное предприятие регистрируется в соответствующем налоговом органе с соблюдением правил и в сроки, которые определены статьей 183 раздела V Кодекса для регистрации плательщиков НДС.

<…>

6.2.3. Заявление должно содержать исключительный перечень видов экономической деятельности сельскохозяйственного предприятия, которые подпадают под действие специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства и определены статьей 209 раздела V Кодекса.

Достоверность сведений о видах экономической деятельности сельскохозяйственного предприятия подтверждается извлечением из Единого государственного реестра, которое прилагается к заявлению и содержит сведения о видах экономической деятельности сельскохозяйственного предприятия на основании национального классификатора Украины ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности», утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 № 457 (с изменениями) (далее — КВЭД-2010). До 31.12.2012 данные о видах экономической деятельности могут быть предоставлены на основании национального классификатора Украины ДК 009:2005 «Классификация видов экономической деятельности», утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 26.12.2005 № 375 (с изменениями) (далее — КВЭД-2005), если в Едином государственном реестре в отношении заявителя содержатся сведения о видах экономической деятельности на основании КВЭД-2005.

<…>

6.2.5. Специальное свидетельство изготавливается на специальной бумаге, которая обеспечивает защиту от подделки. Заявление о регистрации и корешок Специального свидетельства хранятся в учетном деле (регистрационной части) плательщика налогов.

На основании сведений, указанных в заявлении о регистрации, поданном сельскохозяйственным предприятием согласно подпункту 6.2.1 настоящего пункта, налоговый орган в Специальном свидетельстве указывает исключительный перечень видов деятельности, которые подпадают под действие специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, и определены статьей 209 раздела V Кодекса на основании КВЭД-2010 или до 31.12.2012 на основании КВЭД-2005.

При возникновении изменений в данных о видах деятельности сельскохозяйственного предприятия — субъекта специального режима налогообложения (в том числе изменении кодов КВЭД-2005 на коды КВЭД-2010) Специальное свидетельство подлежит замене в порядке, определенном пунктом 6.5 настоящего раздела.

<…>

6.3. Налоговый орган отказывает сельскохозяйственному предприятию в регистрации в качестве субъекта специального режима налогообложения, если такой плательщик налогов:

а) указывает в заявлении о регистрации виды деятельности, которые не подпадают под действие специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, и не определены статьей 209 раздела V Кодекса на основании КВЭД-2010 или до 31.12.2012 на основании КВЭД-2005;

б) находится на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога по ставке в размере 5 процентов;

<…>

6.8. Сельскохозяйственное предприятие — субъект специального режима налогообложения не имеет права регистрироваться в качестве субъекта упрощенных систем налогообложения, которые предусматривают порядок уплаты налога на добавленную стоимость, отличный от общих норм раздела V Кодекса, или освобождение от уплаты этого налога.

Если на основании заявления юридического лица — субъекта специального режима налогообложения о выдаче Свидетельства плательщика единого налога со ставкой 5 процентов налоговым органом принято решение о том, что лицо с определенного отчетного периода переходит на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и при этом не будет плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 293.3 статьи 293 раздела XIV Кодекса, но этот отчетный период еще не наступил, то на Специальном свидетельстве, корешке Специального свидетельства и всех удостоверенных копиях Специального свидетельства в левой верхней части делается специальная запись:

<…>

 

Директор Департамента налоговой, таможенной политики
 и методологии бухгалтерского учета
Н. Чмерук

 

Комментарий редакции

Комментируемым приказом внесены изменения в Положение о регистрации плательщиков НДС. Напомним, что приказом от 07.11.2011 г. № 1394 Министерством финансов Украины было утверждено новое Положение о регистрации плательщиков НДС. Положение вступило в силу с 16.12.2011 г. и практически сразу же успело потерять свою актуальность, так как не учитывало изменений, внесенных в НК Законом Украины от 04.04.2011 г. № 4014-VI относительно упрощенной системы налогообложения.

Принятые изменения в большинстве своем как раз и связаны с урегулированием вопросов НДС-регистрации плательщиков единого налога. Поэтому с них и начнем.

 

НДС-регистрация плательщиков единого налога

Регистрация плательщиком НДС при переходе с общей системы налогообложения на упрощенную по ставке 3 %. Как указано в п. 3.6.3 Положения о регистрации, лица, которые переходят с общей системы налогообложения (и при этом не были зарегистрированы плательщиками НДС), смогут зарегистрироваться плательщиками НДС и соответственно перейти на уплату единого налога по ставке 3 % при условии, что они:

1) соответствуют требованиям, установленным для третьей или четвертой группы плательщиков единого налога;

2) подпадают под условия обязательной или добровольной регистрации плательщиков НДС, установленные ст. 181 и 182 НК.

Регистрационное заявление в этом случае должно быть подано не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала, с которого лицо желает перейти на ставку единого налога 3 %.

Регистрация плательщиком НДС при переходе со ставки единого налога 5 % на ставку 3 %. В комментируемом приказе прямо описывается один возможный случай такого перехода — единоналожник соответствует условиям, приведенным в абз. «г» п. п.п. 4 п. 293.8 НК, т. е. когда за последние 12 календарных месяцев объем поставок услуг (работ) (!товары не в счет) плательщикам НДС превысит 300000 грн. В этом случае, как указано в п. 3.6.2 Положения о регистрации, регистрационное заявление должно быть подано в орган налоговой службы не позднее 10 числа календарного месяца, наступающего за месяцем, в котором достигнут указанный объем налогооблагаемых операций.

В то же время отметим, что в своей Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 20.02.2012 г. № 131 (см. с. 32 этого номера), налоговики признали возможность перейти со ставки 5 % на ставку 3 % и тем единоналожникам, которые не набрали объемы 300 тыс. грн. по услугам/работам, но при этом соответствуют условиям обязательной или добровольной регистрации, установленным ст. 181 и 182 НК. Но в комментируемом приказе прямо о возможности такого перехода не сказано. При этом надеемся, что на практике налоговики все же будут руководствоваться Обобщающей налоговой консультацией как уточняющей нормы Положения о регистрации.

Регистрация плательщиком НДС при переходе из I и II групп в группу III с уплатой единого налога по ставке 3 %. Перейти в группу III с уплатой единого налога по ставке 3 % предприниматели-единоналожники могут в случае превышения предельных объемов доходов, установленных для них п. 291.4 НК (такая возможность прямо предусмотрена п. 293.8 НК). Однако для этого такие единоналожники должны соответствовать (п. 3.6.4 Положения о регистрации):

— требованиям, определенным для третьей группы плательщиков единого налога;

— критериям для регистрации плательщиков НДС, установленным ст. 181 и 182 НК.

Регистрационное заявление согласно требованиям п. 3.6.4 Положения о регистрации подается одновременно с заявлением о переходе на применение ставки единого налога в размере 3 % не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема доходов.

Следует отметить, что в новой редакции Положения о регистрации также предусмотрена и возможность добровольного перехода единоналожников из группы 1 в группу 3 на уплату единого налога по ставке 3 % (аналогичный подход, на наш взгляд, должен работать и в случае перехода из группы 2 в группу 3, однако непосредственно в Положении о регистрации об этом случае прямо ничего не сказано). Регистрационное заявление должно подаваться не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала, с которого лицо желает перейти на ставку 3 %. При этом следует учитывать, что для того, чтобы перейти на ставку 3 %, лицу нужно зарегистрироваться плательщиком НДС, а сделать это можно только в том случае, если лицо соответствует критериям обязательной или добровольной регистрации. Единоналожники первой группы смогут соответствовать таким критериям только после превышения объема дохода.

Переход с единого налога на общую систему налогообложения. Зарегистрироваться плательщиком НДС в обязательном порядке единоналожнику, который переходит на общую систему, нужно будет если он соответствует критериям для обязательной регистрации плательщиком НДС, приведенным в ст. 181 НК. Регистрационное заявление согласно требованиям п. 3.6.1 Положения о регистрации нужно подать не позднее 10 числа первого календарного месяца, с которого осуществлен переход на общую систему налогообложения.

Зарегистрироваться плательщиком НДС можно и на добровольных началах, при условии, что субъект хозяйствования соответствует критериям для добровольной регистрации, установленным ст. 182 НК. Регистрационное заявление в этом случае подается не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо решило добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.

При этом регистрация лиц плательщиками НДС осуществляется не ранее даты изменения системы налогообложения (абз. 2 п. 3.7 Положения о регистрации).

 

Другие изменения

Изменение форм регистрационных документов. Изменения коснулись и форм регистрационных документов. Так, в новой редакции изложены формы:

1. Регистрационного заявления (ф. № 1-ПДВ) . Его форма значительно упростилась. Перечень разделов, подлежащих заполнению, сократился с 21-го до 14. Так, теперь не нужно предоставлять сведения о:

— перечне видов деятельности;

— счетах, открытых в финансовых учреждениях;

— перечне помещений плательщика налога, его филиалов, представительств и других обособленных подразделений;

— физических лицах, которые имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры.

Также в разделе «Відомості про відповідальних осіб платника податку» теперь не нужно приводить сведения о предыдущем и дополнительном местах работы таких лиц, а также месте их фактического проживания.

2. Заявление о регистрации сельскохозяйственного предприятия как субъекта специального режима обложения НДС (форма № 1-РС). Согласно требованиям п.п. 6.2.3 Положения о регистрации заявление должно содержать исключительный перечень видов экономической деятельности сельхозпредприятия, которые подпадают под действие специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства и определены ст. 209 НК. Достоверность сведений о видах экономической деятельности сельхозпредприятия подтверждается извлечением из Единого госреестра, которое прилагается к заявлению и содержит сведения о видах экономической деятельности сельхозпредприятия на основе Национального классификатора Украины КВЭД ДК 009:2010. До 31.12.2012 г. данные о видах экономической деятельности могут быть предоставлены на основании КВЭД ДК 009:2005, если в Едином госреестре о заявителе содержатся сведения о видах экономической деятельности на основании этого Классификатора.

При этом отметим, что согласно п.п. 6.2.5 Положения о регистрации в случае изменения данных о видах деятельности сельхозпредприятия — субъекта специального режима налогообложения, в том числе изменения кодов КВЭД-2005 (который может применяться только до конца 2012 года) на коды КВЭД-2010 требуется замена Спецсвидетельства. То есть совершенно очевидно, что с утратой КВЭД-2005 в конце текущего года всех спецрежимщиков сельхоз-НДС ожидает замена спецсвидетельства в порядке, определенном п. 6.5 Положения о регистрации.

3. Свидетельства сельскохозяйственного предприятия как субъекта специального режима обложения НДС (форма № 2-РС). Пунктом 4 комментируемого приказа установлено, что с целью экономии бюджетных средств до 01.01.2013 г. разрешено выдавать старые свидетельства по ф. 2-РС.

Уточнен порядок использования реквизитов старого свидетельства в период перерегистрации. Так, в п. 4.3 Положения о регистрации указано, что если изменения в данных плательщика НДС касаются наименования юрлица (кроме случая реорганизации) или фамилии, имени, отчества физического лица — предпринимателя, то при использовании реквизитов старого свидетельства такой плательщик НДС указывает одновременно новое и предыдущее наименование (фамилию, имя, отчество).

Комментируемый приказ вступил в силу с 12.03.2012 г. — со дня его официального опубликования в «Офіційному віснику України».

 

Марина Казанова

 

img 1

 

img 2

 

img 3
img 4

 

img 5
img 6

 

img 7
img 8

 

img 9
img 10

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше