IT-налоги: кому выгодно?
Егор Калугин, экономист-аналитик
Те, кто занимается компьютерными технологиями, с нетерпением следили за нелегкой судьбой законопроектов № 8267 и № 9744, которыми предполагалось введение очень симпатичных льгот для отечественной IT-отрасли.
Пережив ряд трансформаций, эти законопроекты 24 мая 2012 года были приняты Верховной Радой. Президент, однако, отказался подписать эти законы и вернул их в парламент на доработку, причем не остановило его даже то обстоятельство, что один из авторов этих законопроектов (совершенно случайно, разумеется) носит ту же фамилию, что и сам Гарант.
Поскольку в одном из этих законов можно было обойтись минимальными правками, в то время как другой требовал, по мнению Президента, довольно значительной переработки, депутаты решили переголосовать пока что один закон, а другой отложить на осень. В результате бывший законопроект № 9744 превратился в Закон Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» от 05.07.2012 г. № 5091-VI (далее — Закон) и вступил в силу с 03.08.2012 г.
Вкратце расскажем о важнейших новациях Закона, а заодно — для тех, кто читал этот документ в его первоначальном виде,— о том, что поменял в нем Президент.
Для кого льготы
Воспользоваться льготами может «субъект индустрии программной продукции», т. е. предприятие, которое на протяжении предыдущих 4 последовательных отчетных (налоговых) кварталов одновременно отвечает следующим критериям:
1) удельный вес доходов от осуществления специальных программистских видов экономической деятельности составляет не менее 70 % доходов от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ, предоставлению услуг. Заметим, что перечень видов спецдеятельности, определенный в п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НК, хотя и не всеохватывающий, но весьма обширный и включает в себя множество таких работ-услуг, которые собственно к программированию имеют весьма отдаленное отношение;
2) первоначальная стоимость ОС и/или НМА превышает 50 минимальных зарплат;
3) у субъекта отсутствует налоговый долг;
4) в отношении субъекта судом не приняты постановления о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Как стать льготником
Чтобы получить право на льготы, субъект должен зарегистрироваться в налоговой службе и получить соответствующее свидетельство. Для этого он подает в орган ГНС по своему местонахождению регистрационное заявление, а также финотчетность и копии первичных документов (в бумажной или электронной форме), подтверждающих право на использование особенностей налогообложения, — не позднее чем за 30 дней до начала отчетного (налогового) квартала, с которого предполагается переход в льготный режим.
Здесь Президент проявил либерализм и предложил удалить норму о том, что соответствие видов экономической деятельности субъекта спецперечню должно подтверждаться заключением центрального органа исполнительной власти по вопросам науки, инноваций и информатизации. Верховная Рада не стала возражать Гаранту и данную норму благополучно изъяла.
Форма регистрационного заявления еще не установлена, однако это не должно стать препятствием для регистрации. Закон прямо устанавливает, что в случае неутверждения такой формы регистрационное заявление подается в произвольной форме.
Что касается упомянутых первичных документов, то это, наверное, должны быть договоры, банковские выписки, акты выполненных работ/услуг, расчетные документы и т. п., которые позволяют определить конкретные объемы «айтишных» продаж и рассчитать их долю в общем объеме проданных товаров/работ/услуг.
Еще одно либеральное изменение коснулось вопроса о проведении налоговым органом проверки на предмет подтверждения права субъекта на применение особенностей налогообложения. Если в первоначальном тексте Закона для этого предполагалась документальная внеплановая выездная проверка, то теперь, благодаря президентским поправкам, налоговики будут ограничиваться документальной внеплановой невыездной.
Если заявителю было отказано в регистрации, он может обратиться в ГНИ снова (надо полагать, после исправления недоработок).
Как ни странно, никаких специальных санкций для тех налогоплательщиков, которые воспользовались льготами неправомерно (или перестали соответствовать установленным критериям), Закон не предусматривает. Если обнаружится, что зарегистрированный субъект не соответствует установленным критериям, то он обязан будет всего лишь пересчитать свои налоги на общих основаниях по итогам отчетного квартала, в котором было допущено несоответствие, и уплатить недоимку и пеню. В дальнейшем он сможет вернуться на льготную систему, но не раньше, чем через 4 квартала.
Что льготируется
С 1 января 2013 года до 1 января 2023 года освобождаются от обложения НДС операции по поставке программной продукции. По требованию Президента сделано уточнение, что для целей данного пункта к программной продукции относятся:
— результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов;
— криптографические средства защиты информации (новый п. 26 подразд. 2 разд. XX НК).
Обращаем ваше внимание на то, что перечень льготируемых по НДС операций не привязан ни к перечню «айтишных» видов деятельности, ни к статусу поставщика. То есть от НДС эти операции освобождаются независимо от того, пользуется ли их поставщик специальным «программистским» режимом налогообложения.
А вот льготы по налогу на прибыль распространяются только на зарегистрированных субъектов программной индустрии. Для них с 1 января 2013 года вводится льготная ставка налога на прибыль — 5 % (абз. 4 и 5 п. 10 подразд. 4, а также п.п. 1.3 п. 15 подразд. 10 разд. XX НК).
Плательщики налога ведут отдельный учет доходов и расходов, связанных с получением прибыли от осуществления льготируемых видов деятельности. При этом в состав таких спецрасходов не включаются расходы, связанные с получением прибыли от иной деятельности (облагаемой по обычной ставке), кроме перечисленной в п.п. 1.5 п. 15. В свою очередь, сумма амортотчислений, начисленных на ОС, используемые для получения льготируемой прибыли, не учитывается в расходах, связанных с получением прибыли от иной деятельности.
Если ОС используются одновременно для получения прибыли, облагаемой по ставке 5 % и по ставке 19 % (16 %), то сумма амортотчислений отчетного периода распределяется пропорционально доходам от льготируемых и нельготируемых видов экономической деятельности.
Аналогично происходит распределение расходов, которые одновременно связаны с получением как льготируемой, так и нельготируемой прибыли.
Что в Закон не попало
Во-первых, по требованию Президента из Закона исключены нормы, устанавливавшие льготный режим обложения НДФЛ зарплат работников, занятых в программной индустрии. Так что их доходы будут облагаться в общем порядке. Напомним, что изначально предполагалось облагать такие зарплаты по ставке 5 %, но так, чтобы сумма налога была не менее 15 % от двух минимальных зарплат.
Во-вторых, так и не введены нормы о применении льготного режима обложения единым социальным взносом. Предполагалось, что ЕСВ для субъектов индустрии программной продукции устанавливается по самому низкому 1-му классу профессионального риска как 36,76 %, причем базой для его начисления должна быть удвоенная величина двух минимальных зарплат, умноженная на количество наемных работников, с учетом количества дней, отработанных работниками в отчетном периоде, и сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.
Впрочем, льготы по ЕСВ планировалось установить не комментируемым Законом, а Законом «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции» (законопроект № 8267) — тем самым, который после президентского вето (в основном, кстати, из-за неоправданных, по мнению Президента, льгот по ЕСВ) отложен до осени. Так что в отношении соцвзносов все еще может перемениться.
Кто всем этим реально воспользуется
Ну, а теперь давайте посмотрим, действительно ли со вступлением в силу этого Закона программная отрасль взлетит в нашей стране до самых что ни на есть заоблачных высот? Насчет этого имеются большие сомнения.
Высококвалифицированных программистов у нас не так уж много, и мало кто из них не задействован в серьезных и, что немаловажно, денежных проектах. Причем в основном это работы по заграничным заказам — Интернет границ не знает. Наученные же горьким опытом общения с государством, наши бизнесмены вряд ли плотной толпой побегут на свет, если им вполне комфортно в тени.
Но даже не это главное. Представим себе предприятие, которое реально занимается разработкой компьютерных программ. Заказчиками программной продукции выступают нерезиденты. Основная статья расходов такого предприятия — зарплата и начисления на нее; кроме того, средства расходуются на содержание помещений и приобретение ОС и НМА; остальные расходы незначительны.
Освобождение от НДС для такого предприятия — не плюс, а минус, поскольку оно лишает предприятие налогового кредита. Очевидно ведь, что при обычном, нельготируемом обложении НДС налоговый кредит у такого предприятия всегда был бы больше налоговых обязательств (начисляемых по нулевой ставке). По НДФЛ и ЕСВ никаких преференций нет. Остается только пятипроцентный налог на прибыль. Но достаточно ли этой льготы для того, чтобы стимулировать предприятия к переходу с нынешней системы (с применением единоналожных схем) на новую? Вряд ли.
А вот если заказчиками программной продукции (под которой, как уже было сказано, в терминах данного Закона понимается весьма широкий круг компьютерных работ-услуг) являются отечественные предприятия, то появляется смысл и в НДСной льготе, и в льготе по налогу на прибыль. Правда, назвать это стимулированием и поддержкой IT-отрасли сложновато. Скорее уж способом почти безналогового выведения прибыли с предприятия-заказчика.
Можно не сомневаться в том, что многие крупные и даже средние предприятия уволят своих штатных программистов и компьютерщиков и перейдут на так называемый ИТ-аутсорсинг (ITO), т. е. полностью передадут свои информационные ресурсы в обслуживание сторонней организации, в которой, скорее всего, и будут трудоустроены уволенные «айтишники» с того же предприятия.
Конечно, если бы остались льготы по НДФЛ и ЕСВ, то можно было бы поступить еще проще: устроить в штат подобных обслуживающих фирм либо (в качестве совместителей) представителей топ-менеджмента или собственников предприятия-заказчика, либо их ближайших родственников. Тогда и значительная часть зарплат предприятия-заказчика выплачивалась бы через льготируемую компьютерную фирму.
Впрочем, и в нынешнем своем виде система будет неплохо работать как своего рода «внутренний оффшор». Кто мешает предприятию втридорога покупать услуги «своей» фирмы-льготницы, уменьшая таким образом собственную налогооблагаемую прибыль?
Поэтому если чего и следует ожидать в ближайшее время, так это взрывного роста числа компьютерно-программистских фирм. Правда, к реальному развитию интеллектуальных технологий это уж точно не будет иметь никакого отношения...