Темы статей
Выбрать темы

Подписание налоговой отчетности в отсутствие директора (главбуха)

Редакция НК
Ответы на вопросы

ПОДПИСАНИЕ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОТСУТСТВИЕ ДИРЕКТОРА (ГЛАВБУХА)

 

На сайте ГНСУ в Единой базе налоговых знаний появился ответ вот на такой вопрос:

«Каков порядок подписания отчетности в случае временного отсутствия должностных лиц ЮЛ (руководителя, главного бухгалтера и т. д.)?»

 

Ответ:

«В соответствии с Порядком учета плательщиков налогов и сборов и признания утратившими силу приказов ГНА Украины, утвержденным приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. № 979, при взятии плательщика налога на учет в государственный налоговый орган подается заявление по форме № 1-ОПП, в котором указываются данные о руководителях, главном бухгалтере или ином лице, на которое возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета плательщика налогов. Согласно п. 48.5 ст. 48 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (с изменениями и дополнениями, далее — НК) налоговая декларация должна быть подписана:

— руководителем плательщика налогов или уполномоченным лицом, а также лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой декларации в орган государственной налоговой службы. В случае ведения бухгалтерского учета и предоставления налоговой декларации непосредственно руководителем плательщика налогов такая налоговая декларация подписывается таким руководителем и лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета. Достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие в электронном документе электронной цифровой подписи плательщика налога (п.п. 48.5.1 НК);

— физическим лицом — плательщиком налогов или его законным представителем (п.п. 48.5.2 НК);

— лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой декларации в соответствии с договором о совместной деятельности или соглашением о распределении продукции (п.п. 48.5.3 НК).

Если налоговая декларация подается налоговыми агентами — юридическими лицами, она должна быть подписана руководителем такого агента и лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой декларации такого агента, а если налоговым агентом является плательщик налогов — физическое лицо — таким плательщика налогов (п. 48.6 НК). Согласно п. 48.7 ст. 48 НК налоговая отчетность, составленная с нарушением норм данной статьи, не считается налоговой декларацией, кроме случаев, установленных п. 46.4 ст. 46 настоящего Кодекса.

Итак, действующим законодательством предусмотрено, что назначение на должность, увольнение, отпуск работника или назначение для исполнения функций временно отсутствующего работника оформляется приказом или распоряжением собственника либо уполномоченного им органа. Если учредительными документами не предусмотрено возложение на другое лицо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей на случай отсутствия руководителя и главного бухгалтера по объективным причинам (отпуск, командировка, больничный и т. д.), соответствующими организационно-распорядительными документами предприятия временно назначается лицо, уполномоченное на выполнение таких функций.

В случае отсутствия руководителя и главного бухгалтера юридического лица на работе по объективным причинам налоговая декларация может быть подписана другими лицами, уполномоченными учредительными и/или организационно-распорядительными документами выполнять обязанности руководителей на время их отсутствия, при условии, что полномочия лица, подписавшего налоговую декларацию, подтверждены соответствующими документами (учредительными, приказами или распоряжениями и т. п.), которые подаются вместе с налоговой декларацией в орган ГНС».

Собственно, в целом ответ не вызывает возражений, ведь возможность выполнения функций руководителя предприятия на время его временного отсутствия может быть предусмотрена в уставе. Логичным также является вывод, что в отсутствие такого замечания в учредительных документах юрлица вопрос может быть урегулирован приказом или распоряжением руководителя предприятия. Единственное, что вызывает определенное внутреннее сопротивление, — требование налоговой службы подавать соответствующий уполномочивающий документ вместе с налоговой декларацией. С одной стороны, вряд ли это значительно «усложнит жизнь» плательщику налогов (главное, чтобы налоговая не требовала каждый раз предоставлять ей оригинал устава). А с другой стороны, НК такого требования точно не содержит.

Вывод: в случае отсутствия руководителя предприятия и/или главбуха, чтобы не усложнять на ровном месте взаимоотношения с налоговиками, мы бы рекомендовали таки подавать декларацию, подписанную уполномоченными лицами, вместе с соответствующими подтверждающими документами. Обращаем внимание: как следует из текста ответа ГНА, они требуют оригиналы таких документов. Следовательно, в случае передачи полномочий внутренними организационно-распорядительными документами (приказы, распоряжения и т. п.) можно приложить и оригинал. Но когда полномочия подписанта определяются уставом общества, оригиналов устава на все декларации и на все случаи отсутствия руководства явно не хватит. Считаем, что в таком случае можно обойтись должным образом заверенной (подписью того же уполномоченного лица и печатью) копией устава. Или, чтобы не тратиться на копирование устава, нужно напрячь руководство подписать опять же приказ (распоряжение).

 

Виталий Рябов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше