Темы статей
Выбрать темы

О рассмотрении письма

Редакция НК
Письмо от 26.09.2011 г. № 2096/6/22-2314/155

ПРИКАЗЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ГНС ОБЖАЛОВАНИЮ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НЕ ПОДЛЕЖАТ

Приказ Государственной налоговой службы Украины от 26.09.2011 г. № 2096/6/22-2314/155

«О рассмотрении письма»

 

Государственная налоговая служба Украины на письмо об административном обжаловании приказа руководителя органа государственной налоговой службы на проведение проверки сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 статьи 20 раздела I Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) органы государственной налоговой службы имеют право проводить проверки плательщиков налогов, в частности в случае принятия руководителем органа государственной налоговой службы решения (приказа) о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и при наличии обстоятельств, определенных статьями 77 и 78 раздела II Кодекса.

Обязательным условием для проведения документальной невыездной внеплановой проверки является направление или вручение плательщику налогов копии приказа и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки (пункт 79.2 статьи 79 раздела II Кодекса).

Документальная невыездная проверка осуществляется на основании указанных в подпункте 75.1.2 пункта 75.1 статьи 75 раздела II Кодекса документов и данных, предоставленных плательщиком налогов в определенных Кодексом случаях или полученных другим, предусмотренным законом способом.

По результатам документальной внеплановой невыездной проверки оформляется акт и принимаются соответствующие налоговые уведомления-решения в порядке и сроки, определенные статьями 86 и 58 Кодекса.

Пунктом 55.1 статьи 55 Кодекса определено, что налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое решение контролирующего органа может быть отменено вышестоящим контролирующим органом при проведении процедуры его административного обжалования и в других случаях при установлении несоответствия таких решений актам законодательства.

В частности, если плательщик налогов считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за рамки полномочий контролирующего органа, установленных Кодексом или другими законами Украины, такой плательщик налогов имеет право обратиться в вышестоящий контролирующий орган с жалобой на пересмотр этого решения (пункт 56.2 статьи 56 Кодекса).

Согласно пункту 2 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом ГНА Украины от 23.12.2010 № 1001, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 06.01.2011 под № 10/18748 (далее — приказ № 1001), органы государственной налоговой службы рассматривают жалобы плательщиков налогов на налоговые уведомления-решения об определении сумм денежных обязательств плательщика налогов или любые другие решения органов государственной налоговой службы о налогах, сборах, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, а также о законодательстве, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы, кроме пошлины, акцизного налога, налога на добавленную стоимость и других налогов, сборов, которые в соответствии с налоговым законодательством взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию специальной таможенной зоны или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины или с территории специальной таможенной зоны.

Приказ — это правовой акт, издаваемый на основании и во исполнение действующих законов, указов, правительственных постановлений и распоряжений, приказов, положений и инструкций вышестоящих органов. Приказ является актом внутреннего управления, действие которого не выходит за рамки определенной сферы конкретного предприятия, объединения, учреждения.

Таким образом, приказ руководителя органа ГНС — это управленческое решение, не подпадающее под определение «любого другого решения» в понимании статей 55 и 56 Кодекса и не подлежащее административному обжалованию в установленном статьей 56 Кодекса и приказом № 1001 порядке.

 

Председатель В. Захарченко

 

Комментарий редакции

Не впервые в сегодняшнем номере обратим ваше внимание на прошлогодний тематический выпуск, посвященный администрированию налогов («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 22 (22)). В нем шла речь как об обжаловании решений контролирующих органов (с. 13 — 17), так и о проверках и порядке их проведения и документального оформления (с. 19 — 38).

Если при слове «проверки» вас не бросает в пот или не лихорадит, значит, дела у вас на предприятии идут очень хорошо. Комментируемое письмо — это ответ тем, кто во избежание проверки готов обжаловать даже приказ руководителя органа ГНС о ее проведении. Однако ничего у таких плательщиков не выйдет. По крайней мере, если идет речь об административном обжаловании. Можно сколько угодно спорить о правомерности этого письма и приведенных в нем доказательств ГНСУ, однако смысла в этом немного.

Самым «тонким» моментом в аргументах ГНСУ нам показалось то, что приказ определен как акт внутреннего управления, действие которого не выходит за рамки определенной сферы конкретного предприятия, объединения, учреждения. Возможно в отношении общего понятия приказа так оно и есть, однако можно ли это же сказать и о приказе руководителя органа ГНС о проведении проверки? — Вряд ли. Дело в том, что проверка предусматривает участие в ней не только органа ГНС, но и проверяемых предприятия, учреждения или организации. Поэтому действие такого приказа, несомненно, выходит за рамки определенной сферы конкретного предприятия, объединения, учреждения (в данном случае органа ГНС), а потому не может считаться актом внутреннего управления.

В комментируемом письме приведен ряд требований, при соблюдении которых руководитель органа ГНС имеет право издать приказ о проведении документальной внеплановой невыездной проверки. В то же время административному обжалованию такой приказ не подлежит. Однако от ошибок не застрахован никто, в том числе и руководитель органа ГНС. Закономерно возникает вопрос: как быть тому субъекту, в отношении которого приказ издан неправомерно? Просто смириться? Тогда, почувствовав слабинку, контролирующий орган может временами, когда ему заблагорассудится, назначать подобные проверки. Таким образом, просто должен существовать механизм, который бы предотвращал неправомерные действия со стороны органов ГНС.

На наш взгляд, справедливости в таком случае нужно искать в судебных инстанциях. Хоть в НК обжалование решений налоговых органов предусматривает административное и судебное обжалование при одних и тех же обстоятельствах и в подобном порядке, все же попробовать можно (конечно, если на это есть время и крайняя необходимость).

 

Юрий Товстопят

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше