Темы статей
Выбрать темы

Налоговые накладные

Редакция НК
Ответы на вопросы

Налоговые накладные

 

Единый реестр налоговых накладных

 

После регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных обнаружилось, что налоговая накладная содержит ошибку. Можно ли исправить такую ошибку?

 

В первую очередь отметим, что извлечь из ЕРНН налоговую накладную, в том числе и содержащую ошибочные показатели, невозможно. На это, в частности, обращали внимание налоговики в Обобщающей налоговой консультации № 127 от 16.02.2012 г., а также в разъяснениях, размещенных в ЕБНЗ. Невозможно также зарегистрировать в ЕРНН две налоговые накладные с одними и теми же реквизитами.

Однако ситуация не безвыходна. Исправить ошибку в этом случае можно. Причем единственно возможным вариантом ее исправления, который поддерживают налоговики (см. разъяснение в ЕБНЗ, раздел 130.22), — выписать расчет корректировки к такой налоговой накладной и «откорректировать» таким образом неправильные показатели. Такой расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН в течение 20 календарных дней с момента его выписки.

Здесь важно обратить внимание на характер допущенных ошибок.

1. Если ошибки были допущены в обязательных реквизитах табличной части налоговой накладной , т. е. в стоимостных или количественных показателях (например, в номенклатуре, количестве, общей стоимости поставки и т. п.). В этом случае расчет корректировки выписывается в общем порядке.

Причем выписать такой расчет корректировки можно и в следующем налоговом периоде. То, что уже прошло 20 календарных дней, отведенных на регистрацию налоговой накладной, в которой обнаружены ошибки, значения не имеет, ведь в этом случае предприятие руководствуется общими правилами корректировки налоговых обязательств, предусмотренными ст. 192 НК.

2. Если ошибки допущены в заголовочной части налоговой накладной (например, указан неправильный номер налоговой накладной или допущена ошибка в ИНН покупателя или продавца, указан ошибочный адрес и т. п.).

В этом случае исправить ошибку также можно путем выписки расчета корректировки. Однако поскольку здесь не затрагиваются стоимостные и количественные показатели налоговой накладной, единственным вариантом корректировки ошибочных показателей будет полное «обнуление» такой налоговой накладной. То есть в расчете корректировки поставщику нужно заполнить одну строку, указав со знаком «-» данные из первоначально выписанной налоговой накладной. После чего поставщик должен выписать новую налоговую накладную (с новым порядковым номером) и зарегистрировать ее в ЕРНН.

Однако важно помнить, что такой вариант подходит только для случая, когда еще не истек 20-дневный срок с момента выписки «ошибочной» налоговой накладной. В противном случае зарегистрировать новую налоговую накладную в ЕРНН будет невозможно по той причине, что выписываться такая налоговая накладная должна по дате возникновения налоговых обязательств (т. е. на ту же дату, что и «ошибочная» налоговая накладная).

Если 20-дневный срок прошел, покупатель сможет отразить налоговый кредит на основании жалобы (приложение Д8 к декларации по НДС). В то же время подать ее выйдет лишь с декларацией за тот отчетный период, в котором был получен товар/услуга или осуществлена предоплата, в противном случае, к сожалению, право на налоговый кредит для покупателя будет потеряно.

 

Сводная налоговая накладная*

 

Поставщик пропустил срок регистрации налоговой накладной в ЕРНН и теперь предлагает нам оформить такую налоговую накладную как сводную с выпиской в конце месяца. Возможен ли такой вариант? Каковы особенности выписки сводной налоговой накладной?

 

Действительно, основной особенностью сводной налоговой накладной является то, что она выписывается не по дате возникновения налоговых обязательств. В связи с чем потенциально срок, отведенный для регистрации налоговой накладной, в ЕРНН может удлиняться.

Однако здесь не все так просто. Для того чтобы предприятие имело право выписывать сводную налоговую накладную, должны соблюдаться определенные условия.

Согласно п. 15 Порядка № 1379 при непрерывном или ритмичном характере поставки товаров/услуг при постоянных связях с покупателем покупателю может быть выписана сводная налоговая накладная — исходя из определенной в договоре периодичности оплаты поставленной продукции (один раз в 5 дней, 10 дней и т. п.), но не реже одного раза в месяц и не позднее последнего дня месяца. При этом к сводной налоговой накладной обязательно прилагается реестр товаротранспортных накладных или других соответствующих сопроводительных документов, согласно которым осуществлена поставка товаров/услуг.

Итак, для выписки сводной налоговой накладной необходимо, чтобы:

1) поставка товаров (услуг) имела непрерывный или ритмичный характер. Что понимать под ритмичными и непрерывными поставками, действующее законодательство не определяет. На наш взгляд, ритмичность подразумевает осуществление поставок несколько раз в месяц, как минимум 2 раза в месяц;

2) в договоре должна быть установлена периодичность оплаты товаров, работ, услуг (раз в 5 дней, раз в 10 дней и т. п.).

Немаловажным условием является также то, что сводная налоговая накладная выписывается на «поставленную» продукцию. Только в этом случае предприятие сможет выполнить требование, предусмотренное п. 15 Порядка № 1379, — приложить реестр товарно-транспортных накладных и другие соответствующие документы, согласно которым осуществлена поставка товаров/услуг. При этом сумма оплат не должна превышать стоимость отгруженных товаров/выполненных работ,
т. е. задолженности поставщика перед покупателем быть не должно. Если же у поставщика на момент выписки сводной налоговой накладной возникнет предоплата, то на сумму такой предоплаты должна выписываться «обычная» налоговая накладная по общему правилу первого события, т. е. «на дату зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет».

 

Заявление с жалобой на поставщика

 

Поставщик отказался выдать налоговую накладную. Для сохранения права на налоговый кредит предприятие планирует подать вместе с декларацией за отчетный период Заявление с жалобой. Нужно ли уведомлять поставщика о подаче такого заявления?

 

Начнем с того, что заявление с жалобой на поставщика подается по форме согласно приложению Д8 «Заява про відмову постачальника надати податкову накладну (порушення ним порядку заповнення та/або порядку реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних)» к налоговой декларации по НДС (п. 20 Порядка № 1492).

Приложение Д8 состоит из двух таблиц:

первая заполняется, если продавец товаров/услуг отказался предоставить налоговую накладную;

вторая — если налоговая накладная продавцом все же выдана, но с нарушением порядка ее заполнения либо порядка ее регистрации в ЕРНН.

В первой таблице приложения Д8 есть специальная графа 7, которая предусмотрена для указания номера и даты документа, удостоверяющего факт отказа поставщика в выдаче налоговой накладной (при этом сразу отметим, что вторая таблица приложения Д8 указания подобных сведений не предусматривает). В отношении этой графы налоговики в ЕБНЗ (раздел 130.25) указали, что в ней необходимо указывать номер и дату документа, свидетельствующую о факте отказа, которым является письмо, свидетельствующее об обращении покупателя к поставщику с требованием предоставить налоговую накладную, и при наличии письмо, содержащее отказ поставщика ее предоставить.

Со своей стороны отметим, что абз. 10 ст. 201 НК предусматривает право подать заявление с жалобой на поставщика в случае отказа поставщика товаров/услуг предоставить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и порядка регистрации в ЕРНН без каких-либо дополнительных условий. О необходимости документального подтверждения факта отказа нигде речь не идет. Поэтому уведомлять поставщика о подаче жалобы не него покупатель не обязан. В графе 7 первой таблицы приложения Д8 можно смело ставить прочерк.

При этом отметим, что к заявлению должны прилагаться копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.

Поступление заявления с жалобой может быть основанием для проведения внеплановой проверки продавца, отказавшего в выдаче налоговой накладной для выяснения достоверности и полноты начисления им налоговых обязательств по НДС в отношении такой операции (п. 201.10 НК).

Марина Казанова

 

* См. также с. 11.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше