Продажа товаров через Интернет
Интернет-торговля с каждым днем обретает все большую и большую популярность. Однако эта сфера деятельности по-прежнему остается недостаточно урегулированной на законодательном уровне. Об организационных и учетных тонкостях продажи товаров через Интернет поговорим в предлагаемой статье.
Марина Казанова, экономист-аналитик
Какими нормативными документами руководствоваться?
Сразу отметим, что отдельного нормативного документа, который бы регулировал порядок торговли через Интернет, на сегодняшний день не существует. Ни один законодательный акт не содержит и определения термина «интернет-магазин». Единственным документом, который в какой-то мере определяет нюансы осуществления торговли через Интернет, являются Правила торговли по заказу. Эти Правила разработаны во исполнение Закона о защите прав потребителей и регулируют взаимоотношения, при которых потребитель и продавец заключают договор на расстоянии с помощью средств дистанционной связи, в частности, через Интернет.
Пункт 1.2 Правил торговли по заказу:
«Продажа товаров по заказу — это вид торговли, при которой потребитель* заключает договор купли-продажи товаров с продавцом на расстоянии с помощью средств дистанционной связи или осуществляет их предварительный заказ непосредственно у продавца»;
* Действие Правил торговли по заказу распространяется на отношения, одной из сторон которых является потребитель, т. е. физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует либо намеревается приобрести или заказать продукцию для личных целей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью либо выполнением обязанностей наемного работника .
<...>
«Договор, заключенный на расстоянии, — договор, заключенный продавцом с потребителем с помощью средств дистанционной связи»;
<...>
«Средства дистанционной связи — телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии».
Правилами торговли по заказу урегулированы условия заключения договоров на расстоянии, в том числе с использованием средств дистанционной связи, права потребителей и продавцов; порядок расчетов за проданные товары; обязанности субъекта хозяйствования и потребителей при возврате товаров и др.
В остальном же при осуществлении интернет-торговли следует руководствоваться теми же нормами законодательства, что и при обычной торговле:
— ХК, ГК;
— Законом о защите прав потребителей;
— Порядком осуществления торговой деятельности;
— правилами торговли соответствующими видами товаров: Правилами торговли продовольственными товарами, Правилами торговли непродовольственными товарами и пр.
Какие товары можно продавать через интернет-магазин?
Конкретного перечня запрещенных для продажи через интернет-магазин товаров как такового не существует. Однако здесь нужно учитывать правила торговли определенными товарами. Так, например, согласно Правилам розничной торговли алкогольными напитками торговля алкогольными напитками может осуществляться только в «<...> торговых помещениях (зданиях) площадью не менее 20 кв. метров <...>». Таким образом, торговля алкогольными напитками вне стационарных точек, в том числе через Интернет, запрещена. Представить алкогольные напитки в интернет-магазине можно только в том случае, если такой магазин является лишь «рекламной оболочкой», а фактически товар приобретается покупателем в стационарном магазине.
Это же касается практически всех товаров, торговля которыми подпадает под лицензирование согласно ст. 9 Закона о лицензировании (табачные изделия, ветпрепараты и пр.). Ведь как правило, получить лицензию имеют право только те субъекты хозяйствования, помещения, оборудование и персонал которых соответствуют определенным требованиям.
Важно отметить, что продажа лекарственных изделий через Интернет на сегодняшний день вообще запрещена (п. 2.6 приказа Министерства здравоохранения Украины от 31.10.2011 г. № 723).
Также следует помнить об «общих» запретах, которые установлены для продажи товаров. Так, запрещена продажа товаров, которые не имеют, в частности, соответствующей маркировки, надлежащего товарного вида, товары, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, товары, срок годности которых истек, а также те товары, на которые нет документов, подтверждающих их качество и безопасность.
Можно ли единоналожникам осуществлять интернет-торговлю?
Как вид деятельности, интернет-торговля для плательщиков единого налога не запрещена. Важно только учитывать общие ограничения по торговле определенными видами товаров для единоналожников.
Что нужно для открытия интернет-магазина?
«Технические» моменты
Интернет-магазин представляет собой веб-сайт, на котором размещена информация о предлагаемой продукции (товарах, услугах).
«Получить» веб-сайт предприятие может различными путями: разработать самостоятельно (если в штате имеется специалист соответствующей квалификации — веб-дизайнер, веб-мастер), поручить его разработку сторонней организации, приобрести готовый проект или же арендовать его, наполнив затем полученный шаблон собственным содержанием.
При этом нужно не только создать веб-сайт, но и зарегистрировать его в основных поисковых системах и рейтингах, сделав его доступным широкому кругу пользователей. Для этого необходимо зарегистрировать доменное имя и собственно разместить веб-сайт (хостинг).
Доменное имя — это имя, которое используется для адресации компьютеров и ресурсов в Интернете (абз. 15 ст. 1 Закона № 3689). Доменное имя веб-сайта должно быть уникальным, т. е. не иметь аналогов. Регистрацию доменных имен (домена) проводят специализированные компании-регистраторы. За присвоение уникального адреса взимается единоразовая плата. Кроме этого, пользователь доменного имени уплачивает абонплату.
Хостинг — это услуга по размещению веб-сайта заказчика на сервере провайдера, постоянно подключенном к Интернету. При этом имеет место аренда дискового пространства у сторонней организации (провайдера). По сути такая аренда ничем не отличается от аренды помещения, с той лишь разницей, что арендуется не площадь помещения, а место на сервере.
Какие разрешения нужно получать на открытие интернет-магазина?
Следует отметить, что создание интернет-магазина возможно в двух разновидностях:
— самостоятельная торговая единица, не имеющая реального аналога;
— так называемый псевдоинтернет-магазин, выполняющий, скорее, рекламную функцию.
В первом случае, для того, чтобы осуществлять интернет-торговлю (если она является единственным видом деятельности), нужно в обязательном порядке зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Лицензии. Теоретически на лицензируемые виды торговли получать лицензию нужно. Однако, как мы уже выяснили, вне стационарных торговых точек продавать товары, торговля которыми подлежит лицензированию, как правило, запрещено. Поэтому реализация таких товаров через Интернет будет являться неправомерной.
Патенты. Согласно п.п. 267.1.1 НК патентованию подлежит торговая деятельность за наличные средства и с использованием платежных карт в пунктах продажи товаров. Поэтому, если товар будет передаваться покупателю за наличные в офисе или на складе субъекта хозяйствования, то на каждый такой «пункт продажи» (офис/склад) нужно приобрести торговый патент.
К пунктам продажи согласно п.п. 14.1.211 НК также относятся, в частности, автомагазины, развозки, другие виды передвижной торговой сети. Следовательно, если товар будет доставляться курьером «на дом» покупателям и курьер будет получать от них оплату, в этом случае на каждого курьера, принимающего оплату, необходимо приобрести отдельный патент. Торговый патент в этом случае выдается налоговым органом по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности (абз. «г» п.п. 267.5.1 НК). В торговом патенте при этом проставляется отметка «выездная торговля» и он является действительным на выездную торговлю по всей территории Украины (п.п. 267.6.6 НК). Патент должен размещаться на табличке в транспортном средстве, который перевозит товар, или находиться у курьера. Курьер также должен иметь при себе портативный РРО (см. ниже).
Важно отметить, что от приобретения торгового патента освобождены плательщики единого налога (п. 297.1 НК).
РРО. РРО, как известно, нужно применять в том случае, если расчеты за товар осуществляются в наличной и/или безналичной форме с применением банковских платежных карточек. Поэтому необходимость использования РРО будет зависеть от способа оплаты и доставки товаров. Так, если товар будет доставляться, к примеру, почтой, для субъекта хозяйствования такие расчеты будут считаться безналичными и РРО использовать не нужно. Если покупатель будет вносить наличные средства в кассу банка с последующим перечислением денежных средств на счет субъект хозяйствования, РРО применять, разумеется, также не нужно.
А вот при оплате наличными за приобретенный в интернет-магазине товар либо при безналичной форме оплаты с использованием банковских платежных карточек без РРО не обойтись, причем такой регистратор должен применяться в месте осуществления указанных расчетов. Так, в случае оплаты товара на дому у покупателя курьер, осуществляющий доставку товара, обязан иметь РРО при себе и проводить прием наличных через такой РРО в момент их получения. С этой целью субъекту хозяйствования необходимо приобрести какую-либо из портативных моделей РРО, включенных в Государственный реестр регистраторов расчетных операций.
От применения РРО освобождены предприниматели-единоналожники (п. 296.10 НК).
Какая информация должна быть в обязательном порядке размещена на сайте интернет-магазина?
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, п. 1.6 Правил торговли по заказу покупателю должна быть предоставлена (размещена на сайте продавца) следующая информация о продавце и реализуемом товаре:
— наименование и местонахождение продавца;
— порядок и срок принятия предложений, претензий и расторжения договора;
— основные характеристики товара;
— цена за товар с учетом доставки и условия поставки;
— гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом товара;
— минимальный срок договора, если он предусматривает периодические поставки;
— стоимость телекоммуникационных услуг (если она отличается от обычной);
— период принятия предложений;
— порядок расторжения договора.
Предоставление указанной информации должно быть подтверждено письменно или с помощью электронного сообщения (на сайте). Эта информация не может быть изменена продавцом в одностороннем порядке.
Каков принцип работы интернет-магазина?
Механизм работы интернет-магазина схематично выглядит следующим образом:
1. Покупатель заходит на сайт магазина, выбирает необходимый товар и формирует заказ на него, определяясь заодно со способом оплаты и вариантом доставки товара.
Форму заказа продавец разрабатывает самостоятельно, однако она должна в обязательном порядке содержать (п. 2.4 Правил торговли по заказу):
— наименование субъекта хозяйствования (продавца);
— наименование товара и его цену (за один килограмм или сто граммов, единицу расфасовки, штуку, один метр и т. п.);
— количество;
— общую стоимость товара;
— общую стоимость услуг, которые предоставляются дополнительно;
— дату (время) выполнения заказа и т. п.
2. После заявки покупатель самостоятельно распечатывает квитанцию для оплаты стоимости выбранного товара или оплачивает его в онлайн-режиме. Оплата товара также может осуществляться покупателем непосредственно во время получения товара.
3. В зависимости от сроков, установленных продавцом, товар доставляется покупателю. Согласно п. 2.8 Правил торговли по заказу продавец обязан поставить потребителю заказ не позднее тридцати дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.
О способах доставки и оплаты
Поскольку интернет-торговля является дистанционным видом торговли (покупатель и продавец не пересекаются друг с другом, прежде чем «запускать» работу интернет-магазина, следует подумать о способах доставки товаров и его оплате. Способы доставки товаров могут быть следующими:
1. Получение заказа в офисе (на складе).
2. Курьерская доставка на дом силами субъекта хозяйствования.
3. Доставка по почте. Об этом способе доставки подробно см. статью «Доставка товаров почтой»//«Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 13, с. 46.
4. Доставка с помощью специальных курьерских служб, услуг автоперевозчиков и т. д. Оплата товара через интернет-магазин может осуществляться следующими способами:
1. Наличными курьеру в момент доставки товара или при получении заказа в офисе (на складе). В этом случае на каждое «место расчетов» (курьера, склад) нужно приобрести РРО и торговый патент (исключение — предприниматели-единоналожники; п. 296.10 НК, п. 297.1 НК).
2. Оплата по безналичному расчету — покупатель вносит деньги в кассу банка и в дальнейшем они зачисляются на банковский счет продавца.
3. Оплата банковской платежной картой (БПК). В этом случае возможны два варианта:
— оплата с помощью БПК в момент доставки товара через специальное устройство (портативный импринтер), находящееся у курьера;
— оплата БПК непосредственно на сайте интернет-магазина. Для этого продавцу прежде всего нужно заключить договор с эквайринговым учреждением (банком). Кроме того, для организации приема платежей непосредственно на сайте магазина потребуется заключение дополнительного договора с компанией, которая будет заниматься обработкой интернет-платежей. Избежать заключения такого договора можно в том случае, если банк, в котором открыт текущий счет продавца, имеет собственный процессинговый центр.
4. Оплата электронными деньгами. Оплата с помощью электронных денег (WebMoney, «Яндекс. Деньги» и т. п.) приобретает все большее распространение. Для того чтобы использовать такой вид платежа, продавцу нужно заключить договор с «держателем» платежной системы по переводу электронных денег и установить спецпрограмму. Однако здесь следует отметить, что согласно п. 1.4 Положения об электронных деньгах выпуском электронных денег в Украине могут заниматься исключительно банки. Причем систему электронных денег банк должен согласовать с НБУ. По информации, размещенной на официальном сайте НБУ (www.nbu.gov.ua) на сегодняшний день в Украине существует две официальные системы электронных денег:
1. «Максі» — эмитентом, которой выступает ПАО «ВиЭйБи Банк»;
2. «MoneXy» — эмитентом является ПАО Банк «Контракт».
Все остальные системы электронных денег осуществляются в обход банковской системы, поэтому мы бы не рекомендовали их к использованию интернет-магазинами.
Персональные данные
При оформлении заказа покупатель оформляет заявку-заказ, в которой, как правило, требуется указать такие данные, как фамилия, имя, телефон, адрес электронной почты и т. п. Считаются ли такие сведения персональными данными физического лица и подпадают ли они под защиту Закона о персональных данных? В Законе о персональных данных указано, что:
<...>
«персональные данные — сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано» (ст. 2);
<...>
«Персональные данные должны быть точными, достоверными, в случае необходимости обновляться» (ч. 2 ст. 6).
Проверить точность данных, предоставляемых покупателем, в случае, когда заказ осуществляется через Интернет, как правило, невозможно. Поэтому теоретически есть все основания считать, что эти данные не подпадают под определение персональных, поэтому и не требуют защиты согласно Закону о персональных данных.
Вместе с тем, по устным разъяснениям Госслужбы по вопросам защиты персональных данных, данные, которые покупатель-физлицо оставляет при регистрации на сайте, относятся к персональным. Поэтому интернет-магазину нужно:
1) получить согласие от покупателей-физлиц на обработку их персональных данных, как того требует ст. 6 Закона о защите персональных данных. Для фиксации такого согласия на сайте самого интернет-магазина нужно разработать определенный вид сообщения, в котором будут перечислены цели обработки персональных данных и права физического лица. Проставление галочки напротив пункта «С Правилами согласен» или «Я согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку своих персональных данных» будет достаточным основанием для подтверждения факта согласия клиента на обработку персональных данных;
2) зарегистрировать базу персональных данных «Клиенты» путем подачи заявления о регистрации базы персональных данных Государственной службе по вопросам защиты персональных данных. Форма такого заявления утверждена приказом № 1824.
Документальное оформление
При получении заказа покупателю должен быть передан:
— один экземпляр бланка-заказа с подписью уполномоченного лица и штампом (печатью) (п. 2.4 Правил торговли по заказу). Второй экземпляр с подписью покупателя (покупатель распишется в нем при получении товара) остается у продавца (п. 2.4 Правил торговли по заказу);
— расчетный документ на полную сумму проведенной операции (п. 2.4 Правил торговли по заказу). Если расчеты буду осуществляться в наличной форме — таким расчетным документом будет являться чек РРО. Во всех остальных случаях покупателю должен быть выдан товарный чек. Это же требование касается и предпринимателей-единоналожников, которые согласно п. 296.10 НК освобождены от использования РРО. Подробно об оформлении товарного чека см. в газете «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 11, с. 47;
— технический паспорт или другие заменяющие его документы — при продаже товаров, на которые установлены гарантийные сроки (п. 2.6 Правил торговли на заказ).
С курьером, который будет доставлять товары, заключается договор о полной материальной ответственности. Передача товаров курьеру осуществляется под отчет на основании накладной-требования на отпуск (форма № М-11). Если развозка товаров курьером будет осуществляться грузовым автомобильным транспортом, то должна быть выписана ТТН (подробнее о выписке ТТН см. в газете «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 13, с. 61).
Бухгалтерский и налоговый учет
Считаем необходимым рассмотреть здесь два момента:
1. Учет организации интернет-магазина
Расходы на веб-сайт. Порядок учета будет зависеть от того, переходят ли к субъекту хозяйствования авторские права на сайт или нет. Ведь с точки зрения действующего законодательства веб-сайт вполне «вписывается» в определение «объект авторского права» (Закон об авторском праве, ч. 1 ст. 433 ГК, письмо Государственного департамента интеллектуальной собственности от 22.01.2007 г. № 16-14/231).
В случае, когда согласно договору к заказчику переходят имущественные права на сайт (исключительные или совместные с разработчиком), то он должен учитывать его как нематериальный актив с соответствующим отражением на субсчете 125 «Авторские и смежные с ними права».
При условии, что собственник сайта будет обладать правами на комплекс программного обеспечения сайта, расходы по его разработке будут формировать стоимость нематериального актива и в налоговом учете. Согласно п.п. 14.1.120 НК:
«нематериальные активы — право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные объектом права собственности (интеллектуальной собственности), право пользования имуществом и имущественными правами плательщика налога в установленном законодательством порядке, в том числе приобретенные в установленном законодательством порядке права пользования природными ресурсами, имуществом и имущественными правами».
Веб-сайт будет «учитываться» в налоговом учете в группе 5 нематериальных активов (п.п. 145.1.1 НК). Начисление амортизации осуществляется по методу, определенному приказом об учетной политике. Амортизация начисляется в течение срока полезного использования, который устанавливается в соответствии с правоустанавливающими документами, но не может быть меньше 2 лет (п.п. 145.1.1).
Если договором предусмотрено, что имущественные права на сайт к заказчику не переходят, в этом случае расходы на создание сайта относятся к расходам на сбыт. В бухгалтерском учете учитываются на счете 93 «Расходы на сбыт».
Расходы на размещение сайта в сети (регистрацию доменного имени и хостинг). В бухгалтерском учете расходы на регистрацию доменного имени отражаются как расходы будущих периодов (за исключением разовой регистрационной платы) на счете 39 «Расходы будущих периодов» с последующим постепенным отнесением на расходы соответствующих (текущих) периодов. А расходы на хостинг отражаются в составе расходов отчетного периода на счетах 93 «Расходы на сбыт».
В налоговом учете расходы на регистрацию доменного имени и хостинг также включаются в состав налоговых расходов как расходы на сбыт на основании п.п. 138.10.3 НК — в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (п. 138.5 НК).
Пример. Отражение в учете расходов на создание и размещение веб-сайта в сети Интернет.
Предприятие разрабатывает сайт для своего интернет-магазина путем привлечения специализированных организаций, с переходом всех прав предприятию-заказчику.
Заключены договоры:
— создания (разработки) веб-сайта с предприятием. Стоимость услуг — 24000,00 грн. (в том числе НДС — 4000,00 грн.);
— регистрации доменного имени с физическим лицом — предпринимателем, неплательщиком НДС (500,00 грн.);
— аренды дискового пространства на сервере провайдера с предприятием, плательщиком налога на прибыль на общих основаниях, стоимость услуг — 120,00 грн. (в том числе НДС — 20,00 грн.).
Веб-сайт введен в эксплуатацию и размещен в сети Интернет.
№ п/п | Основание для отражения хозяйственной операции | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |||
Дт | Кт | Сумма | Доходы | Расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Платежное поручение | Оплачен счет специализированной компании за создание веб-сайта (плательщик НДС) | 371 | 311 | 24000,00 | — | — |
2 | Налоговая накладная | Отражен налоговый кредит по НДС по полученной налоговой накладной | 641 | 644 | 4000,00 | — | — |
3 | Акт выполненных работ | Получено право на веб-сайт (подписан акт) | 154 | 631 | 20000,00 | — | — |
4 | Бухгалтерская справка | Списан налоговый кредит по НДС | 644 | 631 | 4000,00 | — | — |
5 | Бухгалтерская справка | Закрыта задолженность по предоплате | 631 | 371 | 24000,00 | — | — |
6 | Типовая форма № НА-1 | Веб-сайт введен в хозяйственный оборот | 125 | 154 | 20000,00 | — | —* |
* Сформирована первоначальная стоимость объекта нематериальных автивов стоимостью 20000 грн. Начиная со следующего месяца (месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию), по нему начинает начисляться «бухгалтерская» и «налоговая» амортизация. | |||||||
7 | Платежное поручение | Перечислена предоплата физическому лицу — предпринимателю за регистрацию доменного имени | 371 | 311 | 500,00 | — | — |
8 | Акт выполненных работ | Получены документы, подтверждающие регистрацию доменного имени | 93 | 631 | 500,00 | — | 500,00 |
9 | Бухгалтерская справка | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 500,00 | — | — |
10 | Платежное поручение | Перечислена предоплата за хостинг (контрагент является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях) | 371 | 311 | 120,00 | — | — |
11 | Налоговая накладная | Отражен налоговый кредит по НДС по полученной налоговой накладной | 641 | 644 | 20,00 | — | — |
12 | Акт выполненных работ | Подписан акт выполненных услуг по размещению веб-сайта заказчика на сервере провайдера | 93 | 631 | 100,00 | — | 100,00 |
13 | Бухгалтерская справка | Списан налоговый кредит по НДС | 644 | 631 | 20,00 | — | — |
14 | Бухгалтерская справка | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 120,00 | — | — |
2. Учет продажи товаров через интернет-магазин
Отражение в учете реализации товаров через Интернет в целом ничем не отличается от учета «обычных» торговых операций.
Налоговый учет
Налог на прибыль. Доходы от реализации товаров признаются по дате перехода к покупателю права собственности на такой товар (п.п. 136.1.1 НК), т. е. по дате его вручения покупателю (ст. 334 ГК). Так, если доставка товара будет осуществляться почтой, то именно на дату получения товара покупателем (а не на дату передачи его почте) плательщик может отразить доход. Подробнее об этом мы писали в статье «Доставка товаров почтой»//«Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 13, с. 46. Суммы авансов, полученные в счет оплаты товаров, в соответствии с п.п. 136.1.1 ст. 136 НК в состав дохода не включаются.
В периоде признания доходов от реализации товаров предприятие имеет право увеличить расходы, связанные с такой реализацией, на величину себестоимости приобретенных и реализованных товаров. Этот вывод следует из положений п. 138.4 ст. 138 НК. При этом себестоимость приобретенных и реализованных товаров формируется в соответствии с п. 138.6 ст. 138 НК.
НДС. Налоговые обязательства по НДС возникают по первому событию: по дате зачисления средств от покупателя либо по дате отгрузки (п. 187.1 НК).
Бухгалтерский учет. Доходы признаются на дату перехода рисков к покупателю (п. 8 П(С)БУ 15). Такой датой является дата фактического получения заказчиком товара.
Для отражения дохода от реализации товаров Инструкцией № 291 предусмотрен субсчет 702 «Доход от реализации товаров». По кредиту этого субсчета отражается начисление дохода, а по дебету — соответствующая сумма непрямых налогов (НДС, акцизного налога и других непрямых налогов и сборов, предусмотренных законодательством), а также списание суммы дохода в порядке закрытия на субсчет 791 «Результат операционной деятельности».
Одновременно с признанием дохода, полученного от их продажи, в бухгалтерском учете предприятия отражаются расходы в сумме, равной себестоимости реализованных товаров.
При определении себестоимости реализованных товаров следует применять один из методов, предусмотренных п. 16 П(С)БУ 9:
— идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
— средневзвешенной себестоимости;
— себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);
— цены продажи.
Пример. Интернет-магазин получил заказ от покупателя на покупку мобильного телефона стоимостью 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.). Себестоимость товара составляет 800 грн. Товар доставлен курьером покупателю.
№ п/п | Основание для отражения хозяйственной операции | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |||
Дт | Кт | Сумма | Доходы | Расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Накладная-требование | Передан товар курьеру для доставки покупателю | 281.1 | 281 | 800,00 | — | — |
2 | Налоговая накладная | Отражены налоговые обязательства по НДС | 643 | 641 | 200,00 | — | — |
3 | Чек РРО | Товар вручен покупателю | 301 | 361 | 1200,00 | 1000,00 | — |
361 | 702 | 1200,00 | — | — | |||
702 | 643 | 200,00 | — | — | |||
4 | Бухгалтерская справка | Списана себестоимость проданного товара | 902 | 281.1 | 800,00 | — | 800,00 |
5 | Отражен финансовый результат | 702 | 791 | 1000,00 | — | — | |
791 | 902 | 800,00 | — | — |
Использованные нормативные документы
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.
Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.
Закон об авторском праве — Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.93 г. № 3792-XII.
Закон о персональных данных — Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI.
Закон № 3689 — Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993 г. № 3689-XII.
Правила торговли по заказу — Правила продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещениях, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 103.
Правила осуществления торговой деятельности — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.
Правила розничной торговли алкогольными напитками — Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854.
Правила торговли продовольственными товарами — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.
Правила торговли непродовольственными товарами — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.
Положение об электронных деньгах — Положение об электронных деньгах в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 04.11.2010 г. № 481.
П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246.
П(С)БУ 15 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290.
Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.