Темы статей
Выбрать темы

Новости и события

Редакция НК
Новости

ПРОЩАЙ, ГНСУ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ МИНДОХОДОВ!

ГНСУ и Государственная таможенная служба Украины Указом Президента Украины «О Министерстве доходов и сборов Украины» от 18.03.2013 г. № 141/2013 (далее — Указ) реорганизовано в Миндоходов.

Указом внесены изменения в:

1) Положение о Пенсионном фонде Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 384 (в соответствии с внесенными изменениями за ПФУ оставлено ведение персонифицированного учета поступлений ЕСВ и администрирование пенсионного сбора);

2) Положение о Министерстве социальной политики Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 389 (согласно изменениям задача Минсоцполитики отныне — осуществлять государственный надзор за деятельностью Пенсионного фонда Украины только в части ведения реестра застрахованных лиц);

3) Положение о Министерстве финансов Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 446 (в соответствии с изменениями за Минфином оставлено формирование налоговой и таможенной политики (кроме администрирования налогов, сборов, таможенных платежей и реализации налоговой и таможенной политики)).

Этим Указом утверждено Положение о Министерстве доходов и сборов Украины (далее — Положение), которым установлено, в частности, что Миндоходов является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам:

— обеспечения формирования единой государственной налоговой, государственной таможенной политики в части администрирования налогов и сборов, таможенных платежей и реализации единой государственной налоговой, государственной таможенной политики;

— обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию ЕСВ;

— обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты ЕСВ.

В Положении определены задачи, функции, права и обязанности Министерства, а также порядок назначения и увольнения министра (который возглавляет Миндоходов) и его задачи.

Указ вступил в силу со дня его опубликования — 19.03.2013 г.

 

ВСТУПИЛ В СИЛУ ПОРЯДОК КОМПЕНСАЦИИ ЕСВ РАБОТОДАТЕЛЯМ

Порядок компенсации работодателям части фактических расходов, связанных с уплатой единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержден постановлением КМУ от 13.03.2013 г. № 153 (далее — Порядок), вступил в силу 20.03.2013 г.

Этот Порядок определяет механизм выплаты органами ПФУ компенсации работодателю фактических расходов в размере 50 % суммы начисленного ЕСВ за каждое лицо, трудоустроенное на новое рабочее место.

Действие Порядка распространяется на работодателей (субъектов хозяйствования), которые начиная с 2013 г.:

— создают новые рабочие места и трудоустраивают на них работников путем заключения трудового договора;

— в течение 12 календарных месяцев со дня заключения трудового договора с лицом, трудоустроенным на новое рабочее место, ежемесячно осуществляют выплату ему заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных плат.

В соответствии с п. 5 Порядка для получения компенсации работодатель в течение 12 месяцев со дня заключения трудового договора с лицом, трудоустроенным на новое рабочее место, подает органу ПФУ, в котором он состоит на учете как плательщик ЕСВ, справку о выполнении работодателем условий компенсации части фактических расходов, связанных с уплатой единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

В свою очередь орган ПФУ направляет в течение 5 рабочих дней со дня поступления справки территориальному органу Гоструда обращение о подтверждении указанной в ней информации. Он же информирует в месячный срок со дня поступления обращения соответствующий орган ПФУ о результатах его рассмотрения.

После этого орган ПФУ на основании информации территориальных органов Гоструда и данных, содержащихся в отчете, о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, в частности о количестве созданных рабочих мест и заключенных трудовых договоров с лицами, трудоустроенными на новые рабочие места, суммах начисленной заработной платы таким лицам за каждый месяц в течение 12 календарных месяцев после заключения трудового договора с работником, принимает в течение 10 дней после поступления указанной информации решение о выплате компенсации.

Выплата компенсации осуществляется на основании такого отчета ежемесячно в течение 12 календарных месяцев после завершения аналогичного периода со дня заключения трудового договора с лицом, трудоустроенным на новое рабочее место.

Важно отметить: право на компенсацию сохраняется за работодателем также в случае, когда трудовой договор с лицом, трудоустроенным на новое рабочее место, расторгнут и заключен с другим лицом, трудоустроенным на это рабочее место, при условии, что уровень заработной платы в одном календарном месяце составлял не менее 3 минимальных заработных плат в месяце уплаты ЕСВ суммарно по таким трудовым договорам.

 

ПОСТАВКА ПРОГРАММНОЙ ПРОДУКЦИИ. НДС-НЮАНСЫ

ГНСУ обращает внимание, что освобождение от обложения НДС операций по поставке программной продукции не распространяется на операции по ввозу программной продукции на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта. Обложение этой категории товаров НДС при ввозе на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта осуществляется на общих основаниях (письмо от 06.02.2013 г. № 12/2-12.2/490).

Напомним, что операции по поставке программной продукции освобождаются от обложения НДС с 01.01.2013 до 01.01.2023 г. согласно п. 261 подразд. 2 разд. XX НК.

В письме от 05.03.2013 г. № 3360/6/15-3115 налоговики отметили, что в соответствии с действующей нормой НК программной продукцией является результат компьютерного программирования в виде операционной системы, компьютерной программы и пр., а поэтому поставка услуг по проектированию, изданию, программированию, тестированию, инсталляции, внедрению, обслуживанию программных и/или программно-технических средств не может относиться к определению программной продукции.

Таким образом, освобождение от обложения НДС не распространяется на операции по поставке услуг в сфере информатизации.

В другом письме (от 25.02.2013 г. № 2787/6/15-3115) налоговики рассмотрели некоторые переходные моменты по обложению НДС программной продукции. Исходя из того, что дата возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг — дата возникновения права плательщика налога на отнесение сумм налога в налоговый кредит — определяется по правилу первого события, ГНСУ делает вывод, что в случае если предварительная оплата (аванс) по операции по поставке программной продукции плательщиком налога получена в 2012 году, а подписание акта по поставке такой продукции и окончательный расчет по такой операции состоялись в 2013 году, то обложению НДС подлежит та часть стоимости программной продукции, которая была уплачена поставщику в 2012 году. Остальная же стоимость такой продукции, оплаченной поставщику в 2013 году, освобождается от обложения НДС.


ВРЕМЕННАЯ ТД ДАЕТ ПРАВО НА НК ПО НДС

На это обратила внимание ГНСУ в письме от 29.01.2013 г. № 1387/6/15-3115, отметив, в частности, что в случае осуществления операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров формирование налогового кредита по НДС проводится на основании таможенной декларации (в том числе временной), оформленной в соответствии с требованиями законодательства, которая подтверждает уплату налога (при условии соблюдения других требований о формировании налогового кредита).


ПУСТОЙ РЕЕСТР — В ПУСТУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НДС

В письме от 13.12.2012 г. № 70820/61-12/18-8515 ГНСУ пришла к выводу, что плательщик налога обязан к налоговой декларации по НДС, которая подается в орган ГНС с прочерками, прилагать копии реестров выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде за соответствующий отчетный период. Объясняется это тем, что НК и другие нормативно-правовые акты не предусматривают подачу копий реестров выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде в зависимости от состояния хозяйственной деятельности плательщика налога и от наличия или отсутствия налоговых обязательств и налогового кредита в соответствующем отчетном периоде.

Кроме того, согласно п. 7 Порядка ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002, реестр выданных и полученных налоговых накладных является основанием для отражения сводных результатов такого учета в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость.


ВЕРНУЛИ БРАК НЕРЕЗИДЕНТУ — ОТКОРРЕКТИРУЙТЕ НК

К такому, в целом, закономерному выводу пришли налоговики в письме от 21.12.2012 г. № 7541/0/61-12/15-3115. Таким образом, при возврате (экспорте) бракованных товаров у плательщика налога не возникает права на налоговый кредит в связи с приобретением таких товаров, поскольку данные товары не были использованы в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности.

 

ЕСТЬ ПЕРЕПЛАТЫ? — АВАНСОВЫЙ ВЗНОС НЕ СЛЕДУЕТ УПЛАЧИВАТЬ

Речь в данном случае идет об авансовом взносе по налогу на прибыль, но приведенное утверждение, к сожалению, — пока еще не аксиома, а только позиции судов в рассмотрении соответствующих исков, в частности Харьковского окружного административного суда, которой он придерживался в постановлении от 31.01.2013 г. № 820/486/13-а.

Причиной исков является позиция ГНСУ, выраженная в Обобщающей налоговой консультации об особенностях подачи деклараций по налогу на прибыль и уплаты налога в 2013 году, утвержденной приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1171 (см. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 3 (51), с. 7 — 11, 26 — 32). Дискуссионным в этой ОНК оказался ответ на вопрос 17, в котором налоговики отметили, что при расчете согласованной суммы денежных обязательств в целях уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль излишне уплаченные суммы этого налога не учитываются.

При этом излишне уплаченные суммы налога могут быть возвращены в соответствии с требованиями ст. 43 НК.

Рассматривая иск, Харьковский окружной административный суд отметил, что уплата денежных обязательств или погашение налогового долга плательщика налогов по соответствующему платежу могут быть осуществлены за счет излишка уплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика) или за счет ошибочно
и/или излишне уплаченных сумм по другим платежам (на основании соответствующего заявления плательщика) в соответствующие бюджеты.

То есть в случае наличия переплаты по налогу на прибыль налоговый орган должен самостоятельно без какого-либо заявления плательщика налога осуществить зачисление суммы излишне уплаченного им платежа по налогу на прибыль в счет авансового платежа по налогу на прибыль.

Надеемся на справедливость нашего правосудия и в дальнейшем, а также на то, что налоговики скоро сдадутся и прекратят отстаивать свои не совсем правомерные позиции.


Юрий Товстопят
Наталья Чернышова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше