Темы статей
Выбрать темы

Новости и события

Редакция НК
Новости

«Есть у революции начало, нет у революции конца...»

Алексей Кузнецов, заместитель главного редактора

 

Налоговиков не оставляет реформаторский зуд. Несмотря на то что в мае — июле уже принят ряд законов, в том числе весьма масштабных, которыми вносятся изменения в Налоговый кодекс (например, законы от 24.05.2012 г. № 4834-VI и от 05.07.2012 г. № 5083-VI), Госналогслужба решила не останавливаться на достигнутом и править Кодекс дальше. В последние недели налоговое ведомство приступило к активному пиару подготовленного в его недрах программного документа — Концепции реформирования налоговой системы Украины. Саму Концепцию, понятно, обсуждать на страницах нашего издания нет смысла — слова в ней красивые и другими быть по определению не могут.

А вот о первом из законопроектов, разработанных в рамках этого самого реформирования, поговорить стоит. Что же предлагается поменять в нашей налоговой системе?

 

НДС

 

1. Вместо единой 20 % ставки НДС предложено ввести 12 % ставку для:

— импортных операций;

— поставки товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины;

— поставки подакцизных товаров;

— всех видов услуг;

— отраслей, относящихся к естественным монополиям и энергетическому сектору.

Остальные операции будут облагаться по ставке 7 %. Для экспорта сохраняется нулевая ставка.

Снижение НДС — это, конечно, хорошо. Но вот дифференциация ставок, особенно такая значительная, — это создание нового источника серьезнейших конфликтов. Ведь здесь открывается широкое поле для своеволия налоговиков, с одной стороны, и для махинаций недобросовестных налогоплательщиков — с другой. Неизбежными будут, например, конфликты, связанные с желанием налоговиков вычленить из цены поставляемых товаров стоимость всевозможных дополнительных услуг и обложить ее по повышенной ставке. Подобное мы уже проходили в 90-е годы.

Кроме того, общее снижение ставки НДС наверняка приведет к проблеме с бюджетным возмещением. Авторы законопроекта не стали с этим заморачиваться, а решение проблемы отложили на потом. Пока же предлагается суммы бюджетного возмещения НДС за налоговые периоды до 1 января 2013 года оформить облигациями внутреннего государственного займа. Причем ни срок, ни порядок погашения таких облигаций никак в законопроекте не конкретизированы.

2. Ликвидируется большинство существующих льгот по налогообложению, в том числе «спецрежимные» и сельскохозяйственные.

3. В дополнение к транспортным билетам, гостиничным счетам и кассовым чекам на сумму до 200 грн. вводится еще один вид документов, подтверждающих право на налоговый кредит по НДС без выписки налоговых накладных,— первичный документ бухгалтерского учета, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление.

Но не спешите радоваться. Во-первых, форма такого документа должна быть утверждена Минфином, а во-вторых, сам документ для придания ему юридической силы будет регистрироваться в установленном порядке в Едином реестре налоговых накладных. Из текста законопроекта не вполне ясно, в каких именно случаях можно будет использовать подобные первичные документы. Не исключено, что здесь подразумеваются документы, которыми сопровождается жалоба налогоплательщика на поставщика, отказавшегося выдать налоговую накладную.

4. Самое главное: проект предусматривает фактическое введение налога с оборота по ставке 2,5 % (с последующим снижением до 2 %). Правда, в тексте этот новый налог упрятан в раздел V «Налог на добавленную стоимость» и стыдливо называется «дополнительным налогообложением по ставке 2 процента». Новый налог добавляется к цене товаров/услуг и уплачивается в бюджет отдельно от остального НДС. При этом сумма такого налога автоматически перечисляется в бюджет банком не позднее следующего операционного дня после зачисления средств в оплату товаров (услуг) покупателем (заказчиком) на банковский счет поставщика.

А вот здесь отраслевая дифференциация ставок была бы совсем не лишней. Не секрет, что рентабельность бизнеса различается по отраслям в разы, а то и в десятки раз. И сумма, которая высокодоходному предприятию покажется мелочью, для низкодоходного может оказаться непосильным грузом. Скажем, для оптовика, имеющего норму прибыльности 5 %, введение этого налога будет означать снижение прибыли вдвое.

 

НДФЛ и ЕСВ

 

1. Шкалу НДФЛ предлагается расширить: вместо «15 % — 17 %» ввести «10 % — 15 % — 20 %». Наименьшая ставка должна будет применяться к доходу, величина которого сейчас дает право на налоговую социальную льготу, при этом сама базовая льгота ликвидируется (остаются только льготы на детей и т. п.).

2. Наконец-то власть начала понимать, что без существенного снижения ставки единого социального взноса ни о какой реальной легализации «конвертных» зарплат речь идти не может. Поэтому ставку ЕСВ с работодателя, которая сейчас лежит между 30 и 50 % (в зависимости от класса риска), предлагается заменить единой недифференцированной ставкой 15 %.

Этот пункт кажется нам наименее реалистичным, если учесть постоянную нехватку денег в Пенсионном фонде. Правда, отчасти эту проблему собираются решать путем восстановления 3 % сбора с покупки безналичной иностранной валюты юрлицами — субъектами внешнеэкономической деятельности. Но хватит ли этого для покрытия дефицита ПФУ? Сомневаемся.

 

Прочее

 

1. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, который должен действовать у нас до 1 января 2015 года, предлагается отменить уже сейчас.

2. Также предлагается отменить сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию и природный газ.

 

Оценивая этот законопроект в целом, приходится признать: документ проработан плохо и слишком сильно отдает предвыборным популизмом. Что ж, учитывая важность предлагаемых в нем реформ, будем следить за его дальнейшей судьбой и по мере поступления новой информации сообщать об этом нашим читателям.

 

Реквизиты ГТД пока что можно не вписывать в налоговую накладную

Госналогслужба разъяснила вопрос, возникший в связи с тем, что Законом Украины от 05.07.2012 г. № 5083-VI введен новый обязательный реквизит налоговой накладной — номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины.

В письме ГНСУ от 21.08.2012 г. № 1272/0/71-12/15-3117 указывается, что в настоящее время этот обязательный реквизит указывать в налоговой накладной не надо — до тех пор, пока не будет утверждена новая форма налоговой накладной с соответствующими графами.

Весьма разумное решение. А то ведь могли и заставить вписывать данные о ГТД в какую-нибудь другую графу, как это было в свое время с кодами УКТ ВЭД.

 

ГНСУ рассказала, как проверять обычные ВЭД-цены

ГНСУ разработала и разослала на места (письмом от 24.07.2012 г. № 20001/7/15-1217) Методические рекомендации относительно алгоритма определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешнеэкономических операций.

Ценность Методрекомендаций в первую очередь состоит в том, что в них среди прочего указаны конкретные источники информации, которые рекомендованы налоговикам для определения обычной цены. Помимо таких очевидных источников, как статистические данные государственных органов статистики и информация от налоговых органов других стран, а также цен специализированных бирж по торговле отдельными видами продукции, большой интерес представляет перечень интернет-сайтов, которые, по мнению налоговиков, могут служить авторитетным источником ценовой информации:

— metaltorg.ru — цены на металлы;

— metalcourier-online.com — мировые цены на металлы, ферросплавы и уголь;

— icis.com — аналитика цен химической продукции и продукции нефтепереработки на мировых рынках Азии, Африки и Европы;

— commodityonline.com — цены на металлы на мировых товарных биржах;

— ugmk.ua — цены на металлы и продукты из металла на украинском рынке;

— me.kmu.gov.ua — сайт Министерства экономического развития и торговли Украины (мониторинг цен на металлы на мировых биржах);

— visnik.kiev.ua — относительно цен на зерновые культуры по контрактам, заключенным на товарных биржах;

— agriagency.com.ua — цены на пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сою, рапс;

— cropcongress.org — цены на сельскохозяйственную продукцию (зерно, ячмень, пшеница и т. п.);

— zernoua.org.ua — цены и аналитика закупочных цен на зерно и т. п.

Так что участникам ВЭД желательно время от времени заглядывать на эти сайты, а также в рекомендуемые налоговиками бюллетени Госвнешинформа: «Обзор цен украинского и мирового товарных рынков», «Биржевые товары», «Стальной прокат», «Сырьевые материалы», каталог «Импортеры и экспортеры Украины».

Любопытно, что Методрекомендации разработаны под нормы п. 1.20 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», а не под нормы ст. 39 НК, которая придет ему на смену с 1 января будущего года. Впрочем, разница между нынешними и будущими нормами не так уж велика, поэтому Методрекомендации, скорее всего, будут применяться и в следующем году. После небольшой косметической правки, разумеется.

 

Для ВЭД-бартера продлены сроки расчетов

Опубликован и вступил в силу с 18.08.2012 г. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности» от 05.07.2012 г. № 5061-VI. Срок между вывозом экспортного товара и ввозом импортного по бартерному договору стал единым для всех операций и при этом вырос вдвое — с 90 до 180 дней. Соответственно, отменены и специальный 60-дневный срок, действовавший в случае бартерного экспорта высоколиквидных товаров, и увеличенный (по сравнению с 90 днями) 150-дневный срок, действовавший при импорте каучука.

Правда, взамен субъекты ВЭД лишились возможности продлевать сроки выполнения контракта по индивидуальному разрешению. Однако, во-первых, подобные разрешения и раньше, как правило, не превышали 180 дней, а во-вторых, получить их было не так-то просто. Так что большинство ВЭД-субъектов вздохнут с облегчением.

 

Отрицательный финрезультат по ЦБ учитывается только на четверть?

ГНСУ обнародовала свою позицию относительно учета отрицательного финрезультата от операций с ценными бумагами и деривативами (по состоянию на 1 января 2012 года) в налоговых декларациях за отчетные периоды начиная с I полугодия 2012 года. По мнению налоговиков, из этих сумм в налоговой декларации по налогу на прибыль учитывается лишь 25 %.

Нам этот вывод представляется более чем сомнительным. Тем не менее налогоплательщикам следует быть готовыми к тому, что налоговики на местах будут исходить именно из такой позиции. Ведь соответствующее письмо ГНСУ от 09.08.2012 г. № 320/0/71-12/15-1217 «Об отражении отрицательного финансового результата операций с ценными бумагами и деривативами в 2012 — 2015 годах» разослано во все местные ГНА с предписанием учесть указанную информацию при проведении контрольно-проверочной работы и вынесении решений в процессе апелляционных согласований.

 

Налоговые взыскания с работников подчинены КЗоТ

В Интернете появилось любопытное письмо ГНСУ от 06.03.2012 г. № 8724/Я/17-1114, в котором описан порядок удержания из заработной платы работника штрафа за необоснованное применение налоговой социальной льготы (НСЛ).

Если налогоплательщик нарушил порядок применения НСЛ, то он утрачивает право на ее получение, а работодатель начисляет и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100 % суммы этой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому налогоплательщику, а в случае, когда суммы выплаты недостаточно, — за счет следующих выплат.

При этом бухгалтер, удерживая эту недоимку, нередко забывает о существовании ст. 128 Кодекса законов о труде, согласно которой размер удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20 %, а в случаях, отдельно предусмотренных законодательством Украины, — 50 % зарплаты, причитающейся к выплате работнику. Об этом и напоминают авторы письма.

 

Минфин сообщил, как заполнять документы на расчеты с бюджетом

Министерство финансов обнародовало новый Порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет, утвержденный приказом от 07.07.2012 г. № 817. Одновременно утратил силу предыдущий аналогичный документ, утвержденный приказом ГНАУ от 01.07.2002 г. № 301.

Заметим, что замена Порядка от ГНАУ на такой же от Минфина не ограничилась сменой «шапки». Немало там и существенных правок. В частности, почти полностью поменялся список кодов видов уплаты.

Приведены примеры заполнения поля «Назначение платежа» расчетного документа при уплате платежей в бюджет, осуществлении бюджетного возмещения НДС и возврате средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет.

 

Алексей Кузнєцов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше