Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Налог на недвижимость: для одних — уже реалии, для других — еще перспективы

Редакция НК
Налоговый кодекс Август, 2013/№ 15
Печать
Статья

Налог на недвижимость: для одних — уже реалии, для других — еще перспективы

Вот уже который год ситуация вокруг налога на недвижимость развивается под лозунгом «гамлетовского»: «быть или не быть...». Причем в начале 2013 года решили, что такому налогу точно быть, однако в середине года вроде как передумали.

В данной статье предлагаем разобраться в сложившейся ситуации.

Яна Клыженко, экономист-аналитик

 

В этом году мы уже дважды информировали* читателей о судьбе налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее — налог на недвижимость), каждый раз предупреждая о необходимости его уплаты в 2013 году за текущий год.

* См. обзорную статью «Налог на «избушку» («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 3 (51), с. 57), а также письмо Государственной налоговой службы Украины от 01.03.2013 г. № 1246/А/17-3214 и комментарий к нему («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 9 (57), с. 12).

И вот опять возникла насущная необходимость вернуться к разговору об этом налоге. Дело в том, что 4 июля 2013 года ВРУ принят законопроект № 2405, который 15 июля 2013 года передан на подпись Президенту. Заметим, что в случае подписания Президентом такого законопроекта в порядок взимания налога на недвижимость будут внесены существенные изменения.

Итак, в очередной раз поговорим о налоге на недвижимость. Для начала обобщим ситуацию на сегодняшний день.

 

Как обстоят дела?

 

В соответствии с п.п. 265.1.1 НК плательщиками налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются собственниками объектов жилой недвижимости.

На дату передачи номера в печать добросовестные плательщики — юридические лица:

— уже отчитались в территориальных органах Миндоходов (привычнее — орган ГНС, налоговая). Так, согласно п.п. 265.7.5 НК декларацию о налоге на недвижимость за 2013 год нужно было предоставить до 1 февраля 2013 года. Заметим, что форма Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, утверждена приказом Минфина Украины от 25.12.2012 г. № 1408. Причем, по традиции, порядок заполнения формы оставлен на откуп плательщикам. Вместе с тем некоторые особенности декларирования разъяснены в письме ГНС в г. Киеве от 06.06.2013 г. № 805/10/06-4-06;

— уплатили налог на недвижимость за І и II кварталы 2013 года. Напомним, что п.п. 265.10.1 НК требует уплачивать налог на недвижимость авансовыми взносами поквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. То есть рассчитанный на 1 января 2013 года в отчетной декларации и поделенный на кварталы налог на недвижимость нужно уплатить: до 30 апреля 2013 года, до 30 июля 2013 года, до 30 октября 2013 года и до 30 января 2014 года.

В свою очередь, плательщики — физические лица, как сообщает пресс-служба Миндоходов*, начали получать налоговые уведомления-решения об уплате налога на недвижимость. Как известно, в соответствии с п.п. 265.7.1 НК обязанность исчислить налог возложена на территориальные органы Миндоходов, которые производят такой расчет на основе данных, полученных от органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

* Интересно отметить, что согласно п.п. 265.7.2 НК налоговые уведомления-решения направляются плательщикам до 1 июля. А вот сообщение пресс-службы Миндоходов о начале отправки квитанций плательщикам датировано 3 июля 2013 года.

Соответственно, задача налогоплательщиков — дождаться получения налогового уведомления-решения с соответствующими платежными реквизитами и уплатить указанную в нем сумму налога в течение 60 дней со дня его вручения через учреждения банков и почтовые отделения** (п.п. «а» п.п. 265.10.1 НК). Заметим, что особо ответственные налогоплательщики уже уплатили указанные суммы.

** Жители сельской и поселковой местности могут уплачивать налог через кассы сельских (поселковых) советов. Как указывает налоговая на своем официальном сайте, малообеспеченные граждане могут уплачивать начисленную сумму налога частями. Для оформления рассрочки им необходимо обратиться в налоговые органы.

Однако, как уже сказано выше, на горизонте замаячили перспективы очередных изменений. Далее рассмотрим, как отразится на плательщиках подписание Президентом законопроекта № 2405.

 

Что изменится для физлиц?

 

Пожалуй, наиболее глобальные изменения ожидают именно плательщиков — физических лиц. Причем, как ни странно, почти все — в лучшую сторону.

Во-первых, законопроект № 2405 предусматривает освобождение физических лиц от уплаты налога на недвижимость в 2013 году. Иными словами, обязанность уплаты такими плательщиками налога за 2013 год переносится на 2014 год.

Для 2013 года законопроектом № 2405 устанавливается специальный порядок уплаты налога для физлиц.

В частности, до 1 июля*** собственники жилой недвижимости по месту жительства должны получить уведомления о количестве объектов и размерах их жилой площади для сверки, которую можно осуществить до 31 декабря 2013 года на основании оригиналов документов о праве собственности. В течение 10 дней после окончания сверки налоговые органы по месту жительства плательщиков отправят своим коллегам по месту нахождения объектов сверенные данные.

*** Возможно, после подписания законопроекта № 2405 Президентом этот срок будет продлен.

Вместе с тем уже уплаченные в текущем году суммы налога можно или:

— вернуть после вступления в силу нововведений, обратившись с заявлением в территориальный орган Миндоходов (свою налоговую). Причем для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога у плательщика есть три года,

— зачесть в уплату налога в 2014 году.

Во-вторых, предполагается расширение списка объектов жилой недвижимости, которые не подлежат налогообложению (перечислены в п.п. 265.2.2 НК). При этом законодатели предлагают освободить от налогообложения:

— не только целые объекты жилой недвижимости, расположенные в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенных законом, но и их части (нововведение в п.п. «б» п.п. 265.2.2 НК);

— объекты жилой недвижимости, в том числе их части, принадлежащие физлицам, которые в соответствии с законом имеют статус многодетных или приемных, или малообеспеченных семей, опекунов, попечителей детей, но не более одного такого объекта на семью, опекуна, попечителя (новая редакция п.п. «ґ» п.п. 165.2.2 НК);

— жилые объекты, в том числе их части, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, а также детям-инвалидам, воспитываемым одинокой матерью (отцом), но не более одного такого объекта на ребенка (п.п. 265.2.2 НК будет дополнен п.п. «е»).

Обратите внимание: в статье «Налог на «избушку» («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 3 (51), с. 57) мы говорили о возможности оптимизации уплаты налога на недвижимость путем преобразования общей совместной собственности в общую долевую. Однако тогда нас смущало отсутствие такого объекта налогообложения как часть объекта жилой недвижимости. А вот новая редакция п.п. 265.2.1 НК все сомнения, связанные с этим, нивелирует, ведь после реформирования объектом налогообложения будет признаваться объект жилой недвижимости, в том числе его часть.

В-третьих, в перспективе объединение базы налогообложения по нескольким объектам в одну сумму. Иными словами, если сейчас п.п. 265.3.4 НК предписывает в случае наличия у плательщика нескольких объектов жилой недвижимости исчислять базу налогообложения отдельно по каждому такому объекту, то после подписания Президентом законопроекта № 2405 жилая площадь всех объектов недвижимости физлица (в том числе разных видов) будет суммироваться. Более того, льгота в виде уменьшения базы налогообложения (п.п. 265.4.1 НК) будет применяться к суммарной жилой площади всех объектов жилой недвижимости.

В-четверых, определенные изменения претерпит порядок предоставления льгот по п. 265.4 НК. В частности, благодаря суммированию объектов недвижимости увеличится количество льготников.

Напомним, что первоначально льгота применялась к одному объекту жилой недвижимости. Соответственно, если у плательщика в собственности находилось несколько объектов жилой недвижимости, то к площади одного из них могла применяться льгота, тогда как площади других объектов подлежали налогообложению в полном объеме.

После вступления в силу изменений льгота применяется к суммарной жилой площади всех объектов жилой недвижимости. Таким образом, большее количество налогоплательщиков сможет рассчитывать на льготу.

Причем законом вводится льгота на смешанные виды жилых объектов: суммарная жилая площадь квартир и жилых домов (в случае одновременного пребывания в собственности налогоплательщика) может быть уменьшена на 370 м2. В свою очередь, независимо от количества суммарная площадь квартиры/квартир (их частей) может быть уменьшена на 120 м2, а жилого дома/жилых домов (их частей) — на 250 м2.

Льгота по-прежнему будет предоставляться один раз за каждый базовый налоговый (отчетный) период (год).

Вместе с тем в НК появится запрет применения льготы к объектам, используемым с целью получения доходов (сдача в аренду, лизинг, использование в предпринимательской деятельности).

Ну и наконец о ставках. После вступления в силу изменений они будут установлены в фиксированном размере. В частности, ставка налога на недвижимость для собственников:

— квартир, жилая площадь которых не превышает 240 м2, — не более 1 % минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года (далее — МЗП*). Если жилая площадь квартиры (квартир) превышает 240 м2, то применяется ставка 2,7 % МЗП;

— жилых домов, жилая площадь которых не превышает 500 м2, — не более 1 % МЗП. Если суммарная жилая площадь жилого дома/жилых домов превышает 500 м2, то применяется ставка 2,7 % МЗП;

— для квартир и жилых домов, жилая площадь которых не превышает 740 м2, ставка налога зафиксирована и составляет 1 % МЗП. Если же суммарная жилая площадь разных видов объектов жилой недвижимости превышает 740 м2, то ставка налога составляет 2,7 % МЗП.

* В соответствии со ст. 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» от 06.12.2012 г. № 5515-VI установленный размер минимальной зарплаты по состоянию на 1 января 2013 года составляет 1147 грн.

Напомним, что ставка налога применяется к суммарной площади объектов жилой недвижимости, уменьшенной на размер льготы.

Кстати, после вступления в силу изменений информирование о необходимости уплаты налога, а также сверка данных будут проходить по месту жительства налогоплательщиков, что существенно облегчит им жизнь. В частности, новая редакция п.п. 265.7.2 НК предусматривает, что налоговое уведомление-решение (с указанием суммы налога и реквизитов органов местного самоуправления по местонахождению каждого из объектов жилой недвижимости) направляется (вручается) плательщику по месту его налогового адреса (месту регистрации) до 1 июля года, следующего за базовым налоговым (отчетным) периодом (годом). Соответственно сотрудники территориального органа Миндоходов по месту проживания (регистрации) налогоплательщика в течение 10 дней информируют коллег по местонахождению объектов жилой недвижимости об отправке (вручении) налогового уведомления-решения.

Однако такой порядок не действует на нерезидентов: им налоговые уведомления-решения будут отправляться по местонахождению объектов жилой недвижимости, которые находятся в собственности нерезидента.

 

Что изменится для юрлиц?

 

Плательщиков налога на недвижимость — юридических лиц ожидают менее глобальные изменения.

Так, отчетный период для юрлиц останется без изменений, т. е. текущий год. Однако продлится предельный срок предоставления декларации до 20 февраля. Напомним, что в 2013 году юрлица отчитывались в территориальные органы Миндоходов до 1 февраля. Следовательно, по новым правилам, т. е. за 2014 год, отчитаться нужно будет не позднее 19 февраля 2014 года (если, конечно, к тому времени опять что-то не изменится).

Кроме того, для плательщиков-юрлиц не выделяется смешанная база налогообложения. При этом ставки налога будут зафиксированы в следующих размерах за 1 м2, жилой площади объекта жилой недвижимости:

— для квартир, жилая площадь которых не превышает 240 м2, и жилых домов, жилая площадь которых не превышает 500 м2, ставка налога составит 1 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года;

— для квартир, жилая площадь которых превышает 240 м2, и жилых домов, жилая площадь которых превышает 500 м2, ставка налога составит 2,7 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года.

Однако нужно учитывать, что после вступления в силу изменений городские, поселковые и сельские советы смогут устанавливать дополнительные льготы по налогу на объекты жилой недвижимости, которые находятся в собственности религиозных организаций Украины. Сведения о таких льготах органы местного самоуправления должны будут предоставлять в территориальные органы Миндоходов по местонахождению жилой недвижимости до 1 февраля текущего года.

 

P.S.

 

На дату передачи номера в печать законопроект № 2405 находится на подписи у Президента. Причем спрогнозировать, когда он будет подписан и произойдет ли это вообще, достаточно сложно.

Заметим, что после получения законопроекта Президент в течение 15 дней принимает решение и либо подписывает закон (после происходит его официальное опубликование), либо возвращает с предложениями для повторного рассмотрения.

Стоит сказать, что в случае подписания Президентом законопроекта № 2405 он вступит в силу на следующий день после официального опубликования.

Ну что ж, плательщикам, как всегда, остается только ждать. Причем осторожным физлицам, если предельный срок уплаты налога по полученному налоговому уведомлению-решению уже приближается (60 дней с момента получения налогового уведомления-решения), рекомендуем уплатить налог. Даже если окажется, что в 2013 году этого делать не нужно было, то уплаченные суммы можно будет или вернуть, или учесть в счет будущих платежей. А вот юрлицам и волноваться нечего — в текущем году их новшества «не зацепят».

 

Использованные нормативные документы

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Законопроект № 2405 Проект закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости» от 27.02.2013 г. № 2405.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше