Темы статей
Выбрать темы

Платить чаще, отчитываться реже и другие новшества

Редакция НК
Статья

Платить чаще, отчитываться реже и другие новшества

Алексей Кузнецов, заместитель главного редактора

 

Очередные изменения, внесенные в Налоговый кодекс (далее — НК) Законом Украины от 05.07.2012 г. № 5083-VI (далее — Закон № 5083), по объему почти не уступают недавним правкам, внесенным Законом от 24.05.2012 г. № 4834-VI (далее — Закон № 4834). Поводом для его появления стала административная реформа, в результате которой произошло перераспределение функций между различными государственными органами. Правда, во многих случаях внесенные изменения ограничиваются простым переименованием госорганов. Например:

— «центральный орган государственной налоговой службы» превратился в «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику»;

— «Министерство финансов Украины» — в «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики»;

— «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела» — в «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере таможенного дела»;

— «орган Государственного казначейства» — в «орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств».

Честно говоря, глубинный смысл такого переименования от нашего сознания ускользает.

Следует признать, что в ряде случаев законодатель не ограничился простым переименованием, а еще и передал некоторые функции одних органов другим. Так, у таможни и налоговой отобрали полномочия по разработке и изданию новых форм отчетных и других документов и практически всю методологическую и нормотворческую работу. Теперь этим будет заниматься Минфин (простите, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики). Впрочем, на практике он и так занимается этой работой на протяжении последнего года. Налоговикам и таможенникам депутаты оставили практическую работу.

При подготовке текста НК с изменениями, внесенными Законом № 5083, мы решили не загромождать его теми нормами, в которых по существу нет ничего нового, кроме новых названий госорганов. Читателям же порекомендуем в тех случаях, когда им зачем-либо нужно обратиться в налоговую или на таможню, вначале проверить в действующем варианте НК (например, на сайте Верховной Рады), занимаются ли по-прежнему этим вопросом налоговики и таможенники или он находится в ведении Минфина.

Ну, а теперь рассмотрим те изменения, которые меняют что-то по сути.

 

Полномочия налоговых органов

 

Нормативное регулирование деятельности органов ГНС изменилось кардинально: с появлением Закона № 5083 утратил силу Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (далее — Закон о ГНС). Отныне деятельность налоговых органов урегулирована двумя новыми разделами НК: XVIII1 «Должностные лица органов государственной налоговой службы и их правовая и социальная защита» и XVIII2 «Налоговая милиция», а также новой статьей 191 «Функции органов государственной налоговой службы».

Если сравнить указанную ст. 191 НК с аналогичными положениями ст. 8, 9 и 10 Закона о ГНС по сути, то бросаются в глаза следующие изменения.

Во-первых, среди функций ГНС теперь отсутствуют:

— издание нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

— утверждение форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей, деклараций о валютных ценностях, образца карточки физлица-налогоплательщика, формы уведомления об открытии или закрытии юрлицами и физлицами-предпринимателями банковских счетов, а также формы отчетов о работе, проведенной органами ГНС;

— разработка проектов законов и других нормативно-правовых актов относительно форм и методов проведения плановых и внеплановых выездных проверок.

Во-вторых, появились (или, по крайней мере, выделены в самостоятельные подпункты) функции органов ГНС, в том числе:

— контроль за целевым использованием подакцизных товаров (продукции), не подлежащих налогообложению, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по нулевой ставке акцизного налога (п.п. 191.1.12 НК);

— прием деклараций о максимальных розничных ценах на подакцизные товары (продукцию) (п.п. 191.1.13 НК).

В-третьих, закрытый ранее перечень функций ГНС стал открытым: он завершается подпунктом 191.1.38 НК, согласно которому органы ГНС осуществляют также «другие функции, определенные законами Украины».

Из новых полномочий налоговой милиции отметим:

— розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда за уголовные и другие правонарушения в сфере налогообложения и бюджетной сфере (п.п. 350.1.3 НК);

— выявление и расследование преступлений, связанных с отмыванием, легализацией, хищением денежных средств и другими незаконными финансовыми операциями (п.п. 350.1.4 НК);

— в случае выявления фактов, свидетельствующих об организованной преступной деятельности, или действий, создающих условия для такой деятельности, направление материалов по этим вопросам соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью (п.п. 350.1.6 НК);

— передача соответствующим правоохранительным органам материалов по фактам правонарушений, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции (п.п. 350.1.7 НК);

— составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом (п.п. 350.1.10 НК).

Что касается прав налоговой милиции, то они не изменились. Соответствующая ст. 351 НК по сути идентична тексту ст. 22 Закона о ГНС.

На этом закончим с админреформой и перейдем к остальным изменениям, которых в Законе № 5083 предостаточно.

 

Новые группы плательщиков ЕН

 

В дополнение к четырем уже имеющимся вводятся новые группы плательщиков единого налога:

— 5-я группа — физлица-предприниматели, которые в течение календарного года не используют труд наемных лиц или их число одновременно не превышает 20 человек, а объем дохода не превышает 20000000 грн;

— 6-я группа — юрлица, у которых в течение календарного года среднеучетное количество работников не превышает 50 человек, а объем дохода — 20000000 грн.

По существу новые группы плательщиков единого налога во всем подобны группам 3 и 4 соответственно, за исключением ставки налога. Входящие в них плательщики могут выбрать ставку 7 % дохода в случае уплаты НДС или 10 % дохода в случае включения НДС в состав ЕН.

Таким образом, теперь единоналожники «старых» групп в случае превышения объемов дохода и/или числа работников получили возможность оставаться на упрощенной системе, уплачивая ЕН по более высокой ставке. Этим, несомненно, воспользуются многие предприниматели и малозатратные предприятия — ведь перейти в другую группу плательщиков ЕН много проще, нежели возвращаться на общую систему налогообложения.

 

Отчет по контрагентам-единоналожникам

 

И еще одно изменение, связанное с ЕН. Из п. 152.3 НК исключили абзацы 2 и 3, в соответствии с которыми плательщики налога на прибыль вместе с соответствующей налоговой декларацией обязаны были представлять органу государственной налоговой службы перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов-единоналожников. Стало быть, к голосу разума кое-кто прислушался.

 

Новый порядок уплаты налога на прибыль

 

Кардинально меняется порядок уплаты налога на прибыль: для некоторых категорий плательщиков вводятся авансовые взносы по этому налогу, при этом меняются сроки уплаты налога и порядок представления налоговой декларации. С 1 января следующего года начнут действовать новые абзацы п. 57.1 НК, в соответствии с которыми плательщики налога на прибыль будут разделены на две категории по критерию величины дохода за последний годовой отчетный (налоговый) период: до 10 млн грн. включительно (к этой категории относятся и неприбыльные организации) и свыше 10 млн грн.

Первая категория плательщиков сдает годовые декларации по налогу на прибыль и в соответствии с ними же платит налог один раз в год. Требование об уплате авансовых взносов на эту группу плательщиков не распространяется.

Вторая категория плательщиков тоже сдает декларации по налогу на прибыль раз в год, однако в течение этого отчетного (налогового) года ежемесячно уплачивает авансовые взносы в размере не менее 1/12 начисленного к уплате прошлогоднего налога без представления налоговой декларации. Разумеется, такой налогоплательщик по итогам прошлого отчетного (налогового) года должен получить прибыль, чтобы иметь базовый показатель для определения авансовых взносов в следующем году.

Очевидно, что больше всех выиграют от этого нововведения предприятия, которые, имея доход свыше 10 млн грн., из года в год наращивают прибыль: в течение года они будут уплачивать меньшую сумму, чем было бы при ежеквартальной уплате нарастающим итогом, а значит, некоторая часть их налоговых обязательств как бы отсрочивается до наступления предельного срока уплаты по итогам отчетного налогового года, когда будет происходить окончательный расчет.

Особенно новый порядок порадует тех, у кого прибыль на протяжении года распределяется неравномерно и в начале года обычно бывает намного выше, чем в конце.

Нельзя не отметить тот факт, что авторы изменений в п. 57.1 НК задумались и о возможной убыточности прибыльного в прошлом налогоплательщика. Если такой налогоплательщик, уплачивающий авансовый взнос, по итогам первого квартала отчетного (налогового) года не получил прибыль или получил убыток, он вправе представить налоговую декларацию и финансовую отчетность за первый квартал и уже во втором — четвертом кварталах не платить авансовых взносов, а сдавать декларации и уплачивать налог ежеквартально по итогам первого полугодия, трех кварталов и за год. Тот плательщик налога, который по итогам прошлого отчетного (налогового) года не получил прибыли либо получил убыток, налоговые обязательства не начислял и не имел базового показателя для определения авансовых взносов в следующем году, а по итогам первого квартала получает прибыль, должен подать налоговую декларацию за первое полугодие, три квартала отчетного (налогового) года и за отчетный (налоговый) год для начисления и уплаты налоговых обязательств.

Для удобства покажем эти положения в виде таблицы:

 

Объем дохода за прошлый год

Прибыль за прошлый год

Прибыль за I кв. текущего года

Порядок уплаты налога на прибыль

10 млн грн. или меньше

Не имеет значения

Не имеет значения

Годовое декларирование и уплата один раз в год

Более 10 млн грн.

Нет

Есть

Обязательное квартальное декларирование и квартальная уплата начиная со II квартала

Есть

Есть

Годовое декларирование и ежемесячная уплата авансовых взносов

Нет

Допускается подача декларации за I квартал с последующим квартальным декларированием и квартальной уплатой начиная со II квартала

 

К сожалению, в том случае, если плательщик в I квартале хотя и получил прибыль, но гораздо меньшую, чем в прошлом году, п. 57.1 НК не предусматривает ни возможности уменьшить авансовый взнос, ни возможности перейти на квартальную уплату.

Для расчета ежемесячных авансовых взносов нормами НК предусмотрено введение специальной формы, которая должна быть утверждена Минфином в качестве приложения к годовой декларации.

О том, с какого месяца начинается и каким месяцем заканчивается двенадцатимесячный период для уплаты авансовых взносов, в НК говорится буквально следующее:

«начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором определен предельный срок представления годовой налоговой декларации за предыдущий отчетный (налоговый) год, до месяца представления налоговой декларации за текущий отчетный (налоговый) год».

Следует напомнить, что согласно п. 49.19 НК если налоговая декларация за квартал, полугодие, три квартала или год рассчитывается нарастающим итогом на основании показателей базовых налоговых периодов, из которых состоят такие квартал, полугодие, три квартала или год (без учета авансовых взносов), то указанная налоговая декларация подается в сроки, определенные п. 49.18 НК для такого базового отчетного (налогового) периода. Ввиду того что согласно п. 152.9 НК для целей налога на прибыль базовым налоговым (отчетным) периодом является календарный квартал, годовую декларацию по этому налогу следует подавать в течение 40 календарных дней, следующим за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия). А посему двенадцатимесячный период для уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль будет с марта до марта следующего года. То есть по данным годовой декларации за 2012 год уплачивать авансовый взнос по налогу на прибыль (в размере 1/12 начисленного налога за 2012 год) нужно будет с марта 2013 года по февраль 2014 года. Уплате такой авансовый взнос по налогу на прибыль подлежит в порядке и сроки, установленные для месячного налогового периода.

Обращаем ваше внимание на то, что согласно дополненному п. 2 подразд. 4 разд. ХХ НК плательщики, которые с 2013 года будут сдавать годовую декларацию, в январе — феврале 2013 года должны уплачивать авансовый взнос в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в налоговой отчетности за девять месяцев 2012 года, в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца. То есть форма расчета авансовых взносов, по идее, появится еще до сдачи декларации по налогу на прибыль за три квартала 2012 года.

Что касается вновь созданных предприятий, то они платить авансовый взнос не должны, а налог на прибыль будут уплачивать на основании годовой налоговой декларации за период деятельности в отчетном (налоговом) году без подачи налоговой декларации за отчетные (налоговые) периоды (календарный квартал, полугодие и девять месяцев).

Напоследок на всякий случай заметим, что авансовые взносы, о которых идет речь, не имеют никакого отношения к авансовым взносам, уплачиваемым при выплате дивидендов в соответствии с п. 153.3 НК. По ним как раз ничего не изменилось.

 

Старые убытки

 

Совсем недавно Законом № 4834 был изменен порядок погашения убытков, накопившихся у плательщиков налога на прибыль к началу 2011 года. Теперь в этот порядок внесено существенное изменение. Если раньше предусматривалось, что у предприятий, имеющих доходы более 1 млн грн. за 2011 год, старые убытки, не погашенные до конца 2015 налогового года, попросту «сгорят», то теперь законодатель четко указал, что такие суммы подлежат учету при определении налоговых обязательств в следующих периодах до полного погашения.

 

Проверки и админарест активов

 

Пунктом 44.7 НК налогоплательщикам дано небольшое послабление: если в акте проверки какие-то документы значатся отсутствующими, то налогоплательщик вправе представить их в контролирующий орган, назначивший проверку, в течение 5 рабочих дней со дня получения акта проверки. Раньше на это отводилось всего 3 дня.

Из п.п. 75.1.3, 80.2.1 и 80.2.2 НК исключено одно из оснований для проведения фактических проверок, а именно: если от государственных органов или органов местного самоуправления получена информация или по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства в отношении наличия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Действительно, из всех возможных оснований для проверки отсутствие документа о госрегистрации (извлечения или выписки из Единого государственного реестра юридических и физических лиц — предпринимателей) — самое надуманное, и хорошо, что его упразднили. Чтобы выяснить, выдавались ли субъекту эти документы, вовсе не обязательно являться к этому субъекту с проверкой, достаточно заглянуть в соответствующий реестр.

Жаль, что то же самое не сделано для случаев отсутствия патентов и лицензий. Хотя тут, возможно, и есть смысл проверить, действительно ли безлицензионно-беспатентный налогоплательщик занимается деятельностью, для которой эти документы обязательны.

Заодно данное обстоятельство исключено из перечня оснований для административного ареста активов налогоплательщика (п.п. 94.2.4 НК).

 

Налоговый залог

 

Из ст. 95 НК исключен п. 95.23, разрешавший налогоплательщику самостоятельно произвести отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, при наличии соответствующего согласия органа государственной налоговой службы и направлении полученных от такой продажи средств в счет погашения налогового долга. Этот пункт действовал совсем недолго (введен в НК Законом № 4834).

С одной стороны, понятно, что налоговики усмотрели в данной норме опасность того, что недобросовестные налогоплательщики таким способом будут переводить на дружественные фирмы самое ценное из своих активов (естественно, по заниженным ценам). С другой стороны, хорошо известно, что в случае продажи через аукцион недобросовестный чиновник — организатор такой продажи при должном старании сам может добиться того, что имущество уйдет к нужному покупателю и по нужной цене. Так что здесь, похоже, интересы предприятий вошли в конфликт именно с интересами чиновников. А государство тут ни при чем.

 

Штрафы

 

В ст. 126 НК внесены изменения касательно штрафов за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов.

Во-первых, в п. 126.1 неуплату в установленные НК сроки авансовых взносов по налогу на прибыль приравняли к неуплате согласованного денежного обязательства. Так что такое нарушение будет караться 10 %-ным штрафом при задержке до 30 календарных дней и 20 %-ным — при большей задержке. Правда, с точки зрения законодательной техники упоминание в этом пункте авансовых взносов наряду с согласованными денежными обязательствами кажется излишним — ведь согласно п. 57.1 НК определенная налогоплательщиком в расчете сумма авансовых взносов и так считается согласованной суммой денежных обязательств.

Во-вторых, исключен п. 126.2, которым вводился штраф за неуплату авансовых взносов по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в размере 50 % суммы налоговых обязательств. Этот штраф, введенный п. 32 Закона № 4834, должен был применяться с 1 января 2013 года, но теперь он отменен.

 

НДФЛ

 

Согласно измененному п.п. «в» п.п. 164.2.16 в общий налогооблагаемый доход плательщика НДФЛ не включаются суммы, которые уплачиваются его работодателем-резидентом за свой счет по договорам долгосрочного страхования жизни или негосударственного пенсионного обеспечения налогоплательщика, если такая сумма не превышает 15 % начисленной этим работодателем зарплаты в течение каждого отчетного налогового месяца, но не более 5 размеров минимальной зарплаты, установленного законом о Госбюджете на соответствующий год, в расчете за месяц по совокупности таких взносов. Раньше эта сумма ограничивалась величиной, определенной абзацем 1 п.п. 169.4.1 НК (месячным прожиточным минимумом для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженным на 1,4 и округленным до ближайших 10 грн.).

Из налогооблагаемых доходов физлиц с 1 января 2013 года будут исключены суммы, полученные ими за сданные (проданные) вторсырье, бытовые отходы, лом цветных металлов, включая использованные свинцово-кислотные аккумуляторы, остатки и лом аккумуляторов с содержанием свинца, и лом драгоценных металлов, проданный Национальному банку Украины (п.п. 165.1.25 НК).

Одновременно с этим со следующего года из состава налогооблагаемого дохода также будут исключены суммы, полученные физлицами за сданный (проданный) лом черных металлов (п.п. 164.2.18 НК).

 

Немного об НДС

 

По нулевой ставке теперь будут облагаться операции по перевозке пассажиров скоростными поездами «Интерсити+» (п.п. «г» п.п. 195.1.3 НК).

Для крупных плательщиков налогов введен новый критерий для определения права на получение автоматического бюджетного возмещения НДС (в дополнение к уже имеющимся): такой плательщик не должен декларировать отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль по итогам последнего отчетного (налогового) года (п.п. 200.19.8 НК).

Вводится новый обязательный реквизит, указываемый в налоговой накладной: номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины (п.п. «ї» п. 201.1 НК).

 

Всякие мелочи

 

По традиции законодатель не оставил без внимания плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, особенно в отношении нефти и газа. Пересказывать многочисленные изменения в этом разделе НК особого смысла нет. Заметим лишь, что ставки этого платежа для природного газа, которые начнут действовать с 1 января следующего года, существенно снижены.

И еще одно небольшое изменение: в определении понятия «размещение отходов» (п.п. 14.1.223 НК) слова «разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами» заменены на «разрешения уполномоченных органов» — надо полагать, в рамках той же админреформы. На этот подпункт мы, собственно, обращаем внимание только потому, что он совсем недавно подвергался правке в соответствии с Законом № 4834 и в новом виде еще не вступил в силу. Сие знаменательное событие состоится только 1 января 2013 года.

Если рассматривать Закон № 5083 в целом, то хорошего в нем отыщется куда больше, чем плохого. Выборы, однако, грядут...

 

Алексей Кузнецов

 

P.S. Кстати, в кодифицированном тексте НК остались непрокомментированными изменения, внесенные в п. 26 подразд. 2, п. 10 подразд. 4 и п. 15 подразд. 10 разд. XX НК. Комментарий к этим изменениям, внесенным Законом Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» от 05.07.2012 г. № 5091-VI, читайте на с. 51 настоящего номера.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше