Электронная налоговая накладная
Как правильно выдавать покупателю налоговые накладные в электронном виде?
Итак, с 01.07.2012 г. согласно обновленной редакции п. 201.1 НК налогоплательщик может составлять налоговую накладную одним из способов по выбору покупателя (получателя):
— либо в бумажном виде;
— либо в электронной форме (при условии регистрации электронной подписи уполномоченного налогоплательщиком лица, а также регистрации такой налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных — ЕРНН). При этом в таком «электронном» случае бумажную налоговую накладную составлять не обязательно.
Конечно же, составление налоговой накладной в электронной форме удобно для обеих сторон. Ведь еще с момента появления налоговых накладных у бухгалтеров была постоянная головная боль на тему «собрать вовремя все налоговые». При электронном документообороте об этой проблеме можно забыть.
При этом еще раз обратим внимание на требования, которые выдвигает НК к порядку составления налоговых накладных в электронной форме.
Во-первых, выдача покупателю налоговой накладной в электронном виде возможна только в том случае, если покупатель на это согласен. Как видим, способ составления налоговой накладной должен выбрать покупатель (получатель налоговой накладной).
Во-вторых, выдавать покупателю «электронную» налоговую накладную (без бумажной версии) можно при условии:
а) регистрации налоговой накладной в ЕРНН;
б) на налоговую накладную наложена электронная цифровая подпись уполномоченного плательщиком лица, а также электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом печати.
Технически осуществлять отправку электронных налоговых накладных контрагенту позволяет система «М.E.Doc». Отправка налоговой накладной контрагенту осуществляется по такой же схеме, как и отправка налоговой накладной на регистрацию в ЕРНН, только вместо кнопки «Відправити в ДПС» нужно выбрать кнопку «Відправити контрагенту». Если отправляется налоговая накладная уже зарегистрированная в ЕРНН, то контрагент получит ее вместе с квитанцией о регистрации. После получения контрагентом налоговой накладной поступит уведомление о доставке.
Контрагент, в свою очередь, получает налоговую накладную и «затягивает» в свою программу «М.E.Doc», вводя открытый ключ. Отправленные контрагентом электронной почтой налоговые накладные (или Приложение 2) поступают как обычная входная корреспонденция. Как только документы получены, отправителю поступит уведомление о доставке.
Все, налоговую накладную можно распечатывать.
Конечно же, на такой налоговой накладной не будет стоять «реальной» печати и подписи. Однако продавец имеет возможность в «М.E.Doc» отправлять налоговой накладную и с изображением печати организации и подписи ответственного лица. Для этого в системе ««М.E.Doc» необходимо сделать соответствующие настройки во вкладке «Картка підприємства». С помощью «Майстра налаштування зразків підписів» необходимо загрузить файл с отсканированными печатью и подписями, выбрав опцию «Сканувати або завантажити зображення зразків підписів». Если соответствующие настройки были успешно выполнены, то в местах для подписи и печати на налоговой накладной вместо надписи «ЭЦП» будут отображаться изображения отсканированной подписи и печати.