Темы статей
Выбрать темы

Как разницы показать? — Минфину нечего сказать

Редакция НК
Письмо от 24.05.2013 г. № 31-08410-07-29/15861

КАК РАЗНИЦЫ ПОКАЗАТЬ? — МИНФИНУ НЕЧЕГО СКАЗАТЬ

Письмо Министерства финансов Украины от 24.05.2013 г. № 31-08410-07-29/15861

 

Министерство финансов Украины на Ваш запрос относительно отдельных вопросов финансовой отчетности сообщает.

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон) публичные акционерные общества составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности.

Предприятия обязаны представлять квартальную и годовую финансовую отчетность. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

В соответствии с частью второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Соответственно в указанные органы финансовая отчетность представляется в составе, определенном Законом.

Форма финансовой отчетности и состав ее статей определяются Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 07.02.2013 г. № 73, которым, в частности, не предусмотрено отражение в финансовой отчетности налоговых разниц. Планируется информацию о налоговых разницах раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности.

 

Директор Департамента налоговой, таможенной политики
 и методологии бухгалтерского учета

Н. Чмерук

 

Комментарий редакции

Нонсенс какой-то выходит... Комментируемым письмом Минфин признал свои недоработки и, похоже, что и сам того не понял. Судите сами: отражать налоговые разницы планируется в примечаниях к финансовой отчетности, при этом сами примечания подаются только в составе годовой финансовой отчетности. А как отражать налоговые разницы в течение года при составлении промежуточной финотчетности, представители Минфина так и не растолковали: выходит, этого просто не нужно делать, а покорно ждать конца года.

Кроме того, стоит заметить, что действующая форма примечаний к финансовой отчетности не содержит строк или отдельной таблицы, которая бы давала возможность раскрыть информацию о налоговых разницах, однако Минфином разработан проект специального отчета (составляющей части примечаний к финансовой отчетности), который будет предусматривать такую возможность.

На сегодняшний же день выходит, что ПАО ежеквартально обязаны составлять финансовую отчетность (в составе баланса и отчета о финансовых результатах), применяя при этом международные стандарты финансовой отчетности, вот только действенные механизмы для этого законодательством нашей страны не предусмотрены. Как тогда учитывать налоговые разницы: в уме держа, но на практике не применяя?

Процитируем разд. ІІІ Положения бухгалтерского учета «Налоговые разницы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 25.01.2011 г. № 27 (далее — ПБУ 27), для понимания «разнобоя» в позициях Минфина:

«1. В финансовой отчетности отражаются постоянные и временные налоговые разницы, которые должны учитываться при определении налоговой прибыли (убытка) отчетного периода, по соответствующим группам с выделением постоянных налоговых разниц, подлежащих вычету, постоянных налоговых разниц, подлежащих налогообложению, временных налоговых разниц, подлежащих вычету, временных налоговых разниц, подлежащих налогообложению.

2. В примечаниях к финансовой отчетности приводится общая сумма временных налоговых разниц, подлежащих учету при определении налоговой прибыли (убытка) в следующих периодах, с выделением суммы временных налоговых разниц, подлежащих вычету, и суммы временных налоговых разниц, подлежащих налогообложению.

В таком же порядке приводится сумма временных налоговых разниц, связанных с: основными средствами и нематериальными активами; запасами».

Обращает на себя внимание тот факт, что Минфин уже не в первый раз разъясняет вопрос об отражении информации в финансовой отчетности именно таким образом, как в комментируемом письме. Так, ссылаясь на свое же письмо от 04.01.2013 г. № 31-08410-06-5/188, представители Министерства отметили, что при составлении финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности в тех случаях, когда этими стандартами требуется раскрывать в финансовой отчетности информацию, подача которой не предусмотрена действующими формами финансовой отчетности, такая информация раскрывается в примечаниях к финансовым отчетам (письмо от 07.05.2013 г. № 31-08410-07-29/14073).

Подытоживая вышеуказанное, отметим:

— во-первых, действующее с 01.01.2013 г. ПБУ 27 фактически не выполняется, ведь в действующих формах финансовой отчетности информацию о налоговых разницах нет возможности раскрыть не то, что в промежуточной финансовой отчетности, но и в годовой (хотя, возможно, последнее явление является временным);

— во-вторых, также не выполняются и нормы НК, а именно:

абз. 3 п. 46.2 НК , в соответствии с которым плательщик налогов должен указывать временные и постоянные налоговые разницы в составе финансовой отчетности по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающей формирование государственной финансовой политики (т. е. Минфином);

абз. 2 п. 1 подразд. 4 разд. XX НК , в соответствии с которым субъекты хозяйствования — плательщики налога на прибыль подают финансовую отчетность с учетом налоговых разниц, начиная с отчетных периодов 2013 года.

В то же время винить плательщиков налога на прибыль в том, что Минфин утвердил формы отчетности, не предусматривающие раскрытие соответствующей информации, неправомерно, а подача этой информации в любой другой форме не предусмотрена ни НК , ни Законом о бухучете, ни ПБУ 27.

Как следствие, плательщикам налога на прибыль (и не только тем, которые подают налоговую декларацию по итогам года, но и тем, которые отчитываются по налогу ежеквартально, подавая при этом финансовую отчетность в соответствующий территориальный орган Миндоходов) не стоит морочить себе голову над отражением в финансовой отчетности налоговых разниц. По крайней мере пока. Поэтому любые претензии по этому поводу со стороны контролирующих органов будут безосновательными, так что смело доказывайте свою правоту! Мы же постарались сделать все зависящее от нас с тем, чтобы у вас это вышло.

В заключение посоветуем вам все же учитывать нормы п. 7 разд. ІІ ПБУ 7, в соответствии с которым при систематизации информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, в регистрах синтетического и аналитического учета обязательно проводится анализ хозяйственной операции на наличие налоговых разниц. После этого информация о временных и постоянных налоговых разницах накапливается в регистрах бухгалтерского учета, в частности путем выделения отдельных граф для их отражения (по соответствующей классификации — временная или постоянная) или другим способом, что будет обеспечивать регистрацию и накопление соответствующей информации для ее раскрытия в финансовой отчетности (п. 9 разд. ІІ ПБУ 27). Просто как знать, как дальше будет развиваться история с налоговыми разницами...

 

Юрий Товстопят

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше