Темы статей
Выбрать темы

Как правильно вести налоговый спор в суде

Редакция НК
Статья

Как правильно вести налоговый спор в суде

В настоящее время налоговое уведомление-решение в 99,9 % случаев отменяется только по решению суда. Поэтому от того, насколько грамотно плательщик налогов подготовит необходимые документы и построит свою линию поведения в суде, во многом зависит наступление положительного конечного результата. В предлагаемом материале будет рассказано о том, как обратиться в суд с иском об отмене налогового уведомления-решения, а также о том, на что в первую очередь следует обратить внимание в свете нынешней судебной практики.

Андрей Брылев, юрист

 

Каковы сроки для подачи иска?

 

Как показывает практика, многие стремятся успеть подать иск в течение 10 дней, следующих за днем получения окончательного решения от ГНС Украины по жалобе на налоговое уведомление-решение. Тогда не возникнет налогового долга и прочих, связанных с этим неприятностей (налоговый залог и т. д.). На самом же деле срок исковой давности для обжалования налоговых уведомлений-решений в судебном порядке составляет 1095 дней с момента их получения. Об этом говорится в п. 56.18 ст. 56, ст. 102 НК, а также в письме Высшего административного суда Украины от 01.11.2011 г. № 1935/11/13-11.

Не все знают, что в случае обращения в суд обжалуемая сумма налоговых обязательств выводится из состава налогового долга (если он уже успел возникнуть) до вступления судебного решения в законную силу. Так, согласно п. 4.4 Порядка № 985 в случае поступления в орган государственной налоговой службы определения суда о возбуждении производства по делу по иску плательщика налогов после окончания предельного срока уплаты сумма денежного обязательства, начисленная в карточке лицевого счета, подлежит выводу из нее в отдельный реестр, где она учитывается до дня вступления судебного решения в законную силу.

 

Какой выбрать суд?

 

Рассмотрение споров с налоговыми органами относится к компетенции окружных административных судов и осуществляется согласно процедуре, установленной КАС Украины. Спор о признании недействительным налогового уведомления-решения может быть рассмотрен административным судом как по месту нахождения плательщика налогов, так и по месту нахождения налогового органа (ч. 2 ст. 19 КАС Украины). Об этом правиле необходимо помнить тогда, когда плательщик налогов и налоговый орган, принявший обжалуемые налоговые уведомления-решения, расположены в разных областях Украины.

За подачу административного иска об отмене налогового уведомления-решения взимается судебный сбор в размере 1 % от доначисленных сумм, но не менее 0,1 и не более 2 минимальных зарплат, установленных на 1 января соответствующего года. При установленном на 1 января 2012 года уровне минимальной зарплаты в 1073 гривни минимальный и максимальный размеры судебного сбора составляют, соответственно, 107,3 и 2146 гривень. Реквизиты для уплаты судебного сбора для каждого конкретного окружного административного суда и порядок заполнения платежного поручения можно узнать на официальном веб-портале «Судебная власть Украины» (www.court.gov.ua). В последующем, в случае удовлетворения иска, сумма судебного сбора может быть возвращена из Государственного бюджета Украины истцу.

 

Как правильно составить административный иск?

 

Исковое заявление об отмене налогового уведомления-решения условно можно представить в виде следующих блоков:

1. Наименование сторон и их реквизиты

Здесь указываются реквизиты истца и ответчика. Как показывает практика, зачастую суды, экономя на почтовых расходах, уведомляют стороны о дате предстоящего судебного заседания телефонограммой. Кроме того, нередко и повестки о дате и времени судебного заседания отправляются с опозданием. Поэтому в исковом заявлении целесообразно указать действующий контактный телефон истца или его уполномоченного представителя.

2. Суть исковых требований

Если речь идет об отмене налоговых уведомлений-решений, то исковые требования могут быть сформулированы в форме их отмены (на украинском языке — про скасування) либо признания недействительными (недійсними). Также указываются и реквизиты оспариваемых налоговых уведомлений-решений (номер и дата). На практике многие ошибочно указывают в иске требование о признании налогового уведомления-решения недействующим (нечинним). Однако такое требование характерно по отношению к нормативно-правовым актам, а не к актам индивидуального действия (к которым, в частности, относятся налоговые уведомления-решения). Кроме того, если плательщик налогов считает, что его проверка была проведена неправомерно, он может в иске наряду с отменой налоговых уведомлений попросить суд признать неправомерными действия по проведению проверки.

3. Описание обстоятельств, обосновывающих иск

Само начало искового заявления посвящено тому, что описываются обстоятельства, предшествующие принятию обжалуемых налоговых уведомлений-решений. Начало искового заявления может выглядеть примерно следующим образом:

«В період з «____» по «______» працівниками ДПІ __________ було проведено перевірку підприємства «____» за період з ____________ по ________. За наслідками перевірки складено Акт № _______ від «___»__________ (надалі — Акт перевірки). На підставі висновків Акту перевірки прийнято наступні податкові повідомлення-рішення, відповідно до яких підприємству донараховано такі грошові зобов’язання:___________________

Підприємство не погоджується з прийнятими податковими повідомленнями-рішеннями з огляду на наступне».

И далее, если плательщик налогов до обращения в суд направлял свои возражения на акт проверки и обжаловал налоговое уведомление-решение путем подачи жалоб, в исковом заявлении должны быть использованы основные аргументы, их подтверждающие:

— реквизиты договоров, приходных (расходных), налоговых, товарно-транспортных накладных;

— ссылки на положения нормативно-правовых актов, подтверждающих правовую позицию предприятия;

— информацию об административном обжаловании налоговых уведомлений-решений, если таковое проводилось.

4. Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению

Действующая редакция ст. 106 КАС Украины требует, чтобы к исковому заявлению были приложены доказательства, подтверждающие исковые требования. Нынешние реалии рассмотрения судебных споров таковы, что независимо от того, что написано в акте проверки, суды требуют от предприятий полный пакет первичных документов. А учитывая, что в административный суд подается 2 комплекта исковых материалов (для суда и для ответчика), можно себе только представить, какой ворох документов придется готовить и сколько сил и времени это займет. Поэтому, как показывает практика, стандартный набор документов, прилагаемых к исковому заявлению, может в себя включать:

— платежное поручение (квитанцию) об оплате судебного сбора;

— копии обжалуемых налоговых уведомлений-решений;

— копию акта проверки (если он не слишком объемный);

— копии материалов административного обжалования, если оно проводилось (возражения на акт проверки, первичную и повторные жалобы, а также решения по ним);

— копию свидетельства о государственной регистрации либо выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

— копию справки из органов статистики;

— копию справки по форме № 4-ОПП;

— копию свидетельства плательщика НДС (если спор касается доначислений по данному налогу).

Такой же пакет документов, за исключением платежного поручения (квитанции) об уплате судебного сбора, вместе с исковым заявлением готовится и для ответчика. Все копии документов должны быть заверены следующим образом: отметка «Копия верна», печать предприятия, должность и подпись лица, заверившего копию, и ее расшифровка.

Само исковое заявление подписывается руководителем предприятия. Исковое заявление может быть подписано и представителем предприятия. В этом случае к исковому заявлению также должна быть приложена и доверенность. Обратите внимание, что положения КАС Украины не требуют, чтобы исковое заявление обязательно было заверено печатью плательщика налогов.

Пакет исковых материалов подается в канцелярию соответствующего административного суда либо направляется по почте.

 

Что делать при открытии производства по делу и в промежуток до первого судебного заседания?

 

После того, как открыто производство по делу, и до назначения первого судебного заседания, для скорейшего рассмотрения спора в суд целесообразно предоставить максимальное количество документов, подтверждающих правовую позицию плательщика налогов. К таким документам относятся:

— копия акта проверки (если она не предоставлялась вместе с исковым заявлением);

— копии накладных (приходных, расходных, налоговых товарно-транспортных);

— копии документов, подтверждающих оплату товара (платежные поручения либо банковские выписки);

— документ (например, бухгалтерская справка), подтверждающий отражение в учете предприятия операций по приобретению товара;

— доказательства использования полученных товаров либо услуг в хозяйственной деятельности.

Нынешняя судебная практика идет по такому пути, что независимо от выводов акта проверки в ходе рассмотрения дела проверяется реальность осуществленных хозяйственных операций. Поэтому, готовясь к первому судебному заседанию, необходимо проработать (в том числе и документально) ответы на следующие вопросы: кто осуществлял транспортировку товаров (если речь идет именно о товаре), как осуществлялось его хранение, и как этот товар был использован в дальнейшем? Если доначисления касаются операций, совершенных сразу по нескольким договорам, целесообразно расписать для суда хозяйственные операции по каждому договору в отдельности.

 

Как вести себя в судебном заседании?

 

Перед первым судебным заседанием основные моменты спора рекомендуется расписать на бумаге. Обобщенно рассмотрение дела по налоговым спорам в административном суде происходит следующим образом. Вначале плательщик налогов (истец) кратко озвучивает свою позицию, изложенную в исковом заявлении. Затем свои вопросы задают суд и ответчик (налоговый орган). После этого свою позицию озвучивает ответчик. После этого суд и истец задают ему свои вопросы. В этом случае желательно подготовить вопросы к ответчику заранее. Эти вопросы могут касаться действий при проведении проверки, документов, исследованных в ходе проверки, методов исследования и т. д.

Следующей стадией судебного процесса является исследование доказательств. Здесь суд перечисляет все документы, находящиеся в материалах дела. После этого приходит время судебных дебатов. В ходе них истец просит удовлетворить иск в полном объеме, а ответчик — соответственно отказать в иске. В завершение рассмотрения дела судья выходит в совещательную комнату и после непродолжительного перерыва оглашает, как правило, резолютивную часть постановления (удовлетворить иск или отказать).

Вынесенное в пользу плательщика налогов судебное решение еще не означает автоматическую отмену налоговых уведомлений-решений. Для этого судебное решение должно вступить в законную силу. Существуют следующие правила определения момента вступления в законную силу судебного решения:

1. Если постановление не было обжаловано в апелляционном порядке, оно вступает в законную силу после истечения 10 дней с момента получения постановления.

2. Если на постановление была подана апелляционная жалоба, оно вступает в законную силу после окончания апелляционного рассмотрения дела, при условии, что оно не было отменено.

3. Если судом апелляционной инстанции решение окружного административного суда было отменено, новое постановление, но уже принятое апелляционным административным судом, вступает в законную силу с момента его провозглашения.

 

Что делать, если вы не согласны с решением суда?

 

Если окружным административным судом постановление было принято не в пользу плательщика налогов, он имеет право обратиться с апелляционной жалобой в апелляционный административный суд. Структура апелляционных административных судов построена таким образом, что полномочия одного суда могут территориально охватывать несколько областей Украины. О территориях, на которые распространяется юрисдикция того или иного апелляционного административного суда, можно узнать из приложения 2 к Указу Президента Украины от 16.11.2004 г. № 1417/2004. Сам же адрес необходимого апелляционного административного суда и реквизиты по уплате судебного сбора можно также взять на официальном веб-портале «Судебная власть Украины» (www.court.gov.ua).

Апелляционная жалоба подается через тот окружной административный суд, который вынес обжалуемое постановление. К апелляционной жалобе прилагается документ об уплате судебного сбора (который составляет 50 % от той суммы, которая была уплачена при подаче иска), а также копии апелляционной жалобы по количеству участников (ответчика, третьих лиц, прокурора). Кроме того, копия апелляционной жалобы направляется одновременно и в апелляционный административный суд. Для подачи апелляционной жалобы устанавливаются следующие сроки:

— если окружным административным судом в судебном заседании был провозглашен полный текст постановления, апелляционная жалоба подается в течение 10 календарных дней с момента провозглашения постановления;

— в случае, когда в судебном заседании была провозглашена только резолютивная часть постановления, апелляционная жалоба подается в течение 10 дней с момента получения полного текста.

Процедура рассмотрения апелляционной жалобы в апелляционном административном суде мало чем отличается от рассмотрения административного иска в суде первой инстанции. В случае удовлетворения жалобы апелляционным административным судом выносится постановление. Если же апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, выносится определение.

В случае, если плательщик налогов не согласен с решением судов первой и (или) апелляционной инстанции, он вправе обратиться по поводу них с кассационной жалобой. Кассационная жалоба подается непосредственно в Высший административный суд Украины в течение 20 дней с момента подписания (обратите внимание: не получения) полного текста постановления или определения апелляционного административного суда.

За подачу кассационной жалобы уплачивается также судебный сбор, но уже в размере 70 % от той суммы, которая была первоначально уплачена при подаче административного иска.

Оформляя кассационную жалобу, помимо прочих требований, не забудьте попросить Высший административный суд приостановить исполнение обжалуемых решений. Такое право суда кассационной инстанции закреплено в ст. 215 КАС Украины.

 

Использованные нормативные документы

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок № 985Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 985.

КАС Украины — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше