Темы статей
Выбрать темы

О расходах на служебные командировки

Редакция НК
Письмо от 13.02.2012 г. № 54-0-2-12/7.2

РАСХОДЫ НА КОМАНДИРОВКИ: ВЗГЛЯД МИНЮСТА

Письмо Министерства юстиции Украины от 13.02.2012 г. № 54-0-2-12/7.2

«О расходах на служебные командировки»

 

Министерство юстиции в связи с Вашим обращением рассмотрело обращение <...> относительно предоставления разъяснения в части применения субъектами хозяйствования при оформлении командировки положений Налогового кодекса Украины, Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 года № 59 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 17 марта 2011 года № 362), постановления Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 года № 98 «О суммах и составе командировочных расходов на командировку государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств», а также возможности предусмотрения в коллективном договоре положения относительно расходов на командировку и сообщает, что заявителю, в пределах компетенции, предоставлен ответ письмом Минюста от 13 февраля 2012 года за № 54-0-2-12/7.2 следующего содержания.

Согласно пункту 1 части второй статьи 55 Хозяйственного кодекса Украины субъектами хозяйствования являются хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с данным Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Разделом III Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) регулируется вопрос взимания налога на прибыль предприятий.

В соответствии с подпунктом 133.1.1 пункта 133.1 статьи 133 Кодекса плательщиками налога на прибыль предприятий из числа резидентов являются, в частности, субъекты хозяйствования — юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами.

Согласно пункту 138.1 статьи 138 Кодекса расходы, учитываемые при исчислении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, состоят из расходов операционной деятельности, которые определяются, в частности, согласно подпункту 138.10.2 пункта 138.10 данной статьи Кодекса, и других расходов, определенных, в частности, согласно пункту 140.1 статьи 140 данного Кодекса.

Так, подпунктом «б» подпункта 138.10.2 пункта 138.10 статьи 138 Кодекса установлено, что в состав других расходов включаются административные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятием, а именно расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием (в том числе расходы на оплату труда административного аппарата) и другого общехозяйственного персонала.

Согласно абзацам первому — четвертому подпункта 140.1.7 пункта 140.1 статьи 140 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются расходы двойного назначения, а именно расходы на командировки физических лиц, которые состоят в трудовых отношениях с таким плательщиком налога или являются членами руководящих органов плательщика налога, в пределах фактических расходов командированного лица на проезд (в том числе провоз багажа, бронирование транспортных билетов) как до места командирования и обратно, так и по месту командирования (в том числе на арендованном транспорте), оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и глаженье одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений, оплату телефонных разговоров, оформление заграничных паспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командирования, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.

Указанные в абзаце первом данного подпункта расходы могут быть включены в состав затрат плательщика налога только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания, страховых полисов и т. п.

Не разрешается включать в состав расходов на питание стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, суммы «чаевых», за исключением случаев, когда суммы таких «чаевых» включаются в счет согласно законам страны пребывания, а также плату за зрелищные мероприятия.

В состав расходов на командировку относятся также расходы, не подтвержденные документально, на питание и финансирование других собственных нужд физического лица (суточные расходы), понесенные в связи с такой командировкой в пределах территории Украины, но не более чем 0,2 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки, а для командировок за границу — не выше 0,75 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки.

При этом абзацем девятым подпункта 140.1.7 пункта 140.1 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что суммы и состав расходов на командировку государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, определяются Кабинетом Министров Украины. Сумма суточных для таких категорий физических лиц не может превышать сумму, установленную абзацем четвертым данного подпункта.

В целях реализации указанной нормы Кабинетом Министров Украины принято постановление Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 года № 98 «О суммах и составе расходов на командировки государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировки предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» (далее — Постановление).

Пунктом 12 Постановления поручено Министерству финансов внести изменения в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу, вытекающие из данного Постановления (Министерством финансов Украины издан приказ от 17 марта 2011 года № 362 «О внесении изменений в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29 марта 2011 года под № 410/19148. Данным приказом Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 года № 59, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 31 марта 1998 года под № 218/2658, изложена в новой редакции).

В соответствии с пунктом 1 данной Инструкции служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (при наличии указанных документов, подтверждающих связь служебной командировки с основной деятельностью предприятия).

С учетом приведенного можно прийти к выводу, что положения Налогового кодекса Украины применяются ко всем субъектам хозяйствования, а положения указанных выше Постановления и Инструкции — к предприятиям, учреждениям, организациям, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств.

О возможности закрепления в коллективном договоре положения относительно расходов на командировки сообщаем, что правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений с целью содействия регулированию трудовых отношений и социально-экономических интересов работников и собственников определяет Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» (далее — Закон).

Частью первой статьи 2 Закона предусмотрено, что коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют право юридического лица.

В соответствии со статьей 7 Закона содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции.

В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности нормирования и оплаты труда, установления формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.).

Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.

Одновременно информируем, что главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики, в частности в сфере трудовых отношений, является Министерство социальной политики.

Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной финансовой политики является Министерство финансов Украины.

 

Министр А. Лавринович

 

Комментарий редакции

В комментируемом письме Минюст, процитировав нормы Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV и НК, ответил на несколько вопросов о командировках.

В частности, Министерство справедливо отмечает, что нормы НК распространяются на всех субъектов хозяйствования, в то время как нормы постановления КМУ «О суммах и составе командировочных расходов, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, полностью или частично содержащимися (финансируемыми) за счет бюджетных средств» от 02.02.2011 г., государственных служащих № 98 и Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 г. № 59 — только на предприятия, учреждения и организации, полностью или частично содержащиеся (финансируемые) за счет бюджетных средств.

В то же время положения этих нормативных документов могут быть использованы другими предприятиями в качестве ориентира при регулировании вопросов, касающихся командировки.

При ответе на вопрос о возможности закрепления в коллективном договоре положения о командировке Минюст уклонился от прямого ответа, обратив свое внимание на следующие моменты.

Правила заключения коллективных договоров регулируются Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII. Согласно его положениям заключение коллективных договоров является обязательным на всех предприятиях, которые имеют права юридических лиц и на которых используется наемный труд. Таким образом, подобная обязанность распространяется как на бюджетные предприятия, учреждения и организации, так и на небюджетные.

Заключая коллективные договоры, стороны должны предусматривать в них положения, не выходящие за рамки их компетенции. Таким образом, несмотря на то, что подобными договорами можно предусмотреть дополнительные гарантии и социально-бытовые льготы, внести в такие договоры пункты, противоречащие действующему законодательству, все равно не удастся.

Скажем, никто не запрещает устанавливать сумму суточных расходов больше, чем разрешает относить в состав налоговых расходов НК, однако ни один договор не может предусмотреть их отражение в налоговом учете в полном объеме. Ввиду того что порядок ведения налогового учета нормами НК урегулирован достаточно полно, предприятию не удастся как-то иначе интерпретировать положения налогового законодательства путем внесения соответствующих положений в коллективные договоры или в любые другие внутренние документы.

А вот уменьшать размер суточных по сравнению с размером, установленным для «бюджетников», нельзя, потому что «бюджетные» нормы — это минимальные гарантии работникам, и их выполнение является обязательным.

 

Юрий Товстопят

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше